В соответствии с частью 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", пунктом 33 Общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680, и в целях эффективного исполнения Плана мероприятий ("дорожной карты") по внедрению в 2021 году в Министерстве образования Московской области целевой модели осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования приказываю:
1. Утвердить Обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в Министерстве образования Московской области за 2020 год.
2. Начальнику Управления государственного контроля (надзора) в сфере образования Гребцовой А.В. обеспечить размещение на официальном сайте Министерства образования Московской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в Министерстве образования Московской области за 2020 год.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Первый заместитель министра образования |
Е.А. Михайлова |
Утверждены
приказом первого заместителя министра
образования Московской области
от 09.06.2021 N ПР-560
Обобщение и анализ
правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в Министерстве образования Московской области за 2020 год
Обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в Министерстве образования Московской области (далее - Министерство образования) за 2020 год подготовлены во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ) и на основании постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами", а также с учетом Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренных на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.09.2016 N 7.
I. Правоприменительная практика организации и проведения мероприятий по контролю (надзору) в установленной сфере деятельности
В целях обеспечения единства практики применения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, иных нормативных документов, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации, доступности сведений о правоприменительной практике Министерства образования, снижения количества нарушений обязательных требований, повышения уровня защищенности охраняемых законодательством Российской Федерации общественных отношений в сфере образования за счет обеспечения информированности о практике применения и соблюдения обязательных требований Министерством образования проведен анализ правоприменительной практики при осуществлении им контрольно-надзорной деятельности.
В рамках контрольно-надзорной деятельности Министерство образования осуществляет следующий вид государственного контроля (надзора):
государственный контроль (надзор) в сфере образования, который включает в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования (статья 93 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании Федерации") (далее - Закон об образовании).
Осуществление Министерством образования вышеуказанного вида государственного контроля (надзора) предусмотрено в отношении таких видов подконтрольных субъектов, как:
организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Московской области (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Закона об образовании) (далее - образовательные организации);
органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования на соответствующей территории (далее - органы местного самоуправления).
Всего за 2020 год в отношении образовательных организаций и органов местного самоуправления осуществлено 344 контрольно-надзорных мероприятия (228 - в соответствии с Планом проведения плановых проверок юридических и индивидуальных предпринимателей на 2020 год, 20 - в соответствии с Планом проведения плановых проверок органов местного самоуправления на 2020 год и 96 - внеплановых проверок).
Выполнение плана - 100% (в 2019 - 100%)
При осуществлении Министерством образования федерального государственного надзора в сфере образования, федерального государственного контроля качества образования применяется единый механизм организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Организация и проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей включает в себя такие процедуры, как:
составление ежегодного плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
использование оснований для проведения внеплановых проверок;
разработка и издание распорядительных актов Министерства образования о проведении проверки, их содержание;
выбор формы проведения проверки;
исчисление и соблюдение сроков проведения проверки;
соблюдение прав юридических лиц при организации и проведении проверки;
оформление результатов проверки;
работа с обращениями физических и юридических лиц, содержащими сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда общественным отношениям в сфере образования.
Ежегодный план проведения Министерством образования плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры.
Органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных замечаний и о проведении при возможности в отношении отдельных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей совместных плановых проверок.
Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля рассматривают предложения органов прокуратуры и по итогам их рассмотрения направляют в органы прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденные ежегодные планы проведения плановых проверок.
План проведения Министерством образования Московской области плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год утвержден приказом Министерства образования Московской области от 24.10.2019 N 2693 (с изменениями от 13.01.2020 N 2, от 29.01.2020 N 114).
Основания для проведения внеплановых проверок, согласование проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры в установленных законодательством Российской Федерации случаях
Организация и проведение внеплановых проверок регламентируется статьей 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ. Согласно части 4 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 указанного Федерального закона.
Основания для проведения внеплановой проверки предусмотрены частью 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
Так, в 2020 году Министерством образования проведены внеплановые проверки по следующим основаниям:
пункт 1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ: 95 контрольно-надзорных мероприятий в связи с истечением срока исполнения образовательной организацией ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
пункт 2 (в) части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ: 1 контрольно-надзорное мероприятие в связи с нарушением прав потребителей.
