г. Казань |
|
24 апреля 2019 г. |
Дело N А12-26269/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М.А.,
судей Топорова А.В., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области - Дубцова С.Н. доверенность от 29.08.2018, Гусева С.Н. доверенность от 15.02.2019,
общественной организации "Волгоградское областное общество охотников и рыболовов" - Шома Ю.И. доверенность от 20.12.2018, Грициенко С.П. протокол N 1 от 25.06.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08.10.2018 (судья Маслова И.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2019 (председательствующий Смирников А.В., судьи Землянникова В.В., Комнатная Ю.А.)
по делу N А12-26269/2018
по заявлению общественной организации "Волгоградское областное общество охотников и рыболовов" (ОГРН 1023400009665, ИНН 3444047831) к комитету природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (ОГРН 1093459000557, ИНН 3442103030) о признании незаконным отказа в заключении охотхозяйственного соглашения,
УСТАНОВИЛ:
общественная организация "Волгоградское областное общество охотников и рыболовов" (далее - ОО - ВООО и Р, общество, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным отказа комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (далее - комитет) в заключении охотхозяйственного соглашения в отношении охотничьего угодья "Михайловское" в Михайловском муниципальном районе Волгоградской области площадью 164 200 га, изложенного в письме от 03.05.2018 N 10-17- 05/7343.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 08.10.2018, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2019, заявленные требования удовлетворены.
Признан незаконным содержащийся в письме от 03.05.2018 N 10-17-05/7343 отказ комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области в заключении с ОО - ВООО и Р охотхозяйственного соглашения в отношении охотничьего угодья "Михайловское" площадью 164 200 га,
Арбитражный суд обязал комитет заключить с ОО - ВООО и Р охотхозяйственное соглашение в отношении охотничьего угодья "Михайловское" площадью 164 200 га.
Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить как несоответствующие нормам материального и процессуального права, фактическим обстоятельствам дела и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования в полном объеме.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, заслушав представителей сторон, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов в силу следующего.
Как следует из материалов дела, 03.09.2007 ОО - ВООО и Р выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира в виде охоты на срок до 27.08.2017.
Одновременно по договору N Д-184/07 о предоставлении территорий, акваторий Волгоградской области для пользования объектами животного мира, отнесенным к объектам охоты, ОО - ВООО и Р для пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, передана территория, акватория Волгоградской области "Михайловское" Михайловского района общей площадью 164 200 га в установленных границах.
03 июля 2017 года ОО - ВООО и Р обратилось в комитет с заявлением о заключении охотхозяйственных соглашений в отношение 31 охотхозяйства, в том числе Михайловского охотхозяйства.
05 апреля 2018 года ОО - ВООО и Р обратилось в комитет с заявлением о заключении охотхозяйственного соглашения в отношении Михайловского охотхозяйства согласно заявлению от 03.07.2017 N 417.
Письмом от 03.05.2018 N 10-17-05/7343 комитетом отказал заявителю в заключении охотхозяйственного соглашения в отношении охотничьего угодья "Михайловское" площадью 164 200 га, расположенного в Михайловском муниципальном районе Волгоградской области, указав на превышение максимальной площади охотничьих угодий, составляющей согласно приказу Минприроды России от 18.05.2012 N 137 для охотпользователя в пределах одного муниципального образования не более 100 000 га.
Полагая, что отказ комитета в заключении охотхозяйственного соглашения, изложенный в письме от 03.05.2018 N 10-17-05/7343 является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, ОО - ВООО и Р обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Признавая незаконным отказ комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области в заключении с ОО - ВООО и Р охотхозяйственного соглашения в отношении охотничьего угодья "Михайловское" площадью 164 200 га, суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что применение после 10.08.2017 к заявителю ограничения в виде максимальной площади охотничьих угодий не соответствует положениям статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ).
Суд кассационной инстанции соглашается с данными выводами судебных инстанций в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Частью 3 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ (в редакции до внесения изменений Федеральным законом от 29.07.2017 N 224-ФЗ "О внесении изменения в статью 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") установлено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.
Согласно части 4 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с лицами, указанными в части 3 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ, в течение трех месяцев с даты обращения данных лиц в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2015 N 17-П "По делу о проверке конституционности части 3 статьи 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации" (вступило в силу 25.06.2015) часть 3 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ в той мере, в какой на ее основании решается вопрос о сроках охотхозяйственных соглашений в отношении охотничьих угодий, заключаемых без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений, с лицами, имеющими долгосрочные лицензии на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, признана не соответствующей Конституции Российской Федерации. Федеральному законодателю надлежит, исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, незамедлительно принять меры по устранению неопределенности нормативного содержания части 3 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ (пункт 5.2 постановления).
В соответствии с пунктом 5.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2015 N 17-П до внесения в законодательство об охоте и сохранении охотничьих ресурсов необходимых изменений применение части 3 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ приостанавливается; при этом право занятия охотхозяйственной деятельностью, возникшее у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в силу полученных долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, прекращению по основаниям, предусмотренным частью 9 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ, не подлежит. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, в установленном порядке инициировавшие процедуру заключения охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона до вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2015 N 17-П, вправе завершить ее с применением правил, предусмотренных в части 1 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ. Охотхозяйственные соглашения, заключенные в соответствии с частью 3 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ к моменту провозглашения постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2015 N 17-П, пересмотру (изменению, отмене) в связи с их заключением на установленные на основании части 1 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ сроки их действия, в том числе в случае судебного оспаривания, не подлежат.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что 05.04.2018, в день поступления заявления ОО - ВООО и Р о заключении охотхозяйственного соглашения в отношении Михайловского охотхозяйства согласно заявлению от 03.07.2017 N 417, комитетом принят приказ N 503, согласно которому вся территория охотхозяйства "Михайловское" включена в состав общедоступных охотничьих угодий Волгоградской области.
