Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 марта 2018 г. N Ф01-713/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Киров |
|
18 декабря 2017 г. |
Дело N А28-3754/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кочуровой М.М.,
при участии в судебном заседании представителя заявителя - Слободенюка В.Б. по доверенности от 22.05.2017 N 66,
представителей третьего лица: Андреева М.Н. по доверенности от 26.05.2017 N 135, Братухина Д.И. по доверенности от 03.07.2017 N 138,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лабдиа"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 21.09.2017 по делу N А28-3754/2017, принятое судом в составе судьи Шмырина С.Ю.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лабдиа"
к Министерству охраны окружающей среды Кировской области
о признании незаконным ненормативного правового акта,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Лабдиа" (далее - заявитель, Общество, ООО "Лабдиа") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с уточненным заявлением к Министерству охраны окружающей среды Кировской области (далее - ответчик, Министерство) о признании недействительным отказа в заключении охотхозяйственного соглашения, выраженного в письме от 29.03.2017 N 1255-49-0703, и о возложении на Министерство обязанности заключить с Обществом охотхозяйственное соглашение без проведения аукциона в соответствии с Примерной формой охотхозяйственного соглашения, утвержденной приказом Минприроды России от 31.03.2010 N 93, на срок 49 лет в отношении охотничьих угодий, указанных в договоре от 06.07.2009 N 07-09/6л, в редакции дополнительного соглашения от 16.11.2015, в границах, установленных постановлением Правительства Кировской области от 20.04.2006 N 57/81.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 21.09.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Лабдиа" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Общество не согласно с выводами суда, сделанными с учетом разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, данных в Постановлении от 25.06.2015 N 17-П "По делу о проверке конституционности части 3 статьи 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации" (далее - Постановление КС РФ N 17-П) о том, что заявление Общества от 27.03.2017 свидетельствует о повторном инициировании процедуры заключения охотхозяйственного соглашения.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов заявителя, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Подробно позиции сторон изложены в апелляционной жалобе и отзыве на нее и поддержаны представителями в судебном заседании.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, 20.04.2006 Правительством Кировской области издано постановление N 57/81 "О предоставлении права пользования объектами животного мира, а также территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром" (далее - Постановление от 20.04.2006 N 57/81), которым внесены изменения в постановление Губернатора Кировской области от 28.07.2000 N 305 "О заключении договоров на предоставление территорий для осуществления охоты".
29.05.2006 Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области выдана Обществу долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира (далее - Долгосрочная лицензия) серии ХХ N 7189 со сроком действия с 29.05.2006 по 29.05.2030. Долгосрочная лицензия выдана на основании Постановления от 20.04.2006 N 57/81. Из Долгосрочной лицензии следует, что границы и площадь территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром, установлены в соответствии с приложением N 2 к Постановлению от 20.04.2006 N 57/81.
31.05.2006 Правительство Кировской области и Общество подписали договор N 05-06/2л на предоставление территорий и акваторий, необходимых для пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты (далее - договор от 31.05.2006 N 05-06/2л). Пунктом 1.1 данного договора предусмотрено, что Общество принимает территорию, акваторию площадью 9,0 тыс.га согласно Постановлению от 20.04.2006 N 57/81. Описание границ дано в приложении N 1 к договору. Договор от 31.05.2006 N 05-06/2л заключен сроком на три года с 31.05.2006 по 30.05.2009.
14.11.2006 Правительством Кировской области издано постановление N 74/262 "О предоставлении права пользования объектами животного мира, а также территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром" (далее - Постановление от 14.11.2006 N 74/262). Данным постановлением внесены изменения в постановление Губернатора области от 28.07.2000 N 305 "О заключении договоров на предоставление территорий для осуществления охоты", в том числе внесены изменения в границах угодий, предоставляемых юридическим лицам в целях охоты (пункт 4).
