Резолютивная часть постановления объявлена 5 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Ермакова М.Н. |
судей: |
Егорова Е.И. |
|
Шуровой Л.Ф. |
при участии в заседании:
от индивидуального предпринимателя Истомовой Александры Васильевны 394029, г. Воронеж, ул. Южно-Моравская, д. 31, кв. 18, ком. 7, ОГРН 309366800300131
от МИФНС России N 12 по Воронежской области 394006, г. Воронеж, д. 46
от ГУ УПФ РФ в г. Воронеже 394036, г. Воронеж, ул. Пушкинская, д. 5а, ОГРН 1073667025728
|
не явилась, извещена надлежаще
не явились, извещены надлежаще
не явились, извещены надлежаще |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Межрайонной ИФНС России N 12 по Воронежской области и Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.12 г. (судьи Т.Л. Михайлова, Н.А. Ольшанская, В.А. Скрынников) по делу N А14-11066/2012,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Истомова Александра Васильевна (далее - Предприниматель) обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения МИФНС России N 12 по Воронежской области (далее - регистрирующий орган) от 20.03.12 г. N 2495А "Об отказе в государственной регистрации индивидуального предпринимателя в случае не представления необходимых для государственной регистрации документов".
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 30.07.12 г. по ходатайству регистрирующего органа к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже (далее - орган Пенсионного фонд).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 14.09.12 г. в удовлетворении заявления Предпринимателю отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.12 г. решение суда первой инстанции отменено, заявление Предпринимателя удовлетворено
В кассационной жалобе регистрирующий орган, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит отменить постановление апелляционного суда.
В кассационной жалобе орган Пенсионного фонда также считает, что постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.12 г. принято с нарушением и неправильным применением норм материального права, в связи с чем, просит его отменить, оставив решение суда первой инстанции без изменения.
В отзыве на кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации Межрайонная инспекция ФНС России N 12 Воронежской области поддерживает доводы, изложенные ней.
Предприниматель в отзыве считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Рассмотрев доводы жалоб и отзывов, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Как следует из материалов дела, Истомова Александра Васильевна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 03.04.09 г., о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись за основным государственным регистрационным номером 309366809300131.
13.03.12 г. Истомова А.В. обратилась в регистрирующий орган с заявлением по форме N Р26001 о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности (вх. N 2495А).
На запрос о документе, подтверждающем представление в территориальный орган Пенсионного фонда сведений, представлено письмо-справка от 14.03.12 г. N 67, согласно которому Предпринимателем не представлены сведения в соответствии с пп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 5 ст. 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.96 г. N 27-ФЗ и в соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" от 30.04.08 г. N 56-ФЗ. На основании этих сведений регистрирующим органом вынесено решение от 20.03.12 г. N 2495А об отказе в государственной регистрации прекращения Предпринимателем предпринимательской деятельности по основанию, предусмотренному пп. "з" п. 1 ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.01 г. N 129-ФЗ (далее - Закон N 129-ФЗ).
Не согласившись с указанным решением, Предприниматель обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции посчитал, что Предпринимателем не выполнено условие представления регистрирующему органу всех необходимых документов для регистрации прекращения деятельности индивидуального предпринимателя.
Суд апелляционной инстанции не согласился с указанными выводами и отменил решение суда первой инстанции, исходя из того, что в Законе N 129-ФЗ не содержится обязанность при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя представлять в пакете необходимых для государственной регистрации документов сведения, предусмотренные п. 5 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, а представленная органом Пенсионного фонда в регистрирующий орган информация не является достоверной.
Суд кассационной инстанции считает указанные выводы суда апелляционной инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
Порядок осуществления государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя предусмотрен Законом N 129-ФЗ.
Пунктом 1 ст. 22.3 Закона N 129-ФЗ определен перечень документов, обязательных для государственной регистрация прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности, в пп."в" предусмотрено представление документа, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с пп.1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.96 г. N 27-ФЗ и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" от 30.04.08 г. N 56-ФЗ.
В случае, если предусмотренный пп. "в" п. 1 ст. 22.3 Закона N 129-ФЗ документ не представлен заявителем, то он (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Государственная регистрация прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в сроки, предусмотренные ст. 8 Закона N 129-ФЗ, то есть в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
На основании ст. 23 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации в случаях, предусмотренных названной статьей.
Как установлено судами обеих инстанций, основанием отказа в государственной регистрации прекращения деятельности явилась информация органа Пенсионного фонда о непредставлении Предпринимателем сведений, предусмотренных пп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 5 ст. 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.96 г. N 27-ФЗ.
