Екатеринбург |
|
07 апреля 2022 г. |
Дело N А47-10196/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Купреенкова В.А., Полуяктова А.С.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Компанейца Владимира Викторовича на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.09.2021 по делу N А47-10196/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Оренбург" - Бесаева К.В. (доверенность от 26.07.2021).
Общество с ограниченной ответственностью "Газпромнефть - Оренбург" (далее - общество "Газпромнефть - Оренбург") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к индивидуальному предпринимателю Компанейцу Владимиру Викторовичу (далее - Компанеец В.В.) об изъятии путем прекращения права собственности Компанейца В.В. на земельный участок с кадастровым номером 56:19:1212001:148 площадью 5656 +/- 658 кв. м, расположенный по адресу: Оренбургская область, Новосергиевский район, Покровский сельсовет, в пользу общества "Газпромнефть - Оренбург" для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами и осуществляемых за счет средств общества "Газпромнефть-Оренбург" в соответствии с лицензией на право пользования недрами ОРБ 02979 НР, с выплатой возмещения в сумме 7883 руб. стоимости земельного участка, убытков в сумме 3 руб. 40 коп., о взыскании судебных расходов на оплату государственной пошлины по иску в сумме 6000 руб., судебных расходов на проведение судебной экспертизы в сумме 25 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Департамент по недропользованию по Приволжскому федеральному округу, акционерное общество "Южуралнефтегаз", Компанеец Элеонора Николаевна.
Решением суда первой инстанции от 20.09.2021 исковые требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции 14.12.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Компанеец В. В. просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм процессуального права, неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам. По мнению заявителя, судами дана неверная оценка обстоятельству неуведомления ответчика об обстоятельствах изъятия имущества, что нарушило право ответчика на защиту права собственности в досудебном порядке, отмечает, что истец был извещен о том, что ответчик по месту регистрации не проживает, для обмена документами просил истца использовать электронный адрес ответчика. По мнению заявителя, судам следовало оценить действия общества "Газпромнефть - Оренбург" на предмет злоупотребления правом применительно к положениям статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Далее заявитель ссылается на ошибочные, по его мнению, выводы судов о наличии оснований для изъятия земельного участка для государственных нужд, отмечает, что в материалах дела не имеется доказательств наличия государственного (публичного) интереса в отношении предмета спора. Заявитель полагает, что судами не дана надлежащая правовая оценка обстоятельству того, что изъятию подлежал земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения, наличие лицензии на право добычи полезных ископаемых не свидетельствует о потребности публично-правового образования в изъятии земельного участка для государственных нужд.
Кроме того, ответчик не согласен с произведенным расчетом сумм возмещения в размере 7883 руб. стоимости земельного участка, убытков в размере 3 руб. 40 коп., определенных на основании заключения судебного эксперта, полагает необоснованным отказ суда в удовлетворении заявления Компанейца В.В. об отводе эксперта ввиду его некомпетентности. По мнению заявителя, суд необоснованно не принял во внимание наличие у ответчика экономического образования, что позволяет Компанейцу В.В. сделать независимый расчет рыночной стоимости спорного земельного участка.
В дополнении к кассационной жалобе Компанеец В.В. отмечает, что судами не дана надлежащая оценка доводу ответчика о конфигурации спорного земельного участка относительно оставшегося земельного участка, исключающей возможность эффективного использования оставшегося земельного участка в сельскохозяйственных целях.
Кроме того, заявитель полагает, что принятые судебные акты противоречат сложившейся судебной практике об изъятии земельных участков для государственных нужд.
Помимо изложенного, по мнению заявителя, суды не исследовали обстоятельства относимости скважины N 69 и лицензии, выданной истцу на право разведки и последующей добычи недр, лицензии, выданной по результатам публичных торгов на право разработки месторождения на земельном участке, на котором нефтяных скважин не имеется.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Пунктом 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
В силу статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.
При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
Порядок и условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд установлены главой VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, должно быть обосновано, в том числе лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя).
В соответствии с пунктом 5 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в результате которого прекращаются право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или право безвозмездного пользования таким земельным участком, может осуществляться независимо от формы собственности на такой земельный участок.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, с которыми в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, вправе обратиться, в том числе организации, являющиеся недропользователями, в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователей.