Согласно части 5 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ согласование внеплановых выездных проверок юридических лиц по указанным выше основаниям с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц не требуется.
Разработка и издание распорядительных актов Министерства образования о проведении проверки и их содержание
На основании части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ приказы Министерства образования о проведении проверок разрабатываются и издаются в соответствии с типовой формой распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 (далее Типовая форма). В приказах Министерства образования о проведении проверок указываются сведения, предусмотренные частью 2 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ и Типовой формой.
Формы проведения проверок (документарная (или) выездная проверка)
Установление формы проведения проверок регламентировано Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
В соответствии с частью 11 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ плановая проверка проводится форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
Формы проведения внеплановой проверки (документарная (или) выездная) установлены частью 4 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
Выбор формы проведения проверок (документарной, выездной) осуществляется исходя из предмета и цели проверки.
При выборе Министерством образования формы проверки принимаются во внимание результаты ранее проводившихся проверок (при наличии), а также информация и документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации размещаются на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Исчисление и соблюдение сроков проведения проверок
Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ предусмотрено, что срок проведения каждой документарной или выездной проверки не превышает двадцати рабочих дней.
В большинстве случаев срок проведения Министерством образования документарной проверки составляет 8 дней, выездной проверки также 8 дней.
Сроки проведения проверок в отношении одного субъекта малого предпринимательства установлены частью 2 статьи 13 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ. Общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесити часов для малого предприятия и пятнадцати часов для микропредприятия в год.
В отчетном периоде проверки в отношении юридических лиц, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства, Министерством образования не проводились.
Соблюдение прав подконтрольных субъектов при организации и проведении проверок
Руководствуясь статьей 18 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, должностные лица Министерства образования, осуществляющие контрольно-надзорные мероприятия, соблюдают законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, в отношении которого проводится проверка.
При проведении Министерством образования проверок соблюдались права руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя образовательной организации, установленные статьей 21 Федерального закона N 294-ФЗ, а именно:
непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
получать от должностных лиц Министерства образования информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ;
знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении, согласии/несогласии и результатами проверки, также с отдельными действиями должностных лиц Министерства образования;
обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Министерства образования, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
привлекать уполномоченного по защите прав предпринимателей в Московской области к участию в проверке.
Оформление результатов проверки
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ по результатам проверок должностными лицами, проводящими проверку, в двух экземплярах составляется акт по форме, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141.
Содержание акта проверки, включая приложение к нему, его оформление, вручение осуществляются в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
В акте проверки указываются следующие сведения:
1) дата, время и место составления акта проверки;
2) наименование органа, исполняющего государственную функцию;
3) дата и номер приказа Министерства образования;
4) фамилии, имена, отчества (последнее - при наличии) и должности должностных лиц Министерства образования, уполномоченных на проведение проверки и привлеченных к проведению проверки экспертов;
5) наименование образовательной организации, в отношении которой проведена проверка, фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) и должность уполномоченного представителя такой организации;
6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований, об установлении факта исполнения или неисполнения предписания, а также о лицах, допустивших нарушение;
8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки уполномоченного представителя образовательной организации, о наличии его подписи или об отказе от совершения подписи (в случае, если составление акта проверки осуществляется непосредственно в образовательной организации);
9) сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у образовательной организации указанного журнала;
10) подписи должностных лиц Министерства образования, уполномоченных на проведение проверки.
При устранении выявленного нарушения в период проведения проверки в акт проверки вносится соответствующая запись об устранении выявленного нарушения в присутствии проверяющего.
Если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием руководителя или иного должностного лица образовательной организации, либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности образовательной организации, либо в связи с иными действиями (бездействием) руководителя или иного должностного лица образовательной организации, повлекшими невозможность проведения проверки, составляется соответствующий акт.
К акту проверки прилагаются: экспертные заключения, подготовленные экспертами, привлеченными к проведению проверки, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников образовательных организаций, предписания (повторные предписания) об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
В журнале учета проверок должностным лицом Министерства образования, уполномоченным на проведение проверки, осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц Министерства образования, уполномоченных на проведение проверки, его или их подписи.