Из материалов дела следует, что Предпринимателем обязанность по представлению органу Пенсионного фонда сведений, предусмотренных п. 5 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, не исполнена, так как направленные ею по электронным каналам связи сведения по форме СЗВ-6-2, СЗВ-6-1 не приняты органом Пенсионного фонда к обработке по причине неверного заполнения форм индивидуальных сведений.
Между тем, п. 5 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, обязывавший физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, представляет следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии, утратил силу с 01.01.12 г. (Федеральный закон от 03.12.11 г. N 379-ФЗ).
Таким образом, к моменту подачи Предпринимателем заявления в регистрирующий орган о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, обязанность представлять в орган Пенсионного фонда соответствующие сведения отсутствовала. Поэтому непредставление Предпринимателем этих сведений в орган Пенсионного фонда не могло являться основанием для принятия оспариваемого ненормативного правового акта.
В соответствии с пп. 1-8 п. 2 ст. 6 Закона N 27-ФЗ в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются: страховой номер; фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении; дата и место рождения; пол; адрес постоянного места жительства; серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов; гражданство.
Ст. 11 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.01 г. N 167-ФЗ (далее - Закон N 167-ФЗ) установлено, что регистрация страхователей - физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и самостоятельно уплачивающие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, также как и снятие их с регистрационного учета, осуществляется в территориальных органах Пенсионного фонда в пятидневный срок со дня представления в соответствующий территориальный орган федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и представляемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При этом как постановка на регистрационный учет, так и снятие с регистрационного учета страхователей осуществляется путем обмена электронными документами.
Порядок обмена сведениями между регистрирующим органом и территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации предусмотрен п. 23 Правил ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и представления содержащихся в нем сведений (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.03 г. N 630 (в соответствующей редакции).
К указанным сведениям об индивидуальном предпринимателе относятся: фамилия, имя и (если имеется) отчество; пол; дата и место рождения; гражданство; место жительства в Российской Федерации (адрес, по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке, - наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры); данные документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, - для индивидуального предпринимателя - гражданина Российской Федерации.
Наличие у Предпринимателя страхового свидетельства государственного пенсионного страхования N 052-291-998 67 подтверждает первоначальную регистрацию в территориальном органе Пенсионного фонда и наличие у нее страхового номера и индивидуального лицевого счета, на основании чего суд апелляционной инстанции пришел к правомерно указал, что сведения, предусмотренные пп. 1-8 п. 2 ст. 6 Закона N 27-ФЗ, имелись в территориальном органе Пенсионного фонда.
Как правильно отмечено судом апелляционной инстанции, сведений о том, что Предпринимателем утрачивалось страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования либо у нее изменялись индивидуальные сведения, материалы дела не содержат, доказательств этого ни регистрирующий орган, ни орган Пенсионного фонда в дело не представили.
Таким образом, суд апелляционной инстанции обоснованно признал, что представленная органом Пенсионного фонда в регистрирующий орган информация о неисполнении Предпринимателем обязанности по представлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не может быть признана достоверной.
При названных обстоятельствах суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о несоответствии оспариваемого ненормативного правового акта закону и обоснованно удовлетворил заявление Предпринимателя.
Таким образом, доводы кассационных жалоб о нарушении судом апелляционной инстанции норм материального права являются необоснованными и не могут рассматривать в качестве оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену постановления суда апелляционной инстанции, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 декабря 2012 года по делу N А14-11066/2012 оставить без изменения, кассационные жалобы Межрайонной ИФНС России N 12 по Воронежской области и Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
М.Н. Ермаков |
Судьи |
Е.И. Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ст. 11 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.01 г. N 167-ФЗ (далее - Закон N 167-ФЗ) установлено, что регистрация страхователей - физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и самостоятельно уплачивающие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, также как и снятие их с регистрационного учета, осуществляется в территориальных органах Пенсионного фонда в пятидневный срок со дня представления в соответствующий территориальный орган федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и представляемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
...
Порядок обмена сведениями между регистрирующим органом и территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации предусмотрен п. 23 Правил ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и представления содержащихся в нем сведений (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.03 г. N 630 (в соответствующей редакции).
...
Наличие у Предпринимателя страхового свидетельства государственного пенсионного страхования N 052-291-998 67 подтверждает первоначальную регистрацию в территориальном органе Пенсионного фонда и наличие у нее страхового номера и индивидуального лицевого счета, на основании чего суд апелляционной инстанции пришел к правомерно указал, что сведения, предусмотренные пп. 1-8 п. 2 ст. 6 Закона N 27-ФЗ, имелись в территориальном органе Пенсионного фонда."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12 апреля 2013 г. N Ф10-712/13 по делу N А14-11066/2012
Хронология рассмотрения дела:
12.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-712/13
29.12.2012 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4636/12
18.09.2012 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4636/12
14.09.2012 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-11066/12