Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к распоряжению Департамента
потребительского рынка
и услуг г. Москвы
от 15 февраля 2010 г. N 50
Административный регламент
Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля за соблюдением организациями законодательства Российской Федерации, регулирующего оборот алкогольной продукции, а также условий, предусмотренных лицензиями на розничную продажу алкогольной продукции на территории города Москвы
Постановлением Правительства Москвы от 17 ноября 2010 г. N 1020-ПП образован Департамент торговли и услуг города Москвы путем слияния Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы и Департамента продовольственных ресурсов города Москвы
I. Общие положения
1. Административный регламент Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы (далее - Департамент) по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля за соблюдением организациями законодательства Российской Федерации, регулирующего оборот алкогольной продукции, а также условий, предусмотренных лицензиями на розничную продажу алкогольной продукции на территории города Москвы, разработан на основании п. 3.23 Положения о Департаменте потребительского рынка и услуг города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 06.02.2007 N 72-ПП.
2. Исполнение государственной функции по осуществлению государственного контроля в установленной сфере деятельности осуществляется в соответствии с:
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 1; N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4295, 4298; 2003, N 27, ст. 2700, 2708, 2717; N 46, ст. 4434; N 50, ст. 4847, 4855; 2004, N 31, ст. 3229; N 34, ст. 3529, 3533; 2005, N 1, ст. 9, 13; N 10, ст. 763; N 13, ст. 1077; N 19, ст. 1752; N 27, ст. 2719, 2721; N 30, ст. 3104, 3131; 2006, N 1, ст. 10; N 12, ст. 1234; 2007, N 74 ст. 840; N 15 ст. 1743; N 16 ст. 1824, 1825; N 17 ст. 1930; N 20 ст. 2367; N 21 ст. 2456; N 26 ст. 3089; N 30 ст. 3755; N 31 ст. 4001, 4007, 4008; 4015; N 41 ст. 4848; N 46 ст. 5553; N 49 ст. 6034, 6035; N 50 ст. 6246; 2008, N 10 (ч. I) ст. 836; N 18 ст. 1941; N 20 ст. 2251, 2259; N 29 (ч. 1), ст. 3418; N 30 (ч. 1), ст. 3582, 3601, 3604; ст. 5143; N 49, ст. 5738, 5745, 5748; N 52 (ч. 1), ст. 6235, 6236, 6248; 2009, N 1, ст. 17; N 7, ст. 777; N 23, ст. 2759, 2776; N 26; ст. 3120, 3122; 3132; N 29, ст. 3597, 3635, 3642; N 30, ст. 3739, N 52 (1 ч.), ст. 6412);
Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4553; 1999, N 2, ст. 245; 2001, N 53 (ч. I), ст. 5022; 2002, N 30, ст. 3026, 3033; 2003, N 47, ст. 4586; 2004, N 45, ст. 4377; 2005, N 30 (ч. I), ст. 3113; 2006, N 31 (ч. I) ст. 3433; N 43, ст. 4412; 2007, N 1 (ч. I), ст. 11; N 31, ст. 3994; N 49 ст. 6063; 2008, N 17 ст. 1931; N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 21; N 52 (1 ч.), ст. 6450);
Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст. 766; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 140; 1999, N 51, ст. 6287; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; N 52, ст. 5275; 2006, N 31 (ч. I), ст. 3439; N 43, ст. 4412; N 48, ст. 4943; 2007, N 44 ст. 5282; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, N 48, ст. 5711);
Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060);
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 4, ст. 482; N 43, ст. 5357; 1999, N 41, ст. 4923; 2002, N 6, ст. 584; 2003, N 29, ст. 2998; 2005, N 7, ст. 560; 2006, N 7, ст. 790; N 52 (ч. III), ст. 5588; 2007, N 14 ст. 1697; 2009, N 5, ст. 622);
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 864 "О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 3, ст. 299; N 25, ст. 2737);
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 872 "О справке, прилагаемой к грузовой таможенной декларации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 4, ст. 381; N '30, ст. 3409; 2007, N 42, ст. 5054);
Законом города Москвы от 20.12.2006 N 64 "О лицензировании и декларировании розничной продажи алкогольной продукции" (в редакции Законов города Москвы от 20.06.2007 N 23, от 30.01.2008 N 3, от 10.12.2008 N 62, от 15.07.2009 N 28, от 18.11.2009 N 6, от 27.01.2010 N 1);
Законом города Москвы от 26.01.2005 N 3 "О государственной гражданской службе города Москвы" (в редакции Законов города Москвы от 04.07.2007 N 26, от 06.02.2008 N 5, от 16.09.2009 N 34);
Постановлением Правительства Москвы от 28.12.2005 N 1069-ПП "О мерах по выполнению нормативных правовых актов Российской Федерации в области государственного регулирования оборота алкогольной продукции" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 11.04.2006 N 242-ПП, от 25.07.2006 N 548-ПП; от 13.02.2007 N 89-ПП; от 11.09.2007 N 795-ПП, от 25.12.2007 N 1152-ПП, от 20.05.2008 N 412-ПП; от 31.03.2009 N 245-ПП).
