г. Казань |
|
02 октября 2013 г. |
Дело N А55-6985/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Нафиковой Р.А.,
судей Коноплевой М.В., Нагимуллина И.Р.,
при участии представителей:
истца - Конновой Л.А. (доверенность от 28.12.2012),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования городского округа Тольятти в лице мэрии городского округа Тольятти
на решение Арбитражного суда Самарской области от 10.07.2012 (судья Бибикова Н.Д.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2012 (председательствующий судья Морозов В.А., судьи Селиверстова Н.А., Туркин К.К.)
по делу N А55-6985/2011
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Департамент ЖКХ", г. Тольятти (ОГРН 1086320019213, ИНН 6321215841) к муниципальному образованию городского округа Тольятти в лице мэрии городского округа Тольятти, г. Тольятти, (ОГРН 1036301078054, ИНН 6320001741) о взыскании 2 802 370 руб., с участием третьего лица - открытого акционерного общества "АВТОВАЗ", г. Тольятти (ОГРН 1026301983113, ИНН 6320002223),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Департамент ЖКХ" (далее - ООО "Департамент ЖКХ", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к муниципальному образованию городского округа Тольятти в лице Мэрии городского округа Тольятти (далее - Мэрия, ответчик) о взыскании убытков, понесенных на содержание и ремонт жилого комплекса в размере 2 802 370 руб.
Определением суда от 22.05.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "АВТОВАЗ" (далее - ОАО "АВТОВАЗ", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.07.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2012 по настоящему делу, исковые требования удовлетворены. С Мэрии за счет муниципальной казны муниципального образования городского округа Тольятти в пользу ООО "Департамент ЖКХ" взыскано 2 802 370 руб.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, ответчик просит состоявшиеся судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.
При этом заявитель указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель истца просил отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Определением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 09.04.2013 производство по кассационной жалобе муниципального образования городского округа Тольятти в лице мэрии городского округа Тольятти приостановлено до размещения постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу N А55-21717/2011 в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Определением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 04.09.2013 производство по настоящему делу возобновлено.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителя истца, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Мэрии от 25.11.2009 N 2608-п/1 "Об утверждении перечня объектов жилых комплексов NN 1, 2, 3, принимаемых в муниципальную собственность городского округа Тольятти" в период с января по февраль 2010 года объекты, расположенные по адресам: г. Тольятти, ул. Революционная, д. 3, и ул. Юбилейная, д. 2, находились в муниципальной собственности.
Между ООО "Департамент ЖКХ" (агент) и Мэрией (принципал) был заключен договор от 28.12.2009 N 1501-д/4.1, по условиям которого агент обязался от своего имени и за счет принципала и нанимателей жилых помещений совершать функции, связанные с управлением жилым комплексом.
В соответствии с пунктом 1.3. договора деятельность агента в рамках выполнения условий договора распространяется на объекты, расположенные по адресам: г. Тольятти, ул. Революционная, д. 3 (зарегистрированный на основании свидетельства о государственной регистрации права серии 63-АД N 291325 от 27.11.2009), и ул. Юбилейная, д. 2 (зарегистрированный на основании свидетельства о государственной регистрации права серии 63-АД N 291326 от27.11.2009), и придомовую территорию в соответствии с планом-схемой земельного участка (приложения NN 1 и 2 к соглашению N 1137-дг/1 от 25.11.2009).
Согласно пункту 2 договора агент обеспечивает за счет принципала и нанимателей жилых помещений содержание и ремонт объектов, указанных в пункте 1.3. договора, не допуская при этом ухудшения технического состояния данных объектов (приложение N 4); от своего имени и за счет принципала и нанимателей жилых помещений заключает с ресурсоснабжающими организациями договоры на поставку коммунальных ресурсов на объекты, указанные в пункте 1.3. договора; самостоятельно, от своего имени заключает с подрядными организациями договоры на специальные виды технического обслуживания и санитарное содержание обслуживаемых объектов, указанных в пункте 1.3. договора; от своего имени заключает с подрядными организациями договоры на проведение капитального ремонта обслуживаемых объектов, финансируемых за счет средств принципала; ведет лицевые счета нанимателей жилых помещений, осуществляет расчет платежей за жилье и коммунальные услуги, оформляет счета к оплате; осуществляет сбор платежей за жилье и коммунальные услуги с нанимателей жилых помещений, а также взыскание задолженности в установленном законом порядке.
