Дело рассмотрено 27.01.2012
Постановление изготовлено в полном объеме 02.02.2012
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Степиной Л.В. |
судей |
Ключниковой Н.В. |
|
Шелудяева В.Н. |
при участии в заседании: |
|
от общества с ограниченной ответственностью "Татьяна" (ОГРН 1025700765420, д. 3, пл. Мира, г. Орел, 302030)
от Управления муниципальным имуществом и землепользования администрации г. Орла (ОГРН 1025700826502, д. 1, Пролетарская гора, г. Орел, 302028) от 3-их лиц: администрации города Орла (ОГРН 1025700826502, д. 1, Пролетарская гора, г. Орел, 302028) муниципального унитарного предприятия г. Орла "Управление по эксплуатации нежилых помещений" (ОГРН 102570078095, д. 3, пл. Мира, г. Орел, 302030) |
- Сопенкина И.А. - представителя (доверенность от 23.01.2012 б/н), - Кочеткова А.Б. - представителя (доверенность от 23.01.2012 б/н),
- Тишиной Е.В. - представителя (доверенность от 21.12.2011 N 7/6799),
- Тишиной Е.В. - представителя (доверенность от 21.12.2011 N 123-д), - Тимохина С.В. - представителя (доверенность от 25.11.2011 б/н), |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Забелиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Орловской области, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Татьяна" на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2011 (судьи Сергуткина В.А., Донцова П.В., Протасов А.И.) по делу N А48-1309/2011,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Татьяна" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Управлению муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла (далее - Управление) о признании незаконным отказа Обществу, изложенного в письме от 04.04.2011, в реализации его права на преимущественную приватизацию нежилого помещения общей площадью 46,9 кв. м., расположенного по адресу: г. Орел, пл. Мира, д. 3, арендуемого на основании договора аренды от 11.05.1994 N 1983, и о признании незаконным бездействия Управления, выразившегося в несовершении юридически значимых действий, необходимых для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого ООО "Татьяна" имущества, а именно: Управление не направило Обществу копию решения об условиях приватизации арендуемого имущества, предложение о заключении договора купли-продажи муниципального имущества, являющегося предметом спора, а так же проект договора купли-продажи арендуемого имущества (требования уточнены в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 13.07.2011 требования Общества удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2011 (с учетом определения об исправлении опечатки от 11.11.2011) решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Татьяна" просит постановление апелляционного суда отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, заслушав в судебном заседании объяснения представителей лиц, участвовавших в деле, кассационная инстанция считает, что постановление апелляционного суда подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, ООО "Татьяна" арендует спорное помещение на основании договоров аренды нежилого помещения от 11.05.1994 N 1983, от 02.03.2009 N 19028 сроком действия с 01.01.2009 по 30.12.2009, от 02.03.2010 N 014/ар сроком действия с 02.03.2010 по 28.02.2011.
Нежилое муниципальное помещение в г. Орле по ул. пл. Мира, д. 3, общей площадью 4582,9 кв. м., составной частью которого является спорное помещение общей площадью 46,9 кв. м., принадлежит на праве хозяйственного ведения муниципальному унитарному предприятию "Управление по эксплуатации нежилых помещений" (далее - МУП "УЭНП", Предприятие) (свидетельство о государственной регистрации права от 08.04.2011 57 АБ N 120916).
5 марта 2011 года ООО "Татьяна" обратилось в администрацию г. Орла и Управление с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого помещения, в котором просило предоставить Обществу преимущественное право на приобретение спорного помещения с оплатой приобретаемого имущества в рассрочку ежемесячно равными долями сроком на 5 лет.
Письмом от 04.04.2011 N 1417 Управление отказало ООО "Татьяна" в реализации преимущественного права в выкупе спорного помещения в связи с отсутствием действующего договора аренды.
Считая данный отказ и бездействие Управления, выразившееся в не совершении юридически значимых действий, необходимых для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, незаконными, Общество оспорило их в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции исходил из того, что договор аренды от 11.05.1994 N 1983 нежилого помещения является действующим, а договоры аренды N 19028 и N 014/ар - ничтожными. Кроме того, суд указал, что у МУП "УЭНП" на момент оспариваемого отказа отсутствовало права хозяйственного ведения на нежилое помещение, арендуемое ООО "Татьяна".
