г. Казань
09 августа 2011 г. |
Дело N А55-5907/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 августа 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Желаевой М.З., Ананьева Р.В.,
при участии представителей:
заявителя - Агошковой О.М., доверенность от 09.01.2010 N 2
в отсутствие:
ответчика - извещен, не явился,
третьего лица - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 14.07.2010 (судья Щетинина М.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2010 (председательствующий судья Марчик Н.Ю., судьи Кузнецов В.В., Засыпкина Т.С.)
по делу N А55-5907/2010
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Реммаш-Сервис", г. Отрадный Самарской области (ИНН 6340006924, ОГРН 1026303207589) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, о признании незаконными действий, при участии третьего лица - Федерального агентства по управлению государственным имуществом, г. Москва,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Самарской области от 14.07.2010 признаны незаконными действия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ТУ Росимущества по Самарской области), выразившиеся в возврате заявления общества с ограниченной ответственностью "Реммаш-Сервис" (далее - ООО "Реммаш-Сервис", общество) о предоставлении в собственность земельного участка площадью 25 570 кв. м (кадастровый номер 63:06:0304002:243), расположенного по адресу г. Отрадный, ул. Физкультурников, д. 47. Суд обязал ответчика по вступлении в законную силу решения суда по делу N А55-5907/2010 устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Реммаш-Сервис" путем принятия в месячный срок решения о предоставлении в собственность ООО "Реммаш-Сервис" земельного участка площадью 25 570 кв. м (кадастровый номер 63:06:0304002:243), расположенного по адресу г. Отрадный, ул. Физкультурников, д. 47, и направления проекта договора купли-продажи в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2010 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества по Самарской области просит отменить названные судебные акты как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, в удовлетворении требований истца отказать.
Кассационная коллегия, проверив законность обжалованных судебных актов, находит их подлежащими отмене.
Как следует из материалов дела, заявителю принадлежит на праве собственности ряд объектов недвижимости, расположенных по адресу: Самарская область, г. Отрадный, ул. Физкультурников, д. 47, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Заявитель 03.05.2007 обратился в ТУ Росимущества по Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 25 835 кв. м с кадастровым номером 63:06:03 04 002:0002, расположенного по адресу: Самарская область, г. Отрадный, ул. Физкультурников, д. 47, находящегося в федеральной собственности.
Распоряжением от 03.03.2009 N 458-р ТУ Росимущества по Самарской области осуществлен раздел земельного участка с кадастровым номером 63:06:03 04 002:0002 площадью 33239 кв. м на земельные участки: площадью 2177 кв. м с кадастровым номером 63:06:03 04 002:0021, площадью 566 кв. м с кадастровым номером 63:06:03 04 002:0022, площадью 3594 кв. м с кадастровым номером 63:06:03 04 002:0019, площадью 1332 кв. м с кадастровым номером 63:06:03 04 002:0018, площадью 25 570 кв. м с кадастровым номером 63:06:03 04 002:243.
Заявитель повторно обратился к ответчику 11.02.2009 с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Отрадный, ул. Физкультурников, д. 47.
ТУ Росимущества по Самарской области, рассмотрев данное обращение заявителя, направило в адрес ООО "Реммаш-Сервис" распоряжение от 03.03.2009 N 458-р для исполнения сопроводительным письмом от 03.03.2009 N 24/211, указав на необходимость проведения государственной регистрации права федеральной собственности на указанные в данном распоряжении земельные участки.
После осуществления 25.03.2009 государственной регистрации права федеральной собственности на вышеуказанные земельные участки 13.05.2009 общество обратилось к ответчику с заявлением о принятии решения о предоставлении земельного участка площадью 25 570 кв. м с кадастровым номером 63:06:03 04 002:243 в собственность в связи с нахождением на нем принадлежащих на праве собственности вышеуказанных объектов недвижимости.
Рассмотрев обращение ООО "Реммаш-Сервис" от 13.05.2009 и аналогичные обращения общества от 02.06.2009, от 18.06.2009, ТУ Росимущества по Самарской области неоднократно информировало заявителя об имеющейся задолженности перед федеральным бюджетом за пользование земельным участком, находящимся в федеральной собственности, без законных на то оснований.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 29.09.2009 по делу N А55-15624/2009 признано незаконным бездействие ответчика, выразившееся в нерассмотрении заявления ООО "Реммаш-Сервис" и непринятии по нему в установленный законом срок соответствующего решения о предоставлении или отказе в предоставлении обществу фактически занимаемого земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Отрадный, ул. Физкультурников, д. 47. Суд обязал ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения в месячный срок после вступления решения в законную силу по существу заявление общества о предоставлении в собственность указанного земельного участка.
