Межгосударственный авиационный комитет
Авиационные правила
Часть ОЛС
"Нормы летной годности очень легких самолетов"
1-е издание, 2006 г.
Введение
Настоящее издание является Частью ОЛС Авиационных правил "Нормы летной годности очень легких самолетов" (АП-ОЛС).
Настоящие Авиационные правила Часть ОЛС Авиационных правил "Нормы летной годности очень легких самолетов" утверждены Постановлением ___-й сессии Совета по авиации и использованию воздушного пространства ___________года.
Перечень введенных изменений приведен в Листах учета изменений. Индексация изменения содержит: номер поправки, индекс И, номер изменения данного параграфа и через тире - номер параграфа. Также указывается, к какому пункту параграфа относится изменение и характер изменения (введен, изъят, изменен).
Структурно издание АП-ОЛС состоит из разделов А, В, С, D, Е, F, G и Приложений А, В, С, F, Н.
Разделы А, В, С, D, Е, F, G и Приложения А, В, С, F, Н по содержанию и нумерации параграфов гармонизированы с соответствующими параграфами Норм летной годности Европы CS VLA.
В настоящем издании, при введении дополнительных по отношению к CS VLA параграфов, в их обозначение после цифровой группы дополнительно вводится заглавная буква латинского алфавита (А, В, С...), а дополнительные пункты в параграфах обозначаются строчными буквами латинского алфавита со звездочкой (a*, b*, c*...).
Принятые сокращения и обозначения
Содержание РЛЭ
РАЗДЕЛЫ |
Стр. |
|
1. |
Общие положения (раздел, не требующий одобрения) |
|
2. |
Ограничения (раздел, требующий одобрения) |
|
3. |
Аварийные ситуации (раздел, требующий одобрения) |
|
4. |
Нормальная эксплуатация (раздел, не требующий одобрения) |
|
5. |
Летные характеристики (раздел, частично требующий одобрения) |
|
6. |
Вес и центровка, перечень установленного оборудования (раздел, не требующий одобрения) |
|
7. |
Описание самолета и его систем (раздел, не требующий одобрения) |
|
8. |
Хранение самолета, обслуживание и техническое эксплуатация. |
|
9. |
Приложения |
|
Раздел 1 - Общие положения
1.1. Введение
1.2. Сертификационный базис
1.3. Предупреждения, внимание, примечания
1.4. Описательная информация
1.5. Чертеж самолета в трех проекциях
1.1. Введение
Руководство по летной эксплуатации предназначено для пилотов и инструкторов и содержит данные, необходимые для безопасной и эффективной эксплуатации данного самолета. Руководство включает в себя материалы, призванные ознакомить пилота с положениями АП-ОЛС. Оно также содержит дополнительные данные, предложенные Разработчиком.
1.2. Сертификационный базис
Данный тип самолета одобрен (название Компетентного органа, отвечающего за летную годность) в соответствии с АП-ОЛС, включая изменения... и на него выдан Сертификат типа N... от... (указывается дата выдачи Сертификата). Категория летной годности - нормальная. Сертификационный базис по уровню шума:...
1.3. Предупреждения, внимание и примечания
Для выделения в тексте Руководства по летной эксплуатации отдельных указаний или рекомендаций могут быть использованы формы "Предупреждение", "Внимание" и "Примечание", имеющие следующее истолкование:
"Предупреждение" - гласит, что несоблюдение соответствующих процедур приводит к немедленному или значительному снижению безопасности полета.
"Внимание" - информирует о том, что несоблюдение соответствующих процедур приводит к незначительному или более или менее продолжительному снижению безопасности полета.
"Примечание" - привлекает внимание к любому явлению, непосредственно не связанному с безопасностью, но важному или необычному.
1.4. Описательная информация
Вид ОЛС
Характеристика компоновки самолета
Двигатель и воздушный винт
Размах, длина, высота, средняя аэродинамическая хорда, площадь крыла, нагрузка на крыло
1.5. Чертеж самолета в трех проекциях
Раздел 2 - Ограничения
2.1. Введение
2.2. Воздушная скорость
2.3. Разметка указателя воздушной скорости
2.4. Силовая установка
2.5. Разметка приборов контроля силовой установки
2.6. Разметка прочих приборов и указателей
2.7. Вес
2.8. Центр тяжести
2.9. Разрешенные маневры
2.10. Эксплуатационные маневренные перегрузки
2.11. Летный экипаж
2.12. Виды эксплуатации
2.13. Топливо
2.14. Максимальное количество пассажирских мест
2.15. Другие ограничения
2.16. Трафареты с информацией об ограничениях
2.1. Введение
Раздел 2 включает в себя летные ограничения, разметку шкал указателей приборов и основные трафареты, необходимые для безопасной эксплуатации самолета, его двигателя, стандартных систем и оборудования. Ограничения, включенные в этот раздел и в раздел 9, одобрены Авиарегистром МАК.
