Московское трехстороннее соглашение на 2009 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей
(Москва, 24 декабря 2008 г.)
Настоящее Соглашение фактически прекратило действие
См. Московское трехстороннее соглашение на 2010 г. между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей
См. Соглашение о минимальной заработной плате в г. Москве на 2010 г. между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей
О проектах Московского трехстороннего соглашения на 2010 г. между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей и Соглашения о минимальной заработной плате в г. Москве на 2010 г. между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей см. постановление Правительства Москвы от 22 декабря 2009 г. N 1407-ПП
Договаривающиеся стороны: Правительство Москвы от лица органов исполнительной власти города Москвы (далее - Правительство), Московская Федерация профсоюзов (далее - МФП) от лица московских объединений профсоюзов (далее - Профсоюзы), Московская Конфедерация промышленников и предпринимателей (работодателей) (далее - МКПП(р)) от лица московских объединений работодателей (далее - Работодатели) заключили Московское трехстороннее соглашение на 2009 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей (далее - Соглашение).
В условиях сложившейся экономической ситуации основной целью настоящего Соглашения остается повышение уровня и качества жизни населения, устойчивое экономическое развитие города, обеспечение достойного труда и отдыха работников города Москвы на основе принципов социального партнерства.
Стороны признают необходимым заключение городских отраслевых соглашений, окружных соглашений, коллективных договоров в организациях всех форм собственности и обязуются оказывать организациям, развивающим принципы социального партнерства, всестороннее содействие. При этом Соглашение рассматривается сторонами как основа для переговоров в отраслях, административных округах и в организациях, расположенных на территории города Москвы. Обязательства и гарантии, включенные в Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников.
Стороны, подписавшие Соглашение, в объеме своих полномочий принимают на себя обязательства, закрепленные Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации и Соглашением между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ, Ассоциацией территориальных объединений организаций профсоюзов Центрального федерального округа, Координационным Советом руководителей объединений промышленников и предпринимателей (работодателей) в Центральном федеральном округе, Соглашением о минимальной заработной плате в городе Москве на 2009 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей.
Зафиксированные в ряде пунктов Соглашения суммы бюджетных средств, направляемых на реализацию намеченных мероприятий, включаются в бюджет города Москвы на 2009 год.
Контроль за исполнением Соглашения осуществляется Московской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (далее - МТК).
Стороны поручают МТК в случае необходимости вносить изменения и дополнения в заключенное Соглашение в установленном порядке.
1. В области экономической политики
В целях создания условий устойчивого интенсивного экономического развития города Москвы стороны обязуются:
1.1. Обеспечить увеличение объемов производства промышленной продукции организациями города Москвы.
1.2. В случаях противоправных и иных действий юридических или физических лиц, направленных на получение контроля над организацией, рекомендовать собственникам этих организаций обращаться в Контрольный комитет города Москвы (Москонтроль) и незамедлительно информировать МТК.
1.3. В целях сохранения промышленного потенциала города Москвы, недопущения сокращения числа рабочих мест осуществлять перебазирование, реформирование организаций, расположенных на территории города Москвы, в строгом соответствии с действующим законодательством.
1.4. Продолжить в рамках Городской целевой программы "Комплексная программа промышленной деятельности в городе Москве на 2007-2009 гг." и городской среднесрочной комплексной программы инноваций на 2008-2010 гг. работу по выходу в эфир на канале ТВЦ программ о деятельности сторон социального партнерства, инновационном развитии промышленности города с участием МКПП(р), в том числе телевизионного проекта о реальной экономике, с возмещением в установленном порядке затрат на их подготовку и производство.
Правительство и Работодатели:
1.5. Продолжить работу по поддержке в установленном порядке московских товаропроизводителей. Обеспечить проведение с участием МКПП(р) четырех выставок (конгрессов) в рамках Городской целевой программы "Комплексная программа промышленной деятельности в городе Москве на 2007-2009 гг." с возмещением в установленном порядке затрат по их организации.
1.6. Проводить анализ влияния принятых мер по развитию малого и среднего предпринимательства города Москвы в целях получения рекомендаций и предложений по совершенствованию мер поддержки предпринимательской деятельности на ближайшую и долгосрочную перспективу.
1.7. Проводить постоянный мониторинг предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, и оказывать им поддержку в рамках Городской целевой комплексной программы создания инновационной системы в городе Москве на 2008-2010 гг.
1.8. Продолжить работу по совершенствованию товаропроводящих сетей московских товаропроизводителей.
Правительство:
1.9. Оказывать содействие организациям, продукция которых произведена на территории города Москвы, в том числе учреждениям среднего профессионального образования, в проведении рекламно-информационных кампаний в соответствии с федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы, а также программой "Московское качество".
1.10. Предоставлять сторонам социального партнерства и правоохранительным органам информацию о наличии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства в отношении предприятий и организаций города Москвы.
