См. также определение Федерального арбитражного суда Центрального округа от 26 декабря 2012 г. N Ф10-4478/12 по делу N А64-2025/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
О.В. Киселёвой |
Судей: |
Л.В. Леоновой |
|
Л.В. Солодовой |
при участии в заседании: |
|
От истца: Общество с ограниченной ответственностью фирма "Эльфа" |
Представители не явились, истец о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом; |
От ответчика: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области |
Представители не явились, ответчик о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом; |
От лиц, не привлеченных к участию в деле: Администрация Тамбовской области
Администрация города Тамбов |
Сурков П.В. по довер. N 26 от 26.12.11 г. Представители не явились, Администрация г. Тамбова о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещена надлежащим образом; |
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Администрации Тамбовской области, г. Тамбов, и Администрации города Тамбов, г. Тамбов, на определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2012 по делу N А64-2025/2012,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью фирма "Эльфа" (далее - ООО фирма "Эльфа") обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 21.03.2012 иск ООО фирма "Эльфа" удовлетворен в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, администрация города Тамбова и Администрация Тамбовской области, в порядке ст. 42 АПК РФ, обратились в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просили указанное решение отменить.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2012 (судьи Сухова И.Б., Поротиков А.И., Мокроусова Л.М.) производство по апелляционным жалобам, поданным Администрацией города Тамбова и Администрацией Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 21.03.2012 по делу N А64-2025/2012, прекращено в связи с подачей жалобы лицами, не имеющими права на обжалование судебного акта.
Ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм процессуального права, Администрация города Тамбова и Администрация Тамбовской области обратились в суд округа с кассационными жалобами, в которых просят отменить обжалуемый судебный акт.
Стороны и Администрация г. Тамбова, извещенные о дате, времени и месте рассмотрения кассационных жалоб, своих представителей в суд округа не направили. Дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц, в порядке, предусмотренном ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационных жалоб, суд кассационной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены определения Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2012 по делу N А64-2025/2012 в части прекращения производства по кассационной жалобе Администрации Тамбовской области, с направлением дела в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд для рассмотрения апелляционной жалобы Администрации Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 21.03.2012 по делу N А64-2025/2012 по существу. В остальной части указанный судебный акт подлежит оставлению без изменения. При этом суд округа исходит из следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанции, что ООО фирма "Эльфа" принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами: 68:29:0309005:151, 68:29:0309006:62.
Согласно кадастровым паспортам земельных участков от 30.01.2012 N 6800/201/2012-7247 и от 30.01.2012 N 6800/201/2012-7220, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0309005:151 составляет 36 406 794,60 руб., земельного участка с кадастровым номером 68:29:0309006:62 - 46952601,28 руб.
Считая, что кадастровая стоимость земельных участков, указанная в кадастровых паспортах, значительно завышена и, соответственно, приводит к увеличению размера земельного налога, ООО фирма "Эльфа" обратилось в Оценочно-аналитический центр "ДЕТЕЛЬ" для производства оценки рыночной стоимости данных земельных участков.
Согласно отчетам N 2 от 01.02.2012 и N 3 от 01.02.2012 об определении рыночной стоимости имущества, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0309006:62 составляет 8761220 руб., земельного участка с кадастровым номером 68:29:0309005:151 составляет 5956497 руб.
Истец, ссылаясь на то, что кадастровая стоимость земельных участков принадлежащих истцу значительно превышает их рыночною стоимость, в соответствии со ст. 66 Земельного кодекса РФ, обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с настоящим исковым заявлением.
По мнению кассационной инстанции, прекращая производство по апелляционной жалобе Администрации г. Тамбова, суд апелляционной инстанций обоснованно исходил из следующего.
Статьей 42 и ч. 1 ст. 257 АПК РФ предусмотрено, что правом обжалования в порядке апелляционного производства решения арбитражного суда первой инстанции, не вступившего в законную силу, обладают лица, участвующие в деле, а также лица, хотя и не участвовавшие в деле, но о правах и об обязанностях которых принято обжалуемое решение.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" определено, что при применении ст. 257 и ст. 272 АПК РФ арбитражным судам апелляционной инстанции следует принимать во внимание, что право на обжалование судебных актов в порядке апелляционного производства имеют как лица, участвующие в деле, так и иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ.
К иным лицам в силу ч. 3 ст. 16 и ст. 42 АПК РФ относятся лица, о правах и обязанностях которых принят судебный акт.
В силу п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 после принятия апелляционной жалобы лица, не участвовавшего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции определяет, затрагивает ли принятый судебный акт непосредственно права или обязанности заявителя.
Если после принятия апелляционной жалобы будет установлено, что заявитель не имеет права на обжалование судебного акта, то применительно к п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ производство по жалобе подлежит прекращению.