Письмом от 29.10.2009 N 24/486 (дополнительным письмом от 18.12.2009 N 24/1581) ТУ Росимущества по Самарской области направило заявление общества в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), полагая, что Росимущество должно было поручить ответчику принять решение по заявлению о приватизации земельного участка.
Росимущество письмом от 03.02.2010 N 10/138 сообщило ответчику о невозможности рассмотрения вопроса о приватизации земельного участка площадью 25 570 кв. м, кадастровый номер 63:06:03 04 002:243.
Отказ мотивирован тем, что в представленном кадастровом паспорте земельного участка содержатся сведения о нахождении на земельном участке объектов недвижимости без указания их кадастровых номеров, в связи с чем невозможно сделать однозначный вывод о наличии или отсутствии на выкупаемом земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих третьим лицам.
В письме Росимуществом также указано, что в представленных материалах отсутствует копия свидетельства о государственной регистрации заявителя, а площадь испрашиваемого земельного участка значительно превосходит площадь принадлежащих заявителю объектов недвижимости.
В связи с изложенным было предложено представить в Росимущество дополнительные документы.
ТУ Росимущества по Самарской области, в свою очередь, получив от Росимущества указанное письмо, 11.02.2009 возвратило заявителю пакет документов с результатами рассмотрения Росимуществом заявки общества от 06.04.2009 N 24/486 на приватизацию испрашиваемого земельного участка
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или приобретение права аренды таких земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на данных земельных участках.
Согласно пункту 5 той же статьи (в редакции, действовавшей на момент первоначального обращения общества) для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в этой статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана). Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Такой перечень утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 (далее - Перечень документов).
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок, с даты принятия такого решения, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Общество, имеющее как собственник объектов недвижимости право на выкуп спорного земельного участка, во исполнение требования пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации представило в ТУ Росимущества по Самарской области пакет документов.
Доводам ТУ Росимущества по Самарской области об отсутствии у него полномочий по продаже земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без поручения Росимущества судом дана правовая оценка на основании анализа нормативного акта, регулирующего деятельность Росимущества и его территориальных органов. Судом правомерно признано, что отсутствие разработанного и утвержденного порядка продажи территориальными управлениями Росимущества земельных участков, находящихся в федеральной собственности, не может служить препятствием для реализации собственником объекта недвижимости права на выкуп земельного участка, занятого таким объектом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу абзаца 2 части 1 статьи 36 Земельного кодекса граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков, если иное не установлено федеральными законами. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
Согласно пункту 1 статьи 35 Земельного кодекса и пункту 2 статьи 552 Гражданского кодекса при переходе права собственности на объекты недвижимости, которые находятся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
Предельные размеры части земельного участка, занятого зданием, строением, сооружением и необходимого для их использования, в силу пункта 3 статьи 33 Земельного кодекса ограничиваются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. Объем прав на землю у приобретателя недвижимости ограничен положениями пункта 2 статьи 35 и пункта 3 статnьи 33 Земельного кодекса.
В нарушение указанных требований Земельного кодекса суды не выяснили нормативных размеров земельных участков, подлежащих закреплению за объектом недвижимости заявителя для их эксплуатации.
Без исследования названных обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора, вывод суда о незаконности действий ответчика не может быть признан обоснованным.
Согласно части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанций.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для данного дела, установлены судом без их полного и всестороннего исследования и правовой оценки.
При отсутствии утвержденных нормативов размер предоставляемого земельного участка определяется на основании абзаца 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства (возможностью осуществлять эксплуатацию и обслуживание объекта собственником здания, строения или сооружения), а также с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для использования, определяются в соответствии с положениями пункта 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 14.07.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2010 по делу N А55-5907/2010 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
М.З. Желаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Предельные размеры части земельного участка, занятого зданием, строением, сооружением и необходимого для их использования, в силу пункта 3 статьи 33 Земельного кодекса ограничиваются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. Объем прав на землю у приобретателя недвижимости ограничен положениями пункта 2 статьи 35 и пункта 3 статnьи 33 Земельного кодекса.
В нарушение указанных требований Земельного кодекса суды не выяснили нормативных размеров земельных участков, подлежащих закреплению за объектом недвижимости заявителя для их эксплуатации.
...
При отсутствии утвержденных нормативов размер предоставляемого земельного участка определяется на основании абзаца 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства (возможностью осуществлять эксплуатацию и обслуживание объекта собственником здания, строения или сооружения), а также с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для использования, определяются в соответствии с положениями пункта 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10)."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 9 августа 2011 г. N Ф06-4231/11 по делу N А55-5907/2010
Хронология рассмотрения дела:
26.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4117/12
19.03.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-263/12
05.12.2011 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-5907/10
09.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4231/11
02.06.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4448/11
14.07.2010 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-5907/10