В ходатайстве об изъятии должна быть указана цель изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (пункт 4 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 8 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации существует запрет на изъятие для государственных или муниципальных нужд только земельных участков, предоставленных федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
В пункте 7 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации указаны случаи, при которых решение об изъятии не может быть принято.
Пунктом 11 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации установлены основания для отказа в удовлетворении ходатайства об изъятии.
Согласно подпунктам 1, 6 пункта 1 статьи 56.11 Земельного кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка является основанием для перехода права собственности на земельный участок, находящийся в частной собственности; государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 2 статьи 56.11 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если вступившим в законную силу решением суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества предусмотрено полное или частичное возмещение за изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в денежной форме, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи последствия наступают только после предоставления указанного возмещения.
С момента прекращения права частной собственности на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества на них возникает право собственности организации, которая подала ходатайство об изъятии, на основании которого принято решение об изъятии такого земельного участка, и которая предоставила за изымаемый земельный участок в полном объеме возмещение, предусмотренное соглашением об изъятии недвижимости или вступившим в законную силу решением суда, за исключением случаев, если приобретение такого земельного участка в частную собственность не допускается на основании федерального закона (подпункт 4 пункта 4 статьи 56.11 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, определяется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ).
Статьей 282 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, выкуп участка (принудительное изъятие) для государственных нужд может быть осуществлен по решению суда.
При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно пункту 5 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации в целях определения размера возмещения рыночная стоимость земельного участка, право частной собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка.
В случае если в результате изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества у правообладателей изымаемой недвижимости возникают убытки в связи с невозможностью исполнения ими обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, правообладатели изымаемой недвижимости обязаны представить лицу, выполняющему работы по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, документы, подтверждающие возникновение у правообладателей изымаемой недвижимости убытков в связи с невозможностью исполнения указанных обязательств (пункт 6 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 7 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации размер возмещения определяется не позднее чем за шестьдесят дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2014) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014), в пункте 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", пункте 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015), определение выкупной стоимости изымаемого участка следует производить из рыночной стоимости, максимально приближенной к дате принятия решения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации при разрешении требования о принудительном изъятии земельного участка для государственных нужд условия, в том числе размер возмещения, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных нужд, определяются судом.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 17.10.2019 N 99/2019/289587914 Компанеец В.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером 56:19:0000000:2175 площадью 8 316 000 кв. м, расположенного по адресу: Оренбургская область, Новосергиевский район, Покровский сельсовет, Платовский сельсовет, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
Между Компанейцем В.В. (арендодатель) и Компанеец Э.Н. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 31.10.2017, по условиям пункта 1.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок площадью 8 316 000 кв. м с кадастровым номером 56:19:0000000:2175, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, адрес (местоположение) объекта: Оренбургская область, Новосергиевский район, Покровский сельсовет, Платовский сельсовет, принадлежащий арендодателю на праве собственности на основании свидетельства о государственной регистрации права N 56-АБ 600160, выданного 12.03.2012 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области.
Согласно пунктам 1.2, 3.1 договора аренды земельного участка от 31.10.2017 земельный участок передан в аренду на срок 11 месяцев за плату в размере 10 000 руб. в год.
Между Компанеец Э.Н. (субарендодатель) и обществом "Газпромнефть-Оренбург" (субарендатор) заключен договор субаренды земельных участков от 31.10.2017 N з-1/2017-ЗМ, согласно которому субарендодатель предоставляет во временное владение и пользование, а субарендатор принимает и использует, в том числе часть земельного участка с кадастровым номером 56:19:0000000:2175, местоположением: обл. Оренбургская, р-н Новосергиевский, Покровский сельсовет, Платовский сельсовет, площадью 5165 кв. м, для размещения (строительство, реконструкция, ремонт) промышленных объектов, в том числе (но не ограничиваясь) для размещения скважины N 69 (Землянского месторождения) и проезда к ней.
Согласно пунктам 2.1, 8.1 договора субаренды земельных участков от 31.10.2017 N з1/2017-ЗМ часть земельного участка с кадастровым номером 56:19:0000000:2175 совместно с частью земельного участка с кадастровым номером 56:19:0000000:2906 переданы в субаренду за плату в сумме 691 300 руб. (за весь период субаренды) на срок до 31.08.2018.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости на земельном участке с кадастровым номером 56:19:0000000:2175 располагается объект недвижимого имущества с кадастровым номером 56:19:0000000:2531, который представляет собой сооружение нефтяных месторождений (скважина N 69), расположенное по адресу: Оренбургская область, Новосергиевский район, Землянское месторождение, который согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 07.11.2019 N 99/2019/293676554 принадлежит на праве собственности акционерному обществу "Южуралнефтегаз".
