г.Калуга |
|
27 ноября 2018 г. |
Дело N А84-1030/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.11.2018.
Полный текст постановления изготовлен 27.11.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Лукашенковой Т.В., Смолко С.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смольяниновой Т.Н.,
при участии представителей:
от Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя (ул. Ленина, 2, г. Севастополь, 299011) -- Куликовой Е.В. (дов. от 27.12.2017),
от индивидуального предпринимателя Алиханяна Гамлета Арутюновича (г. Севастополь)- не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Чернец Веры Алексеевны (Республика Крым) - Чернец В.А. (личность удостоверена, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, кассационную жалобу Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 07.06.2018 (судья Минько О.В.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2018 (судьи Карев А.Ю., Омельченко В.А., Яковлев А.С.) по делу N А84-1030/2018,
установил:
Главное управление потребительского рынка и лицензирования Севастополя (далее - Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Алиханяна Гамлета Арутюновича к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 07.06.2018 в удовлетворении заявления Главного управления потребительского рынка и лицензирования о привлечении индивидуального предпринимателя Алиханяна Гамлета Арутюновича к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказано; а также решено изъятую алкогольную продукцию, указанную в протоколе ареста товаров и иных вещей N 25-0201-17/12-2018/2 от 19.01.2018, направить на переработку или подвергнуть уничтожению.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2018 решение суда от 07.06.2018 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит отменить решение в части отказа в привлечении предпринимателя к административной ответственности и постановление, указывая на несогласие с выводами судов.
Отзыв на кассационную жалобу предприниматель не представил.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов кассационной жалобы в обжалованной части.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, выслушав пояснения принявшего участие в судебном заседании представителя Управления, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления судов.
Как следует из материалов дела, установлено судами, на основании распоряжения начальника Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя от 09.01.2018 N 6-Р "О проведении информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенных товаров (алкогольной продукции) на территории города Севастополя в январе 2018 года", в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", постановлением Правительства Севастополя от 20.10.2016 N 995-ПП "Об утверждении Положения о порядке проведения информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенных товаров, осуществлением торговой деятельности, в том числе на рынках и ярмарках на территории города Севастополя", уполномоченными должностными лицами Управления проведено информационно-аналитическое наблюдение определенного товара (алкогольной продукции).
В ходе проведения информационно-аналитического наблюдения в нестационарном торговом объекте - магазине "Универсал", расположенном в г.Севастополе, Монастырское шоссе, было установлено, что 18.01.2018 в 14 час. 00 мин. в указанном нестационарном торговом объекте, в котором осуществляет деятельность ИП Алиханян Г.А., была осуществлена розничная продажа алкогольной продукции (0,5 литра пива светлого пастеризованного фильтрованного "Жигули", крепостью 4,9%, производства ЗАО "Московская пивоваренная компания" по цене 80 рублей) без применения контрольно-кассовой техники.
18.01.2018 должностным лицом Управления был составлен опросный лист для проведения информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенных товаров (алкогольной продукции) на территории города Севастополя, который подписан Алиханяном Г.А.
Определением от 18.01.2018 N 25-02-01-17/12-2018 административный орган в отношении ИП Алиханяна Г.А. возбудил дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, и решено провести административное расследование.
19.01.2018 Управлением в присутствии предпринимателя, понятых Чернец В.А. и Голавлевой Н.Е. произведен осмотр помещения магазина "Универсал", о чем составлен протокол осмотра принадлежащих ИП Алиханяну Г.А. помещений, территорий и находящихся там вещей и документов N 25-02-01-17/12-2018/1, которым установлено нахождение в реализации в магазине 109 бутылок и банок пива, пивных напитков в отсутствие документов, подтверждающих легальность оборота указанной продукции.
Протоколом ареста товаров и иных вещей от 19.01.2018 N 25-02-01-17/12-2018/2 на алкогольную продукцию наложен арест, она передана на ответственное хранение ИП Алиханян Г.А.
16.02.2018 Управлением были вынесены определение N 25-02-01-17/12-2018/1-О об истребовании сведений и определение N 25-02-01-17/12-2018/2-О о продлении срока проведения административного расследования на 28 дней, по 16.03.2018.
Определением N 25-02-01-17/12-2018/1-О административный орган истребовал у предпринимателя дополнительные сведения, в частности, сопроводительные документы, подтверждающие легальность оборота пива.
16.03.2018 уполномоченным должностным лицом административного органа в присутствии ИП Алиханяна Г.А. составлен протокол об административном правонарушении N 25-02-01-17/12-2018/4, согласно которому предпринимателю вменено нарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, выразившееся в реализации 18.01.2018 алкогольной продукции - 0,5 литра пива светлого пастеризованного фильтрованного "Жигули", крепостью 4,9%, производства ЗАО "Московская пивоваренная компания" в отсутствие документов, подтверждающих легальность оборота указанной алкогольной продукции.
