г. Казань |
|
10 сентября 2018 г. |
Дело N А65-18695/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Логинова О.В.,
судей Ольховикова А.Н., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
исполнительного комитета муниципального образования города Казани - Ахмадеевой Н.Н. (доверенность от 15.09.2017 N 9183/ИК),
муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений г.Казани" - Ахмадеевой Н.Н. (доверенность от 11.09.2017 N 11473/кзио-исх), Фаттахова И.Т. (доверенность от 14.05.2018 N 5978/кзио-исх),
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - Корсукова М.Н. (доверенность от 03.09.2018 N АГ-02/13995),
в отсутствие:
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.03.2018 (судья Хафизов И.И.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2018 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Кувшинов В.Е., Рогалева Е.М.)
по делу N А65-18695/2016
по заявлению исполнительного комитета муниципального образования города Казани, муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений г. Казани" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан о признании недействительным решения, предписания 1 и предписания 2, при участии третьих лиц: Гафиатуллиной Г.А., Солдатова Н.Д., Хабарова О.Ю., Балалыкиной И.А., Гафиятуллина Р.И., Кислякова В.Л., Содомова М.Н., Загитова М.Ф., Ибатуллиной Х.С., Захарченко А.Г., Лобова С.Ю., Лобовой Д.С., Любова А.С., Хабибуллиной Г.С., Идиатуллина Ф.И., Леонтьева Е.И., Шавалиева И.Р., Садыковой А.А., Шигапова Р.И., Валеевой Л.А., Сабирова И.И., Давидова И.Н., Денисовой З.Г.,
УСТАНОВИЛ:
исполнительный комитет муниципального образования города Казани (далее - заявитель-1, Исполнительный комитет, Исполком) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган, УФАС, Управление) о признании недействительными решения и предписания от 29.06.2016 по делу N 06- 418/2015 - дело N А65-18695/2016.
Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений г. Казани" (далее - заявитель-2, Комитет) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан о признании недействительными решения и предписания от 29.06.2016 по делу N 06-418/2015 - дело N А65-18850/2016.
Определением от 14.09.2016 дела N N А65-18850/2016 и А65-18695/2016 объединены в одно производство с присвоением номера N А65-18695/2016.
Определением от 09.01.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Гафиатуллина Г.А., Солдатов Н.Д., Хабаров О.Ю., Балалыкина И.А., Гафиятуллин Р.И., Кисляков В.Л., Содомов М.Н., Загитов М.Ф., Ибатуллина Х.С., Захарченко А.Г., Лобов С.Ю., Лобова Д.С., Любов А.С., Хабибуллина Г.С., Идиатуллин Ф.И., Леонтьев Е.И., Шавалиев И.Р., Садыкова А.А., Шигапов Р.И., Валеева Л.А., Сабиров И.И., Давидов И.Н., Денисова З.Г.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.04.2017 заявленные требования удовлетворены частично, оспариваемое решение антимонопольного органа признано незаконным в части признания Исполкома и Комитета нарушившими часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в части незаконного предоставления обществу с ограниченной ответственностью "Кировчанин" (далее - ООО "Кировчанин") земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:011227:33 (ранее 16:50:011227:60), 16:50:340101:193, 16:50:220454:48, 16:50:281005:125, 16:50:281005:124, 16:50:280518:42, 16:50:090117:36, 16:50:172019:18, 16:50:300409:30, 16:50:300409:28, 16:50:300409:29, 16:50:300401:10, 16:50:171663:50, 16:50:150402:17, 16:50:250548:23, 16:50:160602:196, 16:50:270301:28, 16:50:300142:15, с разрешенным видом использования "для жилищного строительства" без проведения торгов, а также предоставления земельных участков юридическому лицу ООО "Кировчанин" с разрешенным видом использования "для индивидуального жилищного строительства".
