г. Казань |
|
02 июля 2014 г. |
Дело N А12-28046/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Логинова О.В., Гатауллиной Л.Р.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17.12.2013 (судья Пономарева Е.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2014 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судьи Александрова Л.Б., Луговской Н.В.)
по делу N А12-28046/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Левобережье", г. Волгоград (ИНН 3444089648, ОГРН 1023403438255), общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Нижневолжскнефтепродукт", г. Волгоград (ИНН 3444066707, ОГРН 1023402969699) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, г. Волгоград, о признании ненормативного правового акта недействительным в части, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований: Правительства Волгоградской области, г. Волгоград, Министерства сельского хозяйства Волгоградской области, г. Волгогра,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" (далее - общество, заявитель, ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - Управление, антимонопольный орган, УФАС России по Волгоградской области) о признании недействительным пункта 2 резолютивной части решения от 04.09.2012 N 11-01-16-03/636 в части признания факта нарушения пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
По ходатайству антимонопольного органа, дело по рассмотрению заявлению ООО "Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт" объединено в одно производство для совместного рассмотрения с делом по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Левобережье" (далее - ООО "Левобережье"), поскольку в рамках настоящих дел оспаривается одно и то же решение антимонопольного органа от 04.09.2012 по делу N 11-01-16-03/636.
К участию в деле привлечены заинтересованные лица - Правительство Волгоградской области и Министерство сельского хозяйства Волгоградской области.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 01.02.2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2013, заявленные требования удовлетворены частично; признан недействительным пункт 2 резолютивной части решения Управления от 04.09.2012 N 11-01-16-03/636 по объединенным делам. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23.08.2013 решение арбитражного суда Волгоградской области от 01.02.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2013 по делу N А12-28046/2012 отменены. В отмененной части дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Волгоградской области от 17.12.2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2014 требования, заявленные ООО "Левобережье" и ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт", удовлетворены. Признан недействительным пункт 2 решения УФАС России по Волгоградской области от 04.09.2012 по делу N 11-01-16-03/636 в части признания факта нарушения ООО "Левобережье", ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" пункта 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в исполнении соглашений (договоренностей в устной форме), приводящих к ограничению конкуренции путем снижения цен на нефтепродукты (дизельное топливо, бензин "Нормаль-80 н/э"), отпущенные ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" для ООО "Левобережье" в марте - июле 2010 года, как не соответствующий положениям Закона о защите конкуренции.
Антимонопольный орган не согласился с вышеуказанными актами и обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт.
Общество не согласилось с кассационной жалобой, просило оставить судебные акты без изменений по основаниям, указанным в отзыве.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии со статьей 156, части 3 статьи 284 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле извещенных надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ правильность применения судами при новом рассмотрении норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов судов имеющимся в материалах дела доказательствам, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, УФАС России по Волгоградской области в отношении ООО "Левобережье" и ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" проведена проверка, в ходе которой антимонопольным органом установлено нарушение требований пункта 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Решением УФАС России по Волгоградской области от 04.09.2012 по делу N 11-01-16-03/636 постановлено: прекратить рассмотрение дела N 11-01-16-03/636 по признакам нарушения Администрацией Волгоградской области, Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в связи с отсутствием фактов, свидетельствующих о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства; признать факт нарушения Администрацией Волгоградской области, Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области и ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт", ООО "Левобережье" пункта 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в исполнении между этими органами и хозяйствующими субъектами соглашений (договоренностей в устной форме), приводящих к ограничению конкуренции, путём снижения цен на нефтепродукты (дизельное топливо, бензин "Нормаль-80 н/э"), отпущенные ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" для ООО "Левобережье" в марте - июле 2010 года; предписание по делу N 11-01-16-03/636 не выдавать, в связи с прекращением противоправных действий; материалы дела передать на рассмотрение должностному лицу Волгоградского антимонопольного органа на предмет возбуждения дел по статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По итогам рассмотрения дела в действиях ООО "Левобережье" установлен факт нарушения пункта 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в снижении ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" для ООО "Левобережье" цен на часть реализуемых горюче-смазочных материалов (далее - ГСМ), повлекшим изменение цен на часть продукции.
