Нижний Новгород |
|
03 апреля 2015 г. |
Дело N А79-4979/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.04.2015.
Полный текст постановления изготовлен 03.04.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бабаева С.В.,
судей Голубевой О.Н., Кислицына Е.Г.
при участии представителей
от заявителя: Лапина А.В. (руководитель), Рыбкиной Е.М. (доверенность от 20.05.2014),
от заинтересованного лица: Яхатина С.А. (доверенность от 12.01.2015 N 29/01-10)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Чебоксары на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 28.10.2014, принятое судьей Афанасьевым А.А., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2015, принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В., по делу N А79-4979/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Новая телефонная компания" (ИНН: 2128042657, ОГРН: 1032128000035)
о признании незаконными бездействия администрации города Чебоксары и решения администрации города Чебоксары об отказе в выдаче разрешения на строительство, изложенного в письме от 11.06.2014 N 151,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары и муниципальное бюджетное учреждение "Управление территориального планирования" муниципального образования город Чебоксары - столица Чувашской Республики,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Новая телефонная компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконными бездействия администрации города Чебоксары (далее - Администрация) по выдаче разрешения на строительство торгово-административного комплекса с логистическим центром по улице Энгельса, в микрорайоне 1б центральной части города Чебоксары, на земельном участке с кадастровым номером 21:01:020406:100, решения Администрации, изложенного в письме от 11.06.2014 N 151, об отказе в выдаче разрешения на строительство указанного комплекса и об обязании выдать разрешение на строительство.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары (далее - Управление) и муниципальное бюджетное учреждение "Управление территориального планирования" муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики.
Руководствуясь положениями статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии решением от 28.10.2014, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2015, частично удовлетворил требования заявителя, признав незаконным решение Администрации об отказе в выдаче разрешения на строительство торгово-административного комплекса и обязав ее выдать данное разрешение; в остальной части требований отказал.
Не согласившись с решением и постановлением в части удовлетворения требований Общества, Администрация обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить названные судебные акты вследствие несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм процессуального права.
По мнению заявителя, суды в нарушение процессуального законодательства дали расширительное толкование предмету договора, а именно торгово-административному комплексу, в состав которого входят в том числе апартаменты, не указанные в предмете договора и градостроительном плане. Кроме того, в проектной документации не предусмотрено размещение логистического центра.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии.
Представитель Администрации в судебном заседании и представитель Управления в письменных пояснениях поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, и попросили отменить решение и постановление.
В отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании представители Общества сослались на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов и попросили отказать в удовлетворении жалобы.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Согласно статье 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв до 10 часов 30 минут 01 апреля 2015 года. Представители сторон, явившиеся в судебное заседание, не настаивали на проведении судебного заседания путем использования систем видеоконференц-связи после объявленного перерыва.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда в обжалуемой части проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, а также заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Как усматривается из документов кассационного производства и установил суд, распоряжением Администрации от 17.08.2012 N 2680-р утвержден градостроительный план земельного участка для размещения торгово-административного комплекса с логистическим центром N RU21304000- 0000000000000319.
Общество 18.10.2012 обратилось в Администрацию с заявлением о продлении срока аренды на три года. В письме от 30.11.2012 N 29/01-4892 Администрация в одностороннем порядке отказалась от договора аренды с Обществом и предупредила арендатора о прекращении договора по истечении 30 дней со дня получения уведомления.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики по делу N А79-2139/2013 данный отказ от договора признан незаконным. Во исполнение данного решения Общество (арендатор) и Администрация (арендодатель) заключили договор от 21.03.2014 N 35/5846-Л аренды земельных участков с кадастровым номером 21:01:020406:100, площадью 3031 квадратный метр, в том числе площадью 275 квадратных метров в охранных зонах канализации, и с кадастровым номером 21:01:020406:102, площадью 602 квадратных метра, в том числе площадью 63 квадратных метра в охранной зоне электрокабеля, расположенные по улице Энгельса в микрорайоне 1б центральной части города Чебоксары, для завершения строительства административно-торгового комплекса. Срок аренды земельных участков - с 01.01.2013 до 01.01.2016.
Обществом 28.03.2014 получено положительное заключение негосударственной экспертизы N 4-1-1-0174-14, выданное обществом с ограниченной ответственностью "Строительная Экспертиза".
Общество 03.06.2014 обратилось в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на капитальное строительство объекта "Торгово-административный комплекс с логистическим центром по улице Энгельса города Чебоксары".
Уведомлением от 11.06.2014 N 151 Администрация со ссылкой на часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации отказала заявителю в выдаче разрешения на строительство в связи с несоответствием проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка.
Посчитав, что отказ Администрации в выдаче разрешения на строительство не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности иной экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях, подведомственных органам местного самоуправления, относится к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности.
Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом (часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления.
В силу части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы местного самоуправления, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В части 13 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке (часть 14 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Суды установили, что при обращении в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство Общество представило все необходимые документы, предусмотренные частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Однако Администрация, отказывая в выдаче разрешения на строительство торгово-административного комплекса с логистическим центром, в качестве основания для отказа указала на несоответствие представленной Обществом проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка со ссылкой на то, что согласно договору аренды земельного участка от 21.03.2014 N 35/5846-Л земельный участок предоставлен Обществу для завершения строительства административно-торгового комплекса.
