г.Калуга |
|
07 июля 2014 г. |
ДелоN А14-4757/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Николаевой Н.Н. |
судей |
Степиной Л.В. |
|
Шелудяева В.Н. |
при участии: |
|
от Фонда содействия развитию культуры "Время культуры" (ОГРН 1113600000821, ул.Писателя Маршака, д.30, кв.20, г.Воронеж, 394051) - не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже (ОГРН 1073667025728, ул.Пушкинская, д.5а, г.Воронеж, 394036) - не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Воронеже на решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.12.2013 (судья Есакова М.С.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2014 (судьи Осипова М.Б., Ольшанская Н.А., Скрынников В.А.) по делу N А14-4757/2013,
УСТАНОВИЛ:
Фонд содействия развитию культуры "Время Культуры" (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже (далее - Управление, пенсионный фонд) о признании решения от 15.02.2013 N 04603513РК0000830 незаконным, о взыскании расходов на юридическую помощь в размере 10 000 руб, с учетом уточнения, принятого в порядке ст.49 АК РФ.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 05.12.2013, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2014, заявленные требования удовлетворены.
Управление, не согласившись с вынесенными судебными актами, обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, в связи с неправильным применением норм материального права.
По мнению Управления, данное нарушение произошло вследствие того, что Фондом при расчете суммы взносов, подлежащих уплате в бюджет Пенсионного фонда, необоснованно применен пониженный тариф страховых взносов, установленный пунктом 11 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ для некоммерческих организаций, зарегистрированных в установленном законодательством РФ порядке, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области культуры и искусства, поскольку в расчете Фонда по форме РСВ-1 за 9 месяцев 2012 года указан вид экономической деятельности (код ОКВЭД) - 65.2 (прочее финансовое посредничество); Управление не согласно, что существо выявленного в ходе камеральной проверки не было надлежащим образом зафиксировано в акте проверки, ссылаясь на направление в адрес страхователя уточненного акта камеральной проверки; Управление указывает на чрезмерность судебных расходов, заявленных Фондом к возмещению, считает, что Фондом не представлено доказательств подтверждающих разумность расходов на оплату услуг представителя в сумме 10000 руб.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, представителей не направили; о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела и обсудив доводы жалобы, кассационная коллегия не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Фонд СРК "Время культуры" зарегистрирован в качестве страхователя в органах пенсионного фонда за номером 046035017602.
13.10.2012 Фондом был представлен в Управление расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за 9 месяцев 2012 года, на основании которого была проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
13.12.2012 составлен акт камеральной проверки N 04603530007626 и уточненный акт проверки N 04603530007626.
15.02.2013 решением Управления N 04603513РК0000830 Фонд привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ за неуплату (неполную уплату) сумм страховых взносов в виде штрафа в размере 1 065 руб.
Этим же решением Фонду предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 1 740 руб., недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 3 825 руб. (в ФФОМС), а также начислены пени на страховые взносы в Пенсионный фонд в сумме 75 руб. 99 коп. (7 руб. 92 коп. - на страховую часть пенсии, 68 руб. 07 коп. - на накопительную часть пенсии), пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 144 руб. 14 коп. (в ФФОМС).
Несогласие Фонда с решением Управления Пенсионного фонда послужило основанием для обращения в суд.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление Фонда, правомерно руководствуясь следующим.
Фонд СРК "Время культуры" является страхователем в соответствии с Федеральными законами N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (с изменениями, далее - Федеральный закон N 165-ФЗ), N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (с изменениями, далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) и N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (с изменениями, далее - Федеральный закон N 326-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны зарегистрироваться в установленном законом порядке, а также своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.
Согласно абзацу 3 статьи 2 Федерального закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", если иное не предусмотрено этим Федеральным законом.
Федеральный закон N 212-ФЗ также как и Федеральный закон N 167-ФЗ устанавливает обязанность плательщика страховых взносов правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы и представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам (часть 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ).
При этом в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ, внесшим изменения в часть 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ, для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), с учетом особенностей, установленных частями 5.1 - 5.3 настоящей статьи, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности, применяются пониженные тарифы страховых взносов, в том числе в Пенсионный фонд РФ - 20%, в ФФОМС - 0% (часть 3.4 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ).