Кроме того, признаны незаконными предписания Управления от 29.06.2016 N 06- 418/2015-1 и N 06-418/2015-2 в части указания заявителям об освобождении от прав иных лиц, а в случае перехода прав собственности, возврате в муниципальную собственность г. Казани земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:011227:33 (ранее 16:50:011227:60), 16:50:340101:193, 16:50:220454:48, 16:50:281005:125, 16:50:281005:124, 16:50:280518:42, 16:50:090117:36, 16:50:172019:18, 16:50:300409:30, 16:50:300409:28, 16:50:300409:29, 16:50:300401:10, 16:50:171663:50, 16:50:150402:17, 16:50:250548:23, 16:50:160602:196, 16:50:270301:28, 16:50:300142:15; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2017 решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 26.10.2017 судебные акты судов первой и апелляционной инстанций в части отказа в удовлетворении заявлений Исполкома и Комитета о признании недействительными решения антимонопольного органа от 29.06.2016 по делу N 06-418/2015 и предписаний от 29.06.2016 N 06-418/2015-1, N 06-418/2015-2 отменены. Дело в отмененной части направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.03.2018 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2018 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.03.2018 оставлено без изменения.
Антимонопольный орган, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы антимонопольный орган ссылается на то, что, Исполком, предоставляя земельные участки ООО "Кировчанин" под индивидуальное жилищное строительство, ограничил круг потенциальных приобретателей, в том числе физических лиц, имеющих право приобретения земельных участков под индивидуальное жилищное строительство. Также Управление указывает, что передача земельных участков с разрешенным использованием "для индивидуального жилищного строительства" ООО "Кировчанин" неправомерна ввиду отсутствия такого перехода согласно действующему законодательству.
Представитель антимонопольного органа в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители заявителей в судебном заседании отклонили кассационную жалобу, просили оставить судебные акты без изменения.
Третьи лица в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия представителей третьего лица.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, и проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 АПК РФ правильность применения судом апелляционной инстанции, норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Решением антимонопольного органа от 29.06.2016 по делу N 06-418/2015 исполнительный комитет и комитет земельных и имущественных отношений признаны нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в части незаконного предоставления ООО "Кировчанин" земельных участков с разрешенным видом использования "для жилищного строительства" без проведения торгов, а также предоставления земельных участков юридическому лицу ООО "Кировчанин" с разрешенным видом использования "для индивидуального жилищного строительства", что приводит или может привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции.
На основании данного решения антимонопольным органом заявителям выданы предписания от 29.06.2016 N 06-418/2015-1 и N 06-418/2015-2 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, а именно, освободить от прав иных лиц, а в случае перехода прав собственности вернуть в муниципальную собственность г. Казани земельные участки с кадастровыми номерами 16:50:011227:33 (ранее 16:50:011227:60), 16:50:340101:193, 16:50:220454:48, 16:50:281005:125, 16:50:281005:124, 16:50:280518:42, 16:50:090117:36, 16:50:172019:18, 16:50:300409:30, 16:50:300409:28, 16:50:300409:29, 16:50:300401:10, 16:50:171663:50, 16:50:171750:16 (в последующем размежеван на 16:50:171750:21, 16:50:171750:22, 16:50:171750:23, 16:50:171750:24), 16:50:150402:17, 16:50:250548:23, 16:50:160602:196, 16:50:270301:28, 16:50:270301:32, 16:50:270301:31, 16:50:300408:2, 16:50:300142:15.
Не согласившись с принятыми антимонопольным органом актами, исполнительный комитет и комитет земельных и имущественных отношений обратились в арбитражный суд.
Как усматривается из материалов дела, на основании постановлений исполнительного комитета от 10.03.2006 N 383 и N 384 муниципальному унитарному предприятию "Агентство по приватизации жилой площади г. Казани" (далее - муниципальное предприятие) предоставлены земельные участки по ул. Ноксинский Спуск в микрорайоне N 3А жилого массива Азино для жилищного строительства.
Согласно указанному постановлению по договорам аренды от 24.03.2006 N 11117 и от 28.03.2006 N 11118 муниципальному предприятию в аренду переданы два земельных участка с разрешенным использованием - "для жилищного строительства", сроком на три года.
Постановлением руководителя исполнительного комитета от 30.03.2006 N 512 вышеуказанные земельные участки изъяты у муниципального предприятия для муниципальных нужд.