При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.
В случаях и в порядке, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении организации и (или) должностных лиц образовательной организации уполномоченными должностными лицами Министерства образования возбуждались дела об административном правонарушении. Всего в 2020 году по результатам проведенных проверок возбуждено 30 дел об административных правонарушениях.
При проведении выездной проверки в случае отсутствия уполномоченного представителя образовательной организации, а также в случае его отказа дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле соответствующего структурного подразделения Министерства образования.
При проведении документарной проверки первый экземпляр акта проверки должностным лицом Министерства образования, уполномоченным на проведение проверки, представлялся в Министерство образования, а второй экземпляр акта проверки направлялся в образовательную организацию заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщалось к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле Министерства образования, или передавалось под расписку уполномоченному представителю образовательной организации.
Уполномоченными должностными лицами Министерства образования в соответствии с Правилами формирования и ведения государственной информационной системы государственного надзора в сфере образования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2013 N 719, и Правилами формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 N 415, информация о проведении проверок, их результатах, а также принятых мерах вносилась в государственную информационную систему государственного надзора в сфере образования и единый реестр проверок.
Меры, принимаемые Министерством образования по результатам проверок в отношении подконтрольных субъектов
По результатам проведенных проверок выявлялись нарушения требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере образования, послужившие основанием для возбуждения в отношении юридических и должностных лиц дел об административных правонарушениях, выдачи образовательным организациям предписаний об устранении выявленных нарушений, принятия иных мер административного воздействия.
В 2020 году по результатам проведенных проверок возбуждено 30 дел об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения в судебных инстанциях привлечено к административной ответственности 15 юридических лиц, 13 физических лиц.
Общая сумма наложенных административных штрафов - 910,0 тыс. рублей.
По результатам проведенных мероприятий по контролю в 2020 году образовательным организациям выдано 156 обязательных для исполнения предписаний, в том числе:
дошкольные образовательные организации - 55;
общеобразовательные организации - 59;
профессиональные образовательные организации - 7;
организации дополнительного образования - 10;
организации дополнительного профессионального образования - 3;
организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, - 2;
иные юридические лица, осуществляющие обучение, - 2;
органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, - 18.
II. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований
Перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Министерством образования федерального государственного надзора в сфере образования, федерального государственного контроля качества образования
В соответствии с пунктом 30 Плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016-2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.04.2016 N 559-р, и на основании Методических рекомендаций по составлению перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора), утвержденных протоколом заседания подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 18.08.2016, Министерством образования были разработаны и утверждены приказом Министерства образования от 21.07.2017 N 2142 перечни актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Министерством образования в установленной сфере деятельности.
По результатам проведенной работы по оценке актуальности и полноты перечня и текстов правовых актов, содержащих обязательные требования, и размещенных на официальном сайте Министерства образования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - официальный сайт Министерства образования), а также анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства образования, проведенного в том числе и в целях выявления и устранения устаревших, дублирующих и избыточных контрольно-надзорных функций, приказом Министерства образования от 29.12.2018 N 3391 были утверждены перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельных видов государственного контроля (надзора) Министерством образования (далее соответственно - перечни актов, обязательные требования).
Распоряжением Министерства образования Московской области от 13.11.2020 N Р-720 утверждены Перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом государственного контроля (надзора) в сфере образования и лицензионного контроля за образовательной деятельностью.
В рамках проводимой Министерством образования работы по оценке актуальности и полноты перечня актов, а также в связи с изданием и вступлением в силу нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере образования, в том числе нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, Министерством образования на постоянной основе осуществляется мониторинг обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, применяемых при осуществлении Министерством образования мероприятий по контролю и надзору, и актуализация указанных перечней актов.
Типовые нарушения обязательных требований
В рамках федерального государственного надзора в сфере образования в 2020 году к наиболее часто встречающимся нарушениям требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере образования, относились следующие.
