г. Казань |
|
13 ноября 2012 г. |
Дело N А55-6541/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 ноября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф. В.,
судей Карповой В. А., Фатхутдиновой А.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Насыровой Э. И.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Самарской области представителя:
заявителя - Черек А. А., доверенность от 14.02.2012,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15.06.2012 (судья Щетинина М. Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2012 (председательствующий судья Кузнецов В. В., судьи Рогалева Е. М., Холодная С. Т.)
по делу N А55-6541/2012
по заявлению индивидуального предпринимателя Аникиной Натальи Евгеньевны, г. Самара (ИНН 631200357929, ОГРНИП 304631230300120) к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Аникина Наталья Евгеньевна (далее - заявитель, предприниматель, ИП Аникина Н. Е.) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - ответчик, Министерство) от 14.12.2011 N 12-1/3474/11-с об отказе в предоставлении в собственность предпринимателю земельного участка, площадью 50 кв. м, имеющего кадастровый номер 63:01:0715003:29, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Московское шоссе, 179, занимаемого временным павильоном "Автодиагностика".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.06.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2012, заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Министерство обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В соответствии со статьей 153 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием систем видео-конференц-связи, организованной Арбитражным судом Самарской области.
Изучив материалы дела, выслушав представителя заявителя, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судом, земельный участок площадью 50 кв. м с кадастровым номером 63:01:0715003:29 предоставлен ИП Аникиной Н. Е. на основании распоряжения администрации Промышленного района г. Самара от 08.10.2002 N 2674 "О предоставлении в аренду земельного участка предпринимателю сроком на 3 (три) года под установку временного павильона "Автодиагностика" по Московскому шоссе, 179, г. Самара".
27.11.2002 Министерство имущественных отношений Самарской области заключило с ИП Аникиной Н. Е. договор аренды названного земельного участка N 012441з сроком по 07.10.2005.
25.06.2010 на основании приказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 19.02.2010 N 194 заключен договор аренды N 1536а/2009-2014, условия которого распространены к их отношениям, возникшим до заключения договора, а именно, с 25.11.2009. Договор зарегистрирован в Управлении Росреестра по Самарской области.
Из заключения Ростехинвентаризации - Федеральное БТИ Федеральной службы госрегистрации кадастра и картографии 05.10.2009 N 05/16375 следует, что в результате последнего обследования по состоянию на 05.10.2009 установлено, что временный павильон "Автодиагностика" по своих техническим характеристикам не является объектом капитального строительства, расположен на земельном участке по адресу: г. Самара, Промышленный район, Московское шоссе, 179.
Предприниматель обратилась в Министерство с заявлением от 23.11.2011 о предоставлении в собственность арендуемого земельного участка за выкуп с приложением всех необходимых документов.
Письмом от 14.12.2011 N 12-1/3474/11-с Министерство возвратило документы, приложенные к заявлению предпринимателя о предоставлении земельного участка, в котором, со ссылкой на пункт 8 статьи 22, статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, сообщило об отсутствии оснований для предоставления в собственность указанного земельного участка в порядке, предусмотренном статьями 22, 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Предприниматель не согласилась с данным отказом, и обжаловала его в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из несоответствия оспариваемого отказа статьям 28, 29 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановлению Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" (далее - постановление Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74) поскольку запрет на приватизацию земельного участка не установлен, и спорный земельный участок не изъят из оборота.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанции.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока.
Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
На основании постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство.
Согласно пункту 2.1 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок), утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В пункте 2.2 Порядка предусмотрено, что к заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку. Документы должны быть надлежащим образом оформлены, тексты документов должны быть читаемы, не должны содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений.
В соответствии с пунктом 2.3 Министерство, не позднее следующего дня с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
В случае если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также, в случае если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка Министерством не направляется.
Пунктом 2.7 настоящего Порядка предусмотрена обязанность Министерства обеспечения публикации информации о предоставлении земельного участка на определенном праве в газете "Волжская коммуна" и размещения указанной информации на официальном сайте Правительства Самарской области.
Пунктами 2.9 - 2.13 Порядка определен порядок проведения торгов в форме аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка.
Вместе с тем в соответствии с абзацем 6 пункта 3.1 Порядка положения пунктов 2.7, 2.9 - 2.13 настоящего Порядка не применяются в случае если на испрашиваемом заявителем земельном участке располагаются строения, сооружения, не подлежащие постановке на технический учет в качестве объектов капитального строительства и имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка для размещения временного объекта, принятый до 01.07.2006. Правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются и в том случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Из материалов дела следует, что документы, поданные предпринимателем вместе с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп спорного земельного участка, соответствуют вышеуказанным нормам, использование заявителем испрашиваемого земельного участка соответствует основным видам разрешенного использования для территориальной зоны, в которой расположен указанный земельный участок, данный земельный участок состоит на государственном кадастровом учете и на нем расположен временный павильон, не являющийся объектом капитального строительства, и имеется распоряжение администрации Промышленного района г. Самары о предоставлении спорного земельного участка для размещения временного объекта, принятое до 01.07.2006.
Доказательств обратного Министерством суду не представлено.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
При этом доказательств изъятия данного земельного участка из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельного участка, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд Министерством не представлено, как и не представлено доказательств обращения заявителя в Министерство в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, указанного Министерством в письме о возврате документов.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства суд оценивает во взаимосвязи и совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.
Тщательно проверив и оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемый предпринимателем отказ не соответствует статьям 28, 29 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановлению Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" и об обоснованности доводов заявителя и наличии правовых оснований для удовлетворения заявленного требования и признания оспариваемого акта незаконным.
Данные обстоятельства документально подтверждены, проверены судами обеих инстанций, что нашло отражение в обжалуемых судебных актах.
Переоценка доказательств, исследованных арбитражным судом, не входит в полномочия суда кассационной инстанции, проверяющего правильность применения судом норм материального и процессуального права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.06.2011 по делу N А55-22150/2010, от 30.09.2011 по делу N А55-27318/2010, от 17.01.2012 по делу N А55-6128/2011, от 22.02.2012 по делу N А55-9946/2011, подтверждена в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N ВАС-7624/12, от 13.09.2012 N ВАС-11878/12.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 15.06.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2012 по делу N А55-6541/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Ф. В. Хайруллина |
Судьи |
В. А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Тщательно проверив и оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемый предпринимателем отказ не соответствует статьям 28, 29 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановлению Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" и об обоснованности доводов заявителя и наличии правовых оснований для удовлетворения заявленного требования и признания оспариваемого акта незаконным.
...
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.06.2011 по делу N А55-22150/2010, от 30.09.2011 по делу N А55-27318/2010, от 17.01.2012 по делу N А55-6128/2011, от 22.02.2012 по делу N А55-9946/2011, подтверждена в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N ВАС-7624/12, от 13.09.2012 N ВАС-11878/12."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13 ноября 2012 г. N Ф06-8272/12 по делу N А55-6541/2012
Хронология рассмотрения дела:
19.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5425/13
13.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8272/12
15.08.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9092/12
15.06.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-6541/12