Указанные плательщики страховых взносов применяют тарифы страховых взносов, предусмотренные частью 3.4 настоящей статьи, при условии, что по итогам года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по тарифам страховых взносов, предусмотренным частью 3.4 настоящей статьи, не менее 70 процентов суммы всех доходов организации за указанный период составляют в совокупности следующие виды доходов (пункт 5.1. статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ):
1) доходы в виде целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности в соответствии с пунктом 11 части 1 настоящей статьи, определяемых в соответствии с пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - целевые поступления);
2) доходы в виде грантов, получаемых для осуществления деятельности в соответствии с пунктом 11 части 1 настоящей статьи и определяемых в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - гранты);
3) доходы от осуществления видов экономической деятельности, указанных в подпунктах р - ф, я.4 - я.6 пункта 8 части 1 настоящей статьи.
В случае, если по итогам расчетного периода применительно к указанному расчетному периоду организация не выполняет условия, установленные пунктом 11 части 1 и частью 5.1 настоящей статьи, такая организация лишается права применять тарифы страховых взносов, предусмотренные частью 3.4 настоящей статьи, с начала периода, в котором допущено несоответствие условиям, указанным в настоящей части. При определении объема доходов организации для проверки соответствия выполнению условий, установленных частью 5.1 настоящей статьи, учитываются целевые поступления и гранты, поступившие и не использованные организацией по итогам предыдущих расчетных периодов (пункт 5.3 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ).
Сумма доходов определяется плательщиками, указанными в пункте 11 части 1 настоящей статьи, по данным налогового учета организации в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом требований части 5.1 настоящей статьи. Контроль за соблюдением условий, установленных пунктом 11 части 1 и частью 5.1 настоящей статьи, осуществляется в том числе на основании отчетности, представляемой некоммерческими организациями в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона (пункт 5.2. статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ).
Суды установили, что Фонд СРК "Время культуры" является не имеющей членства некоммерческой организацией, созданной на основе добровольных имущественных взносов и преследующей определенные ее Уставом цели, зарегистрирован в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) по состоянию на 15.03.2013 и находится на упрощенной системе налогообложения.
Управлением не оспаривается то обстоятельство, что Фонд применяет упрощенную систему налогообложения и не имеет доходов от осуществления коммерческой деятельности.
Как правильно указали суды первой и апелляционной инстанций, в данном случае документальное подтверждение осуществления Фондом каких-либо иных видов деятельности, помимо указанных в Уставе, ответчиком суду не представлено. Указанный в отношении Фонда в ЕГРЮЛ, а также в расчете по форме РСВ-1 за 9 месяцев 2012 года код ОКВЭД - 65.2 (прочее финансовое посредничество) не свидетельствует об отсутствии права на применение пониженного тарифа.
На основании изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что Фондом соблюдены требования положений пункта 11 части 1 и части 3.4 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ, в силу чего им правомерно применен пониженный тариф страховых взносов.
Указанный в отношении Фонда в ЕГРЮЛ, а также в расчете по форме РСВ-1 за 9 месяцев 2012 года код ОКВЭД - 65.2 (прочее финансовое посредничество) не свидетельствует об отсутствии права на применение пониженного тарифа, поскольку вышеприведенными нормами закона право на применение пониженного тарифа обусловлено характером фактической отраженной в учредительных документах деятельности страхователя, а не кодом ОКВЭД, указанным в расчете и Едином государственном реестре юридических лиц.
Кроме того, код 65.2 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности относит к прочим услугам по финансовому посредничеству также услуги благотворительных и спонсорских фондов.
Суды учли, что доля доходов в виде целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ, определяемых в соответствии с пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ, а также доходов в виде грантов, получаемых для осуществления деятельности в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ, определяемых в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, превысила 70% суммы всех доходов организации по итогам года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по тарифам страховых взносов, предусмотренным частью 3.4 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ.
В соответствии с расчетом РСВ-1 за 12 месяцев 2011 года Фонд содействия развитию культуры не имел доходов. Аналогичные сведения содержатся и в налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2011 год. Доказательства, опровергающие данное обстоятельство, Управлением, в материалы дела не представлены.
Таким образом, требования положений пункта 11 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ с учетом особенностей, установленных частями 5.1 - 5.3 данной статьи Фондом соблюдены, в силу чего выводы Пенсионного фонда о неправомерности применения страхователем пониженного тарифа страховых взносов за 9 месяцев 2012 года не основаны на нормах действующего законодательства и не нашли своего подтверждения в материалах дела.