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, апелляционный суд указал, что, то обстоятельство, что право хозяйственного ведения МУП "УЭНП" на момент оспариваемого отказа Обществу в реализации права преимущественной покупки арендуемого имущества не было зарегистрировано в установленном законом порядке, не свидетельствует об отсутствии у Предприятия права хозяйственного ведения на это имущество. Апелляционный суд принял во внимание наличие и исполнение Обществом условий иных договоров N 19028 и N 014/ар и в связи с этим отклонил довод Общества о продлении и действии первоначально заключенного договора от 11.05.1994 N 1983. При этом суд указал, что отсутствие надлежащим образом зарегистрированного права хозяйственного ведения на спорное имущество на момент заключения Предприятием договоров аренды от 02.03.2009 N 19028 и от 02.03.2010 N 014/ар не свидетельствует о ничтожности данных договоров, поскольку право хозяйственного ведения возникло в момент передачи такого имущества Предприятию, а указанные договоры заключены с согласия собственника имущества.
Помимо этого, суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что поскольку арендуемое ООО "Татьяна" нежилое помещение находится на праве хозяйственного ведения у МУП "УЭНП", то на основании частей 2, 3 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ, Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ) именно муниципальное унитарное предприятие, а не УМИЗ администрации г. Орла, с согласия собственника вправе осуществить возмездное отчуждение принадлежащего ему недвижимого имущества в пользу лица, его арендующего и отвечающего требованиям, предусмотренным статьей 3 Закона N 159-ФЗ, в порядке, обеспечивающем реализацию преимущественного права арендатора на приобретение указанного имущества.
Кассационная инстанция не может согласиться с выводами апелляционного суда в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральным законом от 22.07.08 N 159-ФЗ предусмотрена возможность отчуждения из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства на день вступления в силу Закона, в том числе участие субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества (п. 1 ст. 1 Закона).
Государственное или муниципальное унитарное предприятие вправе осуществить возмездное отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего ему и арендуемого лицом, отвечающим требованиям, предусмотренным статьей 3 настоящего Федерального закона, в порядке, обеспечивающем реализацию преимущественного права арендатора на приобретение указанного имущества.
Согласие собственника арендуемого имущества, которое принадлежит государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, на совершение унитарным предприятием сделки, направленной на возмездное отчуждение такого имущества, дается не ранее чем через тридцать дней после направления указанным собственником уведомления координационным или совещательным органам в области развития малого и среднего предпринимательства (в случае, если такие органы созданы при соответствующих органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органе местного самоуправления) и арендатору или арендаторам такого имущества (ч. 2 и ч. 3 ст. 2 Закона).
В силу ст. 3 Закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.98 N 135.
При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что: арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества; площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности; арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
В силу ч. 1 и ч. 3 ст. 4 Закона N 159-ФЗ орган государственной власти субъектов Российской Федерации или орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предусматривает в решениях об условиях приватизации государственного или муниципального имущества преимущественное право арендаторов на приобретение арендуемого имущества с соблюдением условий, установленных статьей 3 настоящего Федерального закона.
В течение десяти дней с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества", уполномоченные органы направляют арендаторам - субъектам малого и среднего предпринимательства, соответствующим установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, копии указанного решения, предложения о заключении договоров купли-продажи государственного или муниципального имущества и проекты договоров купли-продажи арендуемого имущества, а также при наличии задолженности по арендной плате за имущество, неустойкам (штрафам, пеням) требования о погашении такой задолженности с указанием ее размера.
Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которое приняло решение о совершении сделки, направленной на возмездное отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и арендуемого лицом, отвечающим установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, а также получило согласие собственника на отчуждение этого имущества, направляет указанному лицу предложение о заключении договора купли-продажи арендуемого имущества с указанием цены этого имущества, установленной с учетом его рыночной стоимости, определенной в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", проект договора купли-продажи арендуемого имущества и при наличии задолженности по арендной плате за имущество, неустойкам (штрафам, пеням) требования о погашении такой задолженности с указанием ее размера.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона N 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Частью 3 статьи 9 Закона N 159-ФЗ установлено, что при получении заявления уполномоченные органы обязаны: обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения заявления; принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке; направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
В соответствии с ч. 1, ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 06.10.03 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), ч. 3 ст. 2, ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 21.12.01 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ), Положением о владении, пользовании и распоряжении (управлении) муниципальным имуществом г. Орла, утвержденным решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30.10.97 N 09/123-ГС, вопросы приватизации арендуемых заявителем помещений входят в компетенцию администрации г. Орла.