В ходе проверок в 2020 году выявлено всего 854 нарушения законодательства в сфере образования. Наиболее часто встречающиеся нарушения:
разработка, принятие и содержание локальных нормативных актов - 275;
прием обучающихся в образовательную организацию - 197;
нарушения требований к ведению сайта - 90;
нарушения при осуществлении обучения за счет средств физических лиц - 63;
нарушение прав обучающихся и родителей в части ознакомления с документами - 52;
несоответствие содержания уставов законодательству Российской Федерации об образовании - 35;
нарушения требований при проведении аттестации педагогических кадров от 01.04.2016 N 559-р - 33;
разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития - 20.
Нарушения, выявленные в 2020 году:
Несоответствие содержания уставов законодательству Российской Федерации об образовании - 35 (в 2019 году - 76, 2018 - 138).
Нарушение обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования, предусмотренные статьей 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об образовании) - 522, из них:
нарушение п. 1 ч. 3 ст. 28 - разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов - 275 (в 2019 году - 416, 2018 - 415);
нарушение п. 3 ч. 3 ст. 28 - предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования - 1 (в 2019 году - 1, 2018 - 0);
нарушение п. 4 ч. 3 ст. 28 - установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации - 0 (в 2019 году - 0, 2018 - 4);
нарушение п. 5 ч. 3 ст. 28 - прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, распределение должностных обязанностей - 0 (в 2019 году - 2, 2018 - 38);
нарушение п. 5 ч. 3 ст. 28 - отсутствие справок об отсутствии судимости - 3 (в 2019 году - 58);
нарушение п. 6 ч. 3 ст. 28 - разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации - 2 (в 2019 году - 13, 2018 - 6);
нарушение п. 7 ч. 3 ст. 28 - разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации - 20 (в 2019 году - 63, 2018 - 100);
нарушение п. 8 ч. 3 ст. 28 порядка приема обучающихся в образовательную организацию - 197 (в 2019 году - 369, 2018 - 180);
нарушение порядка перевода обучающихся в другую образовательную организацию - 8 (в 2019 году - 0);
нарушение п. 9 ч. 3 ст. 28 - определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников - 1 (в 2019 году - 3, 2018 - 100);
нарушение п. 10 ч. 3 ст. 28 - осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения - 0 (в 2019 году - 17, 2018 - 56);
нарушение п. 11 ч. 3 ст. 28 - индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях - 0 (в 2019 году - 2, 2018 - 16);
нарушение п. 13 ч. 3 ст. 28 - проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования - 12 (в 2019 году - 5, 2018 - 2);
нарушение п. 15 ч. 3 ст. 28 - создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации - 3 (в 2019 году - 2, 2018 - 18).
Нарушение ч. 1 п. 1 ст. 44 - выбор курса ОРКСЭ - 5 (в 2019 году - 0).
Нарушения при организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях - 2 (в 2019 году - 2, 2018 - 42).
Нарушения порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования - 20 (в 2019 году - 0).
Нарушение порядка отчисления из образовательной организации - 3 (в 2019 году - 2, 2018 - 36).
Несоответствие содержания образовательных программ образовательных организаций федеральным государственным стандартам - 2 (в 2019 году - 1, 2018 - 0).
Нарушение требований к порядку проведения аттестации педагогических работников - 33 (в 2019 году - 84, 2018 - 116).
Нарушение прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и воспитанников в части ознакомления с уставом образовательной организации, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательной организации, основными образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса, - 52 (в 2019 году - 176, 2018 - 110).
Нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации, связанные с размещением информации на официальном сайте, - 90 (в 2019 году - 431, 2018 - 294).
Нарушения при осуществлении обучения за счет средств физических лиц - 63 (в 2019 году - 339, 2018 - 132).
Нарушения ч. 9 ст. 98 Федерального закона об образовании - сведения о выданных документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении не внесены в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" (ФИС ФРДО) - 7 (в 2019 году - 53).
Нарушение лицензионных требований при осуществлении деятельности образовательной организацией - 18 (в 2019 году - 14).
Нарушение п. 14 ст. 20 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" - в лицензирующий орган не направлено заявление о прекращении образовательной деятельности - 1 (в 2019 году - 4).
Нарушение 4 ст. 91 Федерального закона об образовании - в приложении к лицензии отсутствуют адреса всех мест осуществления деятельности - 1 (в 2019 году - 2).
