г. Казань |
|
26 марта 2013 г. |
Дело N А12-12148/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Гильмановой Э.Г., Петрова А.Л.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента по образованию администрации Волгограда
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2012 (председательствующий судья Жевак И.И., судьи Александрова Л.Б., Борисова Т.С.)
по делу N А12-12148/2011
по заявлению муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида N 140 Советского района г. Волгограда, г. Волгоград (ИНН 3446501715, ОГРН 1023404242872) к Управлению надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области, г. Волгоград, об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, с участием заинтересованных лиц: Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области, г. Волгоград (ОГРН 1043400340356, ИНН 3444118546), Отдела надзорной деятельности по г.Волгограду Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области, г. Волгоград, Отдела надзорной деятельности по Советскому району г. Волгограда Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области, г. Волгоград,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида N 140 Советского района г. Волгограда (далее - детский сад N 140, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Управлению надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области (далее - административный орган) об отмене постановления от 12.07.2011 N 065472 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2012, рассмотревшего дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в удовлетворении требований Учреждения отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, Департамент по образованию администрации Волгограда (далее - Департамент), будучи Учредителем детского сада N 140, обратился с кассационной жалобой. Департамент считает, что административным органом не доказана вина Учреждения в совершении административного правонарушения.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), судом кассационной инстанции установлено следующее.
Из материалов дела усматривается, что 08.07.2011 государственным инспектором Советского района по пожарному надзору проведена плановая проверка по надзору за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности детским садом N 140.
Проверкой установлено нарушение детским садом N 140 пункта 3 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03) от 18.06.2003 N 313, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110 -03)" от 18.06.2003 N 315, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а именно: помещения Учреждения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией.
По факту допущенных нарушений составлен протокол от 11.07.2011 N 065472/303. Постановлением от 12.07.2011 N 065472 Учреждение привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, детскому саду N 140 назначено наказание - административный штраф в размере 150 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, детский сад N 140 обратился в суд с данным заявлением.
Суд кассационной инстанции не соглашается с выводом суда об отсутствии оснований для признания постановления административного органа незаконным на основании следующего.
Отправляя дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, судебная коллегия кассационной инстанции обратила внимание на то, что при возникших обстоятельствах ответственность за нарушение правил пожарной безопасности будет лежать на собственнике имущества.
Рассмотрев дело, по правилам арбитражного суда первой инстанции, Двенадцатым арбитражным судом не учтено следующее.
Согласно имеющейся в материалах дела выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 18.06.2010 N 1698 Департамент является учредителем детского сада N 140.
В силу статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) ответственность за нарушение правил пожарной безопасности несут как лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, так и собственники имущества.
Здание детского сада, в соответствии со статьей 39 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", подлежит закреплению собственником - муниципальным образованием, на праве оперативного управления за учреждением.
Поскольку закрепление муниципального имущества собственником за образовательным учреждением носит целевой характер - обеспечение образовательного процесса, что связано и с обеспечением безопасности находящихся в образовательном учреждении детей и персонала, предоставляемое собственником для этих целей здание должно отвечать, в том числе, и всем установленным законом требованиям пожарной безопасности. Если переданное здание не отвечает требованиям пожарной безопасности, собственник, на котором в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации лежит бремя содержания имущества, обязан предпринять меры по приведению здания в соответствие с требованиями пожарной безопасности либо обеспечить финансирование учреждения в целях обеспечения исполнения таких требований силами учреждения, учитывая, что бюджетные учреждения дошкольного образования финансируются собственником.
Ответственность самого образовательного учреждения за нарушение правил пожарной безопасности возникает в случаях, когда нарушение правил пожарной безопасности, установленных для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений действующим приказом Гособразования СССР от 04.07.1989 N 541, не связано с конструктивными или иными недостатками закрепленного за ним собственником здания, наличием или отсутствием инженерных противопожарных систем.
В рассматриваемом случае, Учреждению вменяется правонарушение ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, а именно: помещения Учреждения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией.
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из смысла данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что одним из обстоятельств подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Следовательно, привлекая к административной ответственности предусмотренной статьей 20.4 КоАП РФ, административный орган должен доказать виновность лица в совершении административного правонарушения, а не ограничиться лишь констатацией выясненных в ходе проверки нарушений.
Однако, административным органом не доказана вина самого Учреждения в совершении данного административного правонарушения.
Учреждение привлечено к административной ответственности за отсутствие инженерных противопожарных систем. Исходя из совокупного анализа вышеперечисленных норм права и материалов дела, в данном случае к административной ответственности подлежит привлечению собственник имущества.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 287 АПК РФ суд кассационной инстанции принимает новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применены нормы права.
С учетом изложенного кассационная жалоба Департамента подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2012 по делу N А12-12148/2011 отменить, кассационную жалобу - удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление отдела надзорной деятельности по г. Волгограду Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области от 12.07.2011 N 065472 о привлечении муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида N140 Советского района г. Волгограда к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Э.Г. Гильманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из смысла данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что одним из обстоятельств подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Следовательно, привлекая к административной ответственности предусмотренной статьей 20.4 КоАП РФ, административный орган должен доказать виновность лица в совершении административного правонарушения, а не ограничиться лишь констатацией выясненных в ходе проверки нарушений."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26 марта 2013 г. N Ф06-11685/12 по делу N А12-12148/2011
Хронология рассмотрения дела:
26.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11685/12
12.10.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6871/12
12.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5358/12
26.04.2012 Определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2787/12
31.01.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11754/11
19.10.2011 Определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8340/11
09.09.2011 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-12148/11