1.11. Два раза в год (май, октябрь) направлять имеющуюся информацию в адрес МФП и МКПП(р) о планах перебазирования, реформирования, ликвидации организаций, расположенных на территории города Москвы, и реабилитации освобождаемых территорий.
2. В области регулирования рынка труда
В целях развития трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики, реализации согласованной политики по привлечению иностранных работников стороны обязуются:
2.1. Осуществлять необходимые действия по реализации программных мероприятий по содействию занятости населения города Москвы на 2009 год.
2.2. Проводить согласованную политику в области регулирования трудовой миграции.
2.3. Разрабатывать и осуществлять меры по переподготовке и социальной поддержке работников в условиях проведения процедур, связанных с несостоятельностью (банкротством) организаций.
2.4. Оказывать жителям города Москвы с ограниченными возможностями здоровья содействие в трудоустройстве в соответствии с медицинскими показаниями, в том числе после окончания ими общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.
2.5. Содействовать совершенствованию и развитию системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ и учреждений среднего профессионального образования, а также жителей города Москвы, ищущих работу.
2.6. Организовывать с участием средств массовой информации информационно-разъяснительные кампании и акции, включая массовые мероприятия (ярмарки вакансий), по информированию населения о состоянии рынка труда, возможностях трудоустройства и профессионального обучения.
2.7. Ежемесячно публиковать в газетах "Тверская, 13", "Биржа труда", "Солидарность", "Содружество", "Московская промышленная газета", "Московская перспектива" и на своих официальных сайтах данные о состоянии рынка труда и безработицы, о возможностях трудоустройства и профессионального обучения.
2.8. Обеспечить эффективную работу Координационного комитета содействия занятости населения города Москвы.
2.9. В целях повышения престижа массовых профессий и содействия повышению квалификации работников провести в марте-сентябре 2009 года городской конкурс профессионального мастерства "Московские мастера". Обеспечить участие победителей конкурса профессионального мастерства "Московские мастера" в конкурсах профессионального мастерства "Мастера России" и "Мастера Центральной России".
2.10. Участвовать в подготовке квалификационных (профессиональных) стандартов по основным профессиям отраслей промышленности с учетом современного уровня требований, предъявляемых работодателями к рабочим профессиям.
2.11. Оказывать содействие женщинам, имеющим детей, в трудоустройстве на предприятиях города, а также в повышении квалификации, профессиональной подготовке и переподготовке.
2.12. В целях улучшения условий труда для работающих женщин, имеющих детей, содействия их профессиональному росту продолжить практику проведения городского конкурса "Лучшее предприятие для работающих мам".
2.13. В целях сохранения в городе Москве системы создания дополнительных рабочих мест для инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, и категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 Закона города Москвы от 22 декабря 2004 г. N 90 "О квотировании рабочих мест", стороны договорились, что до внесения изменений в федеральное законодательство и законодательство города Москвы по вопросу квотирования рабочих мест работодатель вправе добровольно ежемесячно вносить в бюджет города Москвы компенсационную стоимость квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты.
Правительство и Работодатели:
2.14. Не допустить роста уровня регистрируемой безработицы выше 1 процента от численности экономически активного населения города, по методологии Международной организации труда - не более 2 процентов.
2.15. В целях обеспечения дополнительных условий занятости, в первую очередь безработных граждан и граждан, испытывающих трудности в поиске работы, способствовать проведению оплачиваемых общественных работ, временному их трудоустройству, развитию надомного труда.
2.16. Продолжить совместную с МКПП(р) работу по созданию учебных (ресурсных) центров (не менее 2-х) на базе колледжей, предприятий и организации обучения в них. Предусмотреть в установленном законом порядке возмещение затрат на проведение указанных работ.
Правительство и Профсоюзы:
2.17. Оказывать в Московском городском правовом центре "Защита" (учреждение) бесплатную юридическую помощь по трудовому законодательству.
Правительство:
2.18. Обеспечить участие Профсоюзов и Работодателей в определении эффективных направлений расходования средств на обеспечение занятости населения и развитие профессионального образования в городе Москве.
2.19. Разработать на основе Методики расчета потребности города Москвы в трудовых ресурсах прогноз потребности экономики города в квалифицированных кадрах по видам экономической деятельности и профессиям.
2.20. Осуществлять мониторинг процессов трудовой миграции, регулярно публиковать в СМИ информацию по вопросам регистрации, получения иностранными гражданами разрешения на работу в городе Москве, об обязанностях работодателя при оформлении иностранного работника, а также о сроках и порядке представления работодателями заявок о потребности в привлечении иностранных работников на очередной год.
2.21. Предоставлять МФП и МКПП(р) аналитическую информацию о состоянии рынка труда и составе безработных, о выполнении программных мероприятий по содействию занятости населения города Москвы на 2009 год.
2.22. Проводить социологические исследования и опросы населения в сфере занятости.
Работодатели:
2.23. Не допускать массового увольнения работников. Критериями массового увольнения считать показатели численности увольняемых работников за определенный период времени:
- увольнение работников в связи с ликвидацией организации любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек;
- сокращение численности или штата работников организации в количестве:
- 50 и более человек в течение 30 календарных дней;
- 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
- 500 и более человек в течение 90 календарных дней.
