г. Казань |
|
26 октября 2018 г. |
Дело N А12-4090/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Топорова А.В.,
судей Мосунова С.В., Закировой И.Ш.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Полякова Аркадия Вирольдовича и кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Чулкова Юрия Владимировича
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03.05.2018 (судья Маслова И.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2018 (председательствующий судья Смирников А.В., судьи Землянникова В.В., Кузьмичев С.А.)
по делу N А12-4090/2018
по заявлению индивидуального предпринимателя Полякова Аркадия Вирольдовича (г. Волгоград) к Департаменту городского хозяйства администрации Волгограда (ОГРН 1023403444790, ИНН 3444080557), с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - администрация Волгограда (ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139) о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратился индивидуальный предприниматель Поляков Аркадий Вирольдович (далее - ИП Поляков А.В., предприниматель, заявитель) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действий департамента городского хозяйства администрации Волгограда (далее - департамент, орган местного самоуправления) по прекращению действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 64а "Улица Космонавтов - Дачи (ул. Джабаева)", свидетельства серии 342701 N 000172 без соблюдения порядка, установленного Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 03.05.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд первой инстанции, учитывая, что постановление Администрации Волгограда от 29.04.2016 N 610, распоряжение комитета транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда от 26.09.2016 N 99-р "Об отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок" не отменены и не оспорены в установленном законом порядке, а свидетельство серии 342701 N 000172 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 64а выдано с нарушением требований Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ, пришел к выводу о том, что Департамент городского хозяйства администрации Волгограда правомерно прекратил действие свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2018 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03.05.2018 оставлено без изменения. Апелляционный суд счел выводы суда первой инстанции законными и обоснованными.
Индивидуальный предприниматель Поляков Аркадий Вирольдович, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права. По мнению заявителя, судебные акты вынесены при недоказанности имеющихся в деле обстоятельствах; оспариваемые действия ответчика нарушают права и законные интересы предпринимателя и влекут ограничение прав граждан-пассажиров на пользование услугами данного перевозчика.
В суд округа так же обратился не привлеченный к участию в деле индивидуальный предприниматель Чулков Юрий Владимирович с кассационной жалобой на решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции по настоящему делу, ссылаясь на нарушение обжалуемыми судебными актами его прав и законных интересов, просит отменить принятые по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент городского хозяйства администрации Волгограда, ссылаясь на несостоятельность изложенных доводов, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалобы рассмотрены судебной коллегией в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещённых надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив законность принятых по делу судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения поданных по делу кассационных жалоб.
Как установлено судами и следует из материалов дела 19.04.2017 комитетом транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда принято распоряжение N 44 - р "О внесении изменений в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок", которым на основании заявления ИП Полякова А.В. об изменении муниципального маршрута регулярных перевозок изменен муниципальный маршрут N 64а "ул. Космонавтов - Дачи (ул. Джабаева)" (реестровый номер 132) в границах "Детский Центр - Родниковая долина", в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок внесен маршрут N 64а "Детский Центр - Родниковая Долина" (реестровый номер 132/1) (порядковый номер N 206) с видом перевозок "по нерегулируемому тарифу", с порядком посадки и высадки "на установленных остановочных пунктах", с видом и классом транспортных средств "автобус малого класса", максимальным количеством транспортных средств - 35 единиц, уполномоченный перевозчик ИП Поляков А.В.
Кроме того, указанным распоряжением признана недействительной маршрутная документация муниципального маршрута N 64а "Улица Космонавтов - Дачи (ул. Джабаева)" (реестровый номер 132), на ИП Полякова А.В. возложена обязанность в течение 10 календарных дней представить в комитет транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда маршрутную документацию согласно требованиям от 31.12.2015 N 82-р "О ведении маршрутной документации", согласованную с уполномоченными органами, сведения о наличии подвижного состава на праве собственности или на ином законном основании для осуществления транспортного обслуживания населения на маршруте регулярных перевозок, в количестве, необходимом для исполнения проекта расписания движения и соответствующего виду перевозок, обеспечить ввод в эксплуатацию нового подвижного состава, до 25.04.2017 принять меры по информированию населения Волгограда об изменении маршрута регулярных перевозок N 64а, с 25.04.2017 открыть движение на маршруте регулярных перевозок N 64а "Детский Центр - Родниковая Долина".
Комитетом транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда ИП Полякову А.В. выдано свидетельство серии 342701 N 000172 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок в период с 15.04.2017 по 15.04.2022 по маршруту N 64а "Детский центр - Родниковая долина".
