В соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Методическими рекомендациями по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренными на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.09.2016 N 7 приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Обзор правоприменительной практики при осуществлении лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции и лицензионного контроля за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области за 2020 год (далее - Обзор).
2. Управлению лицензирования, декларирования и контроля Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области (далее - Управление) обеспечить:
направление Обзора для руководства в структурные подразделения Управления;
размещение настоящего приказа на официальном сайте Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Московской области Мороза С.И.
И.о. министра сельского хозяйства и продовольствия |
С.Б. Воскресенский |
Утвержден
приказом министра
сельского хозяйства и продовольствия
Московской области
от 26.02.21 N 19П-29
Обзор
правоприменительной практики при осуществлении лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции и лицензионного контроля за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области за 2020 год
I. Общие положения
Настоящий Обзор правоприменительной практики при осуществлении лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции и лицензионного контроля за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области за 2020 год (далее - Обзор) подготовлен в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), Методическими рекомендациями по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренных на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.09.2016 N 7.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области (далее - Министерство) в соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 03.03.2020 N 83/6 "Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Московской области и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Московской области" (далее - Положение), является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим регулирование отношений, возникающих в области розничной продажи алкогольной продукции, лицензирование деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов.
Обзор подготовлен по вопросам проведения регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной продукции, лицензионного контроля за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов.
II. Вопросы правоприменительной практики организации и проведения государственного контроля, регионального контроля
1. Составление ежегодного плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, его направление в органы прокуратуры и доработка по итогам рассмотрения в органах прокуратуры
Ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ежегодный план проверок) сформирован в соответствии с требованиями статей 6, 26.1 Федерального закона N 294-ФЗ.
Разработка ежегодного плана проверок осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В соответствии с согласованным Прокуратурой Московской области планом проведения проверок на 2020 год:
- в части розничной продажи алкогольной продукции - из 40 проверок проведено 4 плановых мероприятий по лицензионному контролю;
- в части лицензионного контроля за деятельностью по заготовке, хранению,
переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов - из 31 запланированной проверки, мероприятия по контролю проведены в отношении 2 лицензиатов.
65 проверок не проводилось, в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Утвержденные ежегодные планы проверок размещены на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
2. Основания для проведения внеплановых проверок, согласование проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры в установленных федеральными законами случаях
Проведение внеплановых проверок Министерством осуществляется по основаниям, установленным статьей 10 Федерального закона N 294-ФЗ, статьей 23.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), частью 10 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ).
3. Разработка и издание приказов о проведении проверок, их содержание
Проверки проводятся на основании распоряжения Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области (далее - приказ) о проведении проверки.
Типовая форма распоряжения утверждена приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - типовая форма).
В распоряжении указываются:
1) наименование Министерства, а также вид (виды) государственного контроля;
2) фамилия, имя, отчество, должность должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями;
4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
5) правовые основания проведения проверки;
6) подлежащие проверке обязательные требования, в том числе реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов), если при проведении плановой проверки должен быть использован проверочный лист (список контрольных вопросов);
7) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
8) реквизиты Административного регламента, который устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) по исполнению государственной функции по осуществлению лицензионного контроля;
9) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
10) даты начала и окончания проведения проверки;
11) иные сведения, если это предусмотрено типовой формой.
4. Исчисление и соблюдение сроков проведения проверки
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона N 294-ФЗ срок проведения проверок, не может превышать двадцать рабочих дней.
В случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц Министерства, проводящих выездную плановую проверку, указанный срок может быть продлен министром сельского хозяйства и продовольствия Московской области (далее - министр), уполномоченным заместителем министра, но не более чем на 20 (двадцать) рабочих дней, в отношении малых предприятий не более чем на 50 (пятьдесят) часов, микропредприятий не более чем на 15 (пятнадцать) часов.
Министерство обеспечивается строгое соблюдение сроков проведения проверок.
5. Соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и проведении проверки
При организации и проведении Министерством плановых и внеплановых поверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в обязательном порядке обеспечивается соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предусмотренных статьей 21 Федерального закона N 294-ФЗ.
6. Оформление результатов проверки и принятие мер по ее результатам
По результатам проверки должностными лицами Министерства составляется акт проверки в соответствии с типовой формой. Типовая форма акта утверждена приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В акте проверки указывается:
1) дата, время и место составления акта проверки;
2) наименование Министерства;
3) дата и номер распоряжения Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области о проведении проверки;
4) фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;
5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;
6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;
9) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуального предпринимателя, под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
К акту проверки прилагаются протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников субъекта проверки, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
В случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле Министерства. При наличии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля акт проверки может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица Министерства, составившего данный акт, проверяемому лицу. При этом акт, направленный в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица Министерства, составившего данный акт, проверяемому лицу, способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа, считается полученным проверяемым лицом.
