г. Калуга |
|
13 августа 2013 г. |
Дело N А64-4907/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.08.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.08.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Толкачевой И.Ю. |
судей |
Козелкина И.И. |
|
Егоровой С.Г. |
|
|
при участии в заседании: |
|
от истца: |
не явился, извещен надлежаще; |
от ответчиков: |
Юрченко Е.А. (дов. N 121/13 от 04.07.2013), Чистякова С.Н. (дов. от 06.08.2013); |
от третьих лиц: не явились, извещены надлежаще; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва - Волгоград Федерального дорожного агентства" (ФКУ Упрдор "Каспий") и ООО "Дорстройсервис", г. Ардон Республика Северная Осетия - Алания, на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 10.12.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2013 по делу N А64-4907/2012,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области, ОГРН 1026801156172, обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Волгоград Федерального дорожного агентства" (далее ФКУ Упрдор "Каспий"), ОГРН 1026801226440, о признании недействительными открытого аукциона в электронной форме N 0364100001811000128 на право заключения государственного контракта на выполнение капитального ремонта федеральной автомобильной дороги М-6 "Каспий" - из Москвы (от Каширы) через Тамбов, Волгоград до Астрахани км 736+00 - км 746+000, Волгоградская область, а также государственного контракта N 56131 от 03.07.2012 на выполнение работ, предусмотренных вышеназванным аукционом (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Дорстройсервис", ООО "Таганрогское ДСУ", ООО "Орловское ДСУ", ЗАО ЭТП ММВБ "Госзакупки".
Определением арбитражного суда Тамбовской области от 04.09.2012 ООО "Дорстройсервис", г. Ардон Республика Северная Осетия - Алания, ОГРН 1071514000447, было исключено из числа третьих лиц по делу и привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 10.12.2012 (судья Соловьева О.В.) заявленные исковые требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2013 (судьи Яковлев А.С., Афонина Н.П., Колянчикова Л.А.) решение Арбитражного суда Тамбовской области от 10.12.2012 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ФКУ Упрдор "Каспий" и ООО "Дорстройсервис" обратились в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационными жалобами, в которых просят решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в судебных актах, обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального права.
Представители ответчиков поддержали доводы кассационных жалоб.
Представители истца и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Центрального округа, не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в порядке ч.3 ст. 284 АПК РФ в их отсутствие.
Изучив материалы дела, в соответствии с положениями ст. 286 АПК РФ обсудив доводы кассационных жалоб и отзыва истца, выслушав представителей ответчиков, судебная коллегия полагает, что обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения в связи нижеизложенным.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, ФКУ Упрдор "Каспий" (заказчик) 29.09.2011 разместило на официальном сайте сети "Интернет" www.zakupki.dov.ru и на электронной торговой площадке ЗАО "ММВБ - Информационные технологии" извещение N 0364100001811000128 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение капитального ремонта федеральной автомобильной дороги М-6 "Каспий" - из Москвы (от Каширы) через Тамбов, Волгоград до Астрахани км 736+00 - км 746+000, Волгоградская область.
Начальная (максимальная) цена контракта - 430 392 340,00 руб.
На участие в аукционе были поданы 4 заявки, по итогам рассмотрения которых аукционная комиссия заказчика приняла решение об отказе в допуске к участию в аукционе участников размещения заказа, подавших заявки N N 2, 3 ООО "Орловское ДСУ", N 4 - ООО "Таганрогское ДСУ".
Основанием для отказа в допуске к участию в аукционе послужило указание этими участниками в заявках при характеристике предлагаемых к использованию материалов показателей и единиц измерения, которые не соответствуют требованиям документации об открытом аукционе и действующему законодательству.
Как следует из протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме N 5 от 17.01.2012, участник N 1 - ООО "Дорстройсервис" допущен аукционной комиссией к участию в аукционе.
Между ФКУ Упрдор "Каспий" и ООО "Дорстройсервис" заключен государственный контракт N 56131 от 03.07.2012 на выполнение капитального ремонта федеральной автомобильной дороги М-6 "Каспий" - из Москвы (от Каширы) через Тамбов, Волгоград до Астрахани км 736+00 - км 746+000, Волгоградская область.
ООО "Орловское ДСУ" и ООО "Таганрогское ДСУ" обратились в УФАС по Тамбовской области с жалобами на действия аукционной комиссии, отклонившей их заявки.
07.02.2012 УФАС по Тамбовской области по результатам рассмотрения жалоб этих лиц и проведенных внеплановых проверок вынесло два решения N РЗ-7/12 и N РЗ-9/12, в которых признало жалобу ООО "Орловское ДСУ" и жалобу ООО "Таганрогское ДСУ" необоснованными, мотивируя свои решения тем, что указанное в их заявках обозначение единицы давления - килограмм-сила на квадратный сантиметр не соответствует обозначению, установленному документацией об открытом аукционе и требованиям действующего законодательства.