13.11.2017 департаментом городского хозяйства администрации Волгограда (правопреемник комитета транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда) принято распоряжение N 720-р "Об отмене актов Комитета транспорта промышленности и связи администрации Волгограда и прекращении действия свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок", которым, в том числе, отменено распоряжение комитета транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда от 19.04.2017 N 44-р "О внесении изменений в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок" в связи несоответствием Федеральному закону от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", прекращено действие свидетельства серии 342701 N 000172 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 64а "Улица Космонавтов - Дачи (ул. Джабаева)".
ИП Поляков А.В., полагая, что действия департамента, выразившиеся в прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 64а, являются незаконными, нарушают права и охраняемые законом интересы предпринимателя, обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы кассационной жалобы, исходит из установленных по делу обстоятельств и следующих норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент принятия распоряжения от 13.11.2017 N 720-р) муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения.
Статьей 12 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ определено, что порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается муниципальными нормативными правовыми актами с учетом положений Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ.
Согласно частям 3, 4 статьи 12 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, принявшие решение об отмене муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, обязаны уведомить об указанном решении юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, уполномоченного участника договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по соответствующему маршруту, не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу. Муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются отмененными со дня исключения сведений о данных маршрутах соответственно из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок, реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок.
Подпунктом 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 220 - ФЗ установлено, что уполномоченный орган местного самоуправления, выдавший свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, прекращает действие данного свидетельства при вступлении в силу решения об отмене маршрута регулярных перевозок.
В соответствии с пунктом 1.3 Положения об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на муниципальных маршрутах в границах городского округа город-герой Волгоград, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 23.12.2015 N 38/1195 (далее - Положение об организации регулярных перевозок) уполномоченным органом на осуществление функций по организации регулярных перевозок в границах городского округа город-герой Волгоград является администрация Волгограда в лице департамента городского хозяйства администрации Волгограда.
Уполномоченный орган в сфере транспортного обслуживания осуществляет следующие полномочия: разрабатывает документ планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах городского округа город-герой Волгоград (далее - документ планирования регулярных перевозок); принимает решения об установлении, изменении и отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок по регулируемым или нерегулируемым тарифам в форме распоряжений и организует по ним регулярные перевозки; принимает решение об отмене муниципального маршрута регулярных перевозок и уведомляет юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, уполномоченного участника договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по соответствующему маршруту; оформляет, переоформляет, выдает свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута; ведет реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок.
В соответствии с пунктом 2.21 Положение об организации регулярных перевозок муниципальный маршрут регулярных перевозок отменяется уполномоченным органом, в случае если документом планирования регулярных перевозок, утвержденным постановлением администрации Волгограда, предусматривается отмена муниципального маршрута регулярных перевозок.
Судами установлено, что документом планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском округе город-герой Волгоград на 2016 - 2020 годы, утвержденным постановлением администрации Волгограда от 29.04.2016 N 610, муниципальный маршрут регулярных перевозок N 64а признан подлежащим отмене с 15.04.2017 (с учетом изменений, внесенных постановлением администрации Волгограда от 12.07.2016 N 1068).
Во исполнение данного постановления 26.09.2016 комитетом транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда принято распоряжение N 99-р "Об отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок", которым муниципальный маршрут регулярных перевозок N 64а отменен с 15.04.2017.
Таким образом, распоряжение комитета транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда от 19.04.2017 N 44-р "О внесении изменений в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок", которым на основании заявления ИП Полякова А.В. изменен муниципальный маршрут N 64а "ул. Космонавтов - Дачи (ул. Джабаева)" (реестровый номер 132) в границах "Детский Центр - Родниковая долина", принято после принятия уполномоченным органом решения об отмене соответствующего маршрута регулярных перевозок.
При этом в постановление администрации Волгограда от 29.04.2016 N 610 и распоряжение комитета транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда от 26.09.2016 N 99-р изменения в части исключения из числа отмененных муниципальных маршрутов N 64а не вносились.
