г. Нижний Новгород |
|
29 марта 2018 г. |
Дело N А28-3754/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.03.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.03.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Радченковой Н.Ш., Чигракова А.И.,
при участии представителя
от заинтересованного лица: Андреева М.Н. (доверенность от 10.01.2018 N 6),
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Лабдиа" и Министерства охраны окружающей среды Кировской области на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.12.2017, принятое судьями Кононовым П.И., Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В., по делу N А28-3754/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лабдиа" (ИНН: 4345038820, ОГРН: 1034316533459)
о признании недействительным отказа Министерства охраны окружающей среды Кировской области
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Лабдиа" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным отказа Министерства охраны окружающей среды Кировской области (далее - Министерство) в заключении охотхозяйственного соглашения, выраженного в письме от 29.03.2017 N 1255-49-0703; о возложении на Министерство обязанности заключить с Обществом охотхозяйственное соглашение без проведения аукциона в соответствии с Примерной формой охотхозяйственного соглашения, утвержденной приказом Минприроды России от 31.03.2010 N 93, на срок 49 лет в отношении охотничьих угодий, указанных в договоре от 06.07.2009 N 07-09/6л, в редакции дополнительного соглашения от 16.11.2015, в границах, установленных постановлением Правительства Кировской области от 20.04.2006 N 57/81.
Решением суда от 21.09.2017 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 18.12.2017 решение суда отменено. Оспариваемое решение Министерства от 29.03.2017 N 1255-49-0703 признано незаконным. На Министерство возложена обязанность рассмотреть по существу в соответствии с частью 3 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 224-ФЗ заявление Общества от 27.03.2017 о заключении охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона.
Общество и Министерство не согласились с постановлением суда апелляционной инстанции и обратились в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационными жалобами.
Общество полагает, что суд неправильно применил Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2015 N 17-П "По делу о проверке конституционности части 3 статьи 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации" (далее - Постановление N 17-П), поскольку инициирование процедуры внесения изменения в договор предпринято Обществом до провозглашения указанного постановления. Подробно позиция Общества изложена в кассационной жалобе.
Министерство, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции частей 3, 4 статьи 71 Федерального закона N 209-ФЗ, просит отменить постановление и оставить в силе решение суда первой инстанции. Отказ Министерства в заключении соглашения на дату рассмотрения заявления Общества соответствовал закону. Заявитель не лишен возможности воспользоваться правом на заключение охотохозяйственного соглашения после внесения в законодательство необходимых изменений.
Подробно позиция Министерства изложена в кассационной жалобе (с учетом уточнения) и поддержана представителем в судебном заседании.
Общество заявило ходатайство о рассмотрении кассационных жалоб без участия представителя.
Законность принятого Вторым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, Правительство Кировской области издало постановление от 20.04.2006 N 57/81 "О предоставлении права пользования объектами животного мира, а также территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром". Этим постановлением внесены изменения в постановление губернатора Кировской области от 28.07.2000 N 305 "О заключении договоров на предоставление территорий для осуществления охоты".
На основании данного постановления Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области 29.05.2006 выдало Обществу долгосрочную лицензию на пользование объектами животного мира серии XX N 7189 сроком действия с 29.05.2006 по 29.05.2030. Границы и площадь территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром, установлены в соответствии с приложением N 2 к постановлению Правительства Кировской области от 20.04.2006 N 57/81.
Правительство Кировской области и Общество подписали договор от 31.05.2006 N 05-06/2л на предоставление территорий и акваторий, необходимых для пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты.
В пункте 1.1 договора предусмотрено, что Общество принимает территорию, акваторию площадью 9,0 тыс.га согласно постановлению Правительства Кировской области от 20.04.2006 N 57/81. Описание границ дано в приложении N 1 к договору. Договор от 31.05.2006 N 05-06/2л заключен сроком на три года с 31.05.2006 по 30.05.2009.
Правительство Кировской области издало постановление от 14.11.2006 N 74/262 "О предоставлении права пользования объектами животного мира, а также территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром". Пунктом 4 данного постановления внесено изменение в постановление Губернатора области от 28.07.2000 N 305 "О заключении договоров на предоставление территорий для осуществления охоты", в том числе внесены изменения в границах угодий, предоставляемых юридическим лицам в целях охоты.
Управление охраны и использования животного мира Кировской области (далее - Управление) и Общество подписали договор от 06.07.2009 N 07-09/6л на предоставление территорий и акваторий, необходимых для пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты.
В соответствии с пунктом 1.1. договора Обществу предоставляется для пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, территория, акватория площадью 9,0 тыс. га согласно постановлению Правительства Кировской области от 28.07.2000 N 305. Описание границ дано в приложении N 1 к договору. Договор заключен по 01.07.2014.