Между акционерным обществом "Южуралнефтегаз" (арендодатель) и обществом "Газпромнефть-Оренбург" (арендатор) заключен договор аренды скважин от 30.05.2019 N н-1/2019-Ю, в том числе в отношении аренды скважины N 69 сроком действия с 01.07.2019 по 31.05.2020.
Дополнительным соглашением от 01.06.2020 акционерное общество "Южуралнефтегаз" и общество "Газпромнефть-Оренбург" продлили срок действия договора аренды скважин от 30.05.2019 N н-1/2019-Ю на 11 месяцев - с 01.06.2020 по 30.04.2021.
По истечении срока действия договора аренды скважин от 30.05.2019 N н-1/2019-Ю между акционерным обществом "Южуралнефтегаз" (арендодатель) и обществом "Газпромнефть-Оренбург" (арендатор) заключен новый договор аренды скважин от 01.05.2021 N н-5/2021-Ю, в том числе в отношении аренды скважины N 69, сроком действия с 01.05.2021 по 31.03.2022.
Обществом "Газпромнефть-Оренбург" получена лицензия на пользование недрами серии ОРБ N 02979 НР с целевым назначением и видами работ: для геологического изучения, включающего поиск и оценку месторождения полезных ископаемых, разведку и добычу полезных ископаемых. Срок действия лицензии - до 15.12.2039.
По ходатайству общества "Газпромнефть-Оренбург" от 28.05.2019, на основании протокола заседания Комиссии по рассмотрению ходатайства об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования от 25.06.2019 N 243 Департаментом по недропользованию по Приволжскому федеральному округу издан приказ от 27.06.2019 N 246 "Об изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами за счет средств недропользователя".
Согласно пункту 1 приказа от 27.06.2019 N 246 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по образованию земельного участка с условным номером 56:19:0000000:2175:ЗУ1 площадью 5656 кв. м из земельного участка с кадастровым номером 56:19:0000000:2175 площадью 8 316 000 +/- 25 233 кв. м, категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", принадлежащего на правах собственности Компанейцу В.В.
В пункте 2 приказа от 27.06.2019 N 246 указано на изъятие у Компанейца В.В. земельного участка с условным номером 56:19:0000000:2175:ЗУ 1 площадью 5656 кв. м, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 56:19:0000000:2175 площадью 8 316 000 +/-25 233 кв. м, принадлежащего на праве собственности, находящегося по адресу: Оренбургская область, Новосергиевский район, Покровский сельсовет, Платовский сельсовет, для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами и осуществляемых за счет средств общества "Газпромнефть-Оренбург", согласно лицензии ОРБ 02979 HP (дата государственной регистрации 10.06.2016).
В силу пункта 3 приказа от 27.06.2019 N 246 обществу "Газпромнефть-Оренбург" поручено: выступать заказчиком кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с утвержденной схемой; представить в орган, осуществляющий постановку на государственный кадастровый учет объектов недвижимости, заявление о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, который предстоит образовать; выступать заказчиком работ по оценке изымаемого земельного участка, опенке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых изъятием земельного участка; осуществлять переговоры с Компанейцем В.В. относительно условий изъятия земельного участка; осуществить подготовку проекта соглашения об изъятии земельного участка и направить его в Приволжскнедра для согласования и подписания; направить в установленном порядке подписанное со стороны Приволжскнедра соглашение об изъятии земельного участка в адрес Компанейца В.В. для подписания.
Копия приказа от 27.06.2019 N 246 направлена Департаментом по недропользованию по Приволжскому федеральному округу в общество "Газпромнефть-Оренбург", в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области.
Департаментом по недропользованию по Приволжскому федеральному округу запрошена информация о месте жительства Компанейца В.В.
Согласно адресной справке отдела АСР УВМ УМВД России по Оренбургской области от 18.07.2019 Компанеец В.В. не значился зарегистрированным на территории Оренбургской области.
Согласно письму ФБУ "Территориальный фонд геологической информации по Приволжскому Федеральному округу" от 09.07.2019 исх. N 1129-01/1 приказ департамента от 27.06.2019 N 246 опубликован по месту нахождения земельного участка, подлежащего изъятию, на сайте Администрации муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области.
