г. Казань |
|
18 апреля 2013 г. |
Дело N А65-14649/2012 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Ананьева Р.В., Муравьева С.Ю.,
при участии представителей:
заявителя - Губайдуллина Н.Н., доверенность от 02.03.2013,
ответчика - Авдеева Д.А., доверенность от 28.12.2012 N 1-30/16991,
третьего лица (общества с ограниченной ответственностью "Мостовик") - Гайфуллиной Г.Р., доверенность от 15.05.2012 N 167/1,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу конкурсного управляющего открытым акционерным обществом "Тимер" Гиматова Руслана Альбертовича
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2013 (председательствующий судья Кузнецов В. В., судьи Бажан П. В., Засыпкина Т. С.)
по делу N А65-14649/2012
по заявлению конкурсного управляющего открытым акционерным обществом "Тимер" Гиматова Руслана Альбертовича, г. Казань (ИНН 1624001705, ОГРН 1021607352931) к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, г. Казань, о признании недействительными распоряжений, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Мостовик", р. п. Алексеевское Республики Татарстан,
открытое акционерное общество "СПМК "Закамская-Тимер", р. п. Алексеевское Республики Татарстан, общество с ограниченной ответственностью "Алексеевскдорстрой", р. п. Алексеевское Республики Татарстан (ИНН 1605003545), закрытое акционерное общество "КАРАТ", г. Казань, ГКУ "Главтатдортранс", г. Казань (ИНН 1660049283, ОГРН 1021603627462),
УСТАНОВИЛ:
конкурсный управляющий открытым акционерным обществом "Тимер" Гиматов Руслан Альбертович (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (далее -ответчик, государственный орган) о признании недействительными распоряжений от 12.12.2007 N 2588р и от 21.02.2008 N 287р.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.09.2012 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2013 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд, исследовав и оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из конкретных обстоятельств дела и доводов сторон, пришел к выводу о недоказанности наличия обстоятельств, предусмотренных статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и признал оспариваемые ненормативные правовые акты законными.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, заявитель обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, оставить в силе решение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и нарушение судом норм процессуального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает выводы апелляционного суда правильными и не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта, действия (бездействия) необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, оспариваемыми распоряжениями Минземимущества Республики Татарстан от 12.12.2007 N 2588р "О включении государственного имущества в состав казны" и от 21.02.2008 N 287р "О проведении аукциона по продаже государственного имущества" государственный орган на основании обращения ГУ "Главтатдортранс" исключил незавершенный строительством объект "Комплекс служб эксплуатации в пгт. Алексеевское": одноэтажное административное здание с тамбуром (общая площадь 94, 9 кв.м.) Литера Аа, инв. N 1666, кад. N 16:05:010907:0003:0002, Каркас металлоконструкции, стены и покрытие сэндвич-панели; одноэтажное здание склад металла (общая площадь 957, 6 кв. м) корпус 6, литера Г 3 инв. N 2427, кад. N 16:05:010907:0003:0012, Пристроенное здание, Каркас металлоконструкции, стены и кровля профнастил, полы асфальт, ворота 4x4.5 м (2 шт.); одноэтажное здание материальный склад механизированный (общая площадь 637,2 кв. м) корпус 2, Литера Г инв. N 1667, кад. N 16:05:010907:0003:0003, Каркас металлоконструкции стены сэндвич-панели цоколь ПСЛ, ворота 4x4.5 м (2 шт.), полы асфальт; одноэтажное здание ПТО с теплой стоянкой (общая площадь 957, 6 кв. м), корп. 3, Литера Г 2 инв. N 1668, кад. N 16:05:010907:0003:0004, Каркас металлоконструкции, стены сэндвич панели и ПСЛ, ворота 4x4.5 м (3 шт.), полы асфальтные; одноэтажное здание гараж (общая площадь 68,4 кв. м), корп 5, Литера Г 1, инв. N 2426, кад. N 16:05:010907:0003:0011, Пристроенное здание из ж/б панелей, покрытие сэндвич-панели, полы асфальтные; одноэтажное здание цех изготовления металлоконструкций (общая площадь 2 570, 4 кв. м), корп. 4, Литера Г 4 инв. N 1669, кад. N 16:05:010907:0003:0005, Каркас металлоконструкции, Стены ПСЛ и сэндвич панели; Кровля и перекрытия панели, Пол асфальт, ворота (4 шт) размером 4x4.5 м; земельный участок общей площадью 23 580 кв. м, кадастровый N 16:05:010907:0003, адрес объекта: Республика Татарстан, Алексеевский муниципальный район, п.г.т. Алексеевское, ул. Чистопольская д. 3, категория земель: земли населенных пунктов разрешенное использование: для производственной базы из перечня государственного имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ГУ "Главтатдортранс", с включением в состав казны Республики Татарстан и последующей его реализации (организатор торгов ЗАО "Карат") на открытом аукционе имущества казны Республики Татарстан - комплекса имущества с земельным участком, расположенного по адресу: пгт. Алексеевское, ул. Чистопольская, д. 3, корп. 2, 3, 4, 5, 6.
