См. также постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 декабря 2010 г. по делу N А28-17311/2009
См. также постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 апреля 2012 г. N Ф01-1098/12 по делу N А28-17311/2009
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Ногтевой В.А.,
судей Каширской Н.А., Синякиной Т.В.,
при участии представителей от ФНС России в лице Управления Федеральной налоговой службы по Кировской области: Ведерниковой Т.П. по доверенности от 03.07.2012, Бетехтиной И.Л. по доверенности от 28.02.2012, от арбитражного управляющего Омелюсик С.Р.: Ситниковой Н.В. по доверенности от 15.11.2012,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ФНС России в лице Управления Федеральной налоговой службы по Кировской области на определение Арбитражного суда Кировской области от 31.08.2012, принятое судьей Левчаковым А.П., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 31.10.2012, принятое судьями Дьяконовой Т.М., Гуреевой О.А., Сандаловым В.Г., по делу N А28-17311/2009 по заявлению Департамента лесного хозяйства Кировской области к открытому акционерному обществу "Лесной профиль" о включении в реестр требований кредиторов и установил:
Арбитражный суд Кировской области определением от 24.11.2009 возбудил производство по делу о несостоятельности открытого акционерного общества "Лесной профиль" (далее - ОАО "Лесной профиль") и определением от 21.12.2009 ввел наблюдение.
Определением от 28.06.2010 введено внешнее управление.
Определением от 18.01.2012 суд утвердил мировое соглашение и прекратил производство по делу о банкротстве.
Определением от 21.05.2012 производство по делу возобновлено в связи с отменой судебного акта об утверждении мирового соглашения и введено внешнее управление.
Департамент лесного хозяйства Кировской области (далее - Департамент) обратился в суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов 14 776 796 рублей 68 копеек, из них 11 250 188 рублей долга и 3 526 608 рублей 68 копеек неустойки по договору аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 16.06.2008 N 21-28.
Руководствуясь абзацем 4 пункта 1 и абзацем 2 пункта 5 статьи 163 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), суд определением от 31.08.2012 удовлетворил заявление и включил Департамент в третью очередь реестра требований кредиторов.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 31.10.2012 оставил определение от 31.08.2012 без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ФНС России в лице Управления Федеральной налоговой службы по Кировской области (далее - Управление) обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить определение от 31.08.2012 и постановление от 31.10.2012.
По мнению заявителя жалобы, производство по заявлению Департамента в части включения в реестр требований кредиторов суммы 5 316 881 рубля 27 копеек подлежит прекращению в силу пункта 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Данное требование ранее, до утверждения судом мирового соглашения в рамках дела о банкротстве ОАО "Лесной профиль", было включено в реестр требований кредиторов определением суда от 19.03.2010. Исходя из положений статьи 163 Закона о банкротстве с учетом толкований, данных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", при возобновлении дела о банкротстве в связи с отменой определения суда об утверждении мирового соглашения за основу берется прежний реестр требований кредиторов, существовавший на момент утверждения мирового соглашения. Установленные до заключения мирового соглашения требования кредиторов не подлежат повторному рассмотрению.
Управление считает, что заявление Департамента в оставшейся части требования подлежит оставлению без рассмотрения по пункту 7 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку подано лицом, которое не является уполномоченным органом в деле о банкротстве. Арендные платежи за пользование лесным участком поступают в доход федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации. Следовательно, спорные требования вправе предъявлять ФНС России в силу постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и процедурах банкротства" и орган исполнительный власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный представлять в деле о банкротстве требования по денежным обязательствам Кировской области. Доказательства наличия у Департамента специальных полномочий представлять интересы Кировской области в деле о банкротстве не представлены.
Департамент в отзыве отклонил доводы кассационной жалобы и просил оставить в силе оспариваемые судебные акты, как законные и обоснованные. Департамент пояснил, что в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по предоставлению в пределах земельного лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование. В силу Положения о Департаменте лесного хозяйства Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 28.03.2012 N 145/167, такими полномочиями наделен Департамент. Согласно статье 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и приказу Рослесхоза от 26.06.2012 N 284 "Об администрировании органами государственной власти субъектов Российской Федерации" Департамент наделен полномочиями по администрированию платы за использование лесов, выступает как администратор доходов бюджета и обладает полномочия по взысканию задолженности в бюджет. Департамент является стороной договора аренды и вправе предъявлять требования, связанные с его неисполнением.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Кировской области.
Законность определения Арбитражного суда Кировской области от 31.08.2012 и постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 31.10.2012 по делу N А28-17311/2009 проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно абзацу 4 пункта 1 и абзацу 2 пункта 5 статьи 163 Закона о банкротстве в случае отмены определения об утверждении мирового соглашения при введенных в отношении должника процедурах, применяемых в деле о банкротстве, по новому делу о банкротстве конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, участвовавшие в заключении мирового соглашения, вправе заявить свои требования к должнику в новом деле о банкротстве в составе и в размере, которые предусмотрены настоящей статьей.
Состав и размер требований кредиторов и уполномоченных органов определяются на дату возобновления производства по делу о банкротстве.
Требование Департамента предъявлено в связи с ненадлежащим исполнением должником договора аренды лесного участка, находящего в федеральной собственности, от 16.06.2008 N 21-28. По условиям данного договора, Департамент (арендодатель) обязался предоставить, а арендатор принять во временное пользование лесной участок площадью 46 921 гектар (Кировская область, Опаринский район, Опаринское лесничество, Шадринское участковое лесничество, Волмангское участковое лесничество). Арендная плата на момент подписания договора составила 9 825 629 рублей в год.
