г. Калуга |
|
18 июня 2014 г. |
Дело N А54-500/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.06.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.06.2014.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Толкачевой И.Ю. |
судей |
Егоровой С.Г. |
|
Шильненковой М.В. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Жаркиной М.А. |
при участии в заседании: |
|
от ОАО "Самарская ППК" |
Юдина Ю.В. (дов. N НЮд-1634 от 28.10.2013); |
от Рязанской области в лице Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области |
не явился, извещен надлежаще; |
от Рязанской области в лице Министерства финансов Рязанской области |
Вешкиной А.В. (дов. N 09-24/3 от 09.01.2014); |
от ОАО "Российские железные дороги" |
Козловой О.В. (дов. N НЮ-46/239 от 14.09.2012); |
от иных третьих лиц |
не явились, извещены надлежаще, |
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Рязанской области, кассационную жалобу Рязанской области в лице Министерства финансов Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 05.12.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2014 по делу N А54-500/2013,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Самарская пригородная пассажирская компания" (далее - ОАО "Самарская ППК", истец, общество), ОГРН 1106312004633, обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с иском к Рязанской области в лице Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области (далее - Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области) и Рязанской области в лице Министерства финансов Рязанской области, ОГРН 1026201265090, о взыскании убытков в сумме 8 137 338 руб. 72 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 04.10.2011 по 28.01.2013 в сумме 885 783 руб. 23 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Рязанской области, Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по Рязанской области, ОАО "Российские железные дороги".
До вынесения решения истец отказался от иска в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 885 783 руб. 23 коп.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 05.12.2013 (судья Митяева Л.И.) производство по делу в части иска о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 885 783 руб. 23 коп. прекращено. В остальной части исковые требования удовлетворены. С Рязанской области в лице Министерства финансов Рязанской области за счет казны Рязанской области в пользу ОАО "Самарская ППК" взысканы убытки в сумме 885 783 руб. 23 коп.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2014 (судьи Заикина Н.В., Стаханова В.Н., Федин К.А.) решение Арбитражного суда Рязанской области от 05.12.2013 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Рязанская область в лице Министерства финансов Рязанской области подала кассационную жалобу, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в судебных актах, обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права.
В судебном заседании представитель Министерства финансов Рязанской области поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители истца и ОАО "РЖД" возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Центрального округа, не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителей Министерства финансов Рязанской области, истца и ОАО "РЖД", в соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения в связи с нижеизложенным.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, между Министерством транспорта и автомобильных дорог Рязанской области и ОАО "Самарская ППК" 31.12.2010 заключен договор N 01/01-11 (1)ГК/166/02 об организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Рязанской области в 2011 году.
Согласно приложению N 1 к договору общий объем услуг исполнителя (ОАО "Самарская ППК") планировался в размере 144 540 вагоно-километров.
Истец во исполнение условий договора, предусмотренных пунктами 1.1, 4.1, 4.5, обеспечивал установленный объем вагоно-километровой работы пригородных поездов на определенных пригородных маршрутах установленной составности по территории Рязанской области и перевозку пассажиров.
Ссылаясь на то, что в период с 01.01.2011 по 14.05.2011 истцом выполнены перевозки пассажиров железнодорожным транспортом по установленным Правительством Рязанской области тарифам, что привело к возникновению у ОАО "Самарская ППК" убытков в виде потерь в доходах, последнее обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В соответствии с п. 1, п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
В тоже время Федеральный закон N 122-ФЗ предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право вводить тарифы на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщения Российской Федерации (железными дорогами) при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет бюджетов данных субъектов.
Правительство Рязанской области своим правом воспользовалось и истец осуществлял перевозки пассажиров в поездах пригородного железнодорожного сообщения по территории Рязанской области по установленным тарифам.
В силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона N 17-ФЗ от 10.01.2003 "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникающие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение возложенной на субъект Российской Федерации обязанности по возмещению потерь в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникших в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования, Правительством Рязанской области издано постановление N 157 от 22.06.2011 "О порядке предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим пригородные пассажирские перевозки на территории Рязанской области в 2011 год", которым утвержден порядок предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим пригородные пассажирские перевозки на территории Рязанской области. Согласно данному порядку Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области заключает с транспортными организациями договоры о предоставлении субсидий из областного бюджета на компенсацию убытков, возникших от действия согласованных тарифов у организаций, осуществляющих перевозки пассажиров железнодорожным транспортам общего пользования пригородного сообщения на территории Рязанской области.
Судами установлено, что в Законе Рязанской области от 21.12.2010 N 156-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год" предусмотрены по целевой статье 3050202 отдельные мероприятия в области железнодорожного транспорта - денежные средства на предоставление субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров, в размере 8 352 000 руб.
В целях реализации положений нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения сторон, возникших по поводу предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров на территории Рязанской области в поездах пригородного сообщения, между Министерством транспорта и автомобильных дорог Рязанской области (заказчик) и истцом (исполнитель) был заключен договор от 31.12.2010 N 01/01-11 (1)ГК/166/02.