Общество 10.04.2014 обратилось в Управление с заявлением о заключении охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона на право заключения данного соглашения на срок 49 лет в отношении предоставленных в пользование охотничьих угодий площадью 9000 га (в соответствии с частью 3 статьи 71 Федерального закона N 209-ФЗ).
По результатам рассмотрения заявления Обществу отказано в заключении соглашения, поскольку в заявлении указана территория, границы которой не совпадают с границами территории в соответствии с постановлением от 20.04.2006 N 57/81 и обозначенной в долгосрочной лицензии, а именно: в заявлении указан участок N 2, на котором право пользования животным миром заявителю не было предоставлено в соответствии с долгосрочной лицензией (письмо от 10.07.2014 N 637-50-01-36).
Общество обжаловало отказ Управления в арбитражный суд. Решением Арбитражного суда Кировской области от 13.05.2015 по делу N А28-13671/2014, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 05.08.2015, Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 08.06.2015 N 497-50-01-10, во внесении изменений в пункт 1.2 договора от 06.07.2009 N 07-09/6л в части продления срока его действия на срок действия лицензии от 29.05.2006 серии XX N 7189, выданной в порядке статьи 37 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" в редакции от 14.03.2009, на предоставление территорий и акваторий, необходимых для пользования объектами животного мира, отнесенных к объектам охоты, на срок до 29.05.2030.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 02.09.2015 по делу N А28-8289/2015 отказ Управления во внесении изменений в пункт 1.2 договора от 06.07.2009 N 07-09/6Л, содержащийся в письме от 08.06.2015 N 457-50-01-10, признан незаконным.
Министерство и Общество заключили дополнительное соглашение от 16.11.2015 к договору от 06.07.2009 N 07-09/6Л на предоставление территорий и акваторий, необходимых для пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, установив срок действия договора до 29.05.2030.
Общество 27.03.2017 обратилось в Министерство с заявлением о заключении охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона на срок 49 лет в отношении охотничьих угодий, площадью 9 тыс. га, в границах, установленных постановлением Правительства Кировской области от 20.04.2006 N 57/81.
Министерство в письме от 29.03.2017 N 1255-49-0703 сообщило Обществу, что в связи с неопределенностью нормативного содержания части 3 статью 71 Федерального закона N 209-ФЗ и в соответствии с пунктом 5.3 Постановления N 17-П процедура заключения охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона приостанавливается до внесения изменений в часть 3 статьи 71 Федерального закона N 209-ФЗ. Поскольку соответствующие изменения не внесены, заключение охотхозяйственного соглашения не представляется возможным. Кроме того, Министерство указало, что заявление о заключении охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона и прилагаемые к нему документы подаются в соответствии с Административным регламентом предоставления Министерством государственной услуги по заключению охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона, утвержденным Указом Губернатора Кировской области от 04.09.20012 N 109 (далее - Административный регламент).
Общество не согласилось с отказом Министерства и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 1, 27 и 71 Федерального закона N 209-ФЗ, статьей 33 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ), правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении N 17-П, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого решения и отказал в удовлетворении заявления.
Суд апелляционной инстанции руководствовался этими же нормами, отменил решение суда и удовлетворил требования Общества частично. Суд исходил из того, что у Управления не было оснований для отказа в принятии заявления и его рассмотрении. Суд возложил на Министерство обязанность рассмотреть по существу заявление Общества от 27.03.2017 о заключении охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона.
Рассмотрев кассационные жалобы, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для их удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона N 52-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.04.2010) объекты животного мира могли предоставляться юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии. Пользователь осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором с органом государственной власти, предоставляющим соответствующую территорию, акваторию для осуществления пользования животным миром.
В связи с внесением Федеральным законом N 209-ФЗ изменений в Федеральный закон N 52-ФЗ (вступили в силу с 01.04.2010) возможность выдачи долгосрочных лицензий, заключение договоров о предоставлении в пользование территорий, необходимых для осуществления пользования животным миром, не предусмотрена.
Объекты животного мира предоставляются в пользование юридическим лицам по основаниям, установленным настоящим федеральным законом и Федеральным законом N 209-ФЗ (статья 33 Федерального закона N 52-ФЗ).
В соответствии с требованиями нового правового регулирования выдачи долгосрочных лицензий предусмотрено заключение охотхозяйственных соглашений по результатам аукционов.
В то же время в статье 71 Федерального закона N 209-ФЗ предусмотрено, что право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу данного закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий (часть 1); долгосрочные лицензии, указанные в части 1 настоящей статьи, не подлежат продлению (часть 2).
Частью 3 этой статьи установлено, что юридические лица, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий до дня вступления в силу данного закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий, без проведения аукциона.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с лицами, указанными в части 3 данной статьи, в течение трех месяцев с даты обращения данных лиц в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 71 Федерального закона N 209-ФЗ).