Пунктом 2.2. договора предусмотрено, что принципал устанавливает размер платы на нанимателей за содержание и ремонт жилых помещений, за пользование жилым помещением (платы за найм); осуществляет оплату услуг агента в размере 65 000 руб. в течение 14-ти рабочих дней после предоставления отчета агента, предусмотренного пунктом 2.1.11 договора; осуществляет финансирование капитального ремонта объектов, указанных в пункте 1.3. договора в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами органов местного самоуправления; предоставляет агенту техническую и иную документацию, необходимую для обслуживания объектов.
Пунктом 5.1. договора стороны определили, что договор вступает в силу с 01.01.2010 и действует до проведения открытого конкурса по выбору управляющей компании либо выбора способа управления многоквартирным домом.
Постановлением Мэрии от 06.12.2010 N 3576-п/1 жилые комплексы по вышеуказанным адресам исключены из реестра муниципальной собственности в связи с приватизацией жилых помещений.
Полагая, что Мэрия являясь в январе-феврале 2010 года собственником жилых помещений по адресу: г. Тольятти, ул. Революционная, д. 3 и ул. Юбилейная, д. 2, обязана нести бремя содержания своего имущества и возместить ООО "Департамент ЖКХ" понесенные расходы в связи с исполнением договора от 28.12.2009 N 1501-д/4.1, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно положениям статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором.
Частью 3 статьи 153 Жилищного кодекса предусмотрено иное, а именно: до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Судами установлено, что жилые помещения в доме, расположенном по указанному адресу, переданы во владение и пользование физическим лицам (нанимателям).
Положениями части 1 статьи 154 Жилищного кодекса определено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения включает в себя: плату за наем; плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту; плату за коммунальные услуги.
В силу части 4 статьи 155 Жилищного кодекса наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 данной статьи.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 Жилищного кодекса).
Таким образом, жилищное законодательство устанавливает обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма, вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи непосредственно управляющей организации в случае, если ею осуществляется управление жилым домом. Органы местного самоуправления несут соответствующие расходы только до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Как усматривается из материалов дела, согласно подпунктам 2.1.5 и 2.1.6 договора от 28.12.2009 управляющая компания приняла на себя обязательство осуществлять расчет платежей за жилье и коммунальные услуги, оформлять счета к оплате, осуществлять сбор платежей за жилье и коммунальные услуги с нанимателей жилых помещений, однако данное обязательство не исполнило.
При этом указанный договор не содержит условий, обязывающих мэрию возместить управляющей компании расходы, связанные с содержанием, обслуживанием и текущим ремонтом жилого комплекса.
Требование о взыскании названных расходов с мэрии фактически направлено на освобождение физических лиц (нанимателей), проживающих в жилом доме, от внесения платы за занимаемые ими помещения, что жилищным законодательством не предусмотрено.
Следовательно, выводы судов о наличии у Мэрии установленной законом и договором обязанности перед управляющей компанией по внесению платы на содержание и текущий ремонт общего имущества жилого комплекса в связи с отсутствием такой обязанности у нанимателей квартир являются ошибочными.
Аналогичная правовая позиция содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.2013 N 15066/12.
При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты подлежат отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 10.07.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2012 по делу N А55-6985/2011 отменить.
В удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью "Департамент ЖКХ" к муниципальному образованию городского округа Тольятти в лице мэрии городского округа Тольятти о взыскании 2 802 370 руб. отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.А. Нафикова |
Судьи |
М.В. Коноплёва |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 4 статьи 155 Жилищного кодекса наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 данной статьи.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 Жилищного кодекса).
...
Требование о взыскании названных расходов с мэрии фактически направлено на освобождение физических лиц (нанимателей), проживающих в жилом доме, от внесения платы за занимаемые ими помещения, что жилищным законодательством не предусмотрено.
Следовательно, выводы судов о наличии у Мэрии установленной законом и договором обязанности перед управляющей компанией по внесению платы на содержание и текущий ремонт общего имущества жилого комплекса в связи с отсутствием такой обязанности у нанимателей квартир являются ошибочными.
Аналогичная правовая позиция содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.2013 N 15066/12."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 2 октября 2013 г. N Ф06-10283/12 по делу N А55-6985/2011
Хронология рассмотрения дела:
04.10.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10985/12
10.07.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-6985/11
04.07.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-6985/11
28.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1135/12
02.12.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11517/11
23.08.2011 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-6985/11