06.07.2009 Управление охраны и использования животного мира Кировской области (далее - Управление) и Общество подписали договор N 07-09/6л на предоставление территорий и акваторий, необходимых для пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты (далее - договор от 06.07.2009 N 07-09/6л). Пунктом 1.1 данного договора предусмотрено, что Обществу предоставляется для пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, территория, акватория площадью 9,0 тыс.га согласно постановлению Правительства Кировской области от 28.07.2000 N 305. Описание границ дано в приложении N 1 к договору. Договор от 06.07.2009 N 07-09/6л заключен по 01.07.2014.
10.04.2014 Общество обратилось в Управление с заявлением о заключении с ООО "Лабдиа" в соответствии с частью 3 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте) охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона на право заключения данного соглашения на срок 49 лет в отношении предоставленных в пользование охотничьих угодий площадью 9000 га.
Письмом Управления от 10.07.2017 N 637-50-01-36 в заключении охотхозяйственного соглашения отказано, поскольку долгосрочной лицензией на пользование объектами животного мира серии XX N 7189, выданной Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области 29.05.2006, ООО "Лабдиа" предоставлено право пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, в границах, указанных в приложении N 2 к Постановлению от 20.04.2006 N 57/81. ООО "Лабдиа" в заявлении указало территорию, границы которой не совпадают с границами территории в соответствии с Постановлением от 20.04.2006 N 57/81 и обозначенной в Долгосрочной лицензии, а именно: в заявлении указывается участок N 2, на котором право пользования животным миром заявителю не было предоставлено в соответствии с Долгосрочной лицензией.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению охраны и использования животного мира Кировской области о признании незаконным отказа Управления в заключении охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона, выраженного в письме от 10.07.2014 N 637-50-01-36, и о возложении на Управление обязанности заключить охотхозяйственное соглашение в границах, предусмотренных постановлением Губернатора Кировской области от 28.07.2000 N 305 "О заключении договоров на предоставление территорий для осуществления охоты".
Решением Арбитражного суда Кировской области от 13.05.2015 в удовлетворении требований ООО "Лабдиа" отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 05.08.2015 решение арбитражного суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению охраны и использования животного мира Кировской области о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 08.06.2015 N 497-50-01-10, во внесении изменений в пункт 1.2 договора от 06.07.2009 N 07-09/6л в части продления срока его действия на срок действия лицензии от 29.05.2006 серии ХХ N 7189, выданной в порядке статьи 37 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" в редакции от 14.03.2009, на предоставление территорий и акваторий, необходимых для пользования объектами животного мира, отнесенных к объектам охоты, на срок до 29.05.2030.
02.09.2015 Арбитражный суд Кировской области вынес решение о признании незаконным отказа Управления охраны и использования животного мира Кировской области во внесении изменений в пункт 1.2 договора от 06.07.2009 N 07-09/6Л, содержащегося в письме от 08.06.2015 N 457-50-01-10.
16.11.2015 Министерство и ООО "Лабдиа" заключили дополнительное соглашение к договору от 06.07.2009 N 07-09/6Л на предоставление территорий и акваторий, необходимых для пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты.
27.03.2017 ООО "Лабдиа" обратилось в Министерство с заявлением о заключении охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона в соответствии с Примерной формой охотхозяйственного соглашения, утвержденной приказом Минприроды России от 31.03.2010 N 93, на срок 49 лет в отношении охотничьих угодий, площадью 9 тыс.га, в границах, установленных постановлением Правительства Кировской области от 20.04.2006 N 57/81.
В письме от 29.03.2017 N 1255-49-0703 Министерство указало Обществу, что в связи с неопределенностью нормативного содержания части 3 статью 71 Закона об охоте и в соответствии с пунктом 5.3 Постановления КС РФ N 17-П процедура заключения охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона приостанавливается до внесения необходимых изменений в часть 3 статьи 71 Закона об охоте. Так как соответствующие изменения в часть 3 статьи 71 Закона об охоте не внесены, заключение охотхозяйственного соглашения не представляется возможным. Кроме того, ответчик обратил внимание заявителя на то, что заявление о заключении охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона и прилагаемые к нему документы подаются в соответствии с Административным регламентом.