Вместе с тем в решении УФАС по Тамбовской области содержится вывод о том, что документация заказчика об аукционе также не соответствует требованиям закона. Заказчик по ряду позиций указал неустановленные единицы измерения, в связи с чем участники размещения заказа составили заявки также с нарушением действующего законодательства, неправильно указав обозначения показателей используемых материалов. Заказчик признан нарушившим требования пункта 1 части 4 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки были выданы предписания N N РЗ-7/12 и РЗ-9/12 от 07.02.2012 об устранении нарушений законодательства о размещении заказов, путем аннулирования открытого аукциона и всех его результатов (протоколов). Решено передать материалы дела уполномоченному должностному лицу УФАС по Тамбовской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ (пункты 2, 3, 4 решений).
Считая действия УФАС по Тамбовской области незаконными и нарушающими его права и законные интересы, ФКУ "Упрдор "Каспий" обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании недействительными пунктов 2, 3, 4 вышеуказанных решений УФАС по Тамбовской области и выданных на их основании предписаний по делу о нарушении законодательства о размещении заказов; просило признать незаконными действия Управления по проведению внеплановых проверок по одному и тому же аукциону, по выдаче двух предписаний N N РЗ-7/12 и РЗ-9/12 от одной и той же даты на совершение одних и тех же юридически значимых действий и передаче материалов дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 29.06.2012 по делу N А64-2204/2012, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2012, требования ФКУ Упрдор "Каспий" удовлетворены частично. Пункты 2, 3, 4 решения УФАС по Тамбовской области от 07.02.2012 по делу N РЗ-9/12 и выданное на его основании предписание от 07.02.2012 N РЗ-9/12 признаны недействительными. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12.12.2012 решение Арбитражного суда Тамбовской области от 29.06.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2012 по делу N А64-2204/2012 были отменены в части признания недействительными пунктов 2, 3, 4 решения УФАС по Тамбовской области по делу N РЗ-9/12 от 07.02.2012 и вынесенного на его основании предписания N РЗ-9/12 от 07.02.2012. В удовлетворении требований ФКУ Упрдор "Каспий" в этой части отказано. В остальной части судебные акты оставлены без изменения.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения ФКУ Упрдор "Каспий" в Арбитражный суд Тамбовской области с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В соответствии с п. 1 части 4 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта: требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Допускаемые к применению в Российской Федерации единицы величин, их наименования и обозначения, а также правила их применения и написания утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2009 N 879 "Об утверждении Положения о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации". В Приложении N 2 к указанному Положению предусмотрено обозначение квадратного метра - м2, кубического метра - м3, градуса Цельсия - °C.
Как установлено судами, заказчик в требованиях к техническим характеристикам материалов, предлагаемых к использованию при выполнении работ по капитальному ремонту федеральной автомобильной дороги, по ряду позиций указал обозначения, не соответствующие наименованиям и обозначениям единиц величин, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2009 N 879.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что использование заказчиком в документации об аукционе неустановленных единиц измерения (например, "м2", "м3") привело к нарушению прав и законных интересов других участников размещения заказа, посчитавших возможным обозначать единицы измерения показателей используемых материалов аналогичным образом - "см2", и заявки которых на участие в аукционе были отклонены из-за неправильного обозначения единиц измерения.
В силу ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Учитывая, что в постановлении Федерального арбитражного суда Центрального округа по делу N А64-2204/2012 сделан вывод о законности решения комиссии УФАС по Тамбовской области NN РЗ-7/12 от 07.02.2012 о признании ФКУ Упрдор "Каспий" нарушившим требования п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Федерального закона N 94-ФЗ, установив также, что допущенные заказчиком нарушения при проведении аукциона повлекли нарушение прав лиц, подавших заявки на участие в нем, суды обоснованно признали недействительными открытый аукцион в электронной форме N 0364100001811000128 и государственный контракт N 56131 от 03.07.2012 на выполнение работ, заключенный по итогам этого аукциона с ООО "Дорстройсервис".
Ссылка заявителей кассационных жалоб на то, что удовлетворение заявленных исковых требований невозможно, поскольку не приведет к восстановлению нарушенных прав участников торгов, судом апелляционной инстанции оценивалась и была правомерно отклонена по мотивам, изложенным в постановлении. Данный довод ответчиков не может повлечь отказ в удовлетворении законных и обоснованных исковых требований.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм процессуального права или материального права, допущенных судами при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, кассационной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, оснований для удовлетворения кассационных жалоб не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, п.1 ч.1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 10.12.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2013 по делу N А64-4907/2012 оставить без изменения, а кассационные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
И.Ю. Толкачева |
Судьи |
И.И. Козелкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.