При наличии у проверяемого лица журнала учета проверок должностными лицами Министерства, осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения о Министерстве, датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку, его или их подписи.
По результатам проверки уполномоченными должностными лицами Министерства, проводящими проверку, в случае выявления нарушений обязательных требований:
составляется акт проверки;
выдается предписание об устранении выявленных нарушений;
составляется протокол об административном правонарушении.
Предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований подлежит исполнению в установленные в нем сроки.
Невыполнение в установленный срок предписания влечет за собой административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Должностными лицами Министерства осуществляется контроль за исполнением предписаний в виде внеплановой документарной и (или) выездной проверок.
7. Привлечение юридических лиц, их должностных лиц, индивидуальных предпринимателей к административной ответственности за административные правонарушения, выявленные при осуществлении государственного контроля
В соответствии с Положением Министерство уполномочено на составление протоколов об административных правонарушениях, рассмотрение дел об административных правонарушениях в сфере деятельности Министерства в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области и привлечение правонарушителей в установленном законодательством порядке к административной ответственности.
В 2020 году Министерством было проведено 1 532 контрольных мероприятия.
За период с 01.01.2020 по 31.12.2020 Министерством решения о приостановлении действия лицензий на розничную продажу алкогольной продукции не принимались.
По заявлению Министерства в судебном порядке аннулирована 1 лицензия на розничную продажу алкогольной продукции.
В судебном порядке привлечены к административной ответственности предусмотренной:
статьей 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 20 юридических лиц и назначено административное наказание в виде наложения административного штрафа на сумму 1450 тыс. руб., 8 юридических лиц и назначено административное наказание в виде предупреждения;
статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 1 юридическое лицо и назначено административное наказание в виде предупреждения;
статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 1 юридическое лицо и назначено административное наказание в виде наложения административного штрафа на сумму 10 тыс. руб.
Кроме того при осуществлении государственного контроля за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции к административной ответственности предусмотренной статьями 14.19 и 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечено 108 юридических лиц и 1 индивидуальный предприниматель, назначены административные наказания в виде наложения административного штрафа на общую сумму 2 470,0 тыс. руб.
8. Работа, проведенная по рассмотрению обращений граждан, содержащих сведения о нарушениях обязательных требований, причинения вреда или угрозе причинения вреда жизни и здоровью людей
В 2020 году в адрес Министерства не поступали обращения гражданин, содержащие сведения о нарушении обязательных требований в части оборота алкогольной продукции.
9. Организация и проведение мероприятий по контролю, в том числе без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями
Подготовка и утверждение задания на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями включает в себя следующие действия:
1) разработка отделом лицензионного контроля Управления лицензирования, декларирования и контроля задания на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;
2) утверждение приказом министра задания на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Результатом является утверждение министром задания на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и размещение его в Единой государственной информационной системе обеспечения контрольно-надзорной деятельности.
Должностными лицами, ответственными за выполнение процедуры, являются уполномоченные должностные лица Министерства в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий.
Процедура проводится в виде наблюдения за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в официальных печатных средствах массовой информации об их деятельности в соответствии с требованиями статьи 8.3 Федерального закона N 294-ФЗ без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
В ходе контрольных мероприятий используются сведения, размещенные в Едином государственном реестре недвижимости, ЕГРЮЛ, ЕГРИП, Единой государственной автоматизированной информационной системе, при наличии межведомственного взаимодействия с:
1) Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии - по вопросам действия договора аренды, окончания его срока действия, изменения ранее внесенных сведений об объекте недвижимости;
2) Федеральной налоговой службой - по вопросам внесения изменений в ЕГРЮЛ, ЕГРИП в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
3) Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка - по вопросам учета объема реализации алкогольной продукции;
4) Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - по вопросу наличия сведений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.
Срок выполнения процедуры устанавливается заданием на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Результатом процедуры является:
1) в случае выявления при проведении мероприятий по контролю нарушений обязательных требований, должностные лица Министерства принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме министру мотивированное представление по форме, утвержденной приказом министра, с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, указанной в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ;
2) в случае получения в ходе проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушения обязательных требований Министерством направляется юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии с частями 5 - 7 статьи 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ.