Кроме того, указанный приказ также опубликован на официальном сайте Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу.
В соответствии со схемой, утвержденной приказом Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу от 27.06.2019 N 246, из земельного участка с кадастровым номером 56:19:0000000:2175 образован земельный участок с кадастровым номером 56:19:1212001:148, площадью 5656 +/- 658 кв. м, расположенный по адресу: Оренбургская область, Новосергиевский район, Покровский сельсовет, который поставлен на кадастровый учет 12.07.2019.
Зарегистрированные обременения указанного земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
На земельном участке располагается объект недвижимого имущества с кадастровым номером 56:19:0000000:2531 (скважина N 69).
По заказу общества "Газпромнефть-Оренбург" индивидуальным предпринимателем Савенковым Б.В. произведено определение размера возмещения за изымаемый земельный участок с кадастровым номером 56:19:1212001:148 (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, площадь 5656 кв.м).
В соответствии с отчетом об оценке от 09.10.2019 N 1606/19 итоговая рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:19:1212001:148 составила 7070 руб., стоимость подлежащих возмещению убытков, связанных с досрочным прекращением договора аренды земельного участка от 31.10.2017, составила 6 руб. 80 коп.
Общество "Газпромнефть-Оренбург" подготовило соглашение об изъятии недвижимости для государственных нужд от 12.11.2019.
Соглашение подписано Департаментом по недропользованию по Приволжскому федеральному округу, обществом "Газпромнефть-Оренбург" и направлено для подписания Компанейцу В.В.
Письмо общества "Газпромнефть-Оренбург" от 15.11.2019 N 03/7683 с приложениями направлено Компанейцу В.В. бандеролью с описью вложения 21.11.2019 по адресу: 117418, г. Москва, ул. Новочеремушкинская, д. 50, корп. 3, кв. 159, что подтверждено квитанцией ФГУП "Почта России" N 3529124.
Согласно информации с сайта ФГУП "Почта России" (заверенной работником почтовой службы) бандероль прибыла в место вручения 24.11.2019, пробыла в почтовом отделении по месту вручения до 24.12.2019, а затем была возвращена отправителю.
Поскольку соглашение об изъятии недвижимости для государственных нужд от 12.11.2019 Компанейцем В.В. подписано не было, общество "Газпромнефть-Оренбург" обратилось в Новосергиевский районный суд Оренбургской области с исковым заявлением о принудительном изъятии земельного участка с кадастровым номером 56:19:1212001:148.
Определением Новосергиевского районного суда Оренбургской области от 02.07.2020 исковое заявление общества "Газпромнефть-Оренбург" возвращено истцу в связи с подсудностью спора арбитражному суду.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества "Газпромнефть-Оренбург" в арбитражный суд.
В ходе рассмотрения дела, учитывая наличие между сторонами спора относительно размера возмещения, определением Арбитражного суда Оренбургской области от 29.01.2021 по ходатайству общества "Газпромнефть-Оренбург" назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту союза "Торгово-промышленная палата Оренбургской области" Желанову В.С.
Согласно заключению эксперта от 17.03.2021 N 092-09-00374 рыночная стоимость изымаемого земельного участка по состоянию на 29.01.2021 составила 7883 руб. Размер убытков на дату оценки - 29.01.2021 составил 0 руб.
По результатам допроса эксперта Желанова В.С., определением Арбитражного суда Оренбургской области от 30.06.2021 назначена дополнительная судебная экспертиза, производство которой поручено эксперту союза "Торгово-промышленная палата Оренбургской области" Желанову В.С. На разрешение эксперта поставлен следующий вопрос: определить размер убытков, причиненных изъятием земельного участка с кадастровым номером 56:19:1212001:148, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения собственником земельного участка обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенную выгоду (неполученный доход), которая определяется в соответствии с федеральным законодательством, учитывая, что между собственником и арендатором имеется договор аренды земельного участка от 01.12.2017.
Согласно заключению эксперта от 25.08.2021 N 092-09-00374/2 по результатам дополнительной экспертизы размер убытков, причиненных изъятием земельного участка с кадастровым номером 56:19:1212001:148, и убытков, связанных с невозможностью исполнения собственником земельного участка обязательств перед третьими лицами, составил 03 руб. 40 коп.
