г. Казань |
|
30 октября 2014 г. |
Дело N А55-23730/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гарифуллиной К.Р.,
судей Королёвой Н.Н., Александрова В.В.,
при участии представителя:
ответчика - Нижегородова Д.М., по доверенности от 05.05.2014,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства строительства Самарской области, общества с ограниченной ответственностью "ПромТехСтейт"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25.03.2014 (судья Ануфриева А.Э.), постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2014 (председательствующий судья Пышкина Н.Ю., судьи: Романенко С.Ш., Терентьев Е.А.)
по делу N А55-23730/2013
по исковому заявлению Министерства строительства Самарской области, г. Самара, к обществу с ограниченной ответственностью "ПромТехСтейт", г. Самара, о взыскании 66 154 588 руб. 78 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства Самарской области обратилось (далее - истец) в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ПромТехСтейт" (далее - ответчик) о взыскании 66 154 588 руб. 78 коп., из которых 46 690 419 руб. 66 коп. задолженности по договору аренды земельного участка, 19 646 169 руб. 12 коп. пени за период с 11.07.2011 по 30.09.2013.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.03.2014 иск удовлетворен частично, с ответчика в пользу истца взыскано 2 500 000 руб., в удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2014 указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит принятые судебные акты отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права, иск удовлетворить в полном объеме.
В кассационной жалобе ответчик просит принятые судебные акты отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, в иске отказать.
Представитель ответчика доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал, в удовлетворении кассационной жалобы истца просил отказать.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителя ответчика, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 08.07.2005 на основании постановления главы города Самары от 30.07.2004 N 1513 между Комитетом по управлению имуществом г. Самары (арендодатель) и ответчиком (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N 020066з, с кадастровым номером 63:01:06 38 002:0004, 63:01:06 38 002:0020, площадью 95 362,20 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, Пятая просека (в редакции дополнительного соглашения). Земельный участок предоставлен под строительство жилой застройки.
Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.
Срок действия договора согласован сторонами с 30.07.2004 по 29.07.2014.
21.06.2006 между сторонами было заключено дополнительное соглашение, в соответствии с которым утвержден порядок оплаты по годам за аренду земельного участка, изменены банковские реквизиты арендодателя.
В соответствии с пунктом 4.4 договора арендатор перечисляет арендную плату за каждый месяц не позднее 10-го числа текущего месяца.
По мнению истца, за ответчиком образовалась задолженность за период с 01.07.2011 по 30.09.2013 в размере 46 690 419 руб. 66 коп.
Ненадлежащее исполнение ответчиком своих обязательств по договору аренды послужило основанием для обращения истца с соответствующим иском в арбитражный суд.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Законом Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" и постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, связанных со строительством, с 01.07.2006 осуществляет Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 19.03.2009 N 135 внесены изменения в постановление Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 в части наделения Министерства строительства Самарской области полномочиями по распоряжению земельными участками, занимаемыми объектами незавершенного строительства.
Спорный земельный участок относится к числу земель, права на которые не разграничены, поэтому в силу статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 137-ФЗ истец является уполномоченным органом, обладающим правами на взимание арендной платы за пользование указанным земельным участком.
На основании пункта 7 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Размер арендной платы за спорный земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, должен определяться в соответствии с нормативно-правовыми актами, регулирующими размер арендной платы, и, в случае изменения методики расчета арендной платы по сравнению с той, которая была установлена договором аренды в связи с принятием нормативно-правового акта, изменяется и условие договора аренды без внесения в текст договора подобных изменений.
Данные выводы согласуются с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды".
В исполнение требований статей 22, 65 Земельного кодекса принято Постановление Правительством Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", действующее с 04.08.2009 (далее - постановление N 582).
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Нормативные акты публичных образований, устанавливающие ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, либо устанавливающие методики и формулы расчета арендной платы за эти участки или отдельные элементы (величины, коэффициенты и т.п.) таких методик и формул, с учетом правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 N 10034/11, могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса и правилами главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и по мотивам несоответствия указанным принципам.
Применительно к статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе давать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия этим принципам и ориентирам и при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды таких земельных участков.
Поскольку перечисленные принципы и ориентиры были закреплены в постановлении N 582, вступившем в силу с 04.08.2009, ранее принятые нормативные акты публичных образований, регламентирующие размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, могут быть проверены на соответствие этим принципам и ориентирам только с указанной даты.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2011 N 15837/11 разъяснено, что размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных постановлением N 582 для земель федеральной собственности, подлежит применению с момента опубликования (22.09.2012).
Возможность и случаи определения размера арендной платы на основании кадастровой стоимости земельных участков установлены пунктом 3 Правил определения размера арендной платы и предусматривают, наряду с иными обстоятельствами, определение размера арендной платы в виде 2% от кадастровой стоимости земельного участка, если земельный участок предоставлен в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации; право аренды на земельный участок переоформлено в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации; земельный участок предоставлен в аренду пользователю недр для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Пунктом 7 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением N 582, установлено, что в случае если по истечении 3 лет со дня предоставления в аренду земельного участка для жилищного строительства, за исключением случаев предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, не введен в эксплуатацию построенный на земельном участке объект недвижимости, арендная плата за земельный участок устанавливается в размере не менее двукратной налоговой ставки земельного налога на соответствующий земельный участок, если иное не установлено земельным законодательством Российской Федерации.
Уровень арендной платы при жилищном строительстве дифференцирован непосредственно федеральным законом исходя из сроков завершения строительства.
Исходя из статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено законодательством, при превышении трехлетнего срока жилищного строительства арендная плата должна составлять не менее двукратной ставки земельного налога.
Пункт 15 статьи 3 Вводного закона к Земельному кодексу, допуская при определенных им условиях предоставление до 30.12.2007 земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду для жилищного строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании заявления заинтересованного лица без проведения торгов, устанавливает минимальный уровень ставок арендной платы за такие участки в два с половиной и пять процентов от их кадастровой стоимости, если объекты недвижимости не введены в эксплуатацию по истечении двух или трех лет соответственно с момента заключения договора аренды. Данное положение является специальным по отношению к статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации.
Судом установил, что спорный земельный участок первоначально предоставлялся с предварительным согласованием места размещения объекта, что подтверждается постановлением главы города Самары от 27.07.2004 N 1511, постановлением главы города Самары от 30.07.2004 N 1513.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2014 по делу N А55-17284/2011 определена методика расчета арендной платы, при этом установлено, что размер арендой платы по договору от 08.07.2005 N 020066з с 04.08.2009 следует исчислять из расчета 2% кадастровой стоимости вне зависимости от срока строительства. Общий размер арендной платы за период с 01.01.2009 по 30.06.2011 составил 30 313 597 руб. 70 коп.
Также по делу N А55-17284/2011 установлено, что в период с 01.01.2009 по 30.06.2011 ответчик произвел оплату арендной платы на общую сумму 18 455 022 руб. 05 коп. в связи с чем суд пришел к выводу, что за период с 01.01.2009 по 30.06.2011 задолженность ответчика по договору от 08.07.2005 N 020066з составила 11 858 575 руб. 65 коп.
Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А55-37222/2009 установлена переплаты по указанному договору по состоянию на 01.01.2009 в размере 26 824 949 руб. 37 коп., которая в силу пункта 1 статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации погашает обязательства арендатора по внесению арендной платы в течение спорного периода. Исходя из изложенного, суд пришел к выводу, что задолженность по арендной плате за период с 01.01.2009 по 30.06.2011 у ответчика отсутствует.
В силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами по делам N А55-17284/2011, N А55-37222/2009 имеют преюдициальное значение для настоящего дела.
Учитывая указанные обстоятельства, суд первой инстанции установил, что в рамках настоящего спора у ответчика по состоянию на 01.07.2011 образовалась переплата в размере 14 966 373 руб. 72 коп. по договору аренды от 08.07.2005 N 020066з.
Кадастровая стоимость используемого ответчиком земельного участка, установлена постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 в размере 490 289 493 руб. 35 коп.