Постановлением Госкомимущества Республики Татарстан - Госкомитета Республики Татарстан по промышленной политике и управлению государственным имуществом (правопредшественником ответчика) от 21.05.1993 N 14 утвержден план приватизации кооперативно-государственного проектно-промышленного-строительного объединения "Татагроспецмонтаж" (далее - "Татагроспецмонтаж"), которое преобразовано в открытое акционерное общество "Тимер" (далее - ОАО "Тимер").
В уставный капитал ОАО "Тимер" вошло приватизированное имущество Алексеевского филиала СПМК "Закамская", в том числе вышеназванные спорные здания: административное (поименованное панельным), склад металла, механизированный склад, ПТО и теплостоянка, гараж, цех м/конструкций, расположенные на земельном участке по ул. Чистопольская, 3, р.п. Алексеевское, Алексеевский района Республика Татарстан, предоставленном ОАО "Тимер" Алексеевского филиала СПМК "Закамская" в постоянное бессрочное пользование для производственных целей, что подтверждается государственным актом, зарегистрированным за N 0012 на основании постановления главы Алексеевского района от 06.01.1995.
В соответствии со статьей 94 Гражданского кодекса РСФСР, действовавшего в период приватизации, государство являлось единым собственником всего государственного имущества.
Согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и абзаца 2 пункта 1 Приложения N 3 к указанному постановлению объекты государственной собственности - жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местной администрации, расположенный на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского Совета народных депутатов, передаются в муниципальную собственность городов.
В соответствии со статьей 223 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, передается в собственность гражданских и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации.
Акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента государственной регистрации становится собственником государственного (муниципального) имущества, включенного в уставный капитал акционерного общества в соответствии с планом приватизации.
В момент приватизации и преобразования заявителя из государственного предприятия в акционерное общество действовал Закон РСФСР от 03.07.1991 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий", согласно которому законодательство Российской Федерации о приватизации государственных и муниципальных предприятий состоит из законов РСФСР "О собственности в РСФСР", "О предприятиях и предпринимательской деятельности", настоящего Закона и других регулирующих приватизацию законодательных актов Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации (статья 2).
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Татарстан от 05.02.1992 N 1403-XII "О приватизации государственного имущества в Республике Татарстан" под приватизацией государственного имущества понимается возмездное отчуждение в собственность физических и юридических лиц находящегося в государственной (республиканской и коммунальной) собственности имущества (объектов приватизации).
Статьей 13 Закона Республики Татарстан определены способы приватизации государственного имущества в виде: продажи государственного имущества (включая предприятия как имущественный комплекс), в том числе по конкурсу и на аукционе; продажа акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации; преобразование государственных (республиканских и коммунальных) предприятий в хозяйственные общества, в том числе в открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых находится в государственной собственности; выкуп арендованного государственного имущества.
При этом предусмотрено осуществление приватизации государственного имущества способами, предусмотренными федеральным законодательством о приватизации.
В соответствии с пунктом 4, 10 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721 (действующего на момент приватизации заявителя), создаваемые на предприятиях комиссии по приватизации готовят план приватизации и акт оценки имущества. Состав имущества акционерного общества на момент его учреждения отражается в акте его оценки.
Временными методическими указаниями по оценке стоимости объектов приватизации, являющимися приложением N 2 к Указу Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 66, действующими на момент приватизации общества (далее - Методические указания), предусмотрено, что в состав оцениваемого имущества включаются основные средства и вложения, запасы и затраты, денежные средства и прочие финансовые активы.
Пунктом 5.1 указанных методических указаний установлено, что комиссией составляются акты оценки стоимости имущества, в которых отражаются результаты инвентаризации и оценки, подписываемые всеми членами комиссии по приватизации.
Приложением N 1 к методическим указаниям предусмотрено отражение в акте стоимости зданий и сооружений инвентарного номера объекта, его наименования и местонахождения, года ввода в эксплуатацию, первоначальной (балансовой) стоимости, фактического физического износа и остаточной стоимости.
Таким образом, в уставный капитал создаваемого акционерного общества может считаться переданным лишь то имущество, которое поименовано в акте оценки стоимости имущества предприятия.
Судом установлено, что план приватизации ОАО "Тимер", утвержденный постановлением Госкомимущества от 21.05.1993 N 14, содержит сведения: о величине уставного капитала определенного на основании методических рекомендаций об оценки стоимости имущества; об отсутствии перечня и стоимости объектов, не подлежащих приватизации; о выборе первого способа приватизации - в форме продажи акций акционерного общества работникам, в том числе на льготных условиях; включении в уставный капитал заявителя приватизируемого ОАО "Тимер" вышеназванного спорного имущества, указанного в акте оценки стоимости зданий и сооружений и сводном акте оценки стоимости незавершенного строительства собственной производственной базы на апрель 1993 года, являющиеся приложениями к плану приватизации.
