Екатеринбург |
|
22 июня 2023 г. |
Дело N А34-8611/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Полуяктова А.С.,
судей Купреенкова В.А., Суспициной Л.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Бабочкина Максима Сергеевича на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
предпринимателя Бабочкина М.С. - Феоктистова Н.С. (доверенность от 31.08.2018);
общества с ограниченной ответственностью "Брусника" Специализированный застройщик" (далее - общество "Брусника") - Пономарев Н.А. (доверенность от 09.01.2023 N 11).
Индивидуальный предприниматель Бабочкин М.С. обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным отказа Департамента архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана (далее - Департамент) в заключении дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от 13.12.2019 N 228 об увеличении срока действия договора N 228 на три года, выраженного в письме от 08.04.2022 N П-512. Также просил обязать Департамент в срок не позднее 5 дней с момента вступления решения суда в законную силу направить в адрес предпринимателя Бабочкина М.С. дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 13.12.2019 N 228 об увеличении срока действия договора N 228 на три года в трех экземплярах (с учетом уточненного заявления, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требований относительно предмета спора, привлечены Администрация города Кургана, общество "Брусника".
Решением суда первой инстанции от 23.01.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель Бабочкин М.С. просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению заявителя, в настоящем случае имелись необходимые условия для реализации заявителем права на заключение дополнительного соглашения к договору аренды на основании части 3 статьи 8 Федерального закона от 14.03.2022 N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 58-ФЗ), поскольку на дату обращения к Департаменту срок действия договора не истек; на дату обращения арендодатель не обращался в суд с требованием о расторжении договора; на дату обращения со стороны заявителя не имелось выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушений законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
Предприниматель Бабочкин М.С. считает неправомерным вывод судов о том, что земельный участок вошел в границы территории, подлежащей развитию, и не может быть предоставлен иному лицу, кроме того, кто заключил договор о развитии застроенной территории. Заявитель отметил, что в данном случае предметом спора являлось не предоставление земельного участка, а заключение дополнительного соглашения по действующему договору аренды; рассматривался не вопрос предоставления земельного участка, а реализация права заявителя, предоставленного специальной нормой федерального закона на увеличение срока действия действующего договора аренды. Предприниматель утверждает, что включение земельного участка само по себе в границы территории, подлежащей развитию, не влияет на правоотношения сторон договора аренды - Бабочкина М.С. и Администрации города Кургана, правовых последствий для Бабочкина М.С. в данном случае не наступало.
Заявитель жалобы считает, что поскольку право аренды земельного участка у предпринимателя Бабочкина М.С. по результатам аукциона возникло ранее принятия постановления о развитии застроенной территории и заключения договора с обществом "Брусника", договор аренды земельного участка не прекращал своего действия, не расторгался, земельный участок не изымался, то право Бабочкина М.С. на земельный участок является первичным, преимущественным, в связи с чем отсутствовали основания для отказа в заключении дополнительного соглашения об увеличении срока действия договора.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Брусника" просит отказать предпринимателю Бабочкину М.С. в удовлетворении заявленных требований, считая, что с даты вступления в силу постановления Администрации города Кургана от 06.11.2020 N 6768 "О развитии застроенной территории, расположенной в районе улиц Климова, Комсомольская, Куйбышева, в городе Кургане" (далее - Постановление N6768) земельный участок с кадастровым номером 45:25:070311:2021, включенный в территорию, подлежащую развитию, подлежит исключительной передачи только обществу "Брусника" и не может быть передан иному лицу, не являющемуся стороной по договору о развитии застроенной территории.
Как следует из материалов дела, 13.12.2019 в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, постановлением Администрации города Кургана от 22.10.2019 N 6913 "О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с разрешенным использованием - деловое управление, расположенного по адресу: г. Курган, ул. Комсомольская, N 17", протоколом о результатах аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с разрешенным использованием - деловое управление, расположенного по адресу: г. Курган, улица Комсмольская, N17, от 03.12.2019, между Администрацией города Кургана в лице Департамента архитектуры, строительства и земельных отношений и предпринимателем Бабочкиным М.С. заключен договор N 228 аренды земельного участка с кадастровым номером 45:25:070311:2021, площадью 2267 кв. м, расположенного по адресу: Курганская область, г. Курган, ул. Комсомольская, N 17.
Срок аренды участка устанавливается на 32 месяца с момента подписания акта приема-передачи участка (пункт 2.1 договора).
Акт приема-передачи земельного участка в аренду подписан сторонами 13.12.2019.
Письмом от 04.04.2022 N 12 предприниматель Бабочкин М.С. обратился в Департамент с заявлением о заключении дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от 13.12.2019 N 228 об увеличении срока действия договора аренды N 228 на три года.