Из материалов дела следует, что администрация муниципального образования городского округа - город Тамбов к участию в деле не привлекалась. Мотивировочная и резолютивная части обжалуемого судебного акта каких-либо выводов о правах, обязанностях и законных интересах Администрации г. Тамбова не содержат.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обжалуемым судебным актом затронуты права и интересы Администрации г. Тамбова, поскольку результатом принятого по делу решения станет уменьшение налога на землю, подлежащего взысканию с истца как землепользователя, что, в свою очередь, приведет к снижению доходной части бюджета муниципального образования, обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции в связи с тем, что выполнение Администрации г. Тамбова возложенных на нее функций нельзя расценивать как наличие процессуальной заинтересованности в исходе дела.
С учетом того, что решение суда первой инстанции от 21.03.2012 о правах и обязанностях Администрации г. Тамбова не принималось, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что апелляционная жалоба подана лицом, не имеющим права на обжалование судебного акта, в связи с чем, принимая во внимание, что данное обстоятельство установлено после принятия апелляционной жалобы к производству, обоснованно прекратил производство по жалобе Администрации г. Тамбова.
При этом, суд апелляционной инстанции верно указал на недоказанность заявителем того, что муниципальное образование г. Тамбов, равно как и его органы местного самоуправления, являются участниками правоотношений, возникших относительно кадастрового учета и землепользования спорным земельным участком.
Относительно вывода о наличии оснований для отмены определения Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2012 по делу N А64-2025/2012 в части прекращения производства по апелляционной жалобе Администрации Тамбовской области, суд округа считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии со ст. 24.12 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 г. (в ред. от 03.12.11 г., с изм. от 28.07.12 г) "Об оценочной деятельности в РФ", государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или в случаях, установленных законодательством субъекта РФ, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.
Таким образом, Администрация Тамбовской области, являясь высшим органом исполнительной власти субъекта РФ, принимает непосредственное участие в процессе определения и утверждения кадастровой стоимости земель Тамбовской области, а, следовательно, при рассмотрении исков, направленных в т.ч. на изменение установленной кадастровой стоимости земель в Тамбовской области, затрагиваются права и обязанности указанного лица.
При таких обстоятельствах, Федеральный арбитражный суд Центрального округа не может признать содержащиеся в обжалуемом судебном акте выводы суда апелляционной инстанции в отношении апелляционной жалобы Администрации Тамбовской области правомерными.
В связи с изложенным, обжалуемое определение в части прекращения производства по апелляционной жалобе Администрация Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 21.03.2012 подлежит отмене, а дело направлению в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд для рассмотрения апелляционной жалобы Администрации Тамбовской области по существу.
При новом рассмотрении дела в указанной части суду апелляционной инстанции следует учесть вышеизложенное и принять законный и обоснованный судебный акт, правильно применив нормы материального и процессуального права.
В остальной части выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм процессуального права, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта в части прекращения производства по апелляционной жалобе Администрации г. Тамбова не имеется.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, 288, ст. 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Центрального округа,
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2012 по делу N А64-2025/2012 в части прекращения производства по апелляционной жалобе Администрации Тамбовской области на решение арбитражного суда Тамбовской области от 21.03.2012 г. по делу N А64-2025/2012 - отменить.
Дело направить в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд для рассмотрения апелляционной жалобы Администрации Тамбовской области на решение арбитражного суда Тамбовской области от 21.03.2012 г. по делу N А64-2025/2012 по существу.
В части прекращения производства по апелляционной жалобе Администрации города Тамбов определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2012 по делу N А64-2025/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Тамбова без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Киселёва |
Судьи |
Л.В. Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.
Таким образом, Администрация Тамбовской области, являясь высшим органом исполнительной власти субъекта РФ, принимает непосредственное участие в процессе определения и утверждения кадастровой стоимости земель Тамбовской области, а, следовательно, при рассмотрении исков, направленных в т.ч. на изменение установленной кадастровой стоимости земель в Тамбовской области, затрагиваются права и обязанности указанного лица.
При таких обстоятельствах, Федеральный арбитражный суд Центрального округа не может признать содержащиеся в обжалуемом судебном акте выводы суда апелляционной инстанции в отношении апелляционной жалобы Администрации Тамбовской области правомерными.
В связи с изложенным, обжалуемое определение в части прекращения производства по апелляционной жалобе Администрация Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 21.03.2012 подлежит отмене, а дело направлению в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд для рассмотрения апелляционной жалобы Администрации Тамбовской области по существу."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 18 декабря 2012 г. N Ф10-4478/12 по делу N А64-2025/2012
Хронология рассмотрения дела:
26.03.2013 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3062/12
04.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1588/13
11.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1588/13
26.12.2012 Определение Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4478/12
18.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4478/12
20.09.2012 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3062/12
21.03.2012 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-2025/12