г. Казань |
|
23 декабря 2013 г. |
Дело N А55-9393/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Коноплевой М.В., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителя:
третьего лица - Еремина Д.В., доверенность от 27.09.2013 N 981/01.6,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15.07.2013 (судья Холодкова Ю.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2013 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Апаркин В.Н., Кузнецов В.В.)
по делу N А55-9393/2013
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным решения, понуждении совершить определенные действия, с участием третьего лица - муниципального предприятия городского округа Самара "Самарский метрополитен", г. Самара (ИНН 6311013028, ОГРН 1026300530453),
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) от 25.01.2013 N 01/223/2012-892 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа Самара на объект недвижимого имущества: сооружение - путь необщего пользования протяженностью 1441 м, расположенное по адресу: г. Самара, железнодорожная станция "Безымянка", понуждении произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.07.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2013, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление Росреестра по Самарской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Представитель муниципального предприятия городского округа Самара "Самарский метрополитен", явившийся в судебное заседание, с кассационной жалобой не согласился, просил оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Департаментом, действующим от имени муниципального образования городского округа Самара, и муниципальным предприятием города Самары "Самарский метрополитен" заключен договор от 30.10.2007 N 000363Х о порядке использования муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, в число которого входит и спорный объект недвижимости.
Путь необщего пользования протяженностью 1441 м, расположенное по адресу: г. Самара, железнодорожная станция "Безымянка", построен в 1988 году.
Из технического паспорта объекта следует, что на момент разграничения государственной собственности спорный объект находился на балансе муниципального предприятия городского округа Самара "Самарский метрополитен".
Согласно выписке из реестра муниципальной собственности от 03.12.2012 N 15-07-16/53290 спорный объект недвижимости включен в реестр муниципального имущества на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1).
Департамент 07.12.2012 обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости: железнодорожный путь необщего пользования протяженностью 1441 м, расположенный по адресу: г. Самара, железнодорожная станция "Безымянка".
Сообщением от 25.01.2013 N 01/223/2012-892 заявителю отказано в государственной регистрации права муниципальной собственности на основании абзацев 8, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Департамент, полагая, что данный отказ противоречит действующему законодательству, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу пункта 2 постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 объекты согласно приложению N 3 относятся к муниципальной собственности в силу Закона независимо от оформления их приема-передачи.
В пункте 2 приложения N 3 к постановлению ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 содержится перечень объектов государственной собственности, находящихся в ведении органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов и находящихся на территории соответствующих городов, в который включены, в том числе объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов.
Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением N 3 к постановлению ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" объекты, указанные в приложении N 3 к указанному постановлению ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу положений названного выше постановления Верховного Совета Российской Федерации и должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке. Отсутствие утвержденного перечня объектов муниципальной собственности само по себе не свидетельствует о том, что спорные объекты не являются объектами муниципальной собственности.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что спорный объект недвижимости в силу постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 относится к муниципальной собственности, пришли к обоснованному выводу, что право муниципальной собственности на данный объект недвижимости является ранее возникшим, в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" признается юридически действительными и при отсутствии государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом, в связи с чем правовая экспертиза, предоставленных в регистрирующий орган документов должна быть ограничена только идентификацией объекта недвижимости по правоустанавливающим документам.
В совокупности, оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды, установив, что заявителем на государственную регистрацию были предоставлены все документы, предусмотренные статьей 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, которые соответствуют требованиям, указанным в статье 18 данного закона, пришли к правильному выводу о том, что у Управления Росреестра по Самарской области отсутствовали законные основания, предусмотренные статьей 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, для отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества.
Аналогичные выводы изложены в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 05.10.2012 по делу N А55-27369/2011, от 05.08.2013 по делу N А55-30406/2012.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым оставить решение Арбитражного суда Самарской области от 15.07.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2013 без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 15.07.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2013 по делу N А55-9393/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.В. Ананьев |
Судьи |
М.В. Коноплева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что спорный объект недвижимости в силу постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 относится к муниципальной собственности, пришли к обоснованному выводу, что право муниципальной собственности на данный объект недвижимости является ранее возникшим, в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" признается юридически действительными и при отсутствии государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом, в связи с чем правовая экспертиза, предоставленных в регистрирующий орган документов должна быть ограничена только идентификацией объекта недвижимости по правоустанавливающим документам.
В совокупности, оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды, установив, что заявителем на государственную регистрацию были предоставлены все документы, предусмотренные статьей 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, которые соответствуют требованиям, указанным в статье 18 данного закона, пришли к правильному выводу о том, что у Управления Росреестра по Самарской области отсутствовали законные основания, предусмотренные статьей 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, для отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества.
Аналогичные выводы изложены в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 05.10.2012 по делу N А55-27369/2011, от 05.08.2013 по делу N А55-30406/2012."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23 декабря 2013 г. N Ф06-762/13 по делу N А55-9393/2013