г.Калуга |
|
27 ноября 2018 г. |
Дело N А48-102/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2018 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 ноября 2018 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
В.Н.Шелудяева |
судей
|
Е.В.Бессоновой Н.Н.Николаевой |
при участии:
от Общества с ограниченной ответственностью "СТМ-Сервис" - Кузьмина А.В., представитель по доверенности N Ц-031/18 от 01.01.2018, Илларионов А.Н., представитель по доверенности N Ц-122/18 от 06.02.2018, Демидова М.А., представитель по доверенности N М-105/18 от 30.08.2018;
от Орловской транспортной прокуратуры - Готов Д.Ю., представитель по доверенности N 6 от 13.11.2018, Семичев Д.А., представитель по доверенности N" 16 от 13.11.2018;
от Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СТМ-Сервис" на решение Арбитражного суда Орловской области от 17.05.2018 и на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2018 по делу N А48-102/2018,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СТМ-Сервис" (далее - заявитель, общество, ООО "СТМ-Сервис") обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Орловской транспортной прокуратуре о признании частично недействительным представления об устранении нарушений законодательства о промышленной безопасности от 30.11.2017 N 08-03-2017.
Решением арбитражного суда от 17.05.2018, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Несогласившись с указанными судебными актами, ООО "СТМ-Сервис" обжаловало их в кассационном порядке.
Изучив материалы дела и доводы заявителя кассационной жалобы, заслушав объснения предствителей лиц, участвующих в деле, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежит в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено в ходе судебного разбирательства, между открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "СТМ-Сервис" (исполнитель) заключен договор на сервисное обслуживание локомотивов от 30.04.2014 N 284.
В соответствии с указанным соглашением заказчик обязан оказывать подрядчику содействие в выполнении работы в виде предоставления права на использование помещений депо сервисного обслуживания, инфраструктуры и технологического оборудования, принадлежащих акционерному обществу.
На основании заключенного договора структурное подразделение ООО "СТМ-Сервис" оказывало услуги ОАО "Российские железные дороги" с использованием предоставленных заказчиком объектов Сервисного локомотивного депо "Орел", инфраструктуры и технологического оборудования.
В соответствии с поступившим заданием Московской межрегиональной транспортной прокуратуры "О проведении проверки исполнения законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 06.07.2017 N 7-19-2017 Орловской транспортной прокуратурой с привлечением специалистов территориального органа Ростехнадзора проведена прокурорская проверки Сервисного локомотивного депо "Орел", по результатам которой составлен соответствующий акт проверки от 30.11.2017.
Как следует из содержания указанного акта проверки, ООО "СТМ-Сервис" при оказании услуг ОАО "Российские железные дороги" осуществляло эксплуатацию предоставленного заказчиком оборудования, работающего под давлением, в отсутствие необходимого производственного контроля, а именно: эксплуатирующей организацией не проведена регистрация опасных производственных объектов (ОПО) в Государственном реестре опасных производственных объектов; не разработано положение о производственном контроле с учетом особенностей эксплуатируемых ОПО и условий их эксплуатации; не назначены работники, ответственные за организацию и осуществление производственного контроля; не определен порядок подготовки и представления сведений об организации производственного контроля; сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы обществом не представлялись; не назначены приказами из числа специалистов, прошедших аттестацию в области промышленной безопасности, лица, ответственные за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией подъемных сооружений и оборудования под давлением; не разработаны и не утверждены в установленном порядке инструкции для ответственных за осуществлением производственного контроля за безопасной эксплуатацией подъемных сооружений и оборудования под давлением; эксплуатирующей организацией не заключены договоры обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасных объектах; эксплуатирующей организацией не разработаны мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО; отсутствует соответствующий документ, регламентирующий порядок расследования причин инцидентов на опасных производственных объектах, их учет и анализ; ОПО, на которых используется оборудование под давлением, места установки воздухосборников не имеют ограждений либо не ограждены по всему периметру; ОПО, на которых используется оборудование под давлением, воздухосборники не оборудованы площадками и лестницами для безопасности обслуживания, осмотра и ремонта арматуры и предохранительных клапанов.
По результатам проверки Орловской транспортной прокуратурой внесено в адрес ООО "СТМ-Сервис" представление от 30.11.2017 N 08-03-2017 об устранении нарушений законодательства о промышленной безопасности при эксплуатации в Сервисном локомотивном депо "Орел" опасных производственных объектов.
Отказывая ООО "СТМ-Сервис" в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным указанного представления прокуратуры, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасности эксплуатации опасных производственных объектов определяются нормами Федерального закона N 116-ФЗ от 21.07.1997 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ), которые направлены на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
Постановлением от 24.11.1998 N 1371 Правительство Российской Федерации утвердило Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов.
Пунктом 5 указанного постановления предусмотрена обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты, представлять в установленном порядке Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) сведения, необходимые для формирования и ведения государственного реестра опасных производственных объектов.
Согласно пункту 2 Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 N 494 (далее - Регламент), заявителями по предоставлению государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию опасных производственных объектов на праве собственности или ином законном основании.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
В соответствии со статьями 9 и 11 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 N 533 утверждены "Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения" (далее - ФНП).
В соответствии с пунктом 1 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 N 263 (далее по тексту Правила), пунктом 23 ФНП обязанность по соблюдению предусмотренных в данных нормах требований промышленной безопасности возлагается на организацию, непосредственно эксплуатирующую опасные производственные объекты.
Учитывая изложенные требования действующего законодательства, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно пришел к выводу о том, что обеспечение безопасности эксплуатации опасных производственных объектов возлагается на лицо, непосредственно эксплуатирующее данные объекты.
При этом гражданско-правовые сделки не могут изменять либо отменять требования норм действующего законодательства, регулирующего публично-правовые отношения.
Оспариваемое представление прокурора направлено в адрес ООО "СТМ-Сервис" как лица, непосредственно эксплуатирующего оборудование, при оказании услуг ОАО "Российские железные дороги".
Мероприятия, перечисленные в данном предписании, предусмотрены действующим законодательством и направлены на обеспечение безопасной эксплуатации опасных производственных объектов.
Полномочия прокурора на внесение представления об устранении нарушений закона предусмотрены нормами Федерального закона от 17.02.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (статья 24 данного закона).
Лицо, в адрес которого поступило такое представление, рассматривает его и самостоятельно определяет порядок и способы устранения нарушений, на которые указано в акте прокурорского реагирования.
При таких обстоятельствах спора судебная коллегия соглашается с выводами арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о том, что оспариваемое предписание принято уполномоченным должностным лицом прокуратуры и для устранения выявленных нарушений данный акт правомерно направлен в адрес лица, эксплуатирующего опасные производственные объекты.
Учитывая правовое содержание предписаний прокурора, допускающее возможность определять порядок и способы его исполнения самостоятельно лицом, в адрес которого направлен данный акт, а также наличие договора, по которому ОАО "Российские железные дороги" оказывает содействие, выразившееся в предоставлении ООО "СТМ-Сервис" в пользование опасных производственных объектов, обстоятельства, связанные с наличием вины в действиях ООО "СТМ-Сервис" в совершении нарушений, перечисленных в оспариваемом предписании, предметом исследования и оценки судом не являлись.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании вышеперечисленных норм действующего законодательства, в связи с чем судебной коллегией отклоняются.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что состоявшиеся по настоящему делу судебные акты приняты с учетом установленных фактических обстоятельств спора и при правильном применении норм материального права.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 17.05.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2018 по делу N А48-102/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, непревышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.Н.Шелудяев |
Судьи |
Е.В.Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.