2.2. Воздушная скорость
Ограничения воздушной скорости и пояснения о смысле этих ограничений применительно к эксплуатации приведены ниже (IAS - приборная скорость)
|
Скорость |
Приборная (IAS) |
Примечания |
|
Максимальная эксплуатационная скорость полета |
|
Не превышайте эту скорость при эксплуатации |
|
Максимальная крейсерская скорость по условиям прочности |
|
Не превышайте эту скорость, за исключением случаев полета в спокойной атмосфере, при этом соблюдайте правила предосторожности |
|
Максимальная маневренная скорость |
|
При скоростях, превышающих эту, не отклоняйте полностью или резко органы управления, т.к. в определенных случаях может быть превышена максимальная эксплуатационная перегрузка |
|
Максимальная скорость полета с отклоненными закрылками (в случае необходимости - для различных значений угла отклонения закрылков) |
|
Не превышайте эту скорость при отклонении закрылков |
|
Максимальная скорость уборки-выпуска шасси |
|
Не выпускайте и не убирайте шасси на скорости, превышающей эту |
|
Максимальная скорость полета с выпущенным шасси |
|
Не превышайте эту скорость при полете с выпущенным шасси |
2.3. Разметка указателя воздушной скорости
Способы разметки указателя воздушной скорости и смысл используемых цветов приведены ниже.
Разметка |
Величина или диапазон приборной скорости (IAS) |
Значение |
Белая дуга |
|
Эксплуатационный диапазон скоростей. Нижний предел 1,1 |
Зеленая дуга |
|
Нормальный эксплуатационный диапазон скоростей. Нижний предел 1,1 |
Желтая дуга |
|
Маневры должны выполняться с предосторожностью и только в спокойной атмосфере |
Красная линия |
|
Максимальная эксплуатационная скорость для всех режимов полета |
2.4. Силовая установка
Изготовитель двигателя
Модель двигателя;
Максимальная мощность:
- взлетная;
- продолжительная
Максимальная частота вращения двигателя:
- на взлетном режиме, об/мин;
- при максимальной продолжительной мощности, об/мин
Максимальная температура головок цилиндров
Максимальная температура масла
Давление масла:
- минимальное;
- максимальное
Давление топлива:
- минимальное;
- максимальное
Сорт топлива (технические условия)
Сорт масла (технические условия)
Изготовитель воздушного винта
Тип воздушного винта
Диаметр воздушного винта:
- минимальный;
- максимальный
Угол установки лопастей воздушного винта (на относительном радиусе 75%):
- минимальный;
- максимальный
Ограничение частоты вращения воздушного винта (если имеется)
2.5. Разметка приборов контроля силовой установки
Разметка приборов контроля силовой установки и смысл использованных цветов приведены ниже.
Прибор, измеряемый параметр |
Красная линия - нижний предел |
Зеленая дуга нормальная эксплуатация |
Желтая дуга - предостережение |
Красная линия - верхний предел |
Тахометр |
|
(интервал) |
(интервал) |
|
Температура масла |
|
|
|
|
Температура головки цилиндра |
|
|
|
|
Давление топлива |
|
|
|
|
Давление масла |
|
|
|
|
Топливомер |
Невырабатываемый остаток топлива |
|
|
|
2.6. Разметка прочих приборов и указателей
Должны быть предусмотрены соответствующие ограничения и маркировка измерительных приборов.
2.7. Вес
Максимальный взлетный вес
Максимальный посадочный вес
Максимальный вес без топлива
Максимальный вес груза, перевозимого в багажном отсеке
2.8. Центр тяжести
Диапазон центровок (при изменении полетного веса от минимального до максимального взлетного веса).
2.9. Разрешенные маневры
Самолет сертифицирован в нормальной категории.
Разрешенные маневры должны быть перечислены ниже с указанием соответствующих скоростей ввода.
2.10. Эксплуатационные маневренные перегрузки
Должны быть приведены максимальные положительные и отрицательные перегрузки, допустимые в разных условиях.
2.11. Летный экипаж
Должен быть указан минимальный состав экипажа.
2.12. Виды эксплуатации
Должны быть перечислены разрешенные виды применения самолета в соответствии с ОЛС.1525 и минимальный набор оборудования, требуемого для каждого вида применения.