Как правильно указали суды, в нарушение части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ, пункта 6 требований к составлению акта камеральной проверки (приложение к Приказу Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н) и части 8 статьи 39 Федерального закона N 212-ФЗ в акте N 04603530007626 от 13.12.2012 и оспариваемом решении, отсутствует указание на обстоятельства совершенного правонарушения, а также указание на то, какие конкретно действия (бездействие) страхователя привели к занижению страховых взносов. Ссылки Управления на представленный в материалы дела второй экземпляр акта камеральной проверки N 04603530007626 от 13.12.2012, который согласно пояснениям представителя Пенсионного фонда, является уточненным актом, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку вышеприведенными положениями Федерального закона N 212-ФЗ не предусмотрена возможность составления "уточненного" акта камеральной проверки.
Таким образом, суды пришли к правильным выводам о том, что ни в акте проверки, ни в оспариваемом решении Пенсионного фонда надлежащим образом не установлены обстоятельства допущенного нарушения, существо данного нарушения и не приведены доказательства, подтверждающие соответствующие факты, что не позволяет убедиться в обоснованности доначисления соответствующих сумм недоимки по страховым взносам, начисления на указанные суммы недоимок пеней и привлечения к ответственности.
Поскольку суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии в действиях страхователя факта неполной уплаты сумм страховых взносов, начисление Фонду пени на суммы доначисленных страховых взносов в Пенсионный фонд в сумме 68 руб. 07 коп. - на накопительную часть пенсии), пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 144 руб. 14 коп. (в ФФОМС) и штрафа за неуплату в размере 1065 руб. является необоснованным и документально не подтвержденным.
Удовлетворяя заявление Фонда о взыскании судебных расходов, суд первой и апелляционной инстанций руководствовались следующим.
Как указал Президиум ВАС РФ в Информационном письме от 05.12.2007 N 121 "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах", лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, доказывает их размер и факт выплаты, другая сторона вправе доказывать их чрезмерность.
Из пункта 20 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" следует, что при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности: нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.02.2002 N 22-О, законодатель не установил каких-либо ограничений по возмещению имущественных затрат на представительство в суде интересов лица, чье право нарушено. Иное противоречило бы обязанности государства по обеспечению конституционных прав и свобод.
С учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 21.12.2004 N 454-О, реализация права по уменьшению суммы расходов судом возможна лишь в случае, если он признает эти расходы чрезмерными в силу конкретных обстоятельств дела.
Определяя критерии разумных пределов, суд первой инстанции правомерно исходил из сложившейся в регионе стоимости услуг адвокатов, которые действовали в период оказания спорных услуг и их документальной подтвержденности.
Управлением не представлено достаточных и бесспорных доказательств несоответствия критерию разумности и соразмерности судебных расходов, а соответственно доказательств того, что расходы Фонда в сумме 10000 руб. являются чрезмерными, в связи с чем, у суда не имелось оснований для уменьшения данной суммы, поскольку такое уменьшение в рассматриваемой ситуации носило бы произвольный характер.
С учетом вышеизложенного суд кассационной инстанции считает, что суды первой и апелляционной инстанций правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами документы и сделали вывод о неправомерном доначислении Обществу сумм страховых взносов и пени, а соответственно и применении штрафных санкций, предусмотренных частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ.
Доводы жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.12.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2014 по делу N А14-4757/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Николаева |
Судьи |
Л.В. Степина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как правильно указали суды, в нарушение части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ, пункта 6 требований к составлению акта камеральной проверки (приложение к Приказу Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н) и части 8 статьи 39 Федерального закона N 212-ФЗ в акте N 04603530007626 от 13.12.2012 и оспариваемом решении, отсутствует указание на обстоятельства совершенного правонарушения, а также указание на то, какие конкретно действия (бездействие) страхователя привели к занижению страховых взносов. Ссылки Управления на представленный в материалы дела второй экземпляр акта камеральной проверки N 04603530007626 от 13.12.2012, который согласно пояснениям представителя Пенсионного фонда, является уточненным актом, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку вышеприведенными положениями Федерального закона N 212-ФЗ не предусмотрена возможность составления "уточненного" акта камеральной проверки.
...
Как указал Президиум ВАС РФ в Информационном письме от 05.12.2007 N 121 "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах", лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, доказывает их размер и факт выплаты, другая сторона вправе доказывать их чрезмерность.
...
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.02.2002 N 22-О, законодатель не установил каких-либо ограничений по возмещению имущественных затрат на представительство в суде интересов лица, чье право нарушено. Иное противоречило бы обязанности государства по обеспечению конституционных прав и свобод."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 7 июля 2014 г. N Ф10-1733/14 по делу N А14-4757/2013