2.24. В случае угрозы массового увольнения информировать Профсоюзы, Управление государственной службы занятости населения города Москвы не менее, чем за 3 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий и совместно разработать меры, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению (приостановка приема работников на работу, перевод на режим неполного рабочего времени и др.).
2.25. В случае необходимости заключать договоры по подготовке квалифицированных кадров с московскими учреждениями среднего профессионального образования и оказывать содействие в проведении производственной практики.
2.26. Предоставлять в органы службы занятости информацию о потребности в работниках (наличии вакантных рабочих мест, должностей) в соответствии с порядком, установленным в городе Москве.
2.27. Оказывать содействие в предоставлении работы по "гибкому" графику или на условиях неполного рабочего дня, в организации надомного труда работникам, имеющим 3-х и более детей, детей-инвалидов.
Профсоюзы:
2.28. Предоставлять бесплатную консультационную и правовую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюзов, а также малообеспеченным гражданам по вопросам занятости, охраны труда, трудового законодательства.
2.29. Через Фонд содействия занятости и охраны труда "Столица" МФП участвовать в трудоустройстве ищущих работу граждан и обучении вопросам охраны труда отдельных категорий работников.
2.30. Осуществлять общественный контроль над соблюдением законодательства, регулирующего трудовые отношения в организациях при смене собственника имущества организации, изменении подведомственности организации, ее реорганизации.
3. В области политики доходов населения и заработной платы
В целях повышения уровня жизни и заработной платы, снижения бедности и социального неравенства в городе Москве стороны обязуются:
3.1. Размер минимальной заработной платы в городе Москве не должен быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения города Москвы, определяемого постановлением Правительства Москвы.
3.2. Публиковать величину прожиточного минимума по городу Москве, определенную в установленном порядке, а также по методике Московской трехсторонней комиссии, в газетах "Тверская, 13", "Солидарность", "Содружество", "Московская промышленная газета", освещать на каналах "ТВ - Центр" и "ГТК "ТВ - Столица".
3.3. Продолжить работу по формированию нового состава потребительской корзины города Москвы (на основе норм рационального потребления благ и услуг), ввести его в действие в соответствии с федеральным законодательством.
3.4. Принимать меры по ликвидации задолженности по выплате заработной платы в установленном порядке.
Правительство и Работодатели:
3.5. Обеспечить выплату заработной платы гражданам, занятым на временных работах, с учетом размера материальной поддержки, оказываемой органами службы занятости населения города Москвы, не ниже размера минимальной заработной платы, установленной Соглашением о минимальной заработной плате в городе Москве на 2009 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей.
Правительство и Профсоюзы:
3.6. Проводить не реже одного раза в полугодие анализ фактически складывающегося уровня оплаты труда в бюджетной сфере города Москвы, в том числе по категориям работающих и типам учреждений, а также практической реализации мер социальной защиты населения.
Правительство:
3.7. Предусмотреть в бюджете города Москвы на 2009 год средства на повышение месячной тарифной ставки первого разряда ETC по оплате труда работников государственных учреждений города Москвы с 1 января, с 1 мая и 1 сентября 2009 года не менее чем на 8%, установив ставку первого разряда ETC в абсолютном размере 5420 рублей, 5855 рублей и 6325 рублей в месяц соответственно.
Работодатели:
3.8. Обеспечить выплату заработной платы работникам, полностью отработавшим норму рабочего времени в нормальных условиях и выполнившим норму труда, в размере не ниже размера минимальной заработной платы, установленного Соглашением о минимальной заработной плате в городе Москве на 2009 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей.
3.9. Не допускать задержек выплаты заработной платы работникам, а также использования форм оплаты труда, не предусмотренных действующим законодательством.
3.10. Определять денежную компенсацию за задержку выплат в размере не ниже одной двухсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
Профсоюзы:
3.11. Проводить мониторинг уровня жизни населения и работающих в отраслях экономики города. Регулярно размещать результаты мониторинга на сайте МФП и в газете "Солидарность".
4. В области социальной защиты
В целях развития комплекса мер социальной защиты населения, повышения эффективности системы обязательного социального страхования работающих граждан, создания условий для развития добровольного страхования стороны обязуются:
4.1. Провести анализ причин несвоевременного и/или не в полном объеме перечисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Московский городской фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования Российской Федерации, по итогам наполнения указанных фондов за 2008 год.
4.2. Способствовать развитию безвозмездного донорства крови.
Работодатели и Профсоюзы:
4.3. Осуществлять общественный контроль расходования средств социального страхования через своих представителей в комиссиях по социальному страхованию.
