г.Калуга |
|
17 февраля 2014 г. |
Дело N А14-232/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.02.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.02.2014.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Смолко С.И.
судей Ключниковой Н.В. Стрегелевой Г.А.
при ведении протокола помощником судьи Тарасовой О.В.
при участии в заседании:
от заявителя - Территориального управления Росимущества в Воронежской области, г.Воронеж, ОГРН 1093668037220 Шлеева О.А. - дов. от 30.12.2013
от заинтересованного лица - Управления Росреестра по Воронежской области, г.Воронеж, ОГРН 1043600196254
от третьего лица - ГНУ ВНИИ кукурузы Россельхозакадемии, г.Пятигорск, ОГРН 1022601614749 Секирин А.И. - дов. от 27.12.2013 Орлянский Н.А.- дов. от 02.03.2011 на 3 года
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Воронежской области, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.08.2013 (судья Максимович Т.Н.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2013 (судьи Донцов П.В., Семенюта Е.А., Миронцева Н.Д.) по делу N А14-232/2013,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (далее - Управление Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлениями о признании незаконными отказов Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее - Управление Росреестра) в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки, расположенные по адресу: Воронежская область, Хохольский район, с кадастровыми номерами 36:31:3800009:22, центральная часть кадастрового квартала 36:31:38 00 009; 36:31:3800010:13, центральная часть кадастрового квартала 36:31:38 00 010; 36:31:3800009:20, центральная часть кадастрового квартала 36:31:38 00 009; 36:31:3800010:11, западная часть кадастрового квартала 36:31:38 00 010; 36:31:3800010:14, северная часть кадастрового квартала 36:31:38 00 010, изложенных в сообщениях Управления Росреестра от 16.10.2012 за N N 32/021/2012-11; 32/021/2012-19; 32/021/2012-9; 32/021/2012-4 и 32/021/2012-20 соответственно, и об обязании Управления Росреестра произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на указанные земельные участки.
По 5-ти заявлениям Управления Росимущества судом заведены 5 дел: N А14-228/2013, NА14-232/2013 NА14-233/2013, NА14-240/2013, NА14-243/2013.
Определением суда от 26.02.2013 названные дела объединены в одно производство с присвоением номера N А14-232/2013.
Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Государственного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт кукурузы Российской академии сельскохозяйственных наук" (далее - Институт кукурузы, Институт).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 05.08.2013, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2013, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит состоявшиеся судебные решения отменить, в удовлетворении требований Управления Росимущества отказать, ссылаясь на неверный вывод суда двух инстанций о представлении Управлением Росимущества на регистрацию всех необходимых документов.
В отзыве на жалобу Институт кукурузы просит оставить принятые судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам, представители Управления Росимущества и Института просили оставить обжалуемые решение и постановление без изменения.
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, постановлением администрации Хохольского района Воронежской области от 30.11.1992 N 455 "Об утверждении проектов перераспределения земель и выдачи свидетельств на право пользования, владения землёй" были утверждены проекты перераспределения земель колхозов, совхозов района и Воронежской опытной станции ВНИИК (правопредшественник Института кукурузы), предусматривающие выделение земель по категориям землепользователей и землевладельцев согласно приложению N 1; районному комитету по земельной реформе было предписано выдать свидетельства на право собственности на землю.
Из приложения N 1 к названному постановлению (экспликация перераспределения земель Воронежской опытной станции по кукурузе - ВНИИК) усматривается, что общая площадь переданных опытной станции земель составляет 1762 га, в том числе площадь сельхозугодий - 1576 га, в том числе пашня - 1439 га, мн.насаждения - 4 га, сенокосы - 14 га, пастбища - 119 га.
На основании указанного постановления администрации 4 марта 1997 года Администрация Хохольского района выдала Воронежской опытной станции по кукурузе ВНИИК свидетельство на право бессрочного (постоянного) пользования землей общей площадью 1762 га.