Далее при исследовании фактических обстоятельств настоящего дела суды приняли во внимание, что общество "Газпромнефть-Оренбург" является обладателем лицензии на пользование недрами серии ОРБ N 02979 НР с целевым назначением и видами работ: для геологического изучения, включающего поиск и оценку месторождения полезных ископаемых, разведку и добычу полезных ископаемых. Срок действия лицензии - до 15.12.2039.
Для целей реализации указанной лицензии на основании заключаемых с акционерным обществом "Южуралнефтегаз" договоров аренды скважин общество "Газпромнефть-Оренбург" осуществляет эксплуатацию принадлежащего на праве собственности акционерному обществу "Южуралнефтегаз" объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 56:19:0000000:2531 (скважины N 69), который ранее располагался на земельном участке с кадастровым номером 56:19:0000000:2175, принадлежащем на праве собственности Компанейцу В.В.
Указанный объект предназначен для разведки и добычи из недр углеводородного сырья и используется обществом "Газпромнефть-Оренбург" на основании последовательно заключаемых с акционерным обществом "Южуралнефтегаз" договоров аренды скважин.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные Департаментом по недропользованию по Приволжскому федеральному округу в материалы дела документы, учитывая выданную обществу "Газпромнефть-Оренбург" лицензию на пользование недрами, суды пришли к выводу о соблюдении департаментом требований, установленных Земельных кодексом Российской Федерации, при издании приказа от 27.06.2019 N 246 и о соответствии приказа департамента положениям Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции отклоняет доводы заявителя кассационной жалобы об отсутствии оснований для изъятия земельного участка, связанном с отсутствием государственных нужд Российской Федерации и наличием исключительно коммерческих интересов общества "Газпромнефть-Оренбург".
Проанализировав положения приказа Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу от 27.06.2019 N 246, приняв во внимание наличие у общества "Газпромнефть-Оренбург" лицензии для геологического изучения, включающего поиск и оценку месторождения полезных ископаемых, разведку и добычу полезных ископаемых, наличие на изымаемом земельном участке скважины N 69 (что исключает возможность использования такого земельного участка для сельскохозяйственного производства), учитывая, что государственное регулирование в области недропользования, добыча углеводородов и геологического изучения с последующей разработкой обладателем лицензии на разработку недр невозможны без изъятия спорного земельного участка, руководствуясь принципом необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, суд апелляционной инстанций пришел к обоснованному выводу о том, что правовых оснований для отказа в удовлетворении ходатайства общества "Газпромнефть-Оренбург" об изъятии земельного участка и издании соответствующего приказа об изъятии у департамента не имелось.
Также суд принял во внимание, что приказ департамента издан не только в связи с осуществлением обществом "Газпромнефть-Оренбург" недропользования в соответствии с действующей лицензией на право пользования недрами, но и нахождением на изымаемом земельном участке объекта недвижимости, необходимого для такого недропользования, при этом изъятие спорного земельного участка осуществлено в соответствии со стратегическими целями и задачами государственной энергетической политики в области недропользования, определенными Энергетической стратегией России на период до 2030 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 N 1715-р, следовательно, направлено не только на получение прибыли хозяйствующим субъектом - обществом "Газпромнефть-Оренбург", но и на достижение интересов общества (Российской Федерации), в том числе по обеспечению стабильного, бесперебойного и экономически эффективного удовлетворения внутреннего спроса на нефть и нефтепродукты для обеспечения стабильных поступлений в доходную часть консолидированного бюджета страны.