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Вместо слов "Нарушение 4 ст. 91" следует читать "Нарушение ч. 4 ст. 91"
Министерством образования в рамках исполнения переданных Российской Федерацией полномочий по государственному контролю (надзору) в сфере образования в период с апреля по декабрь 2020 года проведено 239 мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятие по контролю) в отношении общеобразовательных организаций.
В ходе мероприятий по контролю изучены структуры официальных сайтов, а также рассмотрен вопрос соответствия требованиям законодательства в сфере образования размещенных на сайтах обязательных сведений и документов.
По итогам мероприятий по контролю во всех проверенных образовательных учреждениях выявлены нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования.
Компетенция образовательной организации по ведению официального сайта в сети Интернет в 100% проверенных образовательных организациях осуществлялась ненадлежащим образом.
В нарушение требований, установленных статьей 29 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 N 582, общеобразовательными организациями на сайте не размещена (либо размещена не в полном объеме) необходимая информация, а именно:
об описании образовательной программы - 16% образовательных организаций, в которых проведены мероприятия по контролю без взаимодействия;
информация об учебном плане - 20%;
информация об аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы) - 27%;
информация о календарном учебном графике - 24%;
копии федеральных государственных образовательных стандартов - 16%;
о руководителе и заместителях руководителя образовательной организации - 12%;
о педагогических работниках в полном объеме - 81%;
об обеспечении доступа в здание (здания) образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - 15%;
об условиях охраны здоровья обучающихся - 11%;
о наличии и условиях предоставления обучающимся мер социальной поддержки - 13%;
о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года - 18%;
копия плана финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации порядке, или бюджетной сметы образовательной организации - 14%;
копии локальных нормативных актов - 59%;
копия правил внутреннего распорядка обучающихся - 13%;
копия коллективного договора - 21%;
отчет о результатах самообследования - 11%;
документ об утверждении стоимости обучения по образовательным программам в рамках оказания платных образовательных услуг - 16%, образовательных организаций - 16%;
предписания органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчеты об исполнении таких предписаний - 18%;
информация на сайте размещена с нарушением установленного срока (10 рабочих дней после внесения изменений) - 31%;
отсутствие в уставах обязательной информации, установленной Федеральным законом об образовании (о сроках полномочий органов управления образовательной организации, порядок принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы, регулирующие образовательные отношения, права руководителя образовательной организации, обязанности и ответственность работников инженерно-технических, административно-хозяйственных, учебно-вспомогательных должностей) - 74%;
наличие нарушений в содержании размещенных на сайте локальных нормативных актов - 75%;
нарушение порядка принятия локальных нормативных актов - 68%;
нарушения в размещенных сайте формах документов, обязательных для заполнения родителями (законными представителями) при приеме ребенка в образовательную организацию - 80%;
несоответствие формы договора об оказании платных образовательных услуг, размещенной на официальных сайтах, установленным требованиям - 68%.
Данные факты свидетельствуют о недостаточном уровне правовой грамотности руководителей общеобразовательных организаций, ненадлежащем исполнении должностных обязанностей ответственными лицами и отсутствии должного административного контроля.
По итогам мероприятий по контролю всем руководителям организаций направлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, которые устранены в установленный срок.
Среди причин нарушений:
недостаточный учредительный контроль со стороны органов управлением;
недостаточный уровень знаний законодательства в сфере образования руководителями образовательных организаций.
Министерством образования направлены 6 писем заместителям глав и руководителям органов управления образования городских округов с предложением принять исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений и привлечении при необходимости к дисциплинарной ответственности руководителей образовательных организаций и недопущению нарушений законодательства Российской Федерации при осуществлении деятельности муниципальными образовательными организациями.
Профилактические мероприятия, направленные на недопущение нарушения обязательных требований
Министерством образования в целях обеспечения предупреждения и профилактики нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования образовательными организациями, органами местного самоуправления в 2020 году реализован I этап Ведомственной программы профилактики нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации, соблюдение которых является предметом государственного контроля (надзора) в сфере образования, Министерства образования Московской области на 2020-2022 годы, утвержденной распоряжением Министерства образования Московской области от 19.12.2019 N 106 (далее - Программа профилактики).