Правительство:
4.4. Сохранить в 2009 году за счет средств бюджета города Москвы предоставление мер социальной поддержки ветеранам и инвалидам с учетом разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
4.5. Продолжить работу по развитию в установленном порядке сети социальных предприятий потребительского рынка и услуг, в том числе торговли, общественного питания и бытового обслуживания, для продажи населению социально-значимых товаров, предоставление социально-значимых бытовых услуг и услуг общественного питания по сниженным ценам.
4.6. Сохранить с учетом разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации объемы гарантированных видов бесплатной медицинской помощи населению города не ниже предоставляемых в 2008 году.
4.7. Не допускать изменения целевого назначения нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, переданных в аренду для продажи товаров повседневного спроса и продуктов питания, медицинских, детских дошкольных и школьных учреждений, учреждений культуры.
4.8. Обеспечить выплату единовременного пособия молодой семье на рождение: первого ребенка в пятикратном размере прожиточного минимума, установленного в городе Москве, второго ребенка - в семикратном размере, третьего и последующих детей - в десятикратном размере.
4.9. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства города Москвы осуществлять с учетом мнения сторон социального партнерства города. В целях успешного проведения реформирования жилищно-коммунального хозяйства города Москвы проводить информационно-разъяснительные кампании.
4.10. Обеспечить контроль над соблюдением ресурсоснабжающими, управляющими и обслуживающими организациями установленной тарифной политики, осуществлять государственное регулирование цен (товаров) на продукцию и услуги в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и города Москвы.
4.11. Осуществлять бесплатное питание обучающихся 1-4 классов в образовательных учреждениях города Москвы и детей из многодетных и социально-незащищенных семей.
4.12. Продолжить выплату городских компенсационных выплат на детей до трех лет отдельным категориям населения на возмещение роста стоимости продуктов питания.
4.13. Осуществлять выплату ежемесячных городских доплат неработающим пенсионерам и инвалидам в размерах, обеспечивающих им доходы с 1 января 2009 года не ниже 1,5 прожиточных минимума пенсионера.
4.14. Обеспечить бесплатным горячим питанием пенсионеров, инвалидов и детей из малообеспеченных семей в отделениях дневного пребывания центров социального обслуживания всех типов и оказание им продуктовой и вещевой помощи.
4.15. Сохранить для пенсионеров, детей-сирот, детей из многодетных семей и детей, оставшихся без попечения родителей, бесплатный проезд; для школьников, обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования и студентов дневной формы обучения высшего профессионального образования, обучающихся в государственных учебных заведениях и аккредитованных негосударственных учебных заведениях, льготный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси).
4.16. Изменение платы за пользование жилыми помещениями (платы за наем) и платы за содержание и ремонт жилых помещений, государственное регулирование которых осуществляет Правительство Москвы, а также платы за коммунальные услуги, оказываемые населению, производить не чаще, чем один раз в год, если иное не вызывается принятием федеральных нормативных правовых актов.
4.17. Направить на выполнение программы обеспечения жителей города Москвы жилыми помещениями в 2009 году жилые помещения площадью 2700,0 тыс. кв. метров, в т.ч. для переселения граждан по программе реконструкции пятиэтажного и ликвидации аварийного и ветхого жилищного фонда, для обеспечения граждан, состоящих на жилищном учете, в т.ч. в рамках программ "Молодой семье - доступное жилье" и "Социальная ипотека", в соответствии с городскими жилищными программами, утвержденными Правительством Москвы.
См. Третий этап Московской программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2009-2011 гг. и задания до 2015 г., утвержденный постановлением Правительства Москвы от 10 февраля 2009 г. N 76-ПП
4.18. Предусмотреть в бюджете города Москвы на 2009 год ассигнования на предоставление в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений для граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.
4.19. Обеспечивать капитальный ремонт жилищного фонда города Москвы в соответствии с Городской целевой программой по капитальному ремонту многоквартирных домов города Москвы "Ответственным собственникам - отремонтированный дом" на 2008-2014 гг.
4.20. В соответствии с городскими жилищными программами предусмотреть выделение сотрудникам бюджетных организаций города Москвы, являющихся очередниками по месту жительства, жилой площади по договорам купли-продажи с рассрочкой платежа или с использованием социального ипотечного кредитования специалистам школ и поликлиник вновь вводимых в районах массовой застройки жилых помещений по договорам найма из специализированного жилищного фонда города Москвы.
4.21. Выделять в установленном порядке служебные жилые помещения по договорам найма работникам организаций, финансируемых из бюджета города Москвы.
4.22. Предусмотреть в бюджете города Москвы на 2009 год средства для реализации в установленном порядке программы дальнейшего развития коллективного садоводства для жителей Москвы.
4.23. Способствовать совершенствованию функционирования элементов экологического мониторинга по отдельным природным средам, радиоэкологического мониторинга окружающей природной среды города Москвы и продолжить формирование единой городской системы экологического мониторинга.
4.24. Предусмотреть в установленном порядке в бюджете города Москвы в составе расходов Комитета общественных связей города Москвы и других органов исполнительной власти города Москвы средства на частичное финансирование мероприятий, проводимых общественными организациями ветеранов и инвалидов города Москвы с учетом предложений социальных партнеров.