Муниципальное предприятие обратилось в арбитражный суд с иском к исполнительному комитету и комитету земельных и имущественных отношений о предоставлении земельных участков взамен изъятых и заключении договоров аренды (дело N А65-14758/2007).
По данному делу 19.07.2007 между муниципальным предприятием, исполнительным комитетом и комитетом земельных и имущественных отношений заключено мировое соглашение, по условиям которого исполнительный комитет обязан был взамен изъятых земельных участков для муниципальных нужд предоставить муниципальному предприятию другие земельные участки, равноценные по стоимости аренды, а комитет земельных и имущественных отношений заключить истцом договоры аренды на предоставляемые земельные участки и передать их по акту приема-передачи.
На основании договора уступки права требования от 05.02.2010, заключенного между муниципальным предприятием и ООО "Кировчанин", исполнительным комитетом в период с 23.11.2010 по 23.01.2014 приняты постановления о предоставлении обществу "Кировчанин" земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:011227:33, 16:50:340101:193, 16:50:220454:48, 16:50:281005:104 (в последующем размежеван на 16:50:281005:125, 16:50:281005:124), 16:50:280518:42, 16:50:090117:36, 16:50:172019:18, 16:50:300409:30, 16:50:300409:28, 16:50:300409:29, 16:50:300401:10, 16:50:171663:50, 16:50:171750:16 (в последующем размежеван на 16:50:171750:21, 16:50:171750:22, 16:50:171750:23, 16:50:171750:24), 16:50:150402:17, 16:50:250548:23, 16:50:160602:196, 16:50:270301:28, 16:50:270301:32, 16:50:270301:31, 16:50:300408:2, 16:50:300142:15 (назначение земельного участка "под жилищное строительство", "индивидуальное жилищное строительство"), взамен земельных участков, изъятых для муниципальных нужд, со ссылкой на статью 16 АПК РФ и статьи 62, 63 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В последующем указанные земельные участки (21 участок с разрешенным видом использования "для жилищного строительства", "для индивидуального жилищного строительства"), были переуступлены физическим лицам.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования заявителей, правомерно исходили из следующего.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", следует, что антимонопольным органом должно быть доказано, что акты, действия органов, осуществляющих публичные полномочия, действительно привели или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Для признания актов, действий органов, осуществляющих публичные полномочия, нарушающими часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган должен доказать обстоятельства, подтверждающие реальные либо возможные последствия в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции, в частности, путем создания отдельным лицам незаконных преимуществ и (или) дискриминации на определенном товарном рынке, а также выявить причинную связь между актами, действиями органов, осуществляющих публичные полномочия, и указанными последствиями.
Кроме того, при квалификации актов, действий органов, осуществляющих публичные полномочия, по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган должен указать конкретные нормы антимонопольного законодательства, нарушенные этими органами.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, был установлен статьями 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определены статьей 30.1 Земельного кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" Земельный кодекс дополнен статьей 30.1, пунктами 1 и 2 которой установлено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.
Судами установлено, что договор переуступки права требования от 05.02.2010 между муниципальным предприятием и ООО "Кировчанин" был подписан по результатам проведенных торгов, то есть после проведения публичных процедур.
Антимонопольным органом возражений по представленным заявителями доказательствам, подтверждающим соблюдение публичных процедур, а также на неуказание на наличие нарушений процедуры на какой-либо стадии проведения торгов, не представлено.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, принявший этот акт.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и были предметом рассмотрения в предыдущих инстанциях, выводы судов не опровергают и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.03.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2018 по делу N А65-18695/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
О.В. Логинов |
Судьи |
А.Н. Ольховиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определены статьей 30.1 Земельного кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" Земельный кодекс дополнен статьей 30.1, пунктами 1 и 2 которой установлено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10 сентября 2018 г. N Ф06-36527/18 по делу N А65-18695/2016
Хронология рассмотрения дела:
10.09.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-36527/18
28.05.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6110/18
13.03.2018 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-18695/16
26.10.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-25334/17
09.10.2017 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-26517/17
07.07.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6669/17
06.04.2017 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-18695/16