В соответствии с п. 1.2 указанного договора транспортное обслуживание пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Рязанской области осуществляется исполнителем по тарифам, согласованным Правительством Рязанской области.
Дополнительным соглашением от 13.05.2011 N 17302 договор от 31.12.2010 N 01/01-11 (1)ГК/166/02 расторгнут с 14.05.2011. В пункте 2 дополнительного соглашения стороны обязались до 31.12.2011 урегулировать все финансовые вопросы, связанные с исполнением договора.
Дополнительным соглашением от 06.06.2011 N 172/02 к договору, подписанным сторонами, пункт 1.3. договора изменен и изложен в следующей редакции: "В период действия настоящего договора заказчик обеспечивает предоставление субсидий на компенсацию убытков, возникающих от действия согласованного тарифа на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении на территории Рязанской области (указанный тариф согласован Куйбышевской железной дороге - филиалу ОАО "РЖД" в размере 12, 0 руб. за одну десятикилометровую зону), в пределах средств, предусмотренных Законом Рязанской области от 21.12.2010 N 156-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год", и с учетом средств выделенных из федерального бюджета на цели, указанные в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего договора.
В соответствии с пунктом 2 дополнительного соглашения от 06.06.2011 N 172/02 оно вступает в силу с момента его подписания и распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.01.2011, и действует до 31.12.2011.
Письмом от 23.08.2010 N 8-25/2398 Правительство Рязанской области согласовало тариф на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Рязанской области в размере 12 руб. за одну десятикилометровую зону с 01.09.2010.
Постановлением Правительства Российской Федерации 17.10.2011 N 844, имеющим обратную силу, установлен льготный исключительный тариф в виде коэффициента 0,01 на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Судами установлено, что в 2011 году истец осуществлял перевозки граждан железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета Рязанской области.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, то есть расходов, которые это лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По иску о взыскании убытков истец должен доказать наличие убытков, их размер, наличие причинно-следственной связи между противоправными виновными действиями (бездействием) ответчика и возникновением убытков у истца.
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (ст. 16, ст.1069 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с названным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 данного Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В пунктах 16 и 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 разъяснено, что при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании с публично-правовых образований убытков, вызванных неполучением в связи с этим платы, следует учитывать, что в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя, в связи с чем такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы, и если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию на основании статьи 16 ГК РФ с публично-правового образования за счет казны соответствующего публично-правового образования.
Факт и объем оказанных ОАО "Самарская ППК" услуг по перевозке граждан в поездах пригородного железнодорожного сообщения на территории Рязанской области в период с 01.01.2011 по 14.05.2011 с применением согласованных тарифов установлен судами и подтвержден материалами дела.
Расчет убытков проверен судами и признан верным.
Установив, что в результате неоплаты истцу потерь в доходах, возникших в результате государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, ему причинены убытки, оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о наличии достаточных оснований для взыскания с публично-правового образования Рязанская область в лице Министерства финансов Рязанской области за счет казны субъекта убытков в требуемой сумме.
Что касается довода кассационной жалобы о необоснованном взыскании с ответчика в пользу истца судебных расходов, понесенных последним в связи с уплатой государственной пошлины при подаче иска, то он отклоняется как противоречащий положениям ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснениям, содержащимся в п. 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 117 от 13.03.2007 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" (в редакции Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 N 139).
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм процессуального права или материального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, кассационной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и доводы сторон, в том числе приведенные в кассационной жалобе Рязанской области в лице Министерства финансов Рязанской области, были предметом исследования и оценки судов, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, п.1 ч.1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 05.12.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2014 по делу N А54-500/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
И.Ю. Толкачева |
Судьи |
С.Г. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пунктах 16 и 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 разъяснено, что при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании с публично-правовых образований убытков, вызванных неполучением в связи с этим платы, следует учитывать, что в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя, в связи с чем такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы, и если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию на основании статьи 16 ГК РФ с публично-правового образования за счет казны соответствующего публично-правового образования.
...
Что касается довода кассационной жалобы о необоснованном взыскании с ответчика в пользу истца судебных расходов, понесенных последним в связи с уплатой государственной пошлины при подаче иска, то он отклоняется как противоречащий положениям ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснениям, содержащимся в п. 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 117 от 13.03.2007 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" (в редакции Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 N 139)."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 18 июня 2014 г. N Ф10-1623/14 по делу N А54-500/2013
Хронология рассмотрения дела:
26.07.2019 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3803/19
29.04.2019 Определение Арбитражного суда Рязанской области N А54-500/13
13.03.2019 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-559/19
31.05.2016 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1623/14
25.02.2016 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6965/15
18.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1623/14
18.03.2014 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-500/14
05.12.2013 Решение Арбитражного суда Рязанской области N А54-500/13