Нижний Новгород |
|
03 февраля 2014 г. |
Дело N А82-12211/2011 |
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Ногтевой В.А.,
судей Елисеевой Е.В., Чиха А.Н.,
при участии
от Департамента управления имущественными и земельными ресурсами
администрации города Твери: Гущенко О.А. по доверенности от 14.09.2012
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Департамента управления имущественными и земельными ресурсами
администрации города Твери
на определение Арбитражного суда Ярославской области от 19.07.2013,
принятое судьей Кузнецовой Т.Г., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.09.2013,
принятое судьями Пуртовой Т.Е., Дьяконовой Т.М., Гуреевой О.А.,
по делу N А82-12211/2011
по заявлению Департамента управления имущественными и земельными ресурсами
(ИНН: 6901043057, ОГРН: 1036900087806)
к открытому акционерному обществу "Тверские коммунальные системы"
(ИНН: 6901032200, ОГРН: 1036900046732)
о включении в реестр требований кредиторов
и у с т а н о в и л :
Департамент управления имущественными и земельными ресурсами (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о включении в реестр требований кредиторов открытого акционерного общества "Тверские коммунальные системы" (далее - ОАО "ТКС") с суммой 9 023 676 рублей, составляющей стоимость 751 973 килограммов невозвращенного должником мазута.
Заявленная сумма представляет собой оценку неденежного требования Департамента к должнику, предъявленного на основании абзаца седьмого пункта 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), с учетом разъяснений, данных в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве".
Суд определением от 19.07.2013 отказал Департаменту во включении в реестр требований кредиторов; указал, что требование подлежит удовлетворению за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника. Суд руководствовался статьей 142 Закона о банкротстве и исходил из того, что требование заявлено после закрытия реестра требований кредиторов.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 26.09.2013 оставил определение от 19.07.2013 без изменения по тем же мотивам.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Департамент обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить определение от 19.07.2013 и постановление от 26.09.2013 и включить заявленное требование в третью очередь реестра требований кредиторов.
Заявитель жалобы обращает внимание на то, что требование подтверждено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ярославской области от 16.03.2012 по делу N А82-14758/2011. На основании исполнительного листа от 21.05.2012 возбуждено исполнительное производство, которое было окочено после закрытия реестра требований кредиторов. Конкурсный управляющий уведомил Департамент о получении исполнительного листа от службы судебных приставов лишь 22.04.2013, в связи с чем у Департамента и возникло право на подачу заявления о включении в реестр требований кредиторов. В данном случае срок на предъявление требования кредитора начинает исчисляться не ранее даты направления конкурсным управляющим соответствующего уведомления, то есть не ранее 22.04.2013. Департамент подал заявление 08.05.2013, то есть своевременно. Данная позиция соответствует пункту 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 59 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Об исполнительном производстве". Тот факт, что Департамент знал о публикации сообщения о признании ОАО "ТКС" банкротом, не имеет существенного значения.
Конкурсный управляющий Бусыгин Г.П. в отзыве отклонил доводы кассационной жалобы и просил оставить в силе оспоренные судебные акты, как законные и обоснованные.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Тверской области.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании от 27.01.2014 объявлялся перерыв до 03.02.2014.
Законность определения Арбитражного суда Ярославской области от 19.07.2013 и постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 26.09.2013 по делу N А82-12211/2011 проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Арбитражный суд Ярославской области решением от 16.03.2012 по делу N А82-14758/2011 обязал ОАО "ТКС" возвратить Департаменту 751 973 килограмма топочного мазута марки 100.
Арбитражный суд Ярославской области возбудил производство по делу о несостоятельности ОАО "ТКС" и определением от 06.04.2012 ввел наблюдение.
Дзержинский районный отдел судебных приставов города Ярославля постановлением от 20.06.2012 возбудил исполнительное производство на основании исполнительного листа от 21.05.2012 N 001710687, выданного арбитражным судом по делу N А82-14758/2011.
Решением от 12.12.2012 должник признан несостоятельным (банкротом) и в отношении его имущества открыто конкурсное производство; конкурсным управляющим утвержден Бусыгин Г.П. Данное сообщение опубликовано в газете "Коммерсантъ" 15.12.2012.
Служба судебных приставов-исполнителей постановлением от 20.03.2013 окончила исполнительное производство на основании пункта 7 части 1 статьи 147 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и направила исполнительный лист конкурсному управляющему.
Конкурсный управляющий 22.04.2013 уведомил Департамент о получении исполнительного документа, указав, что последний должен подать заявление о включении в реестр требований кредиторов ОАО "ТКС".
Департамент 15.05.2013 направил в суд заявление о включении в реестр требований кредиторов с суммой 9 023 676 рублей, составляющей стоимость мазута.
Порядок расчетов с кредиторами в ходе конкурсного производства урегулирован в статье 142 Закона о банкротстве.
Согласно названной норме права установление размера требований кредиторов осуществляется в соответствии со статьей 100 Закона.
Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (абзацы второй и третий пункта 1).
Требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника (пункт 4).
Реестр требований кредиторов ОАО "ТКС" закрыт 15.02.2013, тогда как заявление Департамента о включении в реестр требований кредиторов подано 15.05.2013.
Последствия пропуска названного срока специально урегулированы названными нормами Закона о банкротстве, возможность его восстановления законодательством не предусмотрена. Данный срок является пресекательным.
Довод заявителя жалобы о том, что, согласно пункту 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 59 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Об исполнительном производстве", срок для предъявления требования должен исчисляться не ранее даты направления конкурсным управляющим соответствующего уведомления, то есть не ранее 22.04.2013, был предметом рассмотрения в судах двух инстанций и обоснованно отклонен в силу следующего.
По смыслу пункта 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 59 на конкурсного управляющего возложена обязанность уведомлять лиц, являющихся взыскателями по исполнительным листам, о получении им этих документов и о необходимости заявления требования в рамках дела о банкротстве с целью информирования кредиторов о введенной в отношении должника процедуры банкротства - конкурсного производства.
Суды двух инстанций установили, что Департамент знал о банкротстве ОАО "ТКС", в частности, из публикации в газете "Коммерсантъ" от 15.12.2012. Кредитор подтверждает данный факт. При таких обстоятельствах действия Департамента, как лица заинтересованного в удовлетворении имеющегося у него требования к должнику, нельзя признать разумными и соответствующими нормам Закона о банкротстве.
С учетом конкретных обстоятельств спора суды правомерно пришли к выводу об удовлетворении требования Департамента за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Оспоренные судебные акты приняты при правильном применении норм права, содержащиеся в них выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом округа не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Ярославской области от 19.07.2013 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.09.2013 по делу N А82-12211/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.А. Ногтева |
Судьи |
Е.В. Елисеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод заявителя жалобы о том, что, согласно пункту 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 59 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Об исполнительном производстве", срок для предъявления требования должен исчисляться не ранее даты направления конкурсным управляющим соответствующего уведомления, то есть не ранее 22.04.2013, был предметом рассмотрения в судах двух инстанций и обоснованно отклонен в силу следующего.
По смыслу пункта 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 59 на конкурсного управляющего возложена обязанность уведомлять лиц, являющихся взыскателями по исполнительным листам, о получении им этих документов и о необходимости заявления требования в рамках дела о банкротстве с целью информирования кредиторов о введенной в отношении должника процедуры банкротства - конкурсного производства.
Суды двух инстанций установили, что Департамент знал о банкротстве ОАО "ТКС", в частности, из публикации в газете "Коммерсантъ" от 15.12.2012. Кредитор подтверждает данный факт. При таких обстоятельствах действия Департамента, как лица заинтересованного в удовлетворении имеющегося у него требования к должнику, нельзя признать разумными и соответствующими нормам Закона о банкротстве."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 февраля 2014 г. N Ф01-13213/13 по делу N А82-12211/2011
Хронология рассмотрения дела:
02.12.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6707/2021
14.09.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4591/2021
31.08.2021 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-5991/2021
09.08.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3940/2021
10.06.2021 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1513/2021
08.06.2021 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3476/2021
09.09.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7173/19
14.11.2019 Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7173/19
12.11.2019 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-12211/11
24.10.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7872/19
08.10.2019 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-12211/11
30.09.2019 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-12211/11
30.08.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7497/19
29.08.2019 Определение Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7873/19
09.04.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1428/19
13.03.2019 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-12211/11
24.10.2018 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7507/18
16.10.2018 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3828/18
18.06.2018 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3474/18
08.05.2018 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-12211/11
27.12.2016 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-9901/16
26.10.2016 Определение Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-9725/16
05.08.2016 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2495/16
02.06.2016 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-12211/11
11.04.2016 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-40/16
31.03.2016 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2245/16
08.12.2015 Определение Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-9182/15
23.11.2015 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4138/15
18.11.2015 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-9088/15
30.10.2015 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-8413/15
28.08.2015 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-5577/15
10.08.2015 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-5077/15
28.07.2015 Определение Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4850/15
29.05.2015 Определение Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4747/15
27.02.2015 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-12211/11
13.10.2014 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7068/14
12.08.2014 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-12211/11
07.08.2014 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-12211/11
11.06.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6650/14
16.05.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6650/14
03.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-13213/13
01.11.2013 Определение Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-9494/13
03.10.2013 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7546/13
26.09.2013 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7201/13
03.09.2013 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-6699/13
03.09.2013 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-6676/13
23.07.2013 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-12211/11
10.07.2013 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-12211/11
03.06.2013 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3581/13
30.04.2013 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-12211/11
17.04.2013 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2750/13
20.03.2013 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-12211/11
27.02.2013 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-663/13
24.12.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7340/12
12.12.2012 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-12211/11
06.11.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-6815/12
02.11.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-6710/12
02.11.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-6680/12
18.05.2012 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-12211/11