Согласно п. 2 и п. 3 Положения об отчуждении недвижимого имущества муниципального образования "Город Орел", арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, утвержденного решением Орловского городского Совета народных депутатов от 29.10.09 N 53/873-ГС (далее - Положение), субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением являющихся кредитными и страховыми организациями (кроме потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами, участниками соглашений о разделе продукции, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, являющихся нерезидентами Российской Федерации (кроме случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации), а также субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого недвижимого имущества муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком. При этом преимущественное право может быть предоставлено при условии: арендуемое муниципальное имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 N 159-ФЗ (05.08.2008 г.) в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; у арендатора отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества - в случае приватизации имущества по инициативе продавца, на день подачи субъектом малого и среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества - в случае продажи имущества по инициативе арендатора; площадь арендуемых помещений не превышает 2000 квадратных метров; арендуемое имущество не включено в утвержденный Орловским городским Советом народных депутатов перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Продавцом муниципального имущества, не переданного в хозяйственное ведение муниципальным унитарным предприятиям, выступает Управление муниципального имущества и землепользования администрации города Орла.
Пунктом 5.6 Положения предусмотрено, что в течение десяти дней с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества Управление муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла направляет арендаторам копии указанного решения, предложения о заключении договоров купли-продажи муниципального имущества, а также при наличии задолженности по арендной плате за имущество, неустойкам требования о погашении такой задолженности с указанием ее размера.
Из материалов дела следует, что основанием для отказа в реализации преимущественного права Общества на приватизацию нежилого помещения послужил факт отсутствия действующего договора аренды этого помещения.
Между тем как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, заявитель арендует спорное нежилое помещение непрерывно с 01.01.1994 (начало срока действия договора аренды от 11.05.1994 N 1983) по настоящее время, в течение более двух лет до дня вступления в силу Федерального закона от 22.07.08 N 159-ФЗ.
Анализируя положения ч. 1 ст. 131, ст. 609, ст. 610, ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакциях, действовавших в период возникновения спорных правоотношений), п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), суд первой инстанции пришел к выводу, что гражданским законодательством, действовавшим на момент заключения договора аренды от 11.05.1994 N 1983, не было предусмотрено обязательной регистрации договора аренды недвижимого имущества, в связи с чем правомерно указал, что названный договор аренды сроком действия с 01.01.1994 по 31.12.2008, является действующим.
Из материалов дела следует, что между Обществом и муниципальным унитарным предприятием г. Орла "Управление по эксплуатации нежилых помещений" были подписаны договоры на аренду нежилого помещения: от 02.03.2009 N 19028 сроком действия с 01.01.2009 по 30.12.2009, от 02.03.2010 N 014/ар сроком действия с 02.03.2010 по 28.02.2011.
Как правильно указал арбитражный суд и Управление не отрицает, вышеперечисленные договоры аренды являются ничтожными сделками, поскольку заключены они до регистрации права хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием и не порождают правовых последствий, позволяющих считать ООО "Татьяна" арендатором спорного помещения.
Исходя из п. 1 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Между тем пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 4 Закона N 122-ФЗ).
Согласно разъяснению Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данному в пункте 5 Постановления от 29.04.2010 N 10/22, поскольку в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками, право хозяйственного ведения на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на момент обращения ООО "Татьяна" к собственнику с заявлением о реализации своего преимущественного права на приобретение арендуемых им нежилых помещений (05.03.2010 г.) и на момент принятия 04.04.2011 оспариваемого отказа муниципальное унитарное предприятие "Управление по эксплуатации нежилых помещений" не обладало правом хозяйственного ведения на спорные помещения (регистрация произведена 08.04.2011), а следовательно, и правом распоряжения данным имуществом. Наличие порока в самом юридическом факте - передача в аренду помещений в отсутствие зарегистрированного права хозяйственного ведения на них - свидетельствует о недействительности сделки в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, как не соответствующей пункту 2 статьи 8, пункту 3 статьи 131 и статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Однако судом установлен факт наличия договорных отношений между заявителем и Управлением в силу того, что договор аренды от 11.05.1994 N 1983 в соответствии с пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации считается возобновленным не неопределенный срок и действующим на момент отказа в реализации преимущественного права.
