г. Казань |
|
13 марта 2014 г. |
Дело N А55-4801/2013 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Карповой В.А., Петрушкина В.А.,
при участии представителя:
заявителя - Киргетова Д.Н., доверенность от 17.03.2013 N 48,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2013 (председательствующий судья Марчик Н.Ю., судьи Бажан П.В., Кузнецов В.В.)
по делу N А55-4801/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский комплекс евротехнологий "НИКЕ", г. Тольятти (ОГРН 1026301979780) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа, с участием третьего лица - мэрии городского округа Тольятти, Самарская область, г. Тольятти,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский комплекс евротехнологий "НИКЕ" (далее - ООО "НИКЕ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области от 04.12.2012 N 8426 в предоставлении в собственность земельного участка площадью 11 526 кв. м, с кадастровым номером 63:09:0301137:925, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, Енисейский проезд, д. 54, понуждении устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем принятия решения о предоставлении в собственность обществу данного земельного участка и направления проекта договора купли-продажи земельного участка по цене 2,5% кадастровой стоимости.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.06.2013 ООО "НИКЕ" отказано в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2013 решение суда первой инстанции отменено, заявленные требования удовлетворены.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ТУ Росимущества в Самарской области), не согласившись с постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2013, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, дело передать на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Представитель ООО "НИКЕ", явившийся в судебное заседание, с кассационной жалобой не согласился, просил оставить в силе обжалуемый судебный акт.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "НИКЕ" на праве собственности принадлежит производственно-административное здание, пристрой-склад, назначение: нежилое, площадь 1799,8 кв. м, по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, Енисейский проезд, д. 54, на основании акта приемки законченного строительством объекта от 08.08.2000 и постановления первого заместителя мэра от 23.08.2000 N 225-2/08-00, о чем 04.06.2010 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации.
Данный объект недвижимости находится на земельном участке площадью 11 526 кв. м, с кадастровым номером 63:09:0301137:925, предоставленном обществу на праве постоянного бессрочного пользования на основании постановления мэра города Тольятти от 02.10.2000 N 257-/10-00, о чем 27.12.2000 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации.
Вышеуказанный земельный участок на праве собственности принадлежит Российской Федерации, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27.12.2000 сделана запись регистрации.
Общество 02.09.2011 обратилось в ТУ Росимущества в Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 11 526 кв. м, с кадастровым номером 63:09:0301137:925, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Енисейский проезд, д. 54, для дальнейшей эксплуатации производственной базы на основании пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
ТУ Росимущества в Самарской области письмом от 04.12.2012 N 8426 отказало заявителю в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка на основании пункта 8 статьи 27, пункта 4 статьи 28, пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку в соответствии с письмом Департамента градостроительной деятельности мэрии городского округа Тольятти от 12.11.2012 N 849/5.1 спорный земельный участок расположен на территории улиц местного значения (с западной стороны), которые относятся к территории общего пользования, в связи с чем данный земельный участок не подлежит приватизации.
ООО "НИКЕ", полагая, что данный отказ противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, установив, что часть испрашиваемого обществом земельного участка площадью 44 кв. м в соответствии с письмом Департамента градостроительной деятельности мэрии городского округа Тольятти от 12.11.2012 N 849/5.1 и письмом Управления архитектуры и градостроительства мэрии городского округа Тольятти Самарской области от 22.04.2012 N 17588-вн/5.1, а также приложенной к нему выкопировки из опорного плана ИСОГД г.о. Тольятти, расположена на территории улиц местного значения (территории общего пользования), руководствуясь пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 128-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", пунктом 8 статьи 27, пунктом 4 статьи 28 и пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что спорный земельный участок не подлежит приватизации, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
При этом суд первой инстанции отклонил доводы общества о том, что красные линии на испрашиваемый земельный участок не разработаны, что следует из письма мэрии городского округа Тольятти Самарской области от 18.03.2013 N 2313/5 и межевого плана земельного участка от 18.06.2009, поскольку пришел к выводу, что данные доказательства не опровергают того, что часть спорного земельного участка находится на территории общего пользования.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, исходил из того, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что в отношении спорного земельного участка разработаны и утверждены в установленном законом порядке красные линии, что следует из письма Мэрии городского округа Тольятти Самарской области от 18.03.2013 N 2313/5, кадастрового паспорта земельного участка от 18.12.2012, плана земельного участка, изготовленного муниципальным унитарным предприятием "Градостроительство" мэрии города Тольятти, который был согласован, в том числе Главным управлением архитектуры и градостроительства г. Тольятти, а также межевого плана земельного участка от 18.06.2009.
Принимая во внимание, что Росимущество в Самарской области не представило доказательств, подтверждающих, что спорный земельный участок ограничен в обороте, суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, удовлетворил заявленные требования.
Довод ТУ Росимущества в Самарской области, а также вывод суда первой инстанции о том, что часть испрашиваемого земельного участка площадью 44 кв. м находится на территории общего пользования, не были приняты во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что письмо Департамента градостроительной деятельности мэрии городского округа Тольятти от 12.11.2012 N 849/5.1 и письмо Управления архитектуры и градостроительства мэрии городского округа Тольятти Самарской области от 22.04.2012 N 17588-вн/5.1, с приложенной к нему выкопировкой из опорного плана ИСОГД г.о. Тольятти являются недопустимыми доказательствами, поскольку не могут служить надлежащими доказательствами нахождения спорного земельного участка на территории общего пользования (улиц местного значения).