Работодатели:
4.25. Обеспечить безвозмездное предоставление услуг переводчиков жестового языка (сурдопереводчиков) слабослышащим, работающим в организациях, где их численность составляет более 15 человек.
4.26. Предоставлять (в течение 5-ти дней) органам социальной защиты населения информацию о приеме на работу пенсионеров.
4.27. Предусмотреть выплату единовременного пособия семье при рождении ребенка; выделение финансовых средств на оплату санаторно-курортных путевок "Мать и дитя".
4.28. Выплачивать компенсацию женщинам, находящимся в отпуске по уходу за детьми в возрасте 1,5 лет до 3-х лет в размере, установленном коллективным договором.
4.29. Представлять своевременно и в полном объеме сведения индивидуального (персонифицированного) учета в территориальные органы Пенсионного Фонда РФ.
Профсоюзы:
4.30. Обеспечить общественное наблюдение со стороны профсоюзной организации за своевременным и в полном объеме перечислением работодателем страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
4.31. Обеспечить контроль над своевременностью предоставления работодателями информации о приеме на работу пенсионеров органам социальной защиты населения.
5. В области охраны труда и экологии
В целях обеспечения благоприятных условий и охраны труда, повышения уровня его безопасности, ликвидации причин производственного травматизма и улучшения экологической ситуации стороны обязуются:
5.1. Разработать предложения по стимулированию добровольного декларирования организациями, в т.ч. малого и среднего бизнеса, соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
5.2. При разработке проектов городских целевых программ и программ социально-экономического развития административных округов города Москвы, при выполнении которых обязательно соблюдение правил охраны труда, включать в них мероприятия по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
5.3. Включать представителей профсоюзных органов, технических инспекций труда профсоюзов в комиссии, принимающие вновь вводимые в эксплуатацию и реконструируемые производственные объекты и объекты социальной сферы. Приемку детских оздоровительных лагерей осуществлять с участием технической инспекции труда МФП и отраслевых профсоюзов.
5.4. Осуществлять контроль за санитарно-эпидемиологической и противопожарной обстановкой, обеспечением безопасности пребывания детей и подростков в детских загородных оздоровительных лагерях.
5.5. Продолжить взаимодействие с федеральными органами государственного надзора и контроля по вопросам соблюдения трудового, природоохранного законодательства и законодательства об охране труда в организациях, осуществляющих свою деятельность на территории города Москвы.
5.6. Продолжить обучение представителей общественных объединений, организаций и органов исполнительной власти города Москвы по вопросам охраны труда и обеспечения экологической безопасности.
5.7. Проводить профилактические мероприятия по предупреждению наркологических заболеваний и ограничению табакокурения в трудовых коллективах.
Правительство и Работодатели:
5.8. Обеспечить выполнение организациями и иными хозяйствующими субъектами, расположенными на территории города Москвы, санитарно-противоэпидемических требований и требований экологической безопасности при осуществлении хозяйственной деятельности, включая транспортировку, обезвреживание и переработку промышленных и бытовых отходов.
5.9. Продолжить в организациях города Москвы, в том числе в государственных учреждениях города Москвы, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, с последующей сертификацией работ по охране труда.
Правительство:
5.10. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в государственных учреждениях города Москвы осуществлять за счет средств, выделяемых на их содержание, с отражением данных расходов в коллективном договоре и Соглашении по охране труда.
5.11. Продолжить совершенствование Системы государственного управления охраной труда в городе Москве.
5.12. Предоставлять сторонам социального партнерства информационно-аналитическую записку о состоянии социально-трудовой сферы города Москвы.
5.13. Обеспечить разработку и внедрение в городе Москве социальной рекламы по вопросам охраны труда, в том числе, в средствах массовой информации, включая телевидение, за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Москвы.
5.14. Обеспечить финансирование работ по аттестации рабочих мест по условиям труда в бюджетных организациях города Москвы за счет средств, выделяемых на реализацию Комплекса программных мероприятий города Москвы по охране труда на 2008-2010 годы.
Работодатели:
5.15. Обеспечить в городе Москве условия для осуществления государственного надзора и контроля, общественного контроля профсоюзными органами за соблюдением трудового законодательства, в том числе, нормативных правовых актов по вопросам охраны труда, а также экологической безопасностью.
5.16. Обеспечить в соответствии с законодательством РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, зарегистрированных в городе Москве, при этом размер выделяемых средств в расчете на каждого работающего должен быть не ниже минимального размера заработной платы, установленного Соглашением о минимальной заработной плате в городе Москве на 2009 год между Правительством Москвы, объединениями профсоюзов и объединениями работодателей.
5.17. Результаты расследования несчастного случая на производстве рассматривать работодателем с участием профсоюзного органа данной организации для принятия решений, направленных на ликвидацию причин и предупреждение травматизма.
5.18. Обеспечить выплату денежной компенсации за вред, причиненный жизни и здоровью работника в результате тяжелого несчастного случая на производстве в размере не менее 50 минимальных заработных плат в городе Москве.