III. Вопросы правоприменительной практики соблюдения обязательных требований
1. Типичные нарушения обязательных требований, выявленные при осуществлении государственного контроля
Типичными нарушениями, выявленными в ходе проведения контрольных мероприятий, являются:
При проведении лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции:
оборот алкогольной продукции в нарушение требований статьи 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 864 "О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольную и спиртосодержащую продукцию", постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 872 "О справке, прилагаемой к таможенной декларации";
оборот алкогольной продукции в помещениях, не указанных в соответствующей лицензии;
нарушения порядка учета алкогольной продукции;
нарушения условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией);
искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании объема розничной продажи алкогольной продукции.
При проведении лицензионного контроля за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов:
отсутствие оборудования и технической документации, соответствующих установленным требованиям, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности в каждом из мест ее осуществления в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 N 1287 "О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов", постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 N 369 "Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения", постановление Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 N 370 "Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения".
2. Анализ наиболее часто совершаемых нарушений обязательных требований, выявленных в ходе проведения проверок и административных расследований
В 2020 году Министерством в ходе осуществления контрольно-надзорных полномочий были выявлены следующие наиболее часто совершаемые нарушения.
Нарушения, совершаемые организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания:
1) искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Основным видом указанного нарушений является указание в декларациях недостоверных сведений об объемах оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Порядком заполнения деклараций об объемах оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденным приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23.08.2012 N 231 (далее - Росалкогольрегулирование), предусмотрено, что декларации заполняются в соответствии с сопроводительными документами, удостоверяющими легальность их производства и оборота.
При этом в ходе контрольных мероприятий выявляются случаи расхождения сведений, отраженных в декларациях, с данными, содержащимися в сопроводительных документах, удостоверяющих легальность производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.
2) непредставление деклараций.
Основные виды указанного нарушения:
а) непредставление деклараций при наличии остатков продукции.
При представлении деклараций участникам алкогольного рынка следует учитывать, что обязанность представления деклараций поставлена в зависимость не только от фактического осуществления определенного вида деятельности, но и от наличия остатков продукции на конец предыдущего декларируемого отчетного периода.
б) отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи, действующей на момент представления деклараций.
В соответствии с пунктом 16 Правил декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
в) несвоевременное предоставление деклараций в Министерство.
Повторное в течение одного года сообщение недостоверных сведений в декларациях об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей или повторное в течение одного года несвоевременное представление указанных деклараций в лицензирующий орган, влечет аннулирование лицензий в судебном порядке (по заявлению, направленному Министерством в судебные органы), а также административную ответственность, предусмотренную статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
г) предоставление деклараций по месту осуществления деятельности организации.
Организации зачастую предоставляют декларации не по месту нахождения организации, а по месту осуществления деятельности, что противоречит требованиям пункта 19 Правил. Декларация по форме N 8 представляются в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту регистрации организации (индивидуального предпринимателя).
Представление деклараций об объемах оборота алкогольной продукции в другой субъект приравнивается к непредставлению такой декларации.
Меры, которые следует предпринять участникам алкогольного рынка, в целях недопущения искажения информации и (или) нарушения порядка и сроков при декларировании оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции:
представлять декларации по месту регистрации организации (индивидуального предпринимателя);
перед началом декларационного периода проверять сроки действия усиленной квалифицированной электронной подписи;
осуществлять контроль за корректным заполнением данных деклараций об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции;
усилить контроль за надлежащей загрузкой деклараций в Базу данных деклараций в "Личном кабинете" на сайте Росалкогольрегулирования (https://service.fsrar.ru/);
контролировать получение квитанции о приеме деклараций Министерством.
3) оборот алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьей 12 Федерального закона N 171-ФЗ либо с поддельными марками.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона N 171-ФЗ оборот алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьей 12 Федерального закона N 171-ФЗ, либо с маркировкой поддельными марками запрещен.
Согласно пункту 6 статьи 12 Федерального закона N 171-ФЗ за правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Совершение указанных нарушений влечет аннулирование лицензий в судебном порядке (по заявлению, направленному Министерством в судебные органы), а также административную ответственность, предусмотренную частью 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Мерой, которую необходимо предпринять в целях недопущения совершения данного правонарушения, является проведение каждым из участников алкогольного рынка на постоянной основе проверки подлинности федеральных специальных марок и акцизных марок визуально, а также с использованием функционала "Проверка марок" "Личного кабинета" на сайте Росалкогольрегулирования (service.fsrar.ru).
4) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и (или) оборота такой продукции, а также фальсификация их (в том числе путем дублирования).
В ходе мероприятий по контролю устанавливаются факты приобретения организациями алкогольной продукции одного и того же наименования с одной датой розлива. В пакетах товаросопроводительных документов присутствует один и тот же раздел А справки к товарно-транспортной накладной.
При проведении сравнения объемов партии алкогольной продукции, приобретенной проверяемой организацией оптовой торговли, устанавливается факт превышения указанных объемов над объемами производства данной партии алкогольной продукции, зафиксированной организацией-производителем в ЕГАИС, и отраженной в разделе А справки к товарно-транспортной накладной, выданной организацией-производителем первой организации-покупателю.
При этом статьей 26 Федерального закона N 171-ФЗ установлен запрет на оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, а также с фальсифицированными документами, удостоверяющими легальность производства и (или) оборота такой продукции, в том числе, изготовленными путем их дублирования.
Совершение указанных нарушений влечет приостановление действия лицензии по решению Министерства, а также административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В целях недопущения совершения данного нарушения, организациям следует использовать все доступные меры по проверке документов с использованием информационных ресурсов Росалкогольрегулирования, а именно:
осуществлять проверку номеров фиксации поставок, указанных в пункте 12 раздела А справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной, в "Личном кабинете" на сайте Росалкогольрегулирования (https://service.fsrar.ru/);
осуществлять сверку диапазонов номеров федеральных специальных марок, указанных в пункте 12 раздела А справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной с фактическими номерами марок, нанесенных на закупленную алкогольную продукцию;
проверять наличие лицензий у всех контрагентов, указанных в разделе Б справок, прилагаемых к товарно-транспортной накладной (в "Личном кабинете" на сайте Росалкогольрегулирования (https://service.fsrar.ru/) для организаций-участников рынка функционирует специализированный раздел "Контроль лицензий". В данном разделе Личного кабинета представители организаций могут осуществлять оперативное наблюдение за состоянием лицензий своих контрагентов;
осуществлять проверку дат розлива и дат поставок алкогольной продукции. Нарушения, совершаемые хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов:
отсутствие на каждом объекте по приему лома и отходов металлов в доступном для обозрения месте следующей информации:
наименование юридического лица, номер его телефона; данные о лице, ответственном за прием лома и отходов металлов; распорядок работы;
условия приема и цены на лом и отходы металлов;
перечень разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов, который утверждается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 N 369 "Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения" и пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 N 370 "Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения" юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие прием лома и отходов черных металлов, должны обеспечить наличие на каждом объекте по приему указанных лома и отходов в доступном для обозрения месте информации.
отсутствие оборудования и технической документации, соответствующих установленным требованиям, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности в каждом из мест ее осуществления.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 8(1) постановления Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 N 369 "Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения" юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы черных металлов, обязаны обеспечить наличие не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов черных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации:
пресса для пакетирования лома черных металлов (с усилием прессования не менее 2500 кН), либо пресс-ножниц (с усилием реза не менее 3000 кН), либо установки для дробления и сортировки легковесного лома (с мощностью привода не менее 495 кВт);
оборудования для сортировки или измельчения стружки.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 9 (1) постановление Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 N 370 "Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения" юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы цветных металлов, обязаны обеспечить наличие не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов цветных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации:
оборудования для определения химического состава лома и отходов цветных металлов;
пресса для пакетирования лома и отходов цветных металлов.
В целях недопущения указанных нарушений хозяйствующим субъектам необходимо усилить контроль за наличием информации, необходимого оборудования и технической документации в каждом из мест осуществления деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов.
3. Анализ наиболее часто совершаемых соискателями лицензий (лицензиатами), представивших заявления о выдаче (продлении срока действия, переоформлении) лицензии, нарушений, выявленных Министерством при осуществлении лицензионного контроля
Административным регламентом по предоставлению государственной услуги "Выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции на территории Московской области", распоряжением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 28.12.2020 N 20РВ-422 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги "Выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции на территории Московской области" (далее - Административный регламент) установлены сроки и последовательность административных процедур и административных действий, порядок взаимодействия между структурными подразделениями и должностными лицами, порядок взаимодействия с организациями, органами государственной власти при предоставлении государственной услуги по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции, в том числе формы заявлений, представляемые организациями при получении государственной услуги.