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций, дав оценку одним и тем же доказательствам, имеющимся в материалах дела и содержащим противоречивые сведения, пришли к крайне противоположным выводам.
При этом указанные противоречия судами не были устранены.
Между тем территории общего пользования, в пределах которых приватизация земельных участков не допускается в силу пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 128-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", пункта 8 статьи 27, пункта 4 статьи 28 и пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, ограничиваются от иных территорий посредством установления красных линий, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территории общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты) (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу подпункта "а" пункта 1 части 3 статьи 42, пункта 1 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии подлежат включению в основные части проектов планировки и межевания территории, которые подлежат утверждению.
Документация по планировке территории утверждается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой местной администрации; в течение семи дней со дня ее утверждения направляется главе поселения, главе городского округа, применительно к территориям которых осуществлялась подготовка такой документации, которые обеспечивают опубликование документации по планировке территории (проектов планировки и межевания территории) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещает информацию о такой документации на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (части 14, 15 16 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При этом в соответствии с частями 4 и 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации положения о территориальном планировании является частью генерального плана городского округа.
Целью составления документации по планировке территории является выделение как элементов существующей структуры, так и параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, в частности, нанесению подлежат как существующие красные линии, так и линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры.
Согласно пункту 3.1 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной постановлением Госстроя России от 06.04.1998 N 18-30 (далее - Инструкция), данная Инструкция определяет основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях Российской Федерации.
Пунктом 4.1 Инструкции предусмотрено, что проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500, 1:1000 и 1:2000.
Разбивочный чертеж красных линий выполняется на топографической основе в масштабе 1:2000 или на кальке с дециметровой сеткой. На разбивочном чертеже красных линий наносятся исходные данные для последующего расчета координат: протяженность прямых участков линий, радиусы закруглений на криволинейных участках, точки переломов, а также начала кривых (пункт 5.2, 5.7 Инструкции).
Из пункта 4.6 Инструкции следует, что корректировка красных линий может осуществляться по решению органов местного самоуправления, утвердивших их в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения.
В силу пункта 5.3.3 Инструкции действующие красные линии показываются красным цветом. Действующие линии, подлежащие отмене данным чертежом, зачеркиваются крестами черного цвета.
Концевые и поворотные точки красных линий закрепляются на местности геодезическими знаками постоянного типа и координируются с точностью 0,05 м относительно ближайших точек опорной геодезической сети (пункт 5.10 Инструкции).
На необходимость соблюдения требований названной Инструкции указано и в подпункте 8 пункта 3.2.1 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 29.10.2002 N 150 (зарегистрирована в Минюсте Российской Федерации 12.02.2003 N 4207).
Поскольку в материалах дела имеются доказательства, содержащие противоположную информацию в отношении спорного земельного участка, судам с целью устранения данных противоречий необходимо было затребовать проект планировки территории с установленными в соответствии с требованиями указанных норм красными линиями, выкопировку из Генерального плана городского округа Тольятти, разбивочный чертеж красных линий с координатами узлов и точек излома проектных красных линий и привязкой их к закрепленным на местности геодезическим знакам, опорным зданиям и сооружениям, утвержденные проекты планировки территории и проекты межевания территории.
Принимая во внимание, что судами приняты судебные акты при неполном выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, судебная коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Самарской области от 13.06.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2013 отменить.
Учитывая, что для принятия законного и обоснованного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также совершение иных действий процессуального характера, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, судебная коллегия считает необходимым направить дело N А55-4801/2013 на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
При новом рассмотрении суду первой инстанции следует учесть вышеизложенное, установить обстоятельства дела, имеющие значение для разрешения данного спора, в том числе истребовать доказательства, подтверждающие или опровергающие то обстоятельство, что в отношении спорного земельного участка разработаны и утверждены в установленном законом порядке красные линии, и с учетом установленных обстоятельств, принять решение, правильно применив нормы материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 13.06.2013 постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2013 по делу N А55-4801/2013 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.В. Ананьев |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Документация по планировке территории утверждается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой местной администрации; в течение семи дней со дня ее утверждения направляется главе поселения, главе городского округа, применительно к территориям которых осуществлялась подготовка такой документации, которые обеспечивают опубликование документации по планировке территории (проектов планировки и межевания территории) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещает информацию о такой документации на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (части 14, 15 16 статьи 45 Градостроительного кодекса Рссийской Федерации).
При этом в соответствии с частями 4 и 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации положения о территориальном планировании является частью генерального плана городского округа.
...
На необходимость соблюдения требований названной Инструкции указано и в подпункте 8 пункта 3.2.1 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 29.10.2002 N 150 (зарегистрирована в Минюсте Российской Федерации 12.02.2003 N 4207)."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13 марта 2014 г. N Ф06-3921/13 по делу N А55-4801/2013
Хронология рассмотрения дела:
30.10.2015 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15761/15
15.07.2015 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8653/15
21.10.2014 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-15306/13
30.07.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9663/14
30.05.2014 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-4801/13
13.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3921/13
10.01.2014 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1623/13
10.01.2014 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-4801/13
16.10.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14100/13
13.06.2013 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-4801/13