С учетом изложенного, приняв во внимание определенные экспертом в заключениях от 17.03.2021 N 092-09-00374 и от 25.08.2021 N 092-09-00374/2 рыночную стоимость изымаемого земельного участка по состоянию на 29.01.2021 в сумме 7883 руб., размер убытков в сумме 03 руб. 40 коп., признав, что результаты судебной экспертизы, изложенные в заключениях N 092-09-00374 и N 092-09-00374/2, оформлены с соблюдением требований статей 82, 83, 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", заключения выполнены полно, не содержат неточностей и неясностей в ответах на поставленные вопросы, являются надлежащими доказательствами, допустимыми для рассмотрения спора по существу заявленных требований, и учитывая, что иной размер сумм возмещения и убытков, вызванных изъятием земельного участка, ответчиком документально не подтвержден, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о законности требований общества "Газпромнефть-Оренбург" к Компанейцу В.В.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили исковые требования общества "Газпромнефть-Оренбург" к Компанейцу В.В. об изъятии путем прекращения права собственности Компанейца В.В. на земельный участок с кадастровым номером 56:19:1212001:148 в пользу общества "Газпромнефть - Оренбург" для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами и осуществляемых за счет средств общества "Газпромнефть-Оренбург" в соответствии с лицензией на право пользования недрами ОРБ 02979 НР, с выплатой возмещения в сумме 7883 руб. стоимости земельного участка, убытков в сумме 3 руб. 40 коп., а также о взыскании судебных расходов на оплату государственной пошлины по иску в сумме 6000 руб., судебных расходов на проведение судебной экспертизы в сумме 25 000 руб.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
Доводы заявителя кассационной жалобы о ненаправлении проекта соглашения об изъятии земельного участка Компанейцу В.В. являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, обоснованно отклонены судами с учетом положений пунктов 2, 3, 5 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации. Суды пришли к выводу о принятии департаментом всех разумно возможных мер для извещения заинтересованных лиц об издании им приказа от 27.06.2019 N 246. Суды установили, что соглашение об изъятии недвижимости для государственных нужд от 12.11.2019 было подписано департаментом, обществом "Газпромнефть-Оренбург" и направлено для подписания Компанейцу В.В. (письмо общества "Газпромнефть-Оренбург" от 15.11.2019 N 03/7683). Письмо от 15.11.2019 N 03/7683 с приложениями было направлено Компанейцу В.В. бандеролью с описью вложения 21.11.2019 по адресу: 117418, г. Москва, ул. Новочеремушкинская, д. 50, корп. 3, кв. 159, что подтверждено квитанцией ФГУП "Почта России" N 3529124. Согласно информации с сайта ФГУП "Почта России" (заверенной работником почтовой службы) бандероль прибыла в место вручения 24.11.2019 и пробыла в почтовом отделении по месту вручения до 24.12.2019, затем была возвращена отправителю. Учитывая изложенное, суды пришли к выводу о том, что обязанность по направлению правообладателю изымаемого земельного участка соглашения об изъятии недвижимости для государственных нужд от 12.11.2019 была исполнена надлежащим образом.
Суды обоснованно отметили, что поскольку в ходе выявления лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд, адрес электронной почты Компанейцем В.В. департаменту не сообщался, безусловной обязанности по направлению ему соглашения об изъятии недвижимости для государственных нужд на электронный адрес, указанный ответчиком, не было.
Кроме того, апелляционный суд обоснованно отметил, что оспариваемый ответчиком факт непосредственного извещения Компанейца В.В. об издании приказа департамента от 27.06.2019 N 246 сам по себе не свидетельствует о незаконности его принятия или отсутствии у него юридической силы, поскольку в силу пункта 13 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия, то есть не зависит от момента осведомления о нем правообладателя изымаемого земельного участка.
Иным доводам Компанейца В.В., изложенным в кассационной жалобе, дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Поскольку определением Арбитражного суда Уральского округа от 02.03.2022 заявителю жалобы была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, с Компанейца В.В. в доход федерального бюджета подлежит взысканию 3000 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.09.2021 по делу N А47-10196/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Компанейца Владимира Викторовича - без удовлетворения.
Взыскать с Компанейца Владимира Викторовича в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 3000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
В.А. Купреенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды обоснованно отметили, что поскольку в ходе выявления лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд, адрес электронной почты Компанейцем В.В. департаменту не сообщался, безусловной обязанности по направлению ему соглашения об изъятии недвижимости для государственных нужд на электронный адрес, указанный ответчиком, не было.
Кроме того, апелляционный суд обоснованно отметил, что оспариваемый ответчиком факт непосредственного извещения Компанейца В.В. об издании приказа департамента от 27.06.2019 N 246 сам по себе не свидетельствует о незаконности его принятия или отсутствии у него юридической силы, поскольку в силу пункта 13 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия, то есть не зависит от момента осведомления о нем правообладателя изымаемого земельного участка."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 7 апреля 2022 г. N Ф09-9099/21 по делу N А47-10196/2020
Хронология рассмотрения дела:
28.12.2022 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-16101/2022
07.04.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9099/2021
14.12.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-15602/2021
02.12.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9099/2021
11.10.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-14045/2021
20.09.2021 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-10196/20
02.09.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12455/2021