В силу пункта 6 договора арендатор вносит арендную плату в следующие сроки и размеры: 15 февраля - 15%, 15 марта - 10%, 15 апреля - 10%, 15 июня - 10%, 15 июля - 10%, 15 сентября - 15%, 15 ноября - 15%, 15 декабря - 15%. Днем исполнения обязательств является дата зачисления денежных средств на расчетный счет УФК по Кировской области.
За нарушение сроков внесения арендных платежей в пункте 13 договора предусмотрена неустойка в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.
Часть требований Департамента (6 157 689 рублей 60 копеек задолженности по арендной плате по состоянию на июль 2009 года и 631 337 рублей 43 копейки неустойки) подтверждена вступившим в законную силу определением Арбитражного суда Кировской области от 21.10.2009 по делу N А28-11656/2009 об утверждении мирового соглашения. 12.01.2010 Департаменту выдан исполнительный лист серии АС N 000824752 на взыскание с ОАО "Лесной профиль" указанной суммы.
Обоснованность иного требования (5 092 498 рублей 40 копеек арендных платежей за июль, сентябрь, ноябрь и декабрь 2009 года и 224 382 рубля 87 копеек неустойки) проверялась в рамках дела о банкротстве ОАО "Лесной профиль" ранее, до утверждения судом мирового соглашения. Это требование было включено в реестре требований кредиторов определением суда от 19.03.2010.
Наличие задолженности, ее размер не оспариваются внешним управляющим и налоговым органом. Доказательства того, что с Департаментом производились расчеты на условиях мирового соглашения, в дело не представлены.
Признав требование Департамента обоснованным, суды правомерно включили его в реестр требований кредиторов ОАО "Лесной профиль" в заявленной сумме.
Тот факт, что требование Департамента в размере 5 316 881 рубля 27 копеек ранее было включено в реестр требований кредиторов ОАО "Лесной профиль" определением суда от 19.03.2010, не лишает кредитора права предъявить это требование в новом деле о банкротстве. Данное право кредитора напрямую предусмотрено в абзаце 4 пункта 1 статьи 163 Закона о банкротстве.
Довод Управления о том, что у Департамента отсутствовали полномочия на предъявления спорного требования, также отклоняется судом кассационной инстанции в силу следующего.
Спорное требование возникло из договора аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 16.06.2008 N 21-28. Департамент выступал стороной по договору и вправе предъявлять требования, связанные с его ненадлежащим исполнением. Заявитель действовал в соответствии с Положением о Департаменте лесного хозяйства Кировской области, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 28.03.2012 N 145/167.
Кроме того, как правомерно отметил суд апелляционной инстанции, Департамент являлся лицом, участвующим в деле о банкротстве ОАО "Лесной профиль", его требования были включены в реестр требований кредиторов и он был участником мирового соглашения, утвержденного судом 18.01.2012. Взыскателем по исполнительному листу N 000824752 на 6 157 689 рублей 60 копеек задолженности по арендной плате и 631 333 рублей 43 копеек неустойки также является Департамент
Оспариваемые судебные акты приняты при правильном применении норм права, содержащиеся в них выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом округа не установлено.
С учетом изложенного, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
определение Арбитражного суда Кировской области от 31.08.2012 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 31.10.2012 по делу N А28-17311/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу ФНС России в лице Управления Федеральной налоговой службы по Кировской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.А. Ногтева |
Судьи |
Н.А. Каширская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"За нарушение сроков внесения арендных платежей в пункте 13 договора предусмотрена неустойка в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.
...
Тот факт, что требование Департамента в размере 5 316 881 рубля 27 копеек ранее было включено в реестр требований кредиторов ОАО "Лесной профиль" определением суда от 19.03.2010, не лишает кредитора права предъявить это требование в новом деле о банкротстве. Данное право кредитора напрямую предусмотрено в абзаце 4 пункта 1 статьи 163 Закона о банкротстве.
...
Спорное требование возникло из договора аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 16.06.2008 N 21-28. Департамент выступал стороной по договору и вправе предъявлять требования, связанные с его ненадлежащим исполнением. Заявитель действовал в соответствии с Положением о Департаменте лесного хозяйства Кировской области, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 28.03.2012 N 145/167."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 января 2013 г. N Ф01-6358/12 по делу N А28-17311/2009
Хронология рассмотрения дела:
28.03.2013 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2058/13
19.03.2013 Решение Арбитражного суда Кировской области N А28-17311/09
20.02.2013 Определение Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1538/13
25.01.2013 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7538/12
25.01.2013 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7537/12
25.01.2013 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7541/12
25.01.2013 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7536/12
25.01.2013 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7539/12
25.01.2013 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7535/12
25.01.2013 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7540/12
23.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6358/12
26.12.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7998/12
24.12.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7533/12
21.12.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7718/12
21.12.2012 Определение Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7872/12
21.12.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7719/12
13.12.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7532/12
13.12.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7531/12
13.11.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-6582/12
13.11.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-6583/12
13.11.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-6581/12
08.11.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-6579/12
07.11.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-6580/12
07.11.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-6578/12
31.10.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-6585/12
31.10.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-6584/12
26.10.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-6651/12
25.10.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-6652/12
11.09.2012 Определение Арбитражного суда Кировской области N А28-17311/09
17.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9161/12
09.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9161/12
29.06.2012 Определение Арбитражного суда Кировской области N А28-17311/09
26.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1098/12
26.01.2011 Определение Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-8461/2010
01.12.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А28-17311/2009
07.09.2010 Определение Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4767/10
07.06.2010 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2276/10