В рамках Программы профилактики в 2020 году проведены следующие мероприятия.
В соответствии с частью 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ приказом Министерства образования Московской области от 29.12.2018 N 3391 утвержден Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом государственного надзора за соблюдением законодательства в сфере образования, текст которого размещен на официальном сайте Министерства образования Московской области и систематически обновляется.
Распоряжением Министерства образования Московской области от 13.11.2020 N Р-720 утверждены Перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом государственного контроля (надзора) в сфере образования и лицензионного контроля за образовательной деятельностью.
Разработаны и размещены на сайте Министерства образования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет Методические материалы для подконтрольных субъектов по самообследованию на предмет соблюдения требований к государственному надзору в сфере образования.
Проведено 12 совещаний в режиме видеоконференцсвязи по вопросам предупреждения нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования по темам:
1. Типовые нарушения, выявленные при осуществлении федерального государственного контроля качества образования (23.01.2020).
2. Федеральный государственный контроль качества образования в организациях СПО (14.02.2020).
3. Подготовка, проведение и анализ результатов Всероссийских проверочных работ в общеобразовательных организациях (04.03.2020).
4. Повышение эффективности управления качеством образования посредством своевременного выявления рисков образовательной деятельности для принятия соответствующих управленческих решений по их устранению (29.04.2020).
5. Об осуществлении государственного контроля (надзора) в 2020 году (14.05.2020).
6. Контроль проведения ЕГЭ в 2020 году (16.06.2020).
7. Законность привлечения образовательными организациями денежных средств родителей (законных представителей) обучающихся (08.07.2020).
8. Итоги мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами в отношении образовательных организаций, подведомственных Министерству образования (28.08.2020).
9. Реализация адаптированных общеобразовательных программ уровня основного общего образования в 2020-2021 учебном году (09.09.2020).
10. Мониторинг качества общеобразовательной подготовки обучающихся образовательных организаций среднего профессионального образования в Московской области (15.10.2020).
11. Объективность проведения единого государственного экзамена на территории Московской области в 2020 году (30.11.2020).
12. Диалог участников образовательного процесса при оптимизации сети образовательных организаций Московской области: проблемы, пути решения (03.12.2020).
Участниками каждого совещания в режиме ВКС становилось более 2000 директоров школ и заведующих детскими садами. К каждому ВКС готовились презентации с материалами, которые рассылались участникам, а также размещались на сайте Министерства образования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В феврале 2020 года проведено совещание с экспертами - членами ГЭК Московской области "Работа экспертов по контролю Порядка проведения ГИА в 2019 году и задачи на 2020 год", целью которого стало повышение качества экспертной работы при контроле ГИА 2020.
Проведено 4 совещания с руководителями муниципальных образовательных организаций, руководителями и специалистами органов местного самоуправления городских округов Богородский, Одинцово, Пушкинский, Химки по вопросам соблюдения требований законодательства и контроля качества образования.
В течение 2020 года сотрудниками Министерства образования проведено консультирование 987 руководителей органов местного самоуправления и образовательных организаций по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) в рамках рассмотрения обращений граждан на телефон "горячей линии" и посредством использования телефонной связи.
Ежеквартально в 2020 году Министерством образования проводились публичные слушания результатов правоприменительной практики. В обсуждениях приняли участие 420 представителей органов местного самоуправления и подконтрольных субъектов. По итогам мероприятий проводилось анкетирование участников. 96% опрошенных высказали мнение о том, что публичные слушания соответствовали их ожиданиям по тематической направленности, программе, квалификации выступающих и организации мероприятия.
Отчетные материалы по проведенным мероприятиям размещены на сайте Министерства образования Московской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет:
- публичное обсуждение результатов правоприменительной практики Министерства образования Московской области за IV квартал 2019 года;
- публичное обсуждение результатов правоприменительной практики Министерства образования Московской области за I квартал 2020 года;
- публичное обсуждение результатов правоприменительной практики Министерства образования Московской области за II квартал 2020 года;
- публичное обсуждение результатов правоприменительной практики Министерства образования Московской области за III квартал 2020 года.
