г. Казань |
|
29 мая 2017 г. |
Дело N А57-23698/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Арукаевой И.В., Бубновой Е.Н.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице управления Федерального казначейства по Саратовской области
на определение Арбитражного суда Саратовской области от 05.12.2016 (судья Никульникова О.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2017 (председательствующий судья Смирников А.В., судьи Землянникова В.В., Комнатная Ю.А.)
по делу N А57-23698/2015
по исковому заявлению публичного акционерного общества "Саратовэнерго" (ИНН 6450014808, ОГРН 1026402199636) к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области (ИНН 645066941, ОГРН 1036405415507) о взыскании задолженности за поставленную электрическую энергию, с участием третьих лиц: администрации закрытого административно-территориального образования "Михайловский" Саратовской области, публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги", Министерства финансов Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Саратовэнерго" (далее - ПАО "Саратовэнерго", истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области (далее - ТУ Росимущества по Саратовской области, ответчик) о взыскании 690 665 руб. 94 коп. задолженности за поставленную электрическую энергию за период с июня 2013 года по декабрь 2013 года, январь 2014 года, за период с июля 2014 года по май 2015 года.
Решением Арбитражного суда Саратовской области суда от 25.01.2016 с ТУ Росимущества по Саратовской области в пользу ПАО "Саратовэнерго" взыскано 690 665 руб. 94 коп. задолженности, а также 16 813 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2016 решение суда первой инстанции изменено, резолютивная часть решения изложена в следующей редакции: "Взыскать с Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области за счет казны Российской Федерации в пользу публичного акционерного общества "Саратовэнерго" задолженность за поставленную электрическую энергию за период с июня 2013 года по декабрь 2013 года, за январь 2014 года, за период с июля 2014 года по май 2015 года в размере 690 665,94 руб., судебные расходы по оплате госпошлины в размере 16 813 руб."
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 05.08.2016 по делу N А57-23698/2015 постановление суда апелляционной инстанций оставлено без изменения.
На принудительное исполнение постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2016 по делу N А57-23698/2015 выдан исполнительный лист серии ФС N 010787673.
01 ноября 2016 года Управление Федерального казначейства по Саратовской области (далее - УФК по Саратовской области, финансовый орган) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением об изменении порядка исполнения постановления суда апелляционной инстанции, указав, что постановление подлежит исполнению за счет средств федерального бюджета, выделяемых ТУ Росимущества по Саратовской области на реализацию соответствующих полномочий.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 05.12.2016, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2017, в удовлетворении заявления УФК по Саратовской области об изменении порядка исполнения судебного акта отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по Саратовской области обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в части отказа в изменении порядка исполнения постановления суда апелляционной инстанции от 22.04.2017., принять по делу новый судебный акт, которым изменить порядок исполнения указанного судебного акта.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права. Полагает, что указание судом апелляционной инстанции в резолютивной части постановления по делу N А57-23698/2015 на взыскание за счет средств казны Российской Федерации приводит к неправомерному порядку исполнения судебного акта, который будет исполняться не территориальным органом Федерального казначейства, а Министерством финансов Российской Федерации.
По мнению финансового органа, в постановлении апелляционного суда необходимо указать, что судебный акт подлежит исполнению не Министерством финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации, а за счет средств федерального бюджета, выделяемых ТУ Росимущества в Саратовской области на реализацию соответствующих полномочий.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа, представителей в суд не направили.
Согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемых судебных актов, на основании статьи 286 АПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, приходит к следующим выводам.
В силу статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Указанная норма призвана обеспечить обязательное исполнение принятых арбитражными судами судебных актов и, соответственно, восстановление нарушенных прав лиц, обратившихся в суд за их защитой.
В соответствии с частью 1 статьи 324 АПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Действующим законодательством не предусмотрен перечень оснований для изменения способа и порядка исполнения судебного акта, поэтому арбитражный суд в каждом конкретном случае должен с учетом всех обстоятельств дела определять, есть ли действительная необходимость в изменении способа и порядка исполнения судебного акта.
Изменение способа исполнения судебного акта возможно только в пределах заявленных требований и в соответствии с фактами, установленными решением суда, является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения арбитражного суда.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 18.12.2003 N 467-О указал, что Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - затруднительность исполнения судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела.
В рассматриваемом случае суд апелляционной инстанции при принятии судебного акта указал на взыскание денежных средств с Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области за счет казны Российской Федерации.
Понятие "государственная казна" дано в пункте 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в состав государственной казны входят средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.
Как следует из оспариваемого постановления суда апелляционной инстанции от 21.02.2017, указание на взыскание денежных средств с Российской Федерации в лице ТУ Росимущества по Саратовской области за счет казны Российской Федерации не является препятствием для его исполнения органом Федерального казначейства и не изменяет порядок исполнения судебных актов, предусмотренный статьей 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку средства федерального бюджета являются частью государственной казны.
Данная правовая позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.05.2009 N 1910/09.
Правомерность удовлетворения требований истца и взыскание денежных средств именно с Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области за счет казны Российской Федерации была предметом исследования суда кассационной инстанции при рассмотрении настоящего спора по существу.
В постановлении от 05.08.2016 Арбитражный суд Поволжского округа указал, что Российская Федерация является собственником объектов электросетевого хозяйства.
В качестве доказательств принадлежности на праве собственности Российской Федерации спорных объектов электросетевого оборудования, а именно, подключенных и отходящих от КТП-447 и КТП-448 кабельных и воздушных линий и иных сооружений, служащих для передачи электрической энергии, в материалы дела представлены копии выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое и имущество и сделок с ним от 26.05.2014.
Согласно данными выпискам технологически присоединенные к КТП-447 и КТП-448 и отходящие от данных КТП кабельные и воздушные линии и иные объекты электросетевого хозяйства являются собственностью Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции.
В пункте 3 статьи 214 ГК РФ указано, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" определено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера и участника общества с ограниченной ответственностью, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 77 Федерального закона "Об акционерных обществах".
Исходя из изложенного, апелляционный суд обоснованно изменил решение суда первой инстанции и взыскание задолженности произвел с Российской Федерации в лице ТУ Росимущества по Саратовской области.
Как правильно указали суды первой и апелляционной инстанций, при рассмотрении заявления об изменении способа и порядка исполнения судебного акта, УФК по Саратовской области фактически оспаривает вступивший в законную силу судебный акт - постановление Двенадцатого арбитражного суда от 22.04.2016 по делу N А57-23698/2015, а не порядок его исполнения, что недопустимо в процедуре, установленной статьей 324 АПК РФ.
Суды также обоснованно указали, что в нарушение статьи 65 АПК РФ заявителем не доказано наличие обстоятельств, являющихся основаниями для изменения порядка исполнения судебного акта.
Таким образом, при рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов судами были установлены все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства, всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Выводы, сделанные судами обеих инстанций, основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Саратовской области от 05.12.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2017 по делу N А57-23698/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
И.В. Арукаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции.
В пункте 3 статьи 214 ГК РФ указано, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" определено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера и участника общества с ограниченной ответственностью, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 77 Федерального закона "Об акционерных обществах"."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29 мая 2017 г. N Ф06-20730/17 по делу N А57-23698/2015
Хронология рассмотрения дела:
29.05.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-20730/17
21.02.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-446/17
04.08.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11120/16
04.08.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11120/16
22.04.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2026/16
25.01.2016 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-23698/15