В соответствии со статьями 23.1 КоАП РФ материалы дела направлены на рассмотрение в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о привлечении предпринимателя Алиханяна Г.А. к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Отказывая в удовлетворении требования административного органа о привлечении предпринимателя к административной ответственности, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, оценив по правилам статьей 71, 205 АПК РФ материалы административного дела, учитывая данные в ходе административного расследования объяснения гражданкой Чернец В.А., представленный договор безвозмездного пользования с учетом дополнительного соглашения о передаче в пользование Чернец киоска, пришел к выводу об отсутствии достаточных доказательств осуществления Алиханяном Г.А. предпринимательской деятельности в проверенном нестационарном торговом объекте
Оставляя без изменения решение и постановление судов, отказавших в удовлетворении требований о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно данной норме в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе, время совершения и событие административного правонарушения.
Время совершения административного правонарушения относится к событию административного правонарушения, входит в предмет доказывания и является обстоятельством, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении.
Согласно протоколу N 25-2-01-17/12-2018/4 об административном правонарушении от 16.03.2018 Управлением в вину предпринимателю Алиханяну вменена реализация алкогольной продукции (0,5 литра пива светлого пастеризованного фильтрованного "Жигули", крепостью 4,9 %, производство ЗАО "Московская пивоваренная компания") в отсутствие документов, подтверждающих легальность оборота вышеуказанной алкогольной продукции; административное правонарушение совершено 18.01.2018 в 14-00 ч. в нестационарном торговом объекте - магазин "Универсал", расположенном по адресу г.Севастополь. Монастырское шоссе.
Таким образом, учитывая содержание протокола об административном правонарушении, обстоятельства, послужившие основанием для составления протокола N 25-02-01-17/12-2018/4, имели место 18.01.2018.
В протоколе об административном правонарушении указано, что факт совершения правонарушения подтверждается опросным листом для проведения информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенных товаров (алкогольной продукции) на территории г.Севастополя от 18.01.2018 с приложением фотофикцации на 6л., копией распоряжения от 09.01.2018 N 6-р.
Однако, из представленного опросного листа, составленного 18.01.2018 должностным лицом Управления при проведении информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенных товаров (алкогольной продукции), не следует, что при проведении опроса выявлен факт оборота пива без сопроводительных документов.
Кроме того, исходя из распоряжения от 09.01.2018 N 6-р, целью проведения указанного мероприятия является наблюдение за состоянием рынка алкогольной продукции, а перечень вопросов для проведения опроса, в том числе, индивидуальных предпринимателей, утвержденный указанным распоряжением, не содержит вопросов, направленных на представление и анализ документов, подтверждающих легальность алкогольной продукции. При этом сведения, согласно перечню вопросов, предоставляются опрашиваемыми лицами на добровольной основе и "в том объеме, в каком они сами пожелают".
Согласно опросному листу от 18.01.2018, составленного со слов ИП Алиханяна Г.А. специалистом, проводившим наблюдение, при проведении информационно-аналитического наблюдения проводилась фотофиксация и приобретена одна бутылка пива "Жигули Барное" без применения контрольно-кассовой техники.
Таким образом, указанные в протоколе доказательства совершения вмененного предпринимателю административного нарушения не подтверждают факт его обнаружения административным органом.
Более того, определением о возбуждении дела об административном правонарушении от 18.01.2018 N 25-02-01-17/12-2018 было возбуждено дело в отношении ИП Алиханяна Г.А. по признакам совершения правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 14.16 КоАП РФ, - реализация 0,5 литра пива светлого пастеризованного фильтрованного "Жигули", крепостью 4,9 %, производство ЗАО "Московская пивоваренная компания" 18.01.2018 без применения контрольно-кассовой техники.
Доказательств того, что 18.01.2018 должностными лицами Управление было установлено (обнаружено) нарушение предпринимателем реализации пива без сопроводительных документов, а именно нарушение особых требований и правил розничной торговли алкогольной и спиртосодержащей продукции, которые предусмотрены в подпункте 12 пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, представленные материалы административного расследования и протокол об административном правонарушении не содержат.
В силу пункта 16 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие названного закона.
В области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в числе прочего, оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ (пункт 1 статьи 26 данного закона).
Частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление оборота этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.
Однако, частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 265-ФЗ) предусмотрена административная ответственность за нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса.
Особые требования к розничной продаже алкогольной продукции (пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи ), осуществляемой, в том числе, индивидуальными предпринимателями, установлены статьей 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-Ф (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 278-ФЗ)Ю, согласно подпункту 12 пункта 2 которой розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания не допускаются: без соответствующей лицензии, без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, без деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.
Таким образом, розничная продажа индивидуальным предпринимателем алкогольной продукции (пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) без сопроводительных документов (товарно-транспортная накладная) является нарушением особых требований к розничной продаже алкогольной продукции, что влечет административную ответственность предусмотренную частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, а не частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Согласно протоколу об административном правонарушении Управление неправильно, в нарушение вышеназванных положений КоАП РФ и Федерального закона N 171-ФЗ, квалифицировало действия предпринимателя по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, суд округа находит мотивы, по которым суд первой и апелляционной инстанции отказали в удовлетворении заявления Управления не верными, однако, они не привели по существу к принятию неправильного решения, в связи с чем, основания для отмены судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 07.06.2018 в обжалуемой части и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2018 по делу N А84-1030/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Т.В. Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.