Министерством образования в соответствии с частью 7 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ и на основании приказа министра образования Московской области 10.08.2017 N 2380 "О наделении должностных лиц Министерства образования Московской области полномочиями по принятию решения о направлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации об образовании" в рамках проведения контрольно-надзорных мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами выдано 385 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
В ходе мероприятий установлено, что образовательными организациями некачественно и не в полном объеме осуществляли полномочия по ведению официальных сайтов.
Образовательным организациям было предложено устранить существующие пробелы в выполнении полномочий. По факту предоставления образовательными организациями уведомлений о выполнении 100% предостережений снято с контроля Министерства образования.
В рамках работы по вопросам подготовки, проведения и анализа Всероссийских проверочных работ в общеобразовательных организациях, по профилактике причин необъективных результатов проведены следующие мероприятия:
- спрогнозированы предварительные результаты ВПР-2020, по итогам которых сформированы рекомендации по подготовке, проведению и анализу ВПР-2020;
- издано распоряжение Министерства образования Московской области от 08.09.2020 N Р-562 "О контроле организации и проведения Всероссийских проверочных работ в 2020 году";
- 7 зональных совещаний по вопросам совершенствования функционирования внутренней системы оценки качества образования с участием специалистов Министерства образования, руководителей муниципальных органов управления образованием, директоров и заместителей директоров образовательных организаций (в совещаниях приняли участие 7009 участников):
Балашиха г.о.;
Домодедово г.о.;
Дубна г.о.;
Зарайск г.о.;
Люберцы г.о.;
Мытищи г.о.;
Одинцово г.о.
По результатам мероприятий по контролю объективности Министерством образования установлено следующее:
- в состав экспертов по проверке работ в образовательной организации включены учителя, работающие в данных классах: 4 образовательных организации из 4 муниципальных образований.
Для ликвидации признаков необъективной оценки Всероссийских проверочных работ образовательными организациями приняты следующие меры:
- разработан комплекс мероприятий по развитию механизмов управления качеством образования;
- разработаны "дорожные карты" по формированию и совершенствованию внутренней системы оценки качества образования в образовательной организации;
- на базе ФИОКО прошли обучение на курсах повышения квалификации "Оценка качества образования в общеобразовательной организации" 76 школьных команд, "Оценивание ответов на задания всероссийских проверочных работ. 4 класс", "Оценивание ответов на задания всероссийских проверочных работ по русскому языку. 5 - 8 классы" 215 педагогических работников;
- организованы курсы подготовки для экспертов и педагогических работников, принимающих участие в организации проведения Всероссийских проверочных в рамках муниципальных методических площадок;
- проведен анализ и корректировка образовательных программ школ и рабочих программ учебных предметов;
- проведен сравнительный анализ результатов оценочных процедур в динамике;
- разработан маршрут психолого-педагогического сопровождения подготовки обучающихся к Всероссийским проверочным работам.
Учитывая изложенное, можно сделать вывод о том, что 1 этап Ведомственной программы профилактики нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации, соблюдение которых является предметом государственного контроля (надзора) в сфере образования, Министерства образования Московской области на 2020-2022 годы, утвержденной распоряжением Министерства образования Московской области от 19.12.2019 N 106, выполнен Министерством образования в полном объеме.
Распоряжением Министерства образования Московской области от 23.11.2020 N Р-734 утверждена Ведомственная программа профилактики нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации, соблюдение которых является предметом государственного контроля (надзора) в сфере образования, Министерства образования Московской области на 2021-2023 годы, которая является логическим продолжением Ведомственной программы профилактики нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации, соблюдение которых является предметом государственного контроля (надзора) в сфере образования, Министерства образования Московской области на 2019-2020 годы, утвержденной распоряжением Министерства образования Московской области от 19.12.2019 N 106.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Первого заместителя министра образования Московской области от 9 июня 2021 г. N ПР-560 "Об утверждении Обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в Министерстве образования Московской области за 2020 год"
Текст приказа опубликован на сайте Министерства образования Московской области (http://mo.mosreg.ru) 16 июня 2021 г.