В случае, если указанные лица не воспользовались правом на заключение охотхозяйственных соглашений, предусмотренным частью 3 настоящей статьи, право пользования животным миром, возникшее на основании долгосрочных лицензий, прекращается по истечении пяти лет со дня установления максимальной площади охотничьих угодий, предусмотренной частью 3 статьи 10 данного закона (часть 9 статьи 71 Федерального закона N 209-ФЗ).
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 5.3 Постановления N 17-П впредь до внесения в законодательство об охоте и сохранении охотничьих ресурсов необходимых изменений применение части 3 статьи 71 Федерального закона N 209-ФЗ приостанавливается; при этом право занятия охотхозяйственной деятельностью, возникшее у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в силу полученных долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, прекращению по основаниям, предусмотренным частью 9 данной статьи, не подлежит.
Как следует из материалов дела и установил апелляционный суд, срок действия выданной Обществу долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира заканчивается 29.05.2030.
Таким образом, право пользования животным миром в отношении охотничьих угодий возникло у Общества до дня вступления в силу Федерального закона N 209-ФЗ и сохраняется до истечения срока действия выданной ему лицензии, то есть до 29.05.2030.
Следовательно, Общество в силу части 3 статьи 71 Федерального закона N 209-ФЗ имеет право на заключение охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона.
Министерство отказало Обществу в рассмотрении заявления со ссылкой на пункт 5.3 Постановления N 17-П в связи с приостановлением действия части 3 статьи 71 Федерального закона N 209-ФЗ.
Между тем, как верно указал апелляционный суд, содержащиеся в Постановлении N 17-П положения лишь временно приостанавливают заключение охотхозяйственых соглашений в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 71 Федерального закона N 209-ФЗ (до внесения изменений в указанную норму в части установления сроков действия соглашений), не отменяя и не изменяя право и основания заключения соглашений. Само право охотпользователей на обращение в компетентные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с заявлениями о заключении охотхозяйственных соглашений на основании части 3 статьи 71 Федерального закона N 209-ФЗ, а также процедуры рассмотрения таких обращений Постановлением N 17-П не были приостановлены.
Таким образом, Министерство обязано было рассмотреть заявление Общества по существу в соответствии с Административным регламентом и установить наличие фактических и правовых оснований для заключения охотхозяйственного соглашения.
По результатам рассмотрения заявления Министерство, руководствуясь Постановлением N 17-П, могло принять лишь промежуточное решение о приостановлении заключения охотхозяйственного соглашения до внесения законодателем уточнений в часть 3 статьи 71 Федерального закона N 209-ФЗ, но не итоговое решение об отказе в его заключении. В противном случае возникает угроза нарушения права охотпользователя на проявление инициативы в заключении охотхозяйственного соглашения с возможным наступлением для него негативных последствий.
На основании изложенного апелляционный суд правомерно признал незаконным оспариваемый отказ Министерства.
С 10.08.2017 года вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 N 224-ФЗ, которым внесены дополнения в часть 3 статьи 71 Федерального закона N 209-ФЗ, действие данной нормы возобновлено в уточненной редакции.
В порядке восстановления нарушенного права апелляционный суд правильно возложил на Министерство обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем рассмотрения по существу его заявления о заключении охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона в соответствии с частью 3 статьи 71 Федерального закона N 209-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 224-ФЗ.
Довод Общества о том, что процедура инициирования заключения охотохозяйственного соглашения предпринята им до провозглашения Постановления N 17-П, поэтому указанное постановление применению не подлежит, был предметом исследования судов и отклонен. Суды установили, что процедура, инициированная Обществом на основании заявления от 10.04.2014, была завершена.
Второй арбитражный апелляционный суд не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах кассационные жалобы Министерства и Общества удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы Общества в сумме 1500 рублей относятся на заявителя.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе Министерства не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации оно освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.12.2017 по делу N А28-3754/2017 оставить без изменения, кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Лабдиа" и Министерства охраны окружающей среды Кировской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
Н.Ш. Радченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С 10.08.2017 года вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 N 224-ФЗ, которым внесены дополнения в часть 3 статьи 71 Федерального закона N 209-ФЗ, действие данной нормы возобновлено в уточненной редакции.
В порядке восстановления нарушенного права апелляционный суд правильно возложил на Министерство обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем рассмотрения по существу его заявления о заключении охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона в соответствии с частью 3 статьи 71 Федерального закона N 209-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 224-ФЗ.
Довод Общества о том, что процедура инициирования заключения охотохозяйственного соглашения предпринята им до провозглашения Постановления N 17-П, поэтому указанное постановление применению не подлежит, был предметом исследования судов и отклонен. Суды установили, что процедура, инициированная Обществом на основании заявления от 10.04.2014, была завершена."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 марта 2018 г. N Ф01-713/18 по делу N А28-3754/2017