Не согласившись с отказом в заключении охотхозяйственного соглашения, выраженным в письме от 29.03.2017 N 1255-49-0703, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Арбитражный суд Кировской области, руководствуясь положениями статей 198, 200, 201 АПК РФ, статей 1, 27, 71 Закона об охоте, статьи 33 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон о животном мире), пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
В силу статьи 33 Закона о животном мире объекты животного мира предоставляются в пользование физическим лицам и юридическим лицам по основаниям, установленным названным Законом и федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов.
В соответствии с положениями названного Закона в редакции, действовавшей до 01.04.2010, юридические лица могли получить право пользования животным миром, включая такой вид пользования, как охота, на основании долгосрочной лицензии.
С принятием Закона об охоте утратили силу положения ранее действовавшего законодательства о выдаче долгосрочных лицензий. Вместо выдачи этих лицензий предусмотрено заключение охотхозяйственных соглашений по результатам аукционов.
При этом законодатель гарантировал лицам, имеющим долгосрочные лицензии на момент вступления Закона об охоте в силу (01.04.2010), право не изменять сложившиеся на основе Закона о животном мире правоотношения в сфере пользования объектами животного мира и право переоформить их в льготном порядке, то есть без проведения аукциона.
Так, в соответствии с частями 3, 4 статьи 71, частью 1 статьи 72 Закона об охоте юридические лица, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до 01.04.2010, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с этими лицами в течение трех месяцев с даты их обращения.
Согласно части 9 статьи 71 Закона об охоте в случае, если указанные лица не воспользовались правом на заключение охотхозяйственных соглашений, предусмотренным частью 3 настоящей статьи, право пользования животным миром, возникшее на основании долгосрочных лицензий, прекращается по истечении пяти лет со дня установления максимальной площади охотничьих угодий, предусмотренной частью 3 статьи 10 настоящего Федерального закона.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 5.3 Постановления КС РФ N 17-П впредь до внесения в законодательство об охоте и сохранении охотничьих ресурсов необходимых изменений применение части 3 статьи 71 Закона об охоте приостанавливается; при этом право занятия охотхозяйственной деятельностью, возникшее у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в силу полученных долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, прекращению по основаниям, предусмотренным частью 9 данной статьи, не подлежит.
Как следует из материалов дела, срок действия выданной заявителю долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира N 7189 заканчивается 29.05.2030. Поскольку право пользования животным миром в отношении спорных охотничьих угодий возникло у ООО "Лабдиа" до дня вступления в силу Закона об охоте и сохраняется до истечения срока действия выданной ему лицензии, то есть до 29.05.2030, Общество в силу части 3 статьи 71 Закона об охоте имеет право на заключение охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона.
Как видно из оспариваемого решения Министерства от 29.03.2017 заявителю отказано в заключении охотхозяйственного соглашения со ссылкой на пункт 5.3 Постановления КС РФ N 17-П.
Между тем по смыслу абзаца 2 пункта 5.3 Постановления КС РФ N 17-П Конституционный Суд Российской Федерации лишь временно приостановил применение нормы части 3 статьи 71 Закона об охоте впредь до внесения в нее федеральным законодателем соответствующих изменений в части установления сроков действия охотхозяйственных соглашений. Иными словами, названным постановлением приостановлено заключение охотхозяйственных соглашений. В то же время само право на заключение охотхозяйственных соглашений соответствующей категорией охотпользователей на основании части 3 статьи 71 Закона об охоте прекращено не было, оно сохранялось также, как и сохранялась обязанность компетентных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассматривать заявления таких охотпользователей по существу их обращений в установленном порядке.
В этой связи арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что содержащиеся в Постановлении КС РФ N 17-П положения о порядке применения части 3 статьи 71 Закона об охоте не содержат правовых оснований для принятия компетентными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решений об отказе в реализации охотпользователями права на заключение охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона после вступления в силу указанного постановления и в период приостановления применения названной нормы. Эти положения лишь временно приостанавливают заключение охотхозяйственных соглашений в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 71 Закона об охоте, не отменяя и не изменяя при этом установленные данным законом право и основания их заключения. Само право охотпользователей на обращение в компетентные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с заявлениями о заключении охотхозяйственных соглашений на основании части 3 статьи 71 Закона об охоте, а также процедуры рассмотрения таких обращений Постановлением КС РФ N 17-П приостановлены не были.