В соответствии с Законом Орловской области "О реализации положений статей 3 и 5 Федерального закона от 18.12.08 N 852-ОЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" были установлены следующие основные критерии, используемые при реализации преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого ими имущества: площадь арендуемых помещений не должна превышать 2000 квадратных метров; срок рассрочки оплаты не может быть более пяти лет.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что в заявлении о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого помещения ООО "Татьяна" указало на соблюдение Обществом условий, установленных Законом N 159-ФЗ для предоставления права на приватизацию, приложив необходимые документы. Задолженности по арендной плате, размер которой установлен договорами аренды спорного помещения, у заявителя не имеется. Заявитель продолжает фактически пользоваться спорным нежилым помещением с согласия собственника до настоящего времени, уплачивая арендную плату.
Помимо этого, суд указал, что спорное имущество не включено в список, утвержденный в соответствии с пунктом 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.07 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Доказательств обратного материалы дела не содержат.
В пункте 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" указано, что при применении положений статьи 3 Закона арбитражным судам следует иметь в виду, что субъект малого или среднего предпринимательства пользуется правом на приобретение только при условии, что он является арендатором по договору аренды недвижимого имущества (заключенному как с указанием срока аренды, так и на неопределенный срок), действующему на момент принятия соответствующим органом решения о приватизации данного имущества (в том числе и по договору аренды, действие которого возобновлено на неопределенный срок по правилам пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что после получения от Общества заявления о приватизации спорного помещения Управление письмом от 23.03.2011 N 7/1636 заявило об отказе от договора аренды от 11.05.1994 N 1983.
С учетом правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в пункте 5 Информационного письма от 05.11.2009 N 134, суд правильно указал, что Управление совершило действия, направленные на воспрепятствование заявителю в реализации его права на приватизацию спорного помещения.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание наличия между заявителем и Управлением действующего договора аренды от 11.05.1994 N 1983, арбитражный суд, оценив и исследовав в порядке ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о наличии у ООО "Татьяна" как субъекта малого предпринимательства права на приватизацию недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.07 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и Федерального закона от 22.07.08 N 159-ФЗ, в связи с чем правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования.
Кассационная инстанция находит выводы Арбитражного суда Орловской области правильными, соответствующими нормам материального права, в связи с чем считает необходимым отменить постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2011, оставив в силе решение суда первой инстанции от 14.07.2011.
Руководствуясь п. 5 ч. 1 ст. 287, ч. ч. 1, 2 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2011 по делу N А48-1309/2011 отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Орловской области от 14.07.2011 по настоящему делу.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" указано, что при применении положений статьи 3 Закона арбитражным судам следует иметь в виду, что субъект малого или среднего предпринимательства пользуется правом на приобретение только при условии, что он является арендатором по договору аренды недвижимого имущества (заключенному как с указанием срока аренды, так и на неопределенный срок), действующему на момент принятия соответствующим органом решения о приватизации данного имущества (в том числе и по договору аренды, действие которого возобновлено на неопределенный срок по правилам пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации).
...
С учетом правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в пункте 5 Информационного письма от 05.11.2009 N 134, суд правильно указал, что Управление совершило действия, направленные на воспрепятствование заявителю в реализации его права на приватизацию спорного помещения.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание наличия между заявителем и Управлением действующего договора аренды от 11.05.1994 N 1983, арбитражный суд, оценив и исследовав в порядке ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о наличии у ООО "Татьяна" как субъекта малого предпринимательства права на приватизацию недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.07 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и Федерального закона от 22.07.08 N 159-ФЗ, в связи с чем правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 2 февраля 2012 г. N Ф10-5199/11 по делу N А48-1309/2011
Хронология рассмотрения дела:
28.02.2013 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4495/11
24.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3279/12
29.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3279/12
21.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3279/2012
15.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3279/2012
02.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5199/11
07.11.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4495/11