г. Казань |
|
30 июня 2014 г. |
Дело N А12-26693/2013 |
Резолютивная часть определения объявлена 26 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Карповой В.А., Петрушкина В.А.,
при участии представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Волгоград ТВМ" -Сторожева И.А., доверенность от 22.01.2014 б/н
заявителя - Мирошниковой Е.Г., доверенность от 01.01.2014 N 13/к-5,
Правительства Волгоградской области - Голубевой Т.В., доверенность от 31.01.2014 N 14,
Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области - Голубевой Т.В., доверенность от 20.06.2014 N 427,
прокуратуры Волгоградской области - Рупиной В.В.,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Волгоград ТВМ", г. Волгоград,
на определение Арбитражного суда Волгоградской области от 17.01.2014 (судья Романов С.П.)
по делу N А12-26693/2013
по заявлению закрытого акционерного общества "Волгоградский металлургический комбинат "Красный Октябрь", г. Волгоград (ИНН 3442123614, ОГРН 123459007374) к администрации Волгограда, г. Волгоград, о признании ненормативного правового акта недействительным в части резервирования земельного участка, понуждении изменить схему резервируемой территории, с участием заинтересованных лиц: Правительства Волгоградской области, г. Волгоград; Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, г. Волгоград; Министерства государственных имущественных отношений Волгоградской области, г. Волгоград; Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда, г. Волгоград; Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда; общества с ограниченной ответственностью "КО-Снабжение", г. Волгоград; открытого акционерного общества "ПромИнвест", г. Волгоград; Прокуратуры Волгоградской области, г. Волгоград,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Волгоградский металлургический комбинат "Красный Октябрь" (далее - ЗАО "ВМК "Красный Октябрь") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействующим (незаконным) постановление администрации Волгограда от 16.09.2011 N 2786 "О резервировании земельного участка (учетный номер 2-0-303) для муниципальных нужд" в части резервирования земельного участка с кадастровым номером 34:34:020090:38, понуждении администрации Волгограда внести изменения в приложение N 1 постановления администрации Волгограда от 16.09.2011 N 2786 "О резервировании земельного участка (учетный номер 2-0-303) для муниципальных нужд" в части резервирования земельного участка с кадастровым номером 34:34:020090:38, изменив схему резервируемой территории, и в приложение N 2 постановления, исключив из перечня кадастровых номеров земельных участков, земельный участок с кадастровым номером 34:34:020090:38.
В ходе судебного разбирательства стороны на основании части 4 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке главы 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявили ходатайство об утверждении мирового соглашения.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 17.01.2014 мировое соглашение, заключенное между ЗАО "ВМК "Красный Октябрь" и администрацией Волгограда, утверждено на следующих условиях: 1. ЗАО "ВМК "Красный Октябрь" обязуется обеспечить подготовку и предоставление для утверждения в администрацию Волгограда проект планировки территории кварталов N 02 10-002, N 02-10-006, N 02-10-004 в Краснооктябрьском районе города Волгограда, разработанного на основании распоряжения Комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда N 211-осн от 13.06.2013 "О подготовке документации по планировке территории" и технического задания, выданного комитетом по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда в соответствии с вышеуказанным распоряжением; 2. администрация Волгограда обязуется в течение десяти дней со дня вступления в силу определения арбитражного суда об утверждении настоящего мирового соглашения, внести изменения в приложение N 1 и приложение N 2 к постановлению администрации Волгограда от 16.09.2011 N 2786 "О резервировании земельного участка (учетный N 2-0-303) для муниципальных нужд", исключив земельный участок с кадастровым номером 34:34:020090:38 из схемы резервируемой территории и из Перечня кадастровых номеров земельных участков, которые расположены в границах резервируемой территории; 3. В течение трех месяцев после внесения администрацией Волгограда изменений в постановление от 16.09.2011 N 2786 "О резервировании земельного участка (учетный N 2-0-303) для муниципальных нужд" ЗАО "ВМК "Красный Октябрь" обязуется приобрести в собственность земельный участок с кадастровым номером 34:34:020090:38; 4. В дальнейшем ЗАО "ВМК "Красный Октябрь" в срок до 01.06.2014 за свой счет и своими силами обязуется выполнить работы по образованию из земельного участка с кадастровым номером 34:34:020090:38 путем его раздела земельных участков с последующим межеванием и постановкой на кадастровый учет вновь образованных земельных участков с учетом границ зарезервированного для муниципальных нужд земельного участка (учетный N2-0-303); 5. В течение двух недель после исполнения обязательств, указанных в пунктах 3 и 4 настоящего мирового соглашения, ЗАО "ВМК "Красный Октябрь" предоставляет администрации Волгограда кадастровые паспорта вновь образованных земельных участков для внесения изменений в постановление от 16.09.2011 N 2786 "О резервировании земельного участка (учетный N 2-0-303) для муниципальных нужд"; 6. После проведения всех вышеуказанных действий ЗАО "ВМК "Красный Октябрь" обязуется передать в установленном законом порядке в муниципальную собственность администрации Волгограда вновь образованный земельный участок из земельного участка с кадастровым номером 34:34:020090:38 с целью включения его в земельный участок для строительства транспортно-пешеходной набережной (рокадной дороги) и берегоукрепления в Краснооктябрьском районе; 7. В связи с подписанием настоящего мирового соглашения ЗАО "ВМК "Красный Октябрь" отказывается от заявленных требований по делу N А12-26693/2013 в полном объеме; 8. В случае неисполнения условий настоящего мирового соглашения, одной из сторон, другая сторона на основании части 2 статьи 142 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством о выдаче ему исполнительного листа для принудительного исполнения.