3. Государственный контроль в установленной сфере деятельности Департамент осуществляет в отношении юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере розничной продажи алкогольной продукции.
4. Перечень должностных лиц Департамента, уполномоченных исполнять государственную функцию по государственному контролю в установленной сфере деятельности, утвержден распоряжением Департамента от 03.02.2006 N 7 "Об обеспечении деятельности по лицензированию, лицензионному, и административному контролю розничной продажи алкогольной продукции".
II. Требования к порядку исполнения государственной функции в установленной сфере деятельности
5. Исполнение государственной функции по осуществлению государственного контроля за соблюдением организациями законодательства Российской Федерации, регулирующего оборот алкогольной продукции, а также условий, предусмотренных лицензиями на розничную продажу алкогольной продукции на территории города Москвы осуществляется Управлением государственного и лицензионного контроля оборота алкогольной продукции Департамента (далее - Управление).
Местонахождение Управления: г. Москва, ул. Н. Арбат, д. 15.
Режим работы Управления: понедельник - четверг с 9.00 до 18.00, пятница - с 9.00 до 16.45, с перерывом на обед с 12.00 до 12.45.
Справочный телефон Управления: 691-19-10.
Адрес официального портала Департамента в сети Интернет: www.dpru.ru.
6. Обращение в другие государственные и муниципальные органы и организации для исполнения государственной функции по государственному контролю в установленной сфере деятельности не требуется.
7. Исполнение государственной функции по государственному контролю в установленной сфере деятельности осуществляется на безвозмездной основе.
III. Административные процедуры
8. Административные процедуры исполнения государственной функции по государственному контролю в установленной сфере деятельности осуществляются по двум основным направлениям:
1) Проведение мероприятий по контролю в целях обеспечения соблюдения лицензиатами лицензионных требований и условий.
2) Организация административного контроля, включая выдачу определений, проведение административных расследований по установлению фактов правонарушений, составление протоколов и постановлений об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Типовые формы документов для проведения указанных административных процедур утверждены распоряжением Департамента от 03.02.2006 N 7 "Об обеспечении деятельности по лицензированию, лицензионному и административному контролю розничной продажи алкогольной продукции".
9. Сроки исполнения отдельных этапов государственной функции по государственному контролю в установленной сфере деятельности установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
10. Юридическими фактами, являющимися основаниями для проведения обследований и проверки деятельности юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере розничной продажи алкогольной продукции, являются:
- План проведения плановых проверок Управлением государственного и лицензионного контроля оборота алкогольной продукций на 2010 год;
- План совместных действий Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы, правоохранительных органов города по проведению мероприятий по контролю на алкогольном рынке на 2010 год;.
- истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных лицензионных требований и условий, установленных нормативными правовыми актами;
- осуществление контроля лицензирующим органом за исполнением юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений и (или) решения о приостановлении действия лицензии;
- истечение срока приостановления действия лицензии - в целях принятия лицензирующим органом решения о возобновлении действия лицензии или об отказе в возобновлении ее действия и обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии;
- обращение юридического лица в лицензирующий орган с заявлением о возобновлении действия лицензии до истечения срока исполнения решения о приостановлении действия лицензии - в целях принятия лицензирующим органом решения о возобновлении действия лицензии или об отказе в возобновлении ее действия и обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии;
- прекращение юридическим лицом деятельности в сфере производства и оборота алкогольной продукции в месте нахождения объекта лицензирования, указанном в лицензии, на заявленной площади;
- поступление в органы государственного контроля (надзора) жалоб, обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах:
а) возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
г) нарушения прав и законных интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей действиями (бездействием) иных лиц, связанные с невыполнением ими обязательных лицензионных требований и условий, установленных нормативными правовыми актами.