Из градостроительного плана следует, что спорный земельный участок находится в зоне общественно-деловой активности транспортных магистралей О-3.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утвержденными Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 14.07.2005 N 1683, зона общественно-деловой активности выделена вблизи транспортных магистралей для создания правовых условий формирования многофункциональных территорий, связанных с удовлетворением периодических и эпизодических потребностей населения, наличием жилой функции, при соблюдении нижеприведенных видов и параметров разрешенного использования недвижимости.
Основные разрешенные виды использования недвижимости зоны О-3: мотели; жилые единицы в многофункциональных зданиях, размещаемые на верхних этажах над помещениями, где разрешены занятия бизнесом, торговлей, таким образом, что ни на одном этаже не смешиваются разные виды использования; торговые комплексы; торгово-выставочные комплексы; предприятия, магазины, рынки оптовой и мелкооптовой торговли продовольственными товарами; рынки продовольственные закрытые; многофункциональные деловые и обслуживающие здания; информационные центры; информационные туристические центры; встроенно-пристроенные объекты обслуживания; косметические салоны, парикмахерские, массажные кабинеты, скверы, сады, бульвары, многофункциональные здания, комплексы обслуживания населения; многофункциональные учреждения культуры и искусства; музеи, выставочные залы, галереи; библиотеки, архивы, информационные центры; магазины специализированные; рестораны, кафе, бары; офисы, конторы; кредитно-финансовые учреждения; гостиницы, дома приема гостей; объекты связи; магазины товаров первой необходимости; аптеки; отделения, участковые пункты милиции; отдельно стоящие объекты бытового обслуживания; приемные пункты прачечных и химчисток; объекты размещения юридических органов, организаций; лектории; пункты оказания первой медицинской помощи; гаражи, стоянки многоэтажные для индивидуальных легковых автомобилей.
Согласно пояснительной записке Раздела 3 "Архитектурные решения" альбом 2 проектной документации "Торгово-административного комплекса с логистическим центром" максимальная этажность здания составляет 15 надземных этажей, плюс два уровня: цокольный и подвальный этажи. Здание представляет собой многофункциональный комплекс. Основными элементами функциональной структуры комплекса являются: офисы продаж с экспозиционными залами; сеть предприятий общественного питания; апартаменты на 84 номера; офисы; закрытые гостевые стоянки автотранспорта.
Габариты здания составляют 103,7 метра на 16,6 метра, процент застройки в границах земельного участка составляет 56,79 % (1721,42 квадратного метра), высота планируемого здания не выше 54,8 метра, а максимальное количество этажей - 15, что свидетельствует о соответствии проекта планируемого здания градостроительному плану земельного участка; отклонений по параметрам и размещению объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 21:01:020406:100 не имеется.
Логистический центр представляет собой блок экспозиционных залов с кабинетами на 1-3 этажах стилобатной части здания (листы 8-9 Раздела 3 "Архитектурные решения" проектной документации), то есть относится к обычным административным помещениям.
Апартаменты находятся в одном из высотных прямоугольных зданий и не нарушают требований к назначению объекта капитального строительства, так как относятся с категории гостиничных номеров, что также соответствует административному назначению помещений и не противоречит целям предоставления земельного участка.
Данные обстоятельства подтверждаются также положительным заключением негосударственной экспертизы от 28.03.2014 N 4-1-1-0174-14.
С учетом названных норм и установленных по делу обстоятельств, суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, предусмотренным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к обоснованному выводу, о том, что оспариваемый отказ в выдаче разрешения на строительство торгово-административного комплекса с логистическим центром противоречит нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом следует отметить, что распоряжением Администрации от 17.08.2012 N 2680-р утвержден градостроительный план земельного участка именно для размещения торгово-административного комплекса с логистическим центром, поэтому действия Администрации, связанные с отказом в выдаче разрешения на строительство и несогласием с градостроительным планом, вызывают сомнения в их добросовестности.
Безусловных доказательств, подтверждающих законность оспариваемого решения, а также наличия причин, препятствующих выдаче истребуемого Обществом разрешения на строительство, Администрацией в нарушение части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено, в связи с чем суды правомерно удовлетворили заявление Общества в части признания незаконным отказа Администрации разрешения на строительство торгово-административного комплекса с логистическим центром и обязании его выдать такое разрешение.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку они являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, где получили надлежащую правовую оценку, основаны на неверном толковании обстоятельств дела и по существу направлены на переоценку исследованных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В связи с рассмотрением кассационной жалобы по существу определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.02.2015 N 000784 о приостановлении исполнения решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 28.10.2014 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2015 по делу N А79-4979/2014 следует считать утратившим силу.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 28.10.2014 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2015 по делу N А79-4979/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Чебоксары - без удовлетворения.
Возобновить исполнение решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 28.10.2014 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2015 по делу N А79-4979/2014.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Бабаев |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что при обращении в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство Общество представило все необходимые документы, предусмотренные частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Однако Администрация, отказывая в выдаче разрешения на строительство торгово-административного комплекса с логистическим центром, в качестве основания для отказа указала на несоответствие представленной Обществом проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка со ссылкой на то, что согласно договору аренды земельного участка от 21.03.2014 N 35/5846-Л земельный участок предоставлен Обществу для завершения строительства административно-торгового комплекса.
...
В связи с рассмотрением кассационной жалобы по существу определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.02.2015 N 000784 о приостановлении исполнения решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 28.10.2014 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2015 по делу N А79-4979/2014 следует считать утратившим силу."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 апреля 2015 г. N Ф01-602/15 по делу N А79-4979/2014
Хронология рассмотрения дела:
24.12.2015 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5212/15
28.09.2015 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-8486/14
03.04.2015 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-602/15
20.01.2015 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-8486/14
28.10.2014 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-4979/14