2.13. Топливо
Емкость баков
Общий запас топлива
Расходуемый запас топлива
Невырабатываемый остаток топлива
Рекомендуемый сорт топлива
Особые правила обращения с топливом
Особые правила смешения топлива и масла в случае двухтактного двигателя
2.14. Максимальное количество пассажирских мест
Должны быть указаны любые ограничения числа или веса пассажиров.
2.15. Другие ограничения
Указываются любые потребные ограничения, не оговоренные в разделе 2.
2.16. Трафареты с информацией об ограничениях
Должны быть представлены трафареты с информацией об эксплуатационных ограничениях, предусмотренные ОЛС.1559.
Примечание. Другие трафареты должны быть приведены в инструкции по технической эксплуатации.
Раздел 3 - Аварийные ситуации
3.1. Введение
3.2. Отказ двигателя (обледенение карбюратора)
3.3. Запуск двигателя в воздухе
3.4. Выделение дыма и возникновение огня
3.5. Снижение на режиме планирования при отказе двигателя
3.6. Аварийные посадки
3.7. Вывод из непреднамеренного штопора
3.8. Другие аварийные ситуации
3.1. Введение
Раздел 3 содержит рекомендации по пилотированию самолета при аварийных ситуациях, которые могут возникнуть в полете.
3.2. Отказ двигателя
Должны быть представлены рекомендации при отказе двигателя на всех этапах полета.
3.3. Запуск двигателя в воздухе
Должны быть представлены рекомендации по запуску двигателя в полете и, если двигатель не запускается, последующие действия экипажа. Должны быть приведены данные о диапазоне высот и интервале скоростей полета при запуске.
3.4. Выделение дыма и возникновение огня
Должны быть представлены рекомендации, которыми необходимо руководствоваться экипажу при появлении дыма или пламени в кабине или в двигательном отсеке на всех этапах полета.
3.5. Снижение на режиме планирования при отказе двигателя
Должны быть представлены рекомендации и необходимая информация, касающиеся снижения на режиме планирования при отказе двигателя, включая:
- рекомендуемую воздушную скорость;
- рекомендуемую конфигурацию;
- расстояние, которое самолет может преодолеть при планировании с заданной высоты, или аэродинамическое качество самолета на режиме планирования.
3.6. Аварийные посадки
Должны быть представлены рекомендации при аварийных посадках для следующих случаев:
(a) Вынужденная посадка.
(b) Посадка со спущенной шиной.
(c) Посадка с неисправной системой уборки-выпуска шасси.
(d) Посадка с убранным шасси и с работающим двигателем,
(e) Посадка с убранным шасси и с неработающим двигателем.
(f) Заход на посадку и посадка с убранными закрылками, если посадка без закрылков требует специальных приемов пилотирования.
3.7. Вывод из непреднамеренного штопора
Должна быть описана последовательность действий по выводу из непреднамеренного штопора, если самолет по результатам испытаний не классифицируется как "не входящий в штопор". Раздел должен содержать описание способов предотвращения ввода в штопор с предупреждением о том, что для данного самолета штопор не разрешен.
3.8. Другие аварийные ситуации
Должны быть приведены рекомендации по выполнению полета при возникновении прочих аварийных ситуаций (которые должны быть определены при анализе отказных ситуаций и проверенных в летных испытаниях) и другая информация, необходимая для безопасной эксплуатации самолета в аварийных ситуациях, обусловленных особенностями конструкции данного самолета, его эксплуатационными или пилотажными характеристиками.
Раздел 4 - Нормальная эксплуатация
4.1. Введение
4.2. Сборка и разборка самолета (если предусмотрено)
4.3. Ежедневный осмотр
4.4. Предполетный осмотр
4.5. Нормальные процедуры и порядок проверок
4.1. Введение
Раздел 4 должен содержать порядок проверки и перечень полного объема операций по содержанию самолета в эксплуатационном состоянии. В разделе 9 также приведены сведения о процедурах нормальной эксплуатации систем, которые устанавливаются на самолете по желанию Заказчика.
4.2 - 4.4. Описание операций по сборке и контролю состояния самолета
4.5. Нормальные процедуры и порядок проверок
Этот подраздел должен содержать рекомендуемые операции для следующих этапов, которые необходимо выполнить после окончания предполетного осмотра, изложенного в подразд. 4.4:
(a) Перед запуском двигателя.
(b) Использование аэродромных источников энергии.
(c) Запуск двигателя.
(d) Перед рулением.
(e) Руление.
(f) Предварительный старт.
(g) Взлет.
(h) Набор.
(i) Крейсерский полет.
(j) Снижение.
(к) Контроль перед посадкой.
(l) Уход на второй круг.
(m) После посадки.
(n) Остановка двигателя.
(о) Послеполетная подготовка.