5.19. Предусмотреть включение мероприятий по надлежащему содержанию и обеспечению безопасной эксплуатации детских оздоровительных лагерей в годовые планы предупредительного ремонта организаций, на балансе которых находятся эти учреждения.
Профсоюзы:
5.20. Осуществлять общественный контроль над соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по труду силами правовых и технических инспекторов труда профсоюзов, уполномоченных (доверенных) лиц профсоюзных комитетов.
5.21. Проводить разъяснительную работу среди работников организаций, а также работников, состоящих в трудовых отношениях с предпринимателями без образования юридического лица, по вопросам охраны труда и предоставления социальных гарантий.
6. В области молодежной политики, спорта и культуры
В целях создания условий для самореализации молодежи, обеспечения равных стартовых возможностей при вступлении во взрослую жизнь, создания условий для гражданского становления, нравственного, интеллектуального и физического развития граждан стороны обязуются:
6.1. Проводить городские конкурсы профессионального мастерства среди обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования.
6.2. Содействовать обеспечению временной занятости молодежи в свободное от учебы время.
6.3. Продолжить работу по созданию единого городского банка вакансий временных рабочих мест для учащейся молодежи.
6.4. Организовать проведение профориентационных экскурсий в организациях города в рамках "Дня профессии" для обучающихся школ и колледжей.
6.5. С целью формирования механизма осознанного выбора профессии и информированности молодежи о ситуации на рынке труда города рекомендовать включать в учебные планы общеобразовательных учреждений уроки профориентации, основ социального партнерства и охраны труда.
6.6. Содействовать развитию взаимодействия между образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования и организациями города Москвы.
6.7. В целях реализации государственной политики в области воспитания молодежи, повышения престижа военной службы обеспечить согласованные действия и долевое участие в финансировании мероприятий военно-патриотического воспитания подрастающего поколения, организации спортивно-оздоровительного отдыха детей, культурно-массовых мероприятий, в т.ч. героико-исторической направленности.
6.8. Обеспечить организацию оздоровления и занятости подростков в лагерях труда и отдыха, поддерживать движение трудовых объединений молодежи.
6.9. Проводить согласованную политику в области развития культуры, спорта, туризма, молодежной сферы, организации детского и семейного отдыха, сохранения и укрепления сети спортивных, социально-культурных объектов города Москвы .
6.10. Принимать меры по сохранению детских загородных оздоровительных лагерей. Комитету общественных связей города Москвы в рамках выделяемых на оздоровительную кампанию средств на 2009 год предусмотреть в установленном законом порядке субсидии МФП на возмещение расходов по проведению летней оздоровительной кампании не ниже уровня 2008 года.
6.11. Принимать участие в организации и проведении культурно-массовых, спортивных мероприятий, проводимых для москвичей на базе клубных учреждений, спортивных сооружений организаций, учреждений дополнительного и профессионального образования.
6.12. Оказывать организационно-методическую помощь клубным и спортивным учреждениям, библиотекам, детским оздоровительным лагерям организаций города Москвы.
Правительство и Профсоюзы:
6.13. Обеспечить в установленном порядке участие Профсоюзов в реализации мероприятий городских целевых комплексных программ по работе с молодежью, культуре и спорту.
6.14. Осуществлять контроль над реализацией мероприятий по обеспечению отдыха детей в оздоровительных организациях.
6.15. Организовать Новогодние представления для детей и подростков в дни зимних школьных каникул в Государственном Кремлевском Дворце и осуществлять в установленном порядке их финансирование на долевых началах.
6.16. В целях повышения правовой и экономической культуры молодых граждан систематически проводить занятия среди обучающихся образовательных учреждений среднего профессионального образования по вопросам трудового законодательства, охраны труда, социального партнерства.
Правительство:
6.17. Предусмотреть по действующим договорам аренды земельных участков или при их пролонгации, переоформлении, а также при предоставлении новых земельных участков для размещения профсоюзных организаций, санаторно-курортных, детских оздоровительных, образовательных организаций, а также организаций культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, туризма, финансируемых за счет профсоюзов в полном объеме, ставку арендной платы в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка, используемого профсоюзами или их организациями по целевому назначению (аренда).
6.18. Осуществлять предоставление субсидий на возмещение недополученных доходов физкультурно-спортивными организациями города Москвы независимо от организационно-правовой формы (за исключением государственных учреждений) в порядке, установленном нормативными правовыми актами Правительства Москвы.
6.19. Осуществлять организационную помощь и возмещение расходов по оказанию услуг в форме субсидии из бюджета города Москвы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, законодательством города Москвы, юридическим лицам, являющимся участниками-исполнителями физкультурно-спортивных мероприятий Городской комплексной программы "Спорт Москвы-2" (2007-2009 гг.).
6.20. Предусмотреть в бюджете города Москвы на 2009 год средства на организацию летнего и зимнего отдыха и оздоровления студентов дневных отделений государственных высших учебных учреждений в пределах выделенных Департаменту семейной и молодежной политики города Москвы на реализацию социальных программ финансовых средств.