В соответствии с пунктом 17 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ срок действия лицензии продлевается по просьбе лицензиата в порядке, установленном для выдачи лицензии. При этом организация должна соответствовать лицензионным требованиям, установленным статьями 11, 19 Федерального закона N 171-ФЗ.
Министерством направляются запросы по системе межведомственного электронного взаимодействия в Федеральную налоговую службу, в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральное казначейство,
Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
При подаче заявлений (выдача, переоформление, продление лицензии) в Министерство наиболее часто встречаются следующие нарушения:
нахождение объекта лицензирования в зоне запретов и ограничений; объект, в котором планируется осуществлять деятельность, не является стационарным;
объект, в котором планируется осуществлять деятельность, не находится у лицензиата в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более;
искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции;
наличие у заявителя на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии неуплаченного в установленный срок административного штрафа, назначенного за правонарушения, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за совершенные в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
наличие у заявителя на первое число месяца и не погашенной на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
в нарушение требований Приказ Минфина России от 14.08.2018 N 172н "О форме лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в представленных документах не указана информация о месте нахождения обособленного подразделения по структуре адреса, в соответствии с Федеральной информационной адресной системой, Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 N 1221 "Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов".
В целях предотвращения указанных правонарушений соискателям лицензий необходимо:
регулярно проводить мониторинг законодательства Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей продукции и вступающих в силу соответствующих изменений; повышать квалификацию персонала.
4. Предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации на основе анализа правоприменительной практики контрольной деятельности
В целях совершенствования государственного регулирования в сфере лицензирования розничной продажи алкогольной продукции предлагаем:
1. Установить требования к стационарным торговым объектам и складским помещениям, которые должна иметь организация для осуществления розничной продажи алкогольной продукции;
2. Установить, что решение о выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или об отказе в ее выдаче принимается в течение 30 дней со дня регистрации заявления в лицензирующем органе;
3. Установить запрет выдачи организации новой лицензии в течение одного года после вступления в силу решения об аннулировании ранее выданной лицензии;
4. Размер государственной пошлины за выдачу и переоформление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции установить в зависимости от количества заявленных объектов.
В целях совершенствования государственного регулирования в сфере лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов предлагаем:
1. Конкретизировать нормы пункта 5 Положения о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома чёрных металлов, цветных металлов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 N 1287, а именно: установить требования, которым должны соответствовать земельные участки (в части назначения и разрешённого использования), здания, строения, сооружения, помещения, технические средства, оборудование и техническая документация, необходимые для осуществления лицензируемой деятельности, разработать обязательные для применения типовые стандарты;
2. Дополнить Положение о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома чёрных металлов, цветных металлов, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 N 1287, пунктом 7 о необходимости дополнительного представления в лицензирующий орган утвержденного соискателем (лицензиатом) описания технологии заготовки, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов;
3. Дополнить статьи 13, 15, 18, 21 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в части указания в реестре лицензий адреса электронной почты лицензиата, по которому лицензирующий орган осуществляет переписку, направление решений, извещений, уведомлений с использованием электронной подписи. Указанный реквизит сделать обязательным;
4. В состав лицензируемого вида деятельности включить новые виды работ - заготовка, хранение и реализация лома чёрных металлов, при этом определить минимальный перечень оборудования;
5. Значительно повысить штрафные санкции, предусмотренные частями 1, 3 и 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
6. Рассмотреть вопрос о разработке и внедрении Единой государственной автоматизированной системы по учёту объемов заготовки и реализации лома чёрных и цветных металлов;
7. Ввести Единый государственный реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий.
5. Профилактические мероприятия, направленные на предупреждение нарушения обязательных требований
В соответствии со статьей 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.
В целях профилактики нарушений обязательных требований Министерство:
размещает на официальном сайте Министерства в информационно-коммуникационной сети Интернет для каждого вида государственного контроля (надзора) перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;
осуществляет информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проводит еженедельные вебинары по вопросам связанным с оборотом алкогольной продукции. Размещает информацию в личных кабинетах хозяйствующих субъектов на сайте FSRAR.ru. В случае изменения обязательных требований, Министерство подготавливает и распространяет комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований;
обеспечивает регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления в соответствующей сфере деятельности государственного контроля (надзора) и размещение на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений;
выдает предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, в соответствии с частями 5 - 7 статьи 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министра сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 26 февраля 2021 г. N 19П-29 "Об утверждении Обзора правоприменительной практики при осуществлении лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции и лицензионного контроля за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области за 2020 год"
Текст приказа опубликован на сайте Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области (http://msh.mosreg.ru) 5 марта 2021 г.