Следовательно, применительно к обстоятельствам настоящего дела Министерство обязано было рассмотреть заявление ООО "Лабдия" от 27.03.2017 о заключении охотхозяйственного соглашения по существу в соответствии с Административным регламентом предоставления Министерством охраны окружающей среды Кировской области государственной услуги по заключению охотхозяйственных соглашений, утвержденным Указом Губернатора области от 04.09.2012 N 109, в ходе которого установить наличие фактических и правовых оснований для заключения охотхозяйственного соглашения. По результатам рассмотрения заявления Министерство, руководствуясь Постановлением КС РФ N 17-П, могло принять лишь промежуточное решение о приостановлении заключения охотхозяйственного соглашения до внесения федеральным законодателем уточнений в часть 3 статьи 71 Закона об охоте, но не итоговое решение об отказе в его заключении. В противном случае возникает угроза нарушения права охотпользователя на проявление инициативы в заключении охотхозяйственного соглашения с возможным наступлением для него негативных последствий, в том числе вытекающих из части 9 статьи 71 Закона об охоте.
Кроме того с 10.08.2017 года вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 N 224-ФЗ, которым внесены необходимые дополнения в часть 3 статьи 71 Закона об охоте, в связи с чем действие данной нормы возобновлено в уточненной редакции и Министерство вправе завершить рассмотрение заявления ООО "Лабдия" от 27.03.2017 о заключении охотхозяйственного соглашения на основе указанной нормы и принять по нему окончательное решение по существу.
С учетом приведенных выше доводов оспариваемое решение Министерства охраны окружающей среды Кировской области от 29.03.2017 не соответствует норме части 3 статьи 71 Закона об охоте с учетом разъяснений по ее применению, содержащихся в Постановлении КС РФ N 17-П, нарушает права заявителя на своевременное рассмотрение обращения, связанного с осуществлением экономической деятельности в сфере охоты. В этой связи указанное решение ответчика подлежит признанию незаконным.
В то же время арбитражный суд апелляционной инстанции не вправе в порядке восстановления нарушенного права заявителя возложить на Министерство обязанность заключить охотхозяйственное соглашение на требуемых им условиях, поскольку после окончания приостановления применения норма части 3 статьи 71 Закона об охоте подлежит применению в новой, уточненной редакции, действующей с 10.08.2017. При этом арбитражный апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о завершении процедуры заключения охотхозяйственного соглашения, инициированной ООО "Лабдия" на основании заявления от 10.04.2014, и отклоняет соответствующие доводы апелляционной жалобы.
С учетом указанных обстоятельствах суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность рассмотреть по существу в соответствии с частью 3 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 224-ФЗ заявление общества с ограниченной ответственностью "Лабдиа" от 27.03.2017 о заключении охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона.
С учетом изложенного, апелляционную жалобу ООО "Лабдиа" следует удовлетворить, решение Арбитражного суда Кировской области от 21.09.2017 по делу N А28-3754/2017 отменить, приняв по делу новый судебный акт о признании оспариваемого решения Министерства от 29.03.2017 N 1255-49-0703 незаконным, в связи с наличием оснований, предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ и о возложении на ответчика указанной выше обязанности.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктами 3-4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лабдиа" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Кировской области от 21.09.2017 по делу N А28-3754/2017 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Требования общества с ограниченной ответственностью "Лабдиа" удовлетворить частично.
Признать решение Министерства охраны окружающей среды Кировской области об отказе в заключении охотхозяйственного соглашения, выраженное в письме от 29.03.2017 N 1255-49-0703 незаконным.
Возложить на Министерство охраны окружающей среды Кировской области обязанность рассмотреть по существу в соответствии с частью 3 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 224-ФЗ заявление общества с ограниченной ответственностью "Лабдиа" от 27.03.2017 о заключении охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
П.И. Кононов |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-3754/2017
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 марта 2018 г. N Ф01-713/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Лабдиа"
Ответчик: Министерство охраны окружающей среды Кировской области