Производство по делу прекращено.
ЗАО "ВМК "Красный Октябрь" из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в размере 1000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Волгоград ТВМ" (далее - ООО "Волгоград ТВМ"), не привлеченное к участию в деле, в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в обоснование жалобы указав, что обжалуемый судебный акт принят о его правах и обязанностях, поскольку земельный участок площадью 40 209 кв. м, с кадастровым номером 34:34:020090:40, на котором расположены принадлежащие ему объекты недвижимости, находится в одном кадастровом квартале с земельным участком с кадастровым номером 34:34:020090:38 и разработка ЗАО "ВМК "Красный Октябрь" проекта планировки территории кварталов N 02 10-002, N 02-10-006, N 02-10-004 в Краснооктябрьском районе города Волгограда может в последующем создать препятствия ООО "Волгоград ТВМ" в приватизации земельного участка с кадастровым номером 34:34:020090:40, так как данным проектом может быть предусмотрено строительство транспортно-пешеходной набережной (рокадной дороги) на указанном земельном участке.
Поскольку определение Арбитражного суда Волгоградской области от 17.01.2014, которым утверждено мировое соглашение, нарушает права и законные интересы ООО "Волгоград ТВМ", что противоречит статье 139 Арбитражного кодекса Российской Федерации, в связи с чем суд первой инстанции в силу части 5 статьи 49 Арбитражного кодекса Российской Федерации не должен был утверждать данное мировое соглашение, заявитель кассационной жалобы просит обжалуемый судебный акт отменить, дело направить на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Представитель ООО "Волгоград ТВМ" в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель ЗАО "ВМК "Красный Октябрь", явившийся в судебное заседание, с кассационной жалобой не согласен, просил прекратить производство по кассационной жалобе.
Представитель Правительства Волгоградской области и Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области, явившийся в судебное заседание, с кассационной жалобой согласны.
Представитель прокуратуры Волгоградской области с кассационной жалобой ООО "Волгоград ТВМ" согласился.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает, что производство по кассационной жалобе подлежит прекращению.
На основании статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, не участвовавшие в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, вправе обжаловать этот судебный акт, а также оспорить его в порядке надзора по правилам, установленным настоящим Кодексом. Такие лица пользуются правами и несут обязанности лиц, участвующих в деле.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", к иным лицам, имеющим право на обжалование судебных актов в порядке апелляционного производства, в силу части третьей статьи 16 и статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся лица, о правах и об обязанностях которых принят судебный акт. В связи с этим лица, не участвующие в деле, как указанные, так и не указанные в мотивировочной и/или резолютивной части судебного акта, вправе его обжаловать в порядке апелляционного производства в случае, если он принят об их правах и обязанностях, то есть данным судебным актом непосредственно затрагиваются их права и обязанности, в том числе создаются препятствия для реализации их субъективного права или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора.
Указанные разъяснения применимы и для случаев обжалования судебных актов в суд кассационной инстанции.
Наличие у лица, не привлеченного к участию в деле, заинтересованности в исходе дела, само по себе не наделяет его правом на обжалование судебных актов.
Для возникновения права на обжалование судебных актов у лиц, не привлеченных к участию в деле, необходимо, чтобы оспариваемые судебные акты не просто затрагивали права и обязанности этих лиц, а были приняты непосредственно о правах и обязанностях этих лиц.