Не согласившись с выводами, изложенными в оспариваемом решении, заявители обратились в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.
Суды предыдущих инстанций, при новом рассмотрении, удовлетворяя заявленные требования, пришли к выводу о том, что поставка горючесмазочных материалов ООО "Левобережье" осуществлялось в рамках договора, заключенного с ООО "ЛУКОЙЛ-Нефтепродукт", а не каких-либо договоренностей, при этом оспариваемое решение антимонопольного органа не содержит безусловных доказательств того, что именно обращение общества с ограниченной ответственностью "Левобережье" в администрацию Волгоградской области явилось прямым следствием поставки топлива по ценам, установленным для сельхозтоваропроизводителей.
При этом суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным Банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта и органа местного самоуправления, как не соответствующих статье 16 Закона о защите конкуренции, антимонопольному органу необходимо установить одновременно следующие обстоятельства: наличие непредусмотренных законом соглашения между указанными лицами или их согласованных действий; доказательства наступления (возможности наступления) последствий, связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции вследствие указанных соглашения или согласованных действий.
Судами предыдущих инстанций установлено, что на основании постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2010 N 129 комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области (исполнительным органом государственной власти Волгоградской области) и ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" (хозяйствующим субъектом - поставщиком горючесмазочных материалов) заключено соглашение от 23.03.2010 N 63, предметом которого являются меры, предпринимаемые сторонами по снижению или поддержанию цен на отдельные виды горюче-смазочных материалов, реализуемых сельскохозяйственным товаропроизводителям Волгоградской области, необходимых им для проведения сельскохозяйственных работ.
Во исполнение требований пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2010 N 129 и положений соглашения от 23.03.2010 N 63 Комитет направлял в ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" перечни сельхозпроизводителей, определенных в установленном порядке в качестве получателей горюче-смазочных материалов по сниженным ценам, для заключения с последним договоров на поставку дизельного топлива и автобензина "Нормаль-80 н/э".
Антимонопольным органом в ходе проверки установлено и не оспаривается сторонами, что ООО "Левобережье" не соответствует критериям для признания статуса сельскохозяйственного производителя, общество не включено в установленном порядке в перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей - получателей горюче-смазочных материалов по сниженным ценам.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки антимонопольным органом было установлено, что ООО "ЛУКОЙЛ - Нижневолжскнефтепродукт" отпускало ООО "Левобережье" в марте - июле 2010 года нефтепродукты (дизельное топливо, бензин "Нормаль-80 н/э") по ценам, равным установленным для сельскохозяйственных товаропроизводителей постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2010 N 129 "О соглашениях между исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами о снижении или поддержании цен на отдельные виды горюче-смазочных материалов, реализуемых сельскохозяйственным товаропроизводителям" (далее - постановление Правительства N 129) и соглашением от 23.03.2010 N 63 "О снижении или поддержании цен на отдельные виды горюче-смазочных материалов, реализуемых сельскохозяйственным товаропроизводителям Волгоградской области в период проведения полевых работ 2010 года", заключенным Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области и ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт".
По мнению антимонопольного органа, реализация нефтепродуктов, отпущенных ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" для ООО "Левобережье" в марте - июле 2010 года, явилось результатом реализации взаимосвязанных и взаимодополняемых договоренностей: между ООО "Левобережье", с одной стороны, и администрацией Волгоградской области и Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области, с другой стороны; между администрацией Волгоградской области, комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области, с одной стороны, и ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт", с другой стороны.
Основанием для указанных выводов антимонопольного органа послужил факт обращения директора ООО "Левобережья" в марте 2010 года в администрацию Волгоградской области с просьбой отпускать ООО "Левобережье" горюче-смазочные материалы по льготным ценам.
В качестве доказательства обосновывающего указанные выводы антимонопольный орган ссылается на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 16.08.2010 вынесенное следователем по особо важным делам отдела по расследованию особо важных дел о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики следственного управления по Волгоградской области.
При этом из содержания данного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 16.08.2010 также следует, что после этого директор ООО "Левобережье" договорился с ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" о поставках горюче-смазочных материалов по сниженным ценам, действовавшим до 1 июля 2010 года.