В обоснование своего заявления предприниматель Бабочкин М.С. сослался на нормативные положения статьи 8 Федерального закона от 14.03.2022 N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которой арендодатель обязан без проведения торгов заключить соглашение в срок не позднее, чем в течение пяти рабочих дней со дня обращения арендатора с требованием о его заключении.
Письмом Департамента от 08.04.2022 N П-512а заявителю отказано в заключении дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от 13.12.2019 N 228 об увеличении срока действия указанного договора на три года без указания причин такого отказа.
Считая незаконным отказ Департамента в заключении дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка об увеличении срока действия договора, предприниматель Бабочкин М.С. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что лицом, которому в исключительном порядке (праве) предоставляется земельный участок в границах застроенной территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о ее развитии, может быть только лицо, с которым заключен договор о развитии застроенной территории. С даты вступления в силу Постановления N 6768 земельный участок с кадастровым номером 45:25:070311:2021, включенный в территорию, подлежащую развитию, подлежит исключительной передаче только обществу "Брусника", и не может быть передан иному лицу, не являющемуся стороной по договору развития застроенной территории.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражными судами норм материального права и норм процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене в связи со следующим.
Согласно статье 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимаемые арбитражным судом решение и постановление должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
На основании части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу.
В соответствии с частью 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения должны быть указаны: 1) фактические и иные обстоятельства дела, установленные арбитражным судом; 2) доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле; 3) законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его вынесения, и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя (пункт 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Из материалов дела следует, что предприниматель Бабочкин М.С. 04.04.2022 обратился в Департамент с заявлением о заключении дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от 13.12.2019 N 228 об увеличении срока действия договора аренды N 228 на три года, указав в качестве основания пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 14.03.2022 N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 14.03.2022 N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.03.2023 арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе потребовать от арендодателя заключения дополнительного соглашения к договору аренды такого земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия данного договора аренды, независимо от оснований заключения данного договора аренды, наличия или отсутствия задолженности по арендной плате при условии, что:
1. на дату обращения арендатора с указанным требованием срок действия договора аренды земельного участка не истек либо арендодателем не заявлено в суд требование о расторжении данного договора аренды;
2. на дату обращения арендатора с указанным требованием у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
Срок, на который увеличивается действие договора аренды земельного участка в соответствии с дополнительным соглашением, не может превышать три года (часть 4 статьи 8 Федерального закона N 58-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 8 Федерального закона N 58-ФЗ арендодатель обязан без проведения торгов заключить соглашение, указанное в части 3 настоящей статьи, в срок не позднее пяти рабочих дней со дня обращения арендатора с требованием о его заключении.
Таким образом, арендатор земельного участка, заключивший договор аренды до принятия Федерального закона N 58-ФЗ и надлежащим образом использующий земельный участок, в целях сохранения стабильных арендных отношений получил право на их продление без проведения торгов в упрощенном порядке при условии обращения с соответствующим заявлением до истечения срока действия договора.
Данное положение может быть применимо только к договорам, заключенным на определенный срок, поскольку увеличить можно только определенный договором срок.
Принятие Федерального закона N 58-ФЗ обусловлено необходимостью реализации комплекса мер социально-экономического характера в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц. |
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела суды установили, что спорный договор аренды земельного участка с кадастровым номером 45:25:070311:2021 заключен на срок 32 месяца с момента подписания акта приема-передачи участка, то есть 13.12.2019.
С заявлением о заключении дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от 13.12.2019 N 228 об увеличении срока действия договора предприниматель обратился 04.04.2022, до истечения срока действия договора.
Между тем разрешая спор, суды не выяснили, имеются ли в данном случае все необходимые условия для реализации заявителем права на заключение дополнительного соглашения к договору аренды на основании части 3 статьи 8 Федерального закона N 58-ФЗ, не проверили, заявлено ли арендодателем в суд требование о расторжении данного договора аренды на дату обращения арендатора с данным требованием, не имеется ли к моменту обращения со стороны заявителя выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушений законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
При этом следует иметь в виду, что согласно пункту 1 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1081 утверждено Положение о государственном земельном контроле (надзоре), в соответствии с которым государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и их территориальными органами (пункт 3).
Оспариваемый отказ судами мотивирован тем, что Администрацией города Кургана принято решение о развитии застроенной территории и заключении договора о развитии застроенной территории с третьим лицом.
Судами установлено, что 06.11.2020 Администрацией города Кургана принято Постановление N 6768 "О развитии застроенной территории, 6 А34-8611/2022 расположенной в районе улиц Климова, Комсомольская, Куйбышева, в городе Кургане" (далее - Постановление N 6768).