Если дождь оказывает заметное влияние на характеристики взлета, полета и посадки, это должно быть отражено в данном разделе.
Раздел 5 - Летные характеристики
5.1. Введение
5.2. Одобренные данные
5.2.1. Градуировка указателя воздушной скорости
5.2.2. Скорости сваливания
5.2.3. Взлетные характеристики
5.2.4. Посадочные дистанции
5.2.5. Характеристики набора высоты
5.3. Дополнительная информация
5.3.1. Крейсерский полет
5.3.2. Продолжительность полета
5.3.3. Набор высоты при уходе на второй круг
5.3.4. Влияние на взлетную дистанцию состояния ВПП
5.3.5. Влияние на летные характеристики
5.3.6. Влияние бокового ветра
5.3.7. Сведения о шуме
5.1. Введение
В разделе 5 должна быть представлена информация о порядке градуировки системы измерения воздушной скорости, утвержденные сведения о скоростях сваливания и взлетно-посадочных данных, а также другая дополнительная информация.
5.2. Одобренные данные
5.2.1. Градуировка указателя воздушной скорости
Должны быть представлены зависимости индикаторной воздушной скорости (CAS) от приборной скорости (IAS) в предположении, что приборная погрешность равна нулю. Должны быть представлены сведения о скоростях полета при всех возможных углах отклонения закрылков. Эти сведения должны охватывать весь диапазон эксплуатационных скоростей.
5.2.2. Скорости сваливания
Должны быть представлены скорости сваливания в виде зависимостей приборной скорости и индикаторной воздушной скорости от угла отклонения закрылков и углов крена при максимальном полетном весе в полете с двигателем, работающим на режиме малого газа.
Если при выходе из сваливания наблюдается потеря высоты более 30 м и отрицательный угол тангажа превосходит по величине 30°, это должно быть указано в данном разделе.
5.2.3. Взлетные характеристики
Дистанция разбега и взлетная дистанция должны быть представлены в виде зависимости от температуры воздуха, высоты места взлета и скорости ветра. Установленные скорости при взлете, необходимые для достижения этих дистанций, должны быть указаны в виде приборных скоростей (IAS). Информация раздела должна базироваться на результатах летных испытаний и расчетных данных.
5.2.4. Влияние на взлетную дистанцию состояния ВПП
Следует представить данные о влиянии на характеристики взлета, состояние места взлета (взлет с сухой полосы, покрытой коротко подстриженной травой, взлет с полосы, покрытой осадками и т.д.).
5.2.5. Характеристики набора высоты
Характеристики набора высоты должны быть представлены в виде зависимости скороподъемности от температуры наружного воздуха и высоты при максимальном взлетном весе и на режиме максимальной продолжительной мощности двигателя.
Набор должен выполняться либо на скорости наивыгоднейшего набора высоты, либо на близкой к ней скорости; при этом скорости должны быть заданы в виде приборных скоростей.
5.3. Дополнительная информация
В настоящем разделе следует представить пример расчета полета, а именно:
- определение дистанции разбега и взлетной дистанции исходя из конкретных условий взлета;
- определение характеристик набора высоты (расход топлива, время набора высоты, расстояние, пройденное в процессе набора высоты);
- определение характеристик крейсерского полета (расход топлива, продолжительность крейсерского полета, расстояние, пройденное в крейсерском полете);
- определение характеристик снижения (расход топлива, продолжительность снижения, расстояние, пройденное при снижении);
- определение дистанции пробега и посадочной дистанции исходя из конкретных условий посадки.
При расчете полета следует учитывать и другие данные, влияющие на изменение указанных характеристик.
5.3.1. Крейсерский полет
Следует представить данные о зависимости режима работы двигателя и значения истинной воздушной скорости (TAS) от высоты и температуры.
5.3.2. Продолжительность полета
Следует представить данные о продолжительности полета самолета на разных высотах при различных режимах работы двигателя.
5.3.3. Набор высоты при уходе на второй круг
Следует представить данные о зависимости скороподъемности от температуры наружного воздуха и высоты места посадки при максимальном посадочном весе и взлетной тяге двигателя при полностью выпущенных закрылках и убранном шасси (если оно убирается).
5.3.4. Посадочные дистанции
Длина пробега и посадочная дистанция с начальной высоты должны быть представлены в виде зависимости от температуры, высоты аэродрома, скорости ветра при посадке. Установленные скорости, необходимые для достижения этих дистанций, должны быть указаны в виде приборных скоростей (IAS). Информация раздела должна базироваться на результатах летных испытаний
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Авиационные правила МАК. Часть ОЛС. Нормы летной годности очень легких самолетов (АП-ОЛС) 2006 г. (1-е издание)
Текст правил опубликован не был