В соответствии с положениями пункта 4.1 договора от 12.12.2009 N 10225С, заключенного ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" и ООО "Левобережье" цена товара определялась ценой поставщика на дату поставки.
Как верно установлено судами предыдущих инстанций, антимонопольным органом не представлено бесспорных доказательств того, что поставка горюче-смазочных материалов ООО "Левобережье" по сниженным ценам производилась в результате реализации договоренностей.
Учитывая, что в список сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые в силу постановления Правительства N 129 имели право на получение горюче-смазочные материалы по сниженным ценам ООО "Левобережье" включено не было, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о недоказанности антимонопольным органом, что именно обращение в администрацию Волгоградской области явилось прямым следствием поставки топлива ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" в адрес ООО "Левобережье" по ценам, установленным для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Ссылка антимонопольного органа на принятие ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" к исполнению направленных в его адрес писем, в которых определены объемы поставок бензина марки АИ-80 и дизельного топлива была предметом рассмотрения судами предыдущих инстанций и правомерно отклонена, поскольку указанные письма не свидетельствует об отпуске горюче-смазочных материалов ООО "Левобережье" по сниженным ценам, а их цель снабжение топливом сельхозпроизводителей Волгоградской области, находящихся в отдаленных районах.
Кроме того, в соответствии с договором от 12.12.2009 N 10225С поставки нефтепродуктов, заключенным между ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" и ООО "Левобережье", предусмотрена возможность изменения цены.
Согласно платежным поручениям оплата ООО "Левобережье" за поставленные нефтепродукты также произведена именно в рамках указанного договора.
При этом договор поставки нефтепродуктов был заключен с ООО "Левобережье" до принятия и вступления в силу постановления Правительства N 129.
Достоверных доказательств того, что результатом поставки топлива по льготным ценам стало именно обращение администрации Волгоградской области, основанное на обращении общества с ограниченной ответственностью "Левобережье" и не связанно с реализацией сторонами ранее заключенного договора поставки нефтепродуктов, антимонопольным органом также не представлено.
С учетом вышеизложенного, суды первой и апелляционной инстанций, при новом рассмотрении, руководствуясь требованиями статьи 71 АПК РФ пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований и признании недействительным пункта 2 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 04.09.2012 по делу N 11-01-16-03/636 в части признания факта нарушения заявителями пункта 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в исполнении соглашений (договоренностей в устной форме), приводящих к ограничению конкуренции путем снижения цен на нефтепродукты (дизельное топливо, бензин "Нормаль-80 н/э"), отпущенные ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" для ООО "Левобережье" в марте - июле 2010 года.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Иных доводов кассационная жалоба не содержит. Доводы антимонопольного органа не опровергают сделанных судами выводов и не могут являться основанием для изменения или отмены судебных актов.
При таких обстоятельствах и правильном применении судами норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств обжалуемые судебные акты является законными и обоснованными.
Правовых оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17.12.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2014 по делу N А12-28046/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Егорова |
Судьи |
О.В. Логинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Достоверных доказательств того, что результатом поставки топлива по льготным ценам стало именно обращение администрации Волгоградской области, основанное на обращении общества с ограниченной ответственностью "Левобережье" и не связанно с реализацией сторонами ранее заключенного договора поставки нефтепродуктов, антимонопольным органом также не представлено.
С учетом вышеизложенного, суды первой и апелляционной инстанций, при новом рассмотрении, руководствуясь требованиями статьи 71 АПК РФ пришли к обоснованному выводу об удовлетворениии заявленных требований и признании недействительным пункта 2 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 04.09.2012 по делу N 11-01-16-03/636 в части признания факта нарушения заявителями пункта 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в исполнении соглашений (договоренностей в устной форме), приводящих к ограничению конкуренции путем снижения цен на нефтепродукты (дизельное топливо, бензин "Нормаль-80 н/э"), отпущенные ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" для ООО "Левобережье" в марте - июле 2010 года."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 2 июля 2014 г. N Ф06-11877/13 по делу N А12-28046/2012
Хронология рассмотрения дела:
02.07.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11877/13
04.03.2014 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1012/14
17.12.2013 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-28046/12
23.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7035/13
23.04.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2292/13
01.02.2013 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-28046/12