Кроме того, как установлено судами, свидетельство об организации регулярных перевозок по маршруту N 64а сроком действия до 15.04.2022 серии 342701 N 000172 выдано в нарушение порядка, установленного частями 2 и 4 статьи 19, статьей 21-24 Федерального закона от 13.07.2015 N 220- ФЗ, без проведения открытого конкурса
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доводы и возражения сторон, имеющиеся в материалах дела доказательства на предмет их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности по отдельности и взаимной связи в их совокупности, правильно применив указанные выше нормы материального права, суды двух инстанций пришли к правильному выводу о наличии оснований для отказа индивидуальному предпринимателю Полякову Аркадию Вирольдовичу в удовлетворении требований о признании незаконными действий Департамента городского хозяйства администрации Волгограда.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды руководствовались статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходили из того, что оспариваемые действия приняты в соответствии с законом и не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, каких-либо не предусмотренных законом обязанностей на него не возлагает.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам.
В обоснование права на подачу жалобы на принятые по делу судебные акты Чулков Юрий Владимирович ссылается на то, что данные акты затрагивают его права и обязанности, поскольку прекращают право на осуществление предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров.
В силу статьи 42 АПК РФ лица, не участвующие в деле, о правах и обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, вправе обжаловать этот судебный акт по правилам, установленным названным Кодексом. Такие лица пользуются правами и несут обязанности лиц, участвующих в деле.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", для возникновения права на обжалование судебных актов у лиц, не привлеченных к участию в деле, необходимо, чтобы оспариваемые судебные акты не просто затрагивали права и обязанности этих лиц, а были приняты непосредственно об их правах и обязанностях.
Из обжалуемых судебных актов не следует, что суды приняли решение о каких-либо правах или обязанностях ИП Чулкова Юрия Владимировича. Наличие у предпринимателя заинтересованности в исходе дела само по себе не предоставляет ему права обжаловать судебные акты, не принятые об его правах и обязанностях.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что предприниматель в соответствии со статьей 42 АПК РФ не обладает правом обжалования судебных актов по настоящему делу, в связи с чем производство по кассационной жалобе ИП Чулкова Юрия Владимировича подлежит прекращению применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Нормы материального и процессуального права применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Поскольку индивидуальный предприниматель Поляков Аркадий Вирольдович при подаче кассационной жалобы уплатил государственную пошлину в сумме 3 000 рублей, тогда как по данной категории дел предпринимателю следовало уплатить 150 рублей (подпункты 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 34 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлины при рассмотрении дел в арбитражных судах"). Государственная пошлина в сумме 2 850 рублей является излишне уплаченной и подлежит возврату из соответствующего бюджета.
В связи с прекращением производства по кассационной жалобе индивидуального предпринимателя Чулкова Юрия Владимировича государственная пошлина в сумме 3000 рублей, уплаченная при подаче жалобы по чеку-ордеру (Волгоградское отделение ПАО Сбербанк N 8 621 Филиал N 320) от 31.08.2018, подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 150, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
производство по кассационной жалобе индивидуального предпринимателя Чулкова Юрия Владимировича на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03.05.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2018 по делу N А12-4090/2018 прекратить.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Чулкову Юрию Владимировичу из федерального бюджета 3000 (три тысячи) руб. уплаченной государственной пошлины за кассационную жалобу по чеку-ордеру (Волгоградское отделение ПАО Сбербанк N 8 621 Филиал N 320) от 31.08.2018.
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03.05.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2018 по делу N А12-4090/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Полякова Аркадия Вирольдовича - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Полякову Аркадию Вирольдовичу из федерального бюджета 2850 (две тысячи восемьсот пятьдесят) руб. излишне уплаченной государственной пошлины по чеку-ордеру СБ8621/100 от 28.08.2018.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Постановление в части прекращения производства по кассационной жалобе может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в порядке статей 188, 291 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение месяца со дня вынесения постановления.
Председательствующий судья |
А.В. Топоров |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку индивидуальный предприниматель Поляков Аркадий Вирольдович при подаче кассационной жалобы уплатил государственную пошлину в сумме 3 000 рублей, тогда как по данной категории дел предпринимателю следовало уплатить 150 рублей (подпункты 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 34 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлины при рассмотрении дел в арбитражных судах"). Государственная пошлина в сумме 2 850 рублей является излишне уплаченной и подлежит возврату из соответствующего бюджета.
...
производство по кассационной жалобе индивидуального предпринимателя Чулкова Юрия Владимировича на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03.05.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2018 по делу N А12-4090/2018 прекратить.
...
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03.05.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2018 по делу N А12-4090/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Полякова Аркадия Вирольдовича - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26 октября 2018 г. N Ф06-38776/18 по делу N А12-4090/2018
Хронология рассмотрения дела:
26.10.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-38776/18
24.07.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7749/18
03.05.2018 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-4090/18
02.04.2018 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-4090/18
09.02.2018 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-4090/18