Из содержания обжалуемого судебного акта не усматривается, что суд первой инстанции принял судебный акт о правах и об обязанностях ООО "Волгоград ТВМ", которое не было привлечено к участию в деле.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что условия мирового соглашения в той части, в которой ЗАО "ВМК "Красный Октябрь" обязуется обеспечить подготовку и предоставление для утверждения в администрацию Волгограда проект планировки территории кварталов N 02 10-002, N 02-10-006, N 02-10-004 в Краснооктябрьском районе города Волгограда, разработанного на основании распоряжения Комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда N 211-осн от 13.06.2013 "О подготовке документации по планировке территории" и технического задания, выданного Комитетом по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда в соответствии с вышеуказанным распоряжением в будущем могут повлиять на право ООО "Волгоград ТВМ" на приватизацию земельного участка площадью 40 209 кв. м, с кадастровым номером 34:34:020090:40, на котором расположены принадлежащие ему объекты недвижимости, в связи с чем суд первой инстанции в соответствии с частью 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не должен был утверждать указанные условия мирового соглашения, судебной коллегией отклоняется.
Из условий мирового соглашения не следует, что ЗАО "ВМК "Красный Октябрь" должно подготовить проект планировки территории кварталов N 02 10-002, N 02-10-006, N 02-10-004 в Краснооктябрьском районе города Волгограда на определенных условиях.
В указанном мировом соглашении также отсутствует условие о том, что ЗАО "ВМК "Красный Октябрь", разрабатывая проект планировки территории кварталов N 02 10-002, N 02-10-006, N 02-10-004 в Краснооктябрьском районе города Волгограда, должно предусмотреть в нем, что строительство транспортно-пешеходной набережной (рокадной дороги) будет осуществляться, в том числе на земельном участке, правообладателем которого является заявитель кассационной жалобы.
Таким образом, определением Арбитражного суда Волгоградской области от 17.01.2014 не затрагивает права и законные интересы ООО "Волгоград ТВМ".
Кроме того, порядок подготовки документации по планировке территории регламентирован Градостроительном кодексом Российской Федерации, в частности статьей 46 данного Кодекса.
В соответствии с частями 5-9 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.
При проведении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории всем заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения.
Участники публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории или проекта межевания территории, для включения их в протокол публичных слушаний.
Таким образом, в случае несогласия с разработанным проектом планировки, ООО "Волгоград ТВМ" на публичных слушаниях вправе представить в уполномоченный на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории.
При этом подготовка проекта планировки территории кварталов N 02 10-002, N 02-10-006, N 02-10-004 в Краснооктябрьском районе города Волгограда разрабатывается на основании решения администрации Волгограда для строительства транспортно-пешеходной набережной (рокадной дороги) и берегоукрепления в Краснооктябрьском районе г. Волгограда с целью резервирования земель в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.
Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.
Пунктом 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, в том числе связанных с размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов: автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Условия и порядок изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд устанавливаются статьей 55 Земельного кодекса Российской Федерации ( пункт 3 статьи 49 Кодекса).
При таких обстоятельствах условия мирового соглашения не затрагивают права и законные интересы заявителя кассационной жалобы.
При этом, в случае если разработанный ЗАО "ВМК "Красный Октябрь" проект планировки территории кварталов N 02 10-002, N 02-10-006, N 02-10-004 в Краснооктябрьском районе города Волгограда, который будет утвержден администрацией Волгограда, будет затрагивать права и законные интересы ООО "Волгоград ТВМ", последнее не лишено возможности обжаловать постановление органа местного самоуправления в установленном законом порядке.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 281 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции возвращает кассационную жалобу, если при рассмотрении вопроса о принятии кассационной жалобы к производству установит, что жалоба подана лицом, не имеющим права на обжалование судебного акта в порядке кассационного производства. В случае если указанное обстоятельство будет установлено после принятия кассационной жалобы к производству, то производство по кассационной жалобе прекращается применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Кодекса.
Поскольку обжалуемое определение не принято о правах и обязанностях ООО "Волгоград ТВМ", производство по его кассационной жалобе подлежит прекращению применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 184, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ОПРЕДЕЛИЛ:
производство по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Волгоград ТВМ" на определение Арбитражного суда Волгоградской области от 17.01.2014 по делу N А12-26693/2013 прекратить.
Определение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке статей 188, 291 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение месяца со дня вынесения определения.
Председательствующий судья |
Р.В. Ананьев |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.
Пунктом 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, в том числе связанных с размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов: автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Условия и порядок изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд устанавливаются статьей 55 Земельного кодекса Российской Федерации ( пункт 3 статьи 49 Кодекса)."
Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30 июня 2014 г. N Ф06-11869/13 по делу N А12-26693/2013
Хронология рассмотрения дела:
09.07.2014 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11869/13
30.06.2014 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11869/13
22.05.2014 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-12047/13
17.01.2014 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-26693/13