Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Сладкопевцевой Н. Г. |
Судей: |
Чистовой И.В. |
|
Шильненковой М.В. |
при участии в заседании: |
|
от истца: |
Олифиров П.А. - представитель (доверенность от 21.02.2012 г.); |
от ответчика: от третьего лица: |
не явился, извещен надлежаще; не явился, извещен надлежаще; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Липецкая энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 20.07.2011 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2011 г. по делу N А36-1236/2011, суд
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Липецкая энергосбытовая компания" (далее - ОАО "ЛЭСК", истец), (ОГРН 1054800190037) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Исток" (далее - ООО "Исток", ответчик), (ОГРН 1064811006303) об обязании ответчика в течение 14 рабочих дней с даты вступления в силу судебного акта направить истцу подписанный с его стороны акт согласования аварийной и технологической брони электроснабжения, предусматривающий отнесение к аварийной броне электроснабжения нагрузку только электроприемников, относимых к аварийной броне электроснабжения: дежурное и охранное освещение, охранная и пожарная сигнализации, насосы пожаротушения, связь, аварийная вентиляция, с приложением к акту принципиальной однолинейной электрической схемы электроснабжения ответчика, подписанной сетевой организацией и потребителем (с учетом уточнений, заявленных истцом в порядке ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная компания Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Липецэнерго" (ОГРН 1046900099498).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 20.07.2011 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2011 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не соглашаясь с вынесенными судебными актами, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, ОАО "Липецкая энергосбытовая компания" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Липецкой области от 20.07.2011 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2011 г. отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы считает необоснованным вывод суда об отсутствии технической возможности составления акта аварийной и технологической брони электроснабжения.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Исток", считая оспариваемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
Представители ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. С учетом требований ст. 284 АПК РФ суд кассационной инстанции считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В силу ст. 286 АПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителя истца, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено арбитражным судом, между ОАО "Липецкая энергосбытовая компания" и ООО "Исток" 01.02.2008 г. заключен договор энергоснабжения N 356 для потребителей, присоединенная мощность которых не превышает 750 кВА.
Согласно п. 2.1 договора гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, через привлеченных третьих лиц, оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а покупатель обязуется оплачивать приобретаемую электроэнергию и оказанные услуги.
Пунктом 3.1.4 договора предусмотрена обязанность гарантирующего поставщика, урегулировать в интересах покупателя отношения по передаче электроэнергии, а также отношения по оказанию иных неразрывно связанных с процессом снабжения электроэнергией услуг, в соответствии с правилами, установленными законодательством Российской Федерации в отношении договора оказания услуг по передаче электроэнергии и иных услуг.
В пункте 8.1 договора стороны установили, что настоящий договор вступает в силу с 01.03.2008 г. и действует по 31.12.2008 г. Дата вступления договора в силу является датой начала исполнения обязательств каждой из сторон по настоящему договору.
28.03.2011 г. истец обратился к ответчику с претензией об устранении нарушения законодательства, в которой указывал на необходимость согласования акта технологической и аварийной брони в соответствии с требованиями Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. N 530 (далее - Правила N 530), Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. N 861 (далее - Правила N 861), а также Правил разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики, утвержденных приказом Министерства промышленности и энергетики РФ 18.03.2008 г. N 124 (далее - Приказ N 124) (л.д. 28т.1).
ООО "Исток" письмом от 22.02.2011 г. N 374 ответило на претензию N 436 от 28.03.2011 г. отказом, указав на отсутствие технической возможности составления акта согласования технологической и аварийной брони (л.д. 29).
Полагая, что составление такого акта и предоставление его энергосбытовой организации является обязанностью ответчика, которую он не исполнил, истец обратился в Арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой и апелляционной инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Из материалов дела усматривается, что в настоящем споре гражданские права и обязанности сторон возникли из договора энергоснабжения N 356 от 01.02.2008 г.
Согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (п. 3 ст. 539 ГК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 г. N 530 утверждены Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (далее - Правила N 530).