В соответствии с Постановлением N 6768 Администрацией города Кургана принято решение об осуществлении развития застроенной территории площадью 7304 кв. м, расположенной в районе улиц Климова, Комсомольская, Куйбышева в городе Кургане, со сносом многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, по адресам: г. Курган, ул. Куйбышева, д. 54; г. Курган, ул. Куйбышева, д. 54А; г. Курган, ул. Климова, д. 57.
Согласно Приложению N 1 к Постановлению N 6768, земельный участок с кадастровым номером 45:25:070311:2021 включен в территорию, подлежащую развитию.
На основании протокола о результатах аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории, расположенной в районе улиц Климова, Комсомольская, Куйбышева, в городе Кургане от 27.07.2021, между Администрацией города Кургана и ООО "Брусника". Специализированный застройщик" заключен договор о развитии застроенной территории в районе улиц Климова, Комсомольская, Куйбышева, в городе Кургане N 1 от 24.08.2021.
Согласно нормам, действовавшим на момент возникновения отношений сторон и применимым к ним в силу положений статьи 18 Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий", комплексное освоение территории включает в себя подготовку документации по планировке территории, образование земельных участков в границах данной территории, строительство на земельных участках в границах данной территории объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур, а также иных объектов в соответствии с документацией по планировке территории (часть 1 статьи 46.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Постановление N 6768 принято Администрацией города Кургана до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий", в связи с чем, к Постановлению N 6768 и договору от 24.08.2021 N 1 применяются положения Градостроительного кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации, действующие до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2020 N 494- ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий".
Отношения, связанные с вопросами развития застроенной территории, до 01.01.2021 регулировались положениями статей 46.1-46.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которые были внесены в Градостроительный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях увеличения объемов жилищного строительства и совершенствования механизмов вовлечения в хозяйственный оборот земельных участков для жилищного строительства.
Данным законом введено понятие "развитие застроенной территории", которое означает снос/реконструкцию зданий, строений, сооружений, являющихся аварийными или подлежащими сносу/реконструкции по иному основанию, и осуществление нового строительства на освобожденной территории.
Согласно статьи 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.01.2021, развитие застроенных территорий осуществляется в границах элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или его части (частей), в границах смежных элементов планировочной структуры или их частей; решение о развитии застроенной территории принимается органом местного самоуправления по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, физических или юридических лиц при наличии градостроительного регламента, а также местных нормативов градостроительного проектирования (при их отсутствии - утвержденных органом местного самоуправления расчетных показателей обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры); решение о развитии застроенной территории может быть принято, если на такой территории расположены многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу; многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления.
На основании части 1 статьи 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.01.2021, по договору о развитии застроенной территории одна сторона обязуется в установленный договором срок своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц выполнить обязательства в соответствии с пунктами 3 - 6 части 3 указанной статьи, а другая сторона (орган местного самоуправления) обязуется создать необходимые условия для выполнения обязательств в соответствии с пунктами 7 - 9 части 3 этой же статьи.
Договор заключается органом местного самоуправления с победителем открытого аукциона на право заключить такой договор или иным лицом в соответствии с частями 25 и 28 статьи 46.3 данного Кодекса (часть 2 статьи 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Согласно части 3 статьи 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации приведены существенные условия договора, к которым, в том числе, относятся сведения о местоположении и площади застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, перечень адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу, реконструкции, цена права на заключение договора; срок договора; ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора, взаимные обязательства сторон договора.
Одним из ключевых моментов договора развития застроенной территории является то, что земельный участок, который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам и который находится в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, предоставляется лицу, с которым заключен такой договор, для строительства без проведения торгов.
Участок по выбору такого лица передается бесплатно в собственность или в аренду (пункт 2.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, подпункт 13 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 01.03.2015, часть 8 статьи 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Суды указали, что с даты вступления в силу Постановления N 6768 земельный участок с кадастровым номером 45:25:070311:2021, включенный в территорию, подлежащую развитию, подлежит исключительной передаче только обществу "Брусника", и не может быть передан иному лицу, не являющемуся стороной по договору развития застроенной территории.
Однако на момент вступления в силу Постановления N 6768 от 06.11.2020 о развитии застроенной территории земельный участок с кадастровым номером 45:25:070311:2021, площадью 2267 кв. м, расположенный по адресу: Курганская область, г. Курган, ул. Комсомольская, N 17, уже был обременен арендными правами предпринимателя Бабочкина М.С.
