г. Саратов |
|
12 октября 2012 г. |
Дело N А12-12148/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "05" октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "12" октября 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жевак И.И.,
судей Александровой Л.Б., Борисовой Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Повивкиной Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, материалы дела N А12-12148/2011 (судья Наумова М.Ю.)
по заявлению муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида N 140 Советского района г. Волгограда (г.Волгоград, ул.им.Богданова, д.34, ОГРН 1023404242872, ИНН 3446501715)
к Управлению надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области (г.Волгоград, ул. 13-я Гвардейская, д.15а),
заинтересованные лица:
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области (400131, г.Волгоград, ул.13 Гвардейская, д.15а, ОГРН 1043400340356, ИНН 3444118546),
Отдел надзорной деятельности по г.Волгограду Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области (г.Волгоград, ул. 13-я Гвардейская, д.15а),
Отдел надзорной деятельности по Советскому району г. Волгограда Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области (г.Волгоград, ул. 25 лет Октября, д.3)
об оспаривании постановления от 12.07.2011 N 065472,
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида N 140 Советского района г.Волгограда (далее - заявитель, детсад) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с требованием к Управлению надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области (далее - Управление, административный орган) об отмене постановления от 12.07.2011 N 065472 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 09.09.2011 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда Департамент по образованию администрации Волгограда (далее - департамент) в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2012 года производство по апелляционной жалобе Департамента по образованию администрации Волгограда на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09.09.2011 года по делу N А12-12148/2011 прекращено.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12.07.2012 года определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2012 года по делу N А12-12148/2011 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд для рассмотрения апелляционной жалобы Департамента по образованию администрации Волгограда по существу.
Судебная коллегия в ходе рассмотрения жалобы установила наличие безусловного основания для отмены решения суда первой инстанции, поскольку к участию в деле не привлечён департамент, являющийся учредителем детского сада N 140.
Согласно пункту 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2012 по настоящему делу суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Департаментом представлены пояснения по настоящему делу, в которых он просит решение суд первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в пояснениях.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 01.09.2012 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что заявление детсада об отмене постановления от 12.07.2011 N 065472 не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 08.07.2011 проведена плановая проверка по надзору за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности в помещениях детсада по адресу: город Волгоград, улица Богданова, 34.
Проверкой установлено нарушение заявителем пункта 3 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313, Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 11003)", утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 315, а именно: помещения Учреждения не оборудованы автоматической пожарной сигнализаций.
По факту допущенных нарушений составлен протокол от 11.07.2011 N 065472/303.
Постановлением от 12.07.2011 N 065472 Учреждение привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), назначенное наказание - административный штраф в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с принятым постановлением детсад, обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что событие правонарушения, виновность заявителя и иные существенные обстоятельства при привлечении детсада к административной ответственности установлены.
Суд апелляционной инстанции считает, что указанный вывод суда первой инстанции соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Обеспечение пожарной безопасности регламентируется Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ), согласно преамбуле которого настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
В силу статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
В статье 20 Федерального закона N 69-ФЗ установлено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами, установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 (далее - Правила пожарной безопасности).
Согласно пункту 1 Правил пожарной безопасности, данными Правилами устанавливаются требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В пункте 10 Правил пожарной безопасности установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Статьёй 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) данный федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если: в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах; пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
Таким образом, только при наличии этих двух условий пожарная безопасность объекта считается обеспеченной.
Факт нарушения требований ППБ 01-03, НПБ 110-04, Приказа МЧС России N 645 от 12.12.2007 подтвержден материалами дела. Нарушение названных требований образует состав административного правонарушения ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Правильно применив указанные выше нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности наличия в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Доказательства, подтверждающие соблюдение требований пожарной безопасности, детсадом не представлены.
Коллегия апелляционного суда, с учетом положений части 1 статьи 1.5, части 2 статьи 2.1 КоАП РФ приходит к выводу о наличии вины заявителя, которая заключается в том, что им не были предприняты все зависящие от него меры, направленные на предотвращение совершения административного правонарушения.
Административным органом был наложен штраф в размере 150 000 рублей, что не превышает верхний предел санкции части 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
По мнению судебной коллегии, приведенные в обоснование апелляционной жалобы доводы, не могут служить основанием для отмены принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что в действиях детсада наличествует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, оснований для отмены постановления административного органа у судебной коллегии не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09.09.2011 года по делу N А12-12148/2012 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Отказать в удовлетворении требования муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида N 140 Советского района г.Волгограда к Управлению надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области об отмене постановления от 12.07.2011 N 065472 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
И.И. Жевак |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-12148/2011
Истец: МДОУ детский сад общеразвивающего вида N140 Советского района г. Волгограда
Ответчик: Главное управление министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области, Управление надзорной деятельности ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области
Третье лицо: ОНД по Советскому району ОНД по г. Волгограду УНД ГУ МЧС по Волгоградской области, Отдел надзорной деятельности по г. Волгограду Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Волгоградской обл., УНД ГУ МЧС РФ по Волгоградской области
Хронология рассмотрения дела:
26.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11685/12
12.10.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6871/12
12.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5358/12
26.04.2012 Определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2787/12
31.01.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11754/11
19.10.2011 Определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8340/11
09.09.2011 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-12148/11