В силу п. 168 Правил N 530 в отношении потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства, а также в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления. Перечень потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, приведен в приложении N 6 к Правилам N 530. К таким потребителям (объектам), в частности, относятся объекты водоснабжения и канализации. При этом в отношении таких потребителей (отдельных объектов) определяются величины аварийной и технологической брони в соответствии с п.п. 188 и 189 Правил N 530.
Согласно п. 188 Правил N 530 в случаях, когда полное ограничение режима потребления может привести к необратимому нарушению технологического процесса, устанавливается величина технологической брони.
В силу п. 189 Правил N 530 в случаях, когда полное ограничение режима потребления может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей и экологической безопасности, устанавливается величина аварийной брони. При этом, аварийной броней энергоснабжения является минимальный расход электрической энергии (наименьшая мощность), обеспечивающий безопасное для жизни и здоровья людей и окружающей среды состояние предприятия с полностью остановленным технологическим процессом. Порядок определения аварийной и технологической брони и требования к соответствующим энергопринимающим устройствам устанавливаются в соответствии с правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики.
Действующая редакция пунктов 188, 189 Правил N 530 была утверждена постановлениями Правительства РФ от 02.10.2009 г. N 785, от 31.12.2010 г. N 1242.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике", утверждаемые Правительством Российской Федерации основное положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу.
Согласно п. 31 Правил N 861, в случае если потребитель электрической энергии согласно требованиям нормативных правовых актов включен в перечень потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, составляется акт согласования аварийной и технологической брони. Акт согласования аварийной и технологической брони составляется потребителем электрической энергии и направляется сетевой организации (гарантирующему поставщику, энергосбытовой организации) в течение 3 рабочих дней с даты заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии (договора энергоснабжения).
При заключении с потребителем электрической энергии договора энергоснабжения гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация), выступающий потребителем услуг по передаче электрической энергии, получает от потребителя электрической энергии акт согласования аварийной и технологической брони и после получения такого акта направляет его для подписания сетевой организации.
Потребитель, нарушивший требования настоящего пункта в части обязанности составления акта согласования аварийной и технологической брони, несет ответственность перед сетевой организацией (гарантирующим поставщиком, энергосбытовой организацией) в порядке, предусмотренном договором оказания услуг по передаче электрической энергии (договором энергоснабжения).
Таким образом, последствия неисполнения потребителем данной обязанности прямо предусмотрены действующим законодательством.
Арбитражным судом установлено, что ответчик направил в адрес ОАО "МРСК Центра" - "Липецэнерго" письмо N 880 от 03.05.2011 г. с просьбой о выделении аварийно-технологической брони для конкретных объектов (л.д. 85 т.1).
ОАО "МРСК Центра" - "Липецэнерго" письмом N ЛП/27/1942 от 11.05.2011 г. сообщило о том, что для рассмотрения вопроса о согласовании актов технологической и аварийной брони электроснабжения, согласно требованиям "Правил разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики", утвержденных приказом Минпромэнерго Российской Федерации от 18.03.2008 г. N 124 необходимо представить следующие документы: принципиальную однолинейную электрическую схему электроснабжения ООО "Исток", схему электроснабжения электропиемников аварийной брони.
Приказом Минпромэнерго России от 18.03.2008 г. N 124 утверждены Правила разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики (далее - Приказ N 124).
Согласно п. 53 Приказа N 124 технологической броней электроснабжения являются наименьшая потребляемая мощность и продолжительность времени, необходимые потребителю для безопасного завершения технологического процесса, цикла производства, после чего может быть произведено отключение соответствующих энергопринимающих устройств.
Технологическая броня электроснабжения устанавливается для потребителей - юридических лиц, использующих в производственном цикле непрерывные технологические процессы, внезапное прекращение которых вызывает опасность для жизни людей, окружающей среды и(или) необратимое нарушение технологического процесса (п. 54 Приказа N 124).