6.21. Сохранить не ниже достигнутого в 2008 году количество бесплатных и льготных путевок в загородные детские оздоровительные лагеря для детей, нуждающихся в дополнительной социальной поддержке.
6.22. Осуществлять бесплатные перевозки организованных групп детей в каникулярный период по установленным сертификатам на проезд.
6.23. Содействовать развитию предпринимательства молодежи, создавать условия, стимулирующие молодежь к ведению предпринимательской деятельности, профессиональному росту и социальной активности.
Профсоюзы:
6.24. Организовать обучение директоров детских загородных оздоровительных лагерей организаций города Москвы.
6.25. Предусмотреть предоставление на льготных условиях спортивных баз системы профсоюзов для обеспечения учебно-тренировочного процесса спортивных школ, подведомственных органам исполнительной власти города Москвы.
7. В области развития социального партнерства
В целях повышения эффективности взаимодействия социальных партнеров, развития гражданского общества и системы социального партнерства, на основе ответственности и реализации достигнутых договоренностей стороны обязуются:
7.1. Принимать решения по вопросам и проблемам, включенным в Соглашение, после консультаций на уровне МТК.
7.2. Официально информировать друг друга о принимаемых решениях и правовых актах по проблемам, включенным в Соглашение, а также по вопросам регулирования трудовых и связанных с ними экономических и иных отношений.
7.3. Взаимно обеспечивать представителям сторон возможность принимать участие на всех уровнях в рассмотрении социально-трудовых и связанных с ними экономических вопросов.
7.4. Оказывать практическое и методическое содействие заключению городских отраслевых и окружных соглашений, коллективных договоров в организациях города.
7.5. Обеспечить заключение на согласованных условиях коллективных договоров и их уведомительную регистрацию в установленном порядке.
7.6. Способствовать предотвращению и разрешению коллективных трудовых споров.
7.7. Направлять информацию о коллективных трудовых спорах, возникающих в организациях города Москвы, в Учреждение "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров" для сбора, систематизации и проведения аналитической работы.
7.8. Оказывать содействие Учреждению "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров", Московскому городскому правовому центру "Защита" (учреждение), Фонду содействия занятости и охраны труда "СТОЛИЦА" МФП, Юридическому центру МКПП(р) в деятельности по пропаганде трудового законодательства, законодательства о занятости и законодательства об охране труда в средствах массовой информации (включая окружные и городские) и объектах наружной рекламы на условиях социальной рекламы.
7.9. В случае возникновения коллективных трудовых споров по вопросам Соглашения обращаться в Учреждение "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров" и выполнять его решения.
7.10 Проводить согласованную политику по созданию новых и укреплению действующих объединений работодателей и профсоюзных организаций в организациях всех форм собственности, в том числе в организациях с участием иностранного капитала, и в организациях, применяющих труд иностранных работников, осуществляющих свою деятельность в городе Москве.
7.11. Продолжить работу по повышению социальной ответственности бизнеса, вовлечению российских сетевых компаний и транснациональных компаний в систему социального партнерства.
7.12. Публиковать в газетах: "Московская промышленная газета", "Тверская, 13", "Содружество", "Солидарность", окружных средствах массовой информации и размещать на официальных сайтах сторон материалы, рассказывающие о практике социального партнерства в городе Москве, а также информировать редакции СМИ о решениях МТК и мероприятиях, проводимых в рамках реализации Соглашения.
Правительство и Работодатели:
7.13. Обеспечить выпуск совместных тематических номеров газеты "Содружество", посвященных проблемам реализации промышленной политики в городе Москве, внедрению инновационных и научно-технических разработок, подготовки квалифицированных кадров, охраны труда, занятости и трудовой миграции, а также взаимодействию города Москвы и республики Беларусь с возмещением в установленном законом порядке затрат по их производству.
Правительство:
7.14. Обеспечить взаимодействие с социальными партнерами при подготовке проектов законов и других правовых актов города Москвы по вопросам, включенным в настоящее Соглашение.
7.15. При получении из Контрольно-счетной палаты Москвы результатов аудита и оценки эффективности бюджетных расходов на социальную сферу города Москвы информировать социальных партнеров.
7.16. Обеспечить в целях реализации статьи 35.1 ТК РФ условия для участия МТК в работе по разработке проектов документов "О прогнозе социально-экономического развития города Москвы", "О проекте бюджета города Москвы на 2010-2012 годы".
7.17. При обращении сторон включать в состав формируемых Правительством Москвы на уровне города Москвы и его административных округов комиссий, коллегий префектур административных округов города Москвы, рабочих групп по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам представителей Профсоюзов и Работодателей.
7.18. При обращении работодателей в органы исполнительной власти города Москвы по вопросам хозяйственно-экономической деятельности, учитывать их участие в системе социального партнерства города Москвы в установленном порядке.