Договор от 13.12.2019 N 228 аренды земельного участка между Администрацией города Кургана в лице Департамента архитектуры, строительства и земельных отношений и предпринимателем Бабочкиным М.С. заключен в установленном законом порядке по результатам аукциона, на дату обращения арендатора с требованием заключения дополнительного соглашения об увеличении срока действия договор был действующим, земельный участок находился во владении и пользовании предпринимателя Бабочкина М.С., в установленном порядке не был изъят.
Положениями Федерального закона от 14.03.2022 N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" реализация права арендатора на заключение дополнительного соглашения об увеличении срока действия договора аренды не поставлена в зависимость от нахождения данного земельного участка в границах застроенной территории, подлежащей развитию.
В данном случае предметом спора является не предоставление земельного участка, а заключение дополнительного соглашения по действующему договору аренды; рассматривается не вопрос предоставления земельного участка, а реализация права заявителя, предусмотренной специальной нормой федерального закона, на увеличение срока действия действующего договора аренды.
При таких обстоятельствах включение спорного земельного участка, на котором отсутствовали объекты, подлежащие сносу/реконструкции, в границы застроенной территории, подлежащей развитию, не влияет на возможность реализации арендатором своих прав, вытекающих из данного договора и возникших ранее принятия постановления о развитии застроенной территории и заключения договора с третьим лицом, и не исключает право арендатора пользоваться поддержкой от государства, в том числе мерами, предусмотренными положениями Федерального закона N 58-ФЗ.
Поскольку уже переданный и принадлежащий на праве аренды предпринимателю земельный участок не мог быть предоставлен Администрацией города Кургана в аренду третьему лицу, то вывод судов об исключительном праве общества "Брусника" на земельный участок с кадастровым номером 45:25:070311:2021 при установленных обстоятельствах является ошибочным.
Наряду с этим суд округа считает необоснованным вывод судов со ссылкой на подпункт 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации о том, что поскольку на спорном земельном участке отсутствует объект незавершенного строительства, заключение нового договора аренды на земельный участок по данным основаниям, у предпринимателя Бабочкина М.С. неправомерно.
Основанием для обращения предпринимателя с заявлением о заключении дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от 13.12.2019 N 228 об увеличении срока действия договора аренды послужили нормы статьи 8 Федерального закона N 58-ФЗ, а не положения подпункта 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации. Положения Федерального закона N 58-ФЗ не содержат требования об обязательном наличии на земельном участке объекта незавершенного строительства для принятия решения о заключении дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка об увеличении срока его действия.
Поскольку судами нарушены нормы материального права, не установлены значимые для дела обстоятельства, надлежащая правовая оценка доводам лиц, участвующих в деле, не дана, на основании части 1, 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат отмене, дело - передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд Курганской области.
При новом рассмотрении суду следует установить и оценить отмеченные выше обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения спора, суду необходимо дать оценку доводам сторон на основе всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств, на которые ссылаются лица, участвующие в деле, в обоснование своих возражений, проверить наличие условий, необходимых для реализации заявителем права на заключение дополнительного соглашения к договору аренды на основании положений Федерального закона N 58-ФЗ, и принять законный и обоснованный судебный акт в соответствии с нормами действующего законодательства.
Руководствуясь ст.ст. 286- 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2023 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Курганской области.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.С. Полуяктов |
Судьи |
В.А. Купреенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Основанием для обращения предпринимателя с заявлением о заключении дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от 13.12.2019 N 228 об увеличении срока действия договора аренды послужили нормы статьи 8 Федерального закона N 58-ФЗ, а не положения подпункта 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации. Положения Федерального закона N 58-ФЗ не содержат требования об обязательном наличии на земельном участке объекта незавершенного строительства для принятия решения о заключении дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка об увеличении срока его действия.
...
При новом рассмотрении суду следует установить и оценить отмеченные выше обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения спора, суду необходимо дать оценку доводам сторон на основе всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств, на которые ссылаются лица, участвующие в деле, в обоснование своих возражений, проверить наличие условий, необходимых для реализации заявителем права на заключение дополнительного соглашения к договору аренды на основании положений Федерального закона N 58-ФЗ, и принять законный и обоснованный судебный акт в соответствии с нормами действующего законодательства."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22 июня 2023 г. N Ф09-3150/23 по делу N А34-8611/2022
Хронология рассмотрения дела:
25.07.2024 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6200/2024
19.06.2024 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3150/2023
23.01.2024 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-17722/2023
03.11.2023 Решение Арбитражного суда Курганской области N А34-8611/2022
22.06.2023 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3150/2023
03.04.2023 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2549/2023
23.01.2023 Решение Арбитражного суда Курганской области N А34-8611/2022