11. Административные процедуры осуществления контроля в установленной сфере деятельности включают в себя:
- проверку деятельности лицензиатов на предмет соблюдения ими лицензионных требований и условий;
- запрос при проведении проверок у лицензиатов необходимых информации, объяснений и документов;
- составление на основании результатов проверок актов с указанием конкретных нарушений лицензионных требований и условий и дополнений к актам по результатам административных расследований;
- выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений условий действия лицензии с установлением срока их устранения;
- выдачу уведомлений об осуществлении деятельности без соответствующей лицензии, об осуществлении деятельности в период приостановления действия лицензии и о прекращении осуществления деятельности с нарушением ограничений времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции;
- приостановление действия лицензии и обращение в суд с заявлением об аннулировании лицензии (в случаях, предусмотренных ст. 11 Закона города Москвы от 20.12.2006 N 64 "О лицензировании и декларировании розничной продажи алкогольной продукции");
- вынесение определений о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования;
- вынесение постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении;
- составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.1 и частями 2 и 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- направление исковых заявлений о привлечении к административной ответственности в установленном порядке в суд для рассмотрения и применения административных наказаний;
- направление контролирующим (надзорным) органам информации для принятия мер в пределах предоставленных полномочий - в случае обнаружения в ходе проверки административных правонарушений, принятие мер по которым относится к их полномочиям.
Блок-схема административной процедуры по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц на предмет выполнения требований нормативных правовых актов в сфере оборота алкогольной продукции приведена в приложении 1.
12. Требования нормативных правовых актов, на соответствие которым осуществляются проверки, размещены на официальном портале Департамента: www.dpru.ru.
IV. Порядок и формы контроля за исполнением государственной функции в установленной сфере деятельности
13. Мероприятия по контролю в установленной сфере деятельности осуществляются как в плановом, так и во внеплановом порядке.
14. Плановые мероприятия по контролю в установленной сфере деятельности осуществляются не чаще чем один раз в два года по отношению к одному юридическому лицу.
В отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по надзору в установленной сфере деятельности может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.
15. Внеплановые проверки за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в установленной сфере деятельности проводятся в случаях, установленных пунктом 10 настоящего Регламента.
Блок-схема исполнения Департаментом государственной функции по осуществлению государственного контроля за соблюдением организациями законодательства Российской Федерации, регулирующего оборот алкогольной продукции, а также условий, предусмотренных лицензиями на розничную продажу алкогольной продукции на территории города Москвы, приведена в приложении 2.
16. При проведении внеплановых проверок выполняются административные процедуры, аналогичные тем, которые выполняются при проведении плановых проверок. При проведении внеплановых проверок объектом проверки в обязательном порядке являются факты и основания, послужившие причиной внеплановой проверки.
17. Мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжения руководителя (заместителя руководителя) Департамента.
Форма распоряжения на проведение проверки (далее - распоряжение) утверждена распоряжением Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы от 07.07.2009 N 145 "О внесении изменений и дополнений в распоряжение Департамента от 03.02.2006 N 7" на основании типовой формы, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141.
18. Мероприятия по контролю в установленной сфере деятельности производятся с момента предъявления уполномоченным должностным лицом Управления, руководителю или иному должностному лицу юридического лица распоряжения и служебного удостоверения. При этом, уполномоченное должностное лицо Департамента руководствуется принципом оперативности проведения мероприятия по контролю; предусматривающим полное и максимально быстрое его проведение.
19. При проведении мероприятий по контролю в установленной сфере деятельности должностное лицо (должностные лица) Управления не вправе:
- проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к полномочиям Департамента;
- осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц либо их представителей;
- требовать представления документов и информации, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
- распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
20. В случае, если должностные лица или работники проверяемых юридических лиц либо их представители оказывают неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица, осуществляющего мероприятие по контролю в установленной сфере деятельности, а равно воспрепятствуют осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей, они привлекаются к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение по его вине должностных обязанностей должностное лицо Управления несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
21. В рамках мероприятий по контролю в установленной сфере деятельности осуществляется визуальный осмотр объекта с целью оценки его соответствия обязательным требованиям:
22. Визуальный осмотр объекта осуществляется в присутствии руководителя или иного представителя юридического лица. В ходе визуального осмотра фиксируются факты нарушений обязательных требований, на что устно указывается руководителю или иному уполномоченному руководителем должностному лицу, сотруднику проверяемого объекта. Впоследствии факты нарушений обязательных требований вносятся в акт.