7.19. Предусмотреть в установленном порядке в составе расходов органа исполнительной власти города Москвы, курирующего вопросы социально-трудовых отношений, частичное возмещение расходов в объеме 34510000 руб., направленных на обучение на базе учебных центров профсоюзов представителей сторон социального партнерства формам и методам договорного регулирования социально-трудовых отношений в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
7.20. Предусмотреть в бюджете города Москвы на 2009 год в составе расходных обязательств Комитета общественных связей города Москвы предоставление субсидий в установленном порядке Учреждению "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров" на возмещение расходов по оказанию услуг в сфере системы социального партнерства по предотвращению коллективных трудовых споров и содействию разрешения связанных с ними конфликтов, возложенных на Учреждение его учредителями.
7.21. Расчет ставки арендной платы за нежилые помещения, находящиеся в собственности города Москвы, занимаемые профсоюзами, производить по минимальной ставке арендной платы, утвержденной нормативными правовыми актами Правительства Москвы.
7.22. Оказать содействие в установленном порядке в части установления арендной платы за занимаемые МКПП(р) помещения в здании по адресу: г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 21, стр. 1 и ее структурным подразделениям на уровне минимальной ставки, утвержденной на 2009 год по городу Москве.
7.23. Предоставить МФП для размещения окружных советов МФП, юрисконсультов Московского городского правового Центра "Защита" (учреждение), специалистов Фонда содействия занятости и охраны труда "Столица" МФП в административных округах города Москвы и территориальным подразделениям МКПП(р) необходимые помещения.
В соответствии с законодательством РФ и Законом города Москвы от 22 октября 1997 года N 44 "О социальном партнерстве" предусмотреть в окружных соглашениях выделение бюджетных субсидий на возмещение затрат МФП и МКПП(р) для создания условий функционирования системы социального партнерства на территориях административных округов города Москвы.
7.24. Предусмотреть в составе расходных обязательств Комитета общественных связей города Москвы на 2009 год предоставление субсидий в установленном законом порядке Московскому городскому правовому Центру "Защита" (учреждение) на возмещение расходов по оказанию услуг в сфере социально-трудовых отношений, возложенных на Центр его учредителями.
Профсоюзы:
7.25. Продолжить практику проведения консультаций по правовым вопросам на сайте МФП в сети Internet.
7.26. Организовать обучение не менее 20 тысяч представителей социальных партнеров различных уровней по вопросам правового регулирования трудовых отношений, практике заключения коллективных договоров и соглашений.
8. Особенности использования бюджетных средств на выполнение обязательств, предусмотренных Московским трехсторонним соглашением, окружными трехсторонними соглашениями, отраслевыми (межотраслевыми) трехсторонними соглашениями
Органам исполнительной власти города Москвы, главным распорядителям бюджетных средств, при подготовке нормативного правового акта, определяющего особенности предоставления субсидий из бюджета города Москвы, предусмотреть порядок использования бюджетных средств на выполнение обязательств данного Соглашения, отраслевых и окружных трехсторонних соглашений.
9. Ответственность сторон
Стороны Соглашения вправе по взаимному согласию устанавливать ответственность за нарушение, неисполнение обязательств по Соглашению, если эта ответственность не противоречит законодательству Российской Федерации.
10. Заключительные положения
10.1. Соглашение открыто для присоединения всем заинтересованным объединениям работодателей и профсоюзов, действующим в городе Москве, в порядке, определяемом Законом города Москвы от 22 октября 1997 г. N 44 "О социальном партнерстве".
10.2. МТК рекомендует включать в коллективные договоры и соглашения пункты, включенные в приложение к Соглашению.
10.3. С целью обеспечения реализации Соглашения, дальнейшего развития социального партнерства стороны на основе взаимных консультаций в рамках МТК вырабатывают документы, принимают необходимые решения, формируют предложения в адрес органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти города Москвы, Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, трехсторонней комиссии Центрального федерального округа и добиваются их реализации.
10.4. Обязательства Работодателей принимают на себя также две другие стороны в той мере, в которой они осуществляют эти функции.
10.5. Стороны обязуются информировать жителей города Москвы о ходе реализации Соглашения и решений МТК через свои средства массовой информации.
10.6. Соглашение вступает в силу 1 января 2009 г. и действует до вступления в силу нового, но не более трех лет.
От Правительства Москвы |
Ю.М. Лужков |
От московских объединений профсоюзов |
М.Д. Нагайцев |
От московских объединений работодателей |
Е.В. Панина |
24 декабря 2008 года
г. Москва
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Московское трехстороннее соглашение на 2009 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей (Москва, 24 декабря 2008 г.)
Настоящее Соглашение вступает в силу 1 января 2009 г. и действует до вступления в силу нового, но не более трех лет
Текст Соглашения опубликован в газете "Тверская, 13" от 13 января 2009 г. N 1, от 15 января 2009 г. N 2
Настоящее Соглашение фактически прекратило действие
См. Московское трехстороннее соглашение на 2010 г. между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей