г. Казань |
|
04 октября 2016 г. |
Дело N А55-30313/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 октября 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Карповой В.А.,
при участии представителей:
истца - общества ограниченной ответственностью "АвтоДом" - Китовой Н.Г., доверенность от 20.04.2016 N 7,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства строительства Самарской области, г. Самара, общества с ограниченной ответственностью "АвтоДом", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 04.04.2016 (судья Лихачев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2016 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Семушкин В.С., Юдкин А.А.)
по делу N А55-30313/2015
по иску общества ограниченной ответственностью "АвтоДом", г. Самара, к Управлению федеральной службы государственной регистарции, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа и обязании, при участии: администрации городского округа Самара, Министерства строительства Самарской области, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
общество ограниченной ответственностью "АвтоДом" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - управление) о признании незаконным отказа в государственной регистрации от 09.09.2015 N 63/001/771/2015-7816, обязании устранить допущенные нарушения путем возложении обязанности осуществить государственную регистрацию договора арены земельного участка от 17.07.2015 N 028245з, государственная собственность на который не разграничена.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация городского округа Самара (далее - администрация), Министерство строительства Самарской области (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04.04.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2016, в удовлетворении требований отказано.
Министерство, общество, обжалуя принятые судебные акты, в кассационных жалобах просят их отменить, требования удовлетворить.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
ООО "АвтоДом" обратилось в министерство с заявлением от 02.12.2010 N 20100663 о выборе земельного участка по ул. Шестая просека в Октябрьском районе г. Самара в аренду под строительство гаражного комплекса для хранения индивидуального транспорта и предварительном согласовании места размещения объекта.
Распоряжением Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - департамент) от 13.07.2012 N РД-414 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 9474 кв. м, в том числе земельного участка площадью 2698 кв. м, находящегося в охранной зоне инженерных коммуникаций, относящегося по категории к землям населенных пунктов, в пределах территории зоны предприятий и складов V-IV классов вредности (санитарно-защитные зоны - до 100 м) (ПК-1) по карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61, для строительства гаражного комплекса для хранения индивидуального транспорта.
Министерство приказом от 23.06.2014 N 259-п утвердило акт о выборе земельного участка площадью 9474 кв. м, расположенного по Шестой просеке в Октябрьском районе г. Самары, для строительства гаражного комплекса для хранения индивидуального транспорта, а также предварительно согласовано место размещения гаражного комплекса для хранения индивидуального транспорта на указанном земельном участке.
Приказом министерства от 24.02.2015 N 94-п обществу в аренду сроком на 5 (пять) лет без права выкупа в собственность предоставлен земельный участок площадью 9474 кв. м с кадастровым номером 63:01:0638005:400, для строительства гаражного комплекса для хранения индивидуального транспорта.
Между министерством (арендодатель) и ООО "АвтоДом" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 17.07.2015 N 028245з, согласно которого обществу в аренду на срок 5 лет предоставлен земельный участок площадь 9474 кв. м с кадастровым номером 63:01:0638005:400, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, Шестая просека, для строительства гаражного комплекса для хранения индивидуального транспорта, с актом приема-передачи земельного участка.
ООО "АвтоДом" обратилось в управление с заявлением от 30.07.2015 N 63/001/771/2015-7816 о регистрации вышеуказанного договора аренды земельного участка.
Управление сообщением от 09.09.2015 N 63/001/771/2015-7816 отказало в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 17.07.2015 N 028245з на основании абзацев 4, 10, 13 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122), поскольку при предоставлении земельного участка не была соблюдена процедура, предусмотренная постановлением Правительства Самарской области от 09.11.2012 N 639 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства исключительно на торгах".
ООО "АвтоДом" полагая данный отказ противоречащим действующему законодательству и нарушающим его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из следующего.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, был регламентирован статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент подачи обществом заявления.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
В силу пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом, первоначальным этапом предоставления участка является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктами 2, 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Фактом необходимым для последующего предоставления участка для строительства является решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, введенным Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ и вступившим в силу с 01.01.2010, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Перечень случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара исключительно на торгах установлен постановлением Правительства Самарской области от 09.11.2012 N 639, вступившее в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования в газете "Волжская коммуна" от 13.11.2012 N 418 (28346), то есть 23.11.2012.
С указанного момента вступил в силу нормативный акт, предусматривающий иной порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства, в том числе для строительства гаражного комплекса, исключительно путем проведения торгов.
Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В соответствии с пунктом 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2011 N 20-П законодатель не вправе придавать обратную силу правовому регулированию, если оно ограничивает субъективные права лица, уже существующие в конкретных правоотношениях.
В связи с чем суды пришли к правильному выводу, что гражданские правоотношения по использованию земельного участка возникают не с момента обращения заявителя о его предоставлении, а после принятия решения о предоставлении такого земельного участка на определенном праве.
Таким образом на момент вступления в силу постановления Правительства Самарской области от 09.11.2012 N 639 акт о выборе спорного участка не был утвержден, решение о предварительном согласовании места размещения объекта не принято. Как следствие этого в данном случае ООО "АвтоДом" до 23.11.2012 не приобрело каких-либо прав в отношении испрашиваемого земельного участка.
Последующие действия министерства противоречили нормативному акту субъекта Российской Федерации, предусмотревшему предоставление таких земельных участков исключительно на торгах.
Отказ управления в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 17.07.2015 N 028245з не противоречит законодательству, действующему на момент принятия оспариваемого отказа.
Аналогичные выводы изложены в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 04.03.2016 по делу N А55-4951/2015, 08.04.2016 по делу N А55-11794/2015, от 02.03.2016 по делу N А55-11963/2015, от 11.03.2016 по делу N А55-13989/2015, от 03.03.2016 по делу N А55-12964/2015, от 03.06.2016 по делу N А55-14860/2015.
Ссылка кассаторов на пункт 1 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не может быть принята во внимание, поскольку основана на неправильном толковании норм права.
Как указывалось выше с 23.11.2012 до 01.03.2015 в Самарской области постановлением N 639 предполагалось предоставление земельных участков под строительство только на торгах, а с 01.03.2015 указанная норма закреплена в статье 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации. Поскольку указанный порядок министерством был нарушен, регистрирующий орган в ходе правовой экспертизы правомерно отказал в государственной регистрации данного договора.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 04.04.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2016 по делу N А55-30313/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказ управления в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 17.07.2015 N 028245з не противоречит законодательству, действующему на момент принятия оспариваемого отказа.
Аналогичные выводы изложены в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 04.03.2016 по делу N А55-4951/2015, 08.04.2016 по делу N А55-11794/2015, от 02.03.2016 по делу N А55-11963/2015, от 11.03.2016 по делу N А55-13989/2015, от 03.03.2016 по делу N А55-12964/2015, от 03.06.2016 по делу N А55-14860/2015.
Ссылка кассаторов на пункт 1 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не может быть принята во внимание, поскольку основана на неправильном толковании норм права.
Как указывалось выше с 23.11.2012 до 01.03.2015 в Самарской области постановлением N 639 предполагалось предоставление земельных участков под строительство только на торгах, а с 01.03.2015 указанная норма закреплена в статье 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации. Поскольку указанный порядок министерством был нарушен, регистрирующий орган в ходе правовой экспертизы правомерно отказал в государственной регистрации данного договора."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 4 октября 2016 г. N Ф06-13271/16 по делу N А55-30313/2015
Хронология рассмотрения дела:
04.10.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-13271/16
10.08.2016 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-12878/16
22.06.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6549/16
04.04.2016 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-30313/15