23. Должностное лицо вправе потребовать для ознакомления документацию, необходимую для оценки соблюдения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области оборота алкогольной продукции. При отказе руководителям или иного представителя юридического лица предоставить необходимую документацию об этом также делается пометка в акте.
24. По результатам мероприятий по контролю должностным лицом (должностными лицами) Управления, осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах.
Форма акта утверждена распоряжением Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы от 07.07.2009 N 145 "О внесении изменений и дополнений в распоряжение Департамента от 03.02.2006 N 7" на основании типовой формы, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141.
К акту прилагаются документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю.
Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю или иному представителю юридического лица и (или) направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которые приобщаются к экземпляру акта, остающемуся в деле,
25. При выявлении нарушений законодательства в установленной сфере деятельности должностное лицо (должностные лица) Управления, осуществляющее проверку, выдает юридическим лицам:
- предписания об устранении выявленных нарушений условий действия лицензии с установлением срока их устранения, срок для устранения которых не менее трех дней и не более одного месяца со дня получения предписания;
- уведомления о прекращении осуществления деятельности без соответствующей лицензии, уведомления о прекращении осуществления деятельности в период приостановления действия лицензии и уведомления о прекращении осуществления деятельности с нарушением ограничений времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирте более 15% объема готовой продукции;
- определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
26. Возбуждение и рассмотрение дела об административном правонарушении в установленной сфере деятельности производятся в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях.
27. При предъявлении юридическим лицом в Департамент в срок, установленный предписанием, документов, свидетельствующих об устранении нарушений лицензионных требований и условий, должностным лицом (должностными лицами) Управления составляется дополнение к акту проверки и выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении (если было возбуждено дело об административном правонарушении).
28. В случае непредъявления юридическим лицом в Департамент в срок, установленный предписанием, документов, свидетельствующих об устранении нарушений лицензионных требований и условий, должностным лицом (должностными лицами) Управления составляется протокол об административном правонарушении (если было возбуждено дело об административном правонарушении). Одновременно должностным лицом (должностными лицами) Управления не позднее 10 рабочих ней с даты составления дополнения к акту проверки или с даты истечения срока, установленного в предписании, для устранения выявленных нарушений (в случае неявки лицензиата), или с даты получения дополнительных документов подготавливается заключение о приостановлении действия либо об аннулировании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
29. Действие лицензии приостанавливается на срок, необходимый для устранения выявленных нарушений. Указанный срок не может превышать шести месяцев. В случае, если в указанный срок лицензиат не устранил указанные нарушения и не обратился в Департамент с заявлением о возобновлении действия лицензии, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
30. До вступления решения суда в законную силу Департамент вправе приостановить действие лицензии. Решение о приостановлении действия лицензии, направлении в суд заявления об аннулировании лицензии направляется лицензиату в письменной форме с мотивированным обоснованием не позднее чем через три дня со дня принятия такого решения.
31. После получения от лицензиата заявления об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, Департамент в течение 10 дней принимает решение о возобновлении действия лицензии или об отказе в возобновлении ее действия и обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
32. Решение Департамента о возобновлении действия лицензии направляется лицензиату в письменной форме не позднее чем через три дня со дня принятия такого решения.
33. При обнаружении при проведении плановых или внеплановых проверок нарушений действующего законодательства, производство по делам о которых относится к компетенции правоохранительных, контролирующих, налоговых и других органов власти, Департамент направляет им документированную информацию, подтверждающую нарушения лицензионных требований и условия для принятия мер в установленном порядке.
34. Действие лицензии на розничную продажу алкогольной продукции может быть приостановлено Департаментом также на основании материалов, представленных правоохранительными или контролирующими органами.
V. Порядок обжалования действий (бездействия) должностного лица, а также принимаемого им решения при исполнении государственной функции в установленной сфере деятельности
35. Решение Департамента может быть обжаловано соискателем лицензии или лицензиатом в непосредственно в Департамент и (или) в суд.
36. Рассмотрение обращений заявителей по вопросам исполнения государственной функции по государственному контролю в установленной сфере деятельности производится в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.