Сформировав пять спорных земельных участков, Управление Росимущества 28 и 30 августа 2012 обратилось в Управление Росреестра с заявлениями о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на эти земельные участки.
Сообщениями от 16.10.2012 за N N 32/021/2012-11, 32/021/2012-19, 32/021/2012-9, 32/021/2012-4, 32/021/2012-20 Управление Росреестра отказало Управлению Росимущества в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанные земельные участки, ссылаясь на то, что представленные документы - постановление администрации от 30.11.1992 N 455 и свидетельство на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от 04.03.1997 не содержат полного описания объекта недвижимости, его местонахождения, вид (название), площадь, что не позволяет идентифицировать объект, установленный в правоустанавливающих документах, с объектом, о регистрации права на который заявлено; кроме того, в свидетельстве от 04.03.1997 отсутствует отметка о его регистрации в комитете по земельным ресурсам и землеустройству, как того требует Указ Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" (далее - Указ Президента РФ от 27.10.1993 N 1767).
Ссылаясь на то что отказ Управления Росреестра в регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки является незаконным, нарушающим права Российской Федерации, Управление Росимущества обратилось с указанными заявлениями в арбитражный суд.
Суд двух инстанций исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и обоснованно пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований Управления Росимущества.
В соответствии с ч.1ст.198, ч.4ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) ненормативный правовой акт органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации прав) установлено, что государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 16 Закона о регистрации прав государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к которому прилагаются документы, необходимые для ее проведения.
В статье 17 названного Закона изложены основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Ими являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества..., иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности на землю, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 "Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю" (далее - Перечень). Пунктом 2 Перечня предусмотрено, что на государственную регистрацию представляются правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или их предшественниками).
Как указано выше, Управление Росимущества представило на государственную регистрацию постановление администрации Хохольского района от 30.11.1992 N 455, которым утвержден проект перераспределения земель Воронежской опытной станции по кукурузе ВНИИК и опытной станции распределено 1762 га земель.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что постановление администрации Хохольского района от 30.11.1992 N 445 не подтверждает право Российской Федерации на спорные земельные участки, а лишь содержит сведения об участии Воронежской опытной станции по кукурузе ВНИИК в перераспределении земель сельскохозяйственного назначения в границах Хохольского района, несостоятельна.
Суды пришли к правильному выводу о том, что земли, предоставленные Воронежской опытной станции по кукурузе ВНИИК, как организации Российской Академии наук, относящейся исключительно к федеральной собственности, также относятся к федеральной собственности. Институт владеет землей на праве постоянного (бессрочного) пользования, являющемся производным от публичного права.
В соответствии с пунктом 5 Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" в фонды перераспределения земель включались участки, оставшиеся после бесплатной передачи земель коллективам колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерным обществам, в том числе созданным на базе государственных сельскохозяйственных предприятий, и этими участками наделялись хозяйства. И как следует из приложения к постановлению администрации Хохольского района от 30.11.1992 N 445 Воронежская опытная станция по кукурузе ВНИИК наделена земельным участком площадью 1762 га с разбивкой по видам земель.
Поэтому не верен довод Управления Росреестра о том, что названное постановление администрации свидетельствует лишь об участии Воронежской опытной станции по кукурузе ВНИИК в перераспределении земель. Постановлением администрации Хохольского района от 30.11.1992 N 455 земли были перераспределены с выделением земельных участков конкретным хозяйствам, в том числе Воронежской опытной станции по кукурузе ВНИИК.
Кроме того, Управление Росимущества представило свидетельство о праве собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей Воронежской опытной станции по кукурузе ВНИИК от 04.03.1997, выданное на основании постановления администрации от 30.11.1992 N 455.
Суд двух инстанций по праву признал несостоятельным довод Управления Росреестра о том, что данное свидетельство не является надлежащим документом, подтверждающим право собственности Российской Федерации на спорные земельные участки, ибо отсутствуют отметки о регистрации права в комитете по земельным ресурсам и землеустройству Хохольского района.
Пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеют государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до или после (но до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним") введения в действие Закона о регистрации прав, а именно: свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента РФ от 27.10.1993 N 1767, а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения" (далее - Постановление Правительства РФ от 19.03.1992 N 177).
Указом Президента РФ от 27.10.1993 утверждена форма свидетельства только о праве собственности на землю.
Форма свидетельства о праве собственности на землю для земель сельскохозяйственного назначения, которая могла использоваться и для оформления права бессрочного (постоянного) пользования землей, утверждена Постановлением Правительства РФ от 19.03.1992 N 177 (пункт 2 Постановления). И Воронежской опытной станции по кукурузе ВНИИК выдавалось свидетельство по форме, утвержденной данным Постановлением Правительства РФ.
Согласно пунктам 2, 3 "Порядка выдачи и регистрации свидетельств о праве собственности на землю", утвержденного первым заместителем председателя Роскомзема 20.05.1992 (далее - Порядок), утвержденная Постановлением Правительства РФ от 19.03.1992 N 177 форма Свидетельства о праве собственности на землю может быть временно (до момента выдачи государственного акта) использована для удостоверения права предприятий, учреждений, организаций на бессрочное (постоянное) пользование землей. В этом случае в заголовке Свидетельства вместо слов "собственности на землю" впечатывается (вписывается) вид предоставления земли в соответствии с решением соответствующего исполнительного органа Совета народных депутатов. В левой колонке таблицы Свидетельства также впечатывается (вписывается) вид предоставления земли: собственность, в том числе бесплатно, постоянное (бессрочное) пользование. Свидетельства выдаются гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям на основании принятых исполнительными органами Советов народных депутатов решений о предоставлении земельных участков либо о перерегистрации права на ранее предоставленный земельный участок.
Из свидетельства о праве собственности на землю, праве бессрочного (постоянного) пользования землей, выданного Воронежской опытной станции по кукурузе ВНИИК администрацией Хохольского района 04.03.1997, усматривается, что оно оформлено, как предусмотрено Порядком. В свидетельство указано, что оно выдано на основании постановления администрации Хохольского района от 30.11.1992, что второй экземпляр свидетельства хранится в комитете по земельной реформе района.
Порядком также предусмотрено, что Свидетельства, выдаваемые сельской, поселковой, городской администрацией, должны быть завизированы представителем комитета по земельной реформе и земельным ресурсам, а также зарегистрированы в специальной "Книге выдачи Свидетельств", Свидетельству при выдаче присваивается свой регистрационный номер. Однако, Порядком не предусмотрена недействительность свидетельств при наличии недостатков в их оформлении. И Указом Президента РФ от 25.01.1999 N 112 признан утратившим силу абзац 7 пункта 3 Указа Президента РФ от 27.10.1993 N 1767, которым предусматривалось, что документы, подтверждающие права собственности на земельные участки или права пользования земельными участками, выданные после вступления в силу настоящего Указа органами исполнительной власти и местного самоуправления без регистрации в районном (городском) комитете по земельным ресурсам и землеустройству, являются недействительными.
При таких обстоятельствах суд по праву не согласился с доводом Управления Росреестра о том, что данное свидетельство является ненадлежащим документом.
Кроме того, на регистрацию были представлены кадастровые паспорта земельных участков, претензий к которым нет.
В соответствии с абзацами 4, 10 статьи 20 Закона о регистрации прав в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; а также не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Представленные на регистрацию документы не противоречат предъявляемым к ним требованиям, подтверждают фактическое нахождение спорных земельных участков в федеральной собственности, а их совокупность позволяет достоверно идентифицировать заявленные к регистрации объекты недвижимости.
В связи с этим, у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права.
Поэтому суд по праву удовлетворил требования Управления Росимущества.
Оснований для отмены обжалуемых судебных решений не усматривается.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.08.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2013 по делу N А14-232/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
С.И.Смолко |
Судьи |
Н.В.Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.