Названные обстоятельства свидетельствуют о приватизации обществом в 1993 году государственного имущества с внесением его в уставный капитал и, соответственно, приобретении на него прав собственности.
Право собственности на имущество, переданное в уставный капитал заявителя, возникло до издания Указа Президента Республики Татарстан от 03.03.1998 N УП-167 "О поэтапном создании в Республике Татарстан системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Пунктом 6 статьи 33 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) определено, что данный Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие, т.е. с 31.01.1998.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о государственной регистрации, возникшие до момента вступления Закона в силу, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. При этом государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу Закона, является юридически действительной.
26.04.1999 путем выделения из состава ОАО "Тимер" при реорганизации последнего было создано ОАО "СПМК "Закамская-Тимер", о чем государственным органом внесена запись в государственный реестр юридических лиц за N 1461/к (05).
26.04.1999 ОАО "Тимер" передало спорное имущество, в том числе земельный участок по акту приема-передачи в уставный капитал ОАО "СПМК "Закамская-Тимер" и с этого момента заявитель утратил право собственности на указанное имущество.
Как обоснованно указано судом апелляционной инстанции, собственником этого имущества стало ОАО "СПМК "Закамская-Тимер" и этот факт не опровергнут заявителем, поэтому оспариваемыми актами права заявителя не нарушаются и не могут быть нарушены, что полностью исключает удовлетворение заявленных требований.
Кроме этого, как установлено судом, ОАО "СПМК "Закамская-Тимер" исключена из ЕГРЮЛ 11.04.2011.
Доводы суда первой инстанции о реализации в 2002 году ОАО "СПМК "Закамская-Тимер" названных спорных объекты при отсутствии на них государственной регистрации прав третьему лицу - ГУ "Главтатдортранс" и ничтожности этой сделки, не опровергают факта отсутствия нарушения прав заявителя оспариваемыми актами, поскольку как правильно указано апелляционным судом, заявитель собственником этого имущества не является с 26.04.1999 с момента передачи имущества в Уставный капитал ОАО "СПМК "Закамская-Тимер".
Как обоснованно указано судом апелляционной инстанции, доводы о пропуске срока на обжалование, о неправомерном поступлении имущества в состав казны субъекта Российской Федерации не имели в данном деле правового значения и не влияли на выводы суда апелляционной инстанции, поскольку заявитель не является лицом, права которого были нарушены оспариваемыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Кроме этого, вступившим в законную силу судебным актом Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.09.2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2011 по делу N А65-6317/2010 в иске ОАО "СПМК "Закамская - Тимер" к ООО "Мостовик", Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, об истребовании из чужого незаконного владения недвижимого имущества: здания административно-управленческого назначения, здания склада металла, здания материального склада, здания - ПТО с теплой стоянкой, здания гаража, здания цеха изготовления металлоконструкций, ограждения территории с металлическими воротами, автопроездов и площадок, КТП160 10/0,4, ВЛ 0,4 кВт, водоснабжения (артскважина), склада ГСМ, о переводе прав и обязанностей продавца по договору купли-продажи на аукционе недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности за N 002-338 от 02.04.2008, о взыскании 10 305 000 руб. неосновательного обогащения отказано, в части требований к ГУ "Главтатдортранс" производство по делу прекращено.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства суд оценивает во взаимосвязи и совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.
Тщательно проверив и оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Данные обстоятельства проверены судом, что нашло отражение в обжалуемом судебном акте.
Переоценка доказательств, исследованных арбитражным судом, не входит в полномочия суда кассационной инстанции, проверяющего правильность применения судом норм материального и процессуального права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов суда.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что дело рассмотрено полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, поэтому оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя и в связи с предоставлением отсрочки в уплате государственной пошлины подлежат взысканию в доход федерального бюджета в размере 1000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2013 по делу N А65-14649/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Тимер" в федеральный бюджет судебные расходы, состоящие из государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в размере 1000 рублей.
Поручить Арбитражному суду Республики Татарстан выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Временными методическими указаниями по оценке стоимости объектов приватизации, являющимися приложением N 2 к Указу Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 66, действующими на момент приватизации общества (далее - Методические указания), предусмотрено, что в состав оцениваемого имущества включаются основные средства и вложения, запасы и затраты, денежные средства и прочие финансовые активы.
...
Право собственности на имущество, переданное в уставный капитал заявителя, возникло до издания Указа Президента Республики Татарстан от 03.03.1998 N УП-167 "О поэтапном создании в Республике Татарстан системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Пунктом 6 статьи 33 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) определено, что данный Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие, т.е. с 31.01.1998."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18 апреля 2013 г. N Ф06-2316/13 по делу N А65-14649/2012
Хронология рассмотрения дела:
09.09.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7582/13
15.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8766/13
02.07.2013 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13553/12
26.06.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8766/13
18.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2316/13
22.01.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13553/12
05.09.2012 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-14649/12