В последующем часть территории ранее закрепленного за ОО - ВООО и Р охотхозяйства "Михайловское" площадью 72 290 га преобразована в охотничье угодье "Плотниковское" и 16.07.2018 выставлена комитетом на торги.
Следовательно, реализация права на заключение охотхозяйственного соглашения могла быть осуществлена ОО - ВООО и Р только после устранения законодателем неопределенности нормативного содержания части 3 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ и внесения соответствующих изменений в законодательство об охоте и сохранении охотничьих ресурсов, а также при соблюдении условий, изложенных в пункте 5.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2015 N 17-П, при этом течение пятилетнего срока, в пределах которого заявитель вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением на заключение охотхозяйственного соглашения, также приостановлено.
С 10.08.2017 вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 N 224-ФЗ "О внесении изменения в статью 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.07.2017 N 224-ФЗ), которым часть 3 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ изложена в следующей редакции: "Юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, при исполнении ими условий таких лицензий вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений на срок сорок девять лет".
В силу части 9 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ по истечении пяти лет со дня установления максимальной площади охотничьих угодий, предусмотренной частью 3 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ, право долгосрочного пользования животным миром, возникшее на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром (в случае, если площадь территорий или акваторий, переданных в пользование одному лицу или группе лиц по договорам о предоставлении в пользование территорий или акваторий в соответствии с указанными лицензиями, превышает данную максимальную площадь охотничьих угодий), прекращается при условии, что указанные лицо или группа лиц не воспользовались правом на заключение охотхозяйственных соглашений, предусмотренным частью 3 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ.
В соответствии с частью 10 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ в случаях, указанных в части 9 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ, право юридического лица, индивидуального предпринимателя на заключение охотхозяйственного соглашения, предусмотренное частью 3 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ, распространяется на площадь охотничьих угодий в пределах максимальной площади охотничьих угодий, предусмотренной частью 3 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ (в случае, если такая максимальная площадь охотничьих угодий установлена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти).
Принимая во внимание, что в период приостановления действия части 3 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ ОО - ВООО и Р не могло реализовать право на заключение охотхозяйственного соглашения в отношении охотничьего угодья, которое находится у нее в пользовании на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира, суды первой и апелляционной инстанции сделали правильный вывод, что применение после 10.08.2017 к заявителю ограничения в виде максимальной площади охотничьих угодий не соответствует положениям статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ в ее истолковании, приведенном в постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2015 N 17-П, следовательно, с учетом приостановления Конституционным Судом Российской Федерации применение части 3 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ и обращение с заявлением в разумный срок, пятилетний срок на реализацию права заявителем не пропущен.
При таких обстоятельствах судебные инстанции пришли к правомерному выводу об отсутствии у комитета основания для отказа ОО - ВООО и Р в заключении охотхозяйственного соглашения, в связи с чем обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Иная оценка заявителями кассационной жалобы установленных по делу фактических обстоятельств дела, не свидетельствует о принятии судом апелляционной инстанции незаконного судебного решения.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неверном толковании положений действующего законодательства, свидетельствуют о его несогласии с той оценкой, которую суды дали фактическим обстоятельствам, являлись предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку, вновь заявлены в суде кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 05.03.2019 было приостановлено исполнение решения Арбитражного суда Волгоградской области от 08.10.2018 и постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2019 по делу N А12-26269/2018 до дня рассмотрения кассационной жалобы комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области по существу.
В соответствии с частью 4 статьи 283 АПК РФ исполнение судебного акта приостанавливается на срок до принятия арбитражным судом кассационной инстанции постановления по результатам рассмотрения кассационной жалобы.
Поскольку кассационная жалоба комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области рассмотрена, суд кассационной инстанции считает необходимым отменить приостановление исполнения обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 АПК РФ, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08.10.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2019 по делу N А12-26269/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения Арбитражного суда Волгоградской области от 08.10.2018 и постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2019 по настоящему делу, принятое определением Арбитражного суда Поволжского округа от 05.03.2019, отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
М.А. Савкина |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая во внимание, что в период приостановления действия части 3 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ ОО - ВООО и Р не могло реализовать право на заключение охотхозяйственного соглашения в отношении охотничьего угодья, которое находится у нее в пользовании на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира, суды первой и апелляционной инстанции сделали правильный вывод, что применение после 10.08.2017 к заявителю ограничения в виде максимальной площади охотничьих угодий не соответствует положениям статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ в ее истолковании, приведенном в постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2015 N 17-П, следовательно, с учетом приостановления Конституционным Судом Российской Федерации применение части 3 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ и обращение с заявлением в разумный срок, пятилетний срок на реализацию права заявителем не пропущен.
...
Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 05.03.2019 было приостановлено исполнение решения Арбитражного суда Волгоградской области от 08.10.2018 и постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2019 по делу N А12-26269/2018 до дня рассмотрения кассационной жалобы комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области по существу."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24 апреля 2019 г. N Ф06-45465/19 по делу N А12-26269/2018
Хронология рассмотрения дела:
24.04.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-45465/19
29.01.2019 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-15443/18
08.10.2018 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-26269/18
13.08.2018 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-26269/18