В соответствии с п. 58 Приказа N 124 аварийной броней электроснабжения является минимальный расход электрической энергии (наименьшая мощность), обеспечивающий безопасное для жизни и здоровья людей и окружающей среды состояние предприятия с полностью остановленным технологическим процессом. К электроприемникам аварийной брони электроснабжения в целях настоящих Правил относятся: дежурное и охранное освещение, охранная и пожарная сигнализация, насосы пожаротушения, связь, аварийная вентиляция (п. 59).
Согласно п. 60 Приказа N 124 фактическая нагрузка аварийной брони электроснабжения определяется замерами или расчетным путем. Электроприемники аварийной брони электроснабжения должны быть выделены на отдельные питающие линии, по которым подача электрической энергии (мощности) не подлежит ограничению или временному ее прекращению при возникновении или угрозе возникновения аварийных электроэнергетических режимов (п. 61 Приказа N 124).
В п. 62 Приказа N 124 установлено, что объем минимально необходимых поставок электрической энергии потребителю при возникновении или угрозе возникновения аварийного электроэнергетического режима определяется в акте согласования технологической и аварийной брони электроснабжения потребителя, к которому прикладывается принципиальная однолинейная электрическая схема электроснабжения предприятия в нормальном режиме, подписанная энергоснабжающей (сетевой) организацией и потребителем (п. 67 Приказа N 124).
Согласно п. 68 Приказа N 124 при составлении акта должны быть заполнены все предусмотренные показатели, а также должны быть выделены питающие линии, которые могут отключаться немедленно (без предупреждения) и временное отключение которых не вызовет несчастных случаев с людьми или тяжелых экологических последствий.
Из пояснений представителей ответчика и третьего лица - сетевой организации следует, что электросетевые объекты ОАО "МРСК Центра" - "Липецкэнерго" и ООО "Исток" не оборудованы системами, позволяющими проводить ограничение потребления электрической энергии до уровня технологической и аварийной брони, поскольку не имеется отдельных питающих линий с электроприемниками для аварийной и технологической брони электроснабжения, по которым подача электроэнергии (мощности) не подлежит ограничению (л.д. 63, 81-84, 85-91).
Согласно п. 62 Приказа N 124 акты могут составляться как по инициативе потребителя, так и по инициативе энергоснабжающей (сетевой) организации с потребителями, не включенными в графики аварийного ограничения.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность инициирования согласования акта аварийной и технической брони не только потребителем, но и энероснабжающей (сетевой) организацией.
Однако, как следует из материалов дела, истец не воспользовался правом, предусмотренным п. 62 Приказа N 124.
Исходя из анализа имеющихся в деле доказательств, фактических обстоятельств дела, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
С учетом вышеизложенного, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы ОАО "Липецкая энергосбытовая компания" и отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 20.07.2011 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2011 г. по делу N А36-1236/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
Председательствующий |
Сладкопевцева Н.Г. |
Судьи |
Чистова И.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В п. 62 Приказа N 124 установлено, что объем минимально необходимых поставок электрической энергии потребителю при возникновении или угрозе возникновения аварийного электроэнергетического режима определяется в акте согласования технологической и аварийной брони электроснабжения потребителя, к которому прикладывается принципиальная однолинейная электрическая схема электроснабжения предприятия в нормальном режиме, подписанная энергоснабжающей (сетевой) организацией и потребителем (п. 67 Приказа N 124).
Согласно п. 68 Приказа N 124 при составлении акта должны быть заполнены все предусмотренные показатели, а также должны быть выделены питающие линии, которые могут отключаться немедленно (без предупреждения) и временное отключение которых не вызовет несчастных случаев с людьми или тяжелых экологических последствий.
...
Согласно п. 62 Приказа N 124 акты могут составляться как по инициативе потребителя, так и по инициативе энергоснабжающей (сетевой) организации с потребителями, не включенными в графики аварийного ограничения.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность инициирования согласования акта аварийной и технической брони не только потребителем, но и энероснабжающей (сетевой) организацией.
Однако, как следует из материалов дела, истец не воспользовался правом, предусмотренным п. 62 Приказа N 124."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 13 марта 2012 г. N Ф10-125/12 по делу N А36-1236/2011