В соответствии с пунктом 8 Правил определения размера арендной платы (в прежней редакции) при заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата изменяется в одностороннем порядке по требованию арендодателя на размер коэффициента-дефлятора, ежегодно утверждаемого Министерством экономического развития Российской Федерации. Коэффициент-дефлятор применяется ежегодно по состоянию на начало очередного года, начиная с года, следующего за годом, в котором принято решение о предоставлении земельного участка в аренду.
Проанализировав порядок применения коэффициента-дефлятора К 1, установленного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.10.2010 N 519, суд пришел к выводу, что применение указанного коэффициента-дефлятора к арендным отношениям неправомерно, поскольку названный коэффициент применяется для расчета налоговой базы по единому налогу на вмененный доход в соответствии с главой 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому он не может быть применен для расчета размера арендной платы по гражданско-правовому договору.
Коэффициент-дефлятор К 1 может быть применен лишь для тех целей, которые непосредственно указаны в соответствующих приказах Министерства экономического развития Российской Федерации.
Учитывая, что приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.10.2010 N 519 регулирует налоговые правоотношения, по мнению суда, к спорным правоотношениям данный коэффициент не применим.
На момент рассмотрения спора коэффициент-дефлятор, подлежащий применению для целей изменения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации не установлен.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 N 697 внесены изменения в пункт 8 Правил определения размера арендной платы, вступившие в силу с 01.09.2011. В новой редакции названным пунктом установлено, что при заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в Федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.
В рассматриваемом споре исчисление арендной платы за весь период надлежит производить с учетом уровня инфляции.
В 2010 году коэффициент инфляции составил 8,0%, в 2011 году - 6,5%. Коэффициент инфляции (Ки) на 2012 год (И1=1,06) установлен Федеральным законом от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013, 2014 годов". Закон вступил в законную силу с 01.01.2012.
Коэффициент инфляции (Ки) на 2013 год (И1=1,055) установлен Федеральным законом от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014, 2015 годов".
Размер арендной платы с 01.07.2011 по 30.09.2013 составил 27 054 306 руб. 55 коп.
Судом установил, что ответчик оплатил в спорном периоде 1 755 490 руб. 52 коп.
Также платежным поручением от 20.02.2014 N 121 ответчик перечислил 10 332 442 руб. 31 коп., указав назначением платежа - арендная плата по договору аренды земельного участка от 08.07.2005 N 020066з за период с 01.07.2011 по 30.09.2013.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии за ответчиком задолженности по арендной плате за период с 01.07.2011 по 30.09.2013.
В соответствии с пунктом 1 статьи 408 Гражданского кодекса Российской Федерации надлежащее исполнение прекращает обязательство.
Вследствие несвоевременного внесения арендной платы у арендатора в соответствии с требованиями пункта 7.2 договора, статей 330, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации возникла обязанность по уплате пеней.
В силу статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Оценив представленные доказательства в совокупности с установленными обстоятельствами дела, суд первой инстанции снизил размер подлежащей взысканию пени до 2 500 000 руб.
Указанные выводы судом апелляционной инстанции признаны правомерными.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были исследованы судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины по кассационной жалобе относится на ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 110, 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 25.03.2014, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2014 по делу N А55-23730/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
К.Р. Гарифуллина |
Судьи |
Н.Н. Королёва |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В 2010 году коэффициент инфляции составил 8,0%, в 2011 году - 6,5%. Коэффициент инфляции (Ки) на 2012 год (И1=1,06) установлен Федеральным законом от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013, 2014 годов". Закон вступил в законную силу с 01.01.2012.
Коэффициент инфляции (Ки) на 2013 год (И1=1,055) установлен Федеральным законом от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014, 2015 годов".
...
В соответствии с пунктом 1 статьи 408 Гражданского кодекса Российской Федерации надлежащее исполнение прекращает обязательство.
Вследствие несвоевременного внесения арендной платы у арендатора в соответствии с требованиями пункта 7.2 договора, статей 330, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации возникла обязанность по уплате пеней.
В силу статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30 октября 2014 г. N Ф06-16047/13 по делу N А55-23730/2013