г. Калуга |
|
30 октября 2019 г. |
Дело N А62-4062/2018 |
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Судей |
Радюгиной Е.А. Бутченко Ю.В. |
|
Ермакова М.Н. |
При участии в заседании: |
|
от акционерного общества "Байер" (107113, г. Москва, ул. Рыбинская 3-я, д. 18, строение 2, ОГРН 1027739373903, ИНН 7704017596) |
Медникова Р.Л. - представителя (дов. от 01.01.2019 N 390, пост.) |
от Смоленской таможни (214032, г. Смоленск, ул. Лавочкина, д. 105, ОГРН 1026701425849, ИНН 6729005713)
|
Масловой Н.В. - представителя (дов. от 26.03.2019 N 04-44/27, пост.) Сологубовой Е.Г. - представителя (дов. от 14.02.2019 N 04-44/12, пост.) |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Смоленской таможни на решение Арбитражного суда Смоленской области от 30.04.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2019 по делу N А62-4062/2018,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Байер" (далее - АО "Байер", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Смоленской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании недействительными решений от 13.02.2018 по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС за NN РКТ-10113000-18/000065, РКТ-10113000-18/000066, РКТ-10113000-18/000067, РКТ-10113000-18/000068, РКТ-10113000-18/000069, РКТ-10113000-18/000070, РКТ-10113000-18/000071, РКТ-10113000-18/000072, РКТ-1011300018/000073, РКТ-10113000-18/000074, РКТ-10113000-18/000075, РКТ-10113000-18/000076, РКТ-10113000-18/000077, РКТ-10113000-18/000078, РКТ-10113000-18/000079, РКТ-10113000-18/000080, РКТ-10113000-18/000081, РКТ-10113000-18/000082, РКТ-10113000-18/000083, РКТ-10113000-18/000084, РКТ-10113000-18/000085, РКТ-10113000-18/000086, РКТ-10113000-18/000087, РКТ-10113000-18/000088, РКТ-10113000-18/000089, РКТ-10113000-18/000090, РКТ-10113000-18/000091, РКТ-10113000-18/000092, РКТ-10113000-18/000093, РКТ-10113000-18/000094, РКТ-10113000-18/000095, РКТ-10113000-18/000096, РКТ-10113000-18/000097, РКТ-10113000-18/000098, РКТ-10113000-18/000099, РКТ-10113000-18/000100, РКТ-10113000-18/000101, РКТ-10113000-18/000102, РКТ-10113000-18/000103, РКТ-10113000-18/000104, РКТ 10113000-18/000105 и решений от 13.02.2018 о внесении изменений в сведения, указанные в декларациях на товары NN 10113110/030417/0037716, 10113110/060317/0024811, 10113110/010317/0022196, 10113110/270217/0020808, 10113110/270117/000741, 10113090/031215/0003830, 10113110/160117/0002850, 10113090/031215/0003834, 10113090/101215/0003910, 10113090/141215/0003954, 10113090/100316/0000633, 10113090/280316/0000791, 10113100/040516/0021462, 10113110/200716/0026798, 10113110/180717/0091292, 10113110/070817/0102011, 10113110/181217/0173533, 10113090/301115/0003779, 10113090/141215/0003956, 10113090/071215/0003873, 10113090/210316/0000728, 10113090/100516/0001240, 10113100/270616/0023543, 10113110/251016/0067433, 10113110/130916/0026600, 10113110/260916/0054023, 10113110/071116/0072813, 10113110/141116/0075598, 10113110/211116/0078622, 10113110/121216/0088062, 10113110/260917/0127775, 10113110/270117/0007645.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 30.04.2019 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2019 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе таможенный орган просит решение и постановление судов отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права, и отказать обществу в удовлетворении требований.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции находит принятые по делу судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, между АО "Байер" (Россия, покупатель) и компанией "KVP PHARMA + VETERINAR PRODUKTE GMBH", Киль - 100% дочернее предприятие "BAYER ANIMAL HEALTH GMBH" (Германия, поставщик) заключены контракты от 17.12.2014 N 01R-2015, от 11.01.2016 N 01R-2016, от 16.12.2016 N 01R-2017, предметом которых является поставка средств защиты здоровья животных в ассортименте, количестве и по ценам, указанным в общей спецификации, являющейся неотъемлемой частью контрактов.
Согласно пункту 3.1 контрактов поставка осуществляется на условиях - CIP (INCOTERMS 2010), Сергиев Посад, CIP (INCOTERMS 2010) Владимир.
По указанным контрактам и спецификациям в адрес АО "Байер" осуществлена поставка товара, предъявленного к таможенному оформлению на Смоленской таможне по декларациям на товар NN 10113110/030417/0037716, 10113110/060317/0024811, 10113110/010317/0022196, 10113110/270217/0020808, 10113110/270117/000741, 10113090/031215/0003830, 10113110/160117/0002850, 10113090/031215/0003834, 10113090/101215/0003910, 10113090/141215/0003954, 10113090/100316/0000633, 10113090/280316/0000791, 10113100/040516/0021462, 10113110/200716/0026798, 10113110/180717/0091292, 10113110/070817/0102011, 10113110/181217/0173533, 10113090/301115/0003779, 10113090/141215/0003956, 10113090/071215/0003873, 10113090/210316/0000728, 10113090/100516/0001240, 10113100/270616/0023543, 10113110/251016/0067433, 10113110/130916/0026600, 10113110/260916/0054023, 10113110/071116/0072813, 10113110/141116/0075598, 10113110/211116/0078622, 10113110/121216/0088062, 10113110/260917/0127775, 10113110/270117/0007645.
На основании договора таможенного представительства от 12.03.2012 N 0430/00-12-006 с применением электронной формы декларирования, по указанным декларациям ООО "Электронная таможня" от имени и по поручению АО "Байер" произведено таможенное декларирование следующих товаров:
- по ДТ NN 10113110/030417/0037716 (часть товара N 1), 10113110/060317/0024811 (часть товара N 1), 10113110/010317/0022196 (часть товара N 2), 10113110/270217/0020808 (часть товара N 5), 10113110/270117/0007645 (часть товара N 1), 10113110/160117/0002850 (часть товара N 1), 10113090/031215/0003830 (часть товара N 1), 10113090/031215/0003834 (часть товара N 1), 10113090/101215/0003910 (часть товара N 1), 10113090/141215/0003954 (часть товара N 1), 10113090/100316/0000633 (часть товара N 1), 10113090/280316/0000791 (часть товара N 4), 10113100/040516/0021462 (часть товара N 1), 10113090/141215/0003956 (часть товара N 1), 10113090/210316/0000728 (часть товара N 1), 10113100/270616/0023543 (часть товара N 1), 10113110/200716/0026798 (часть товара N 1), 10113110/090117/0000741 (часть товара N 1), 10113110/070817/0102011 (товар N 4), 10113110/181217/0173533 (товар N 3), 10113110/180717/0091292 (товар N 3), 10113090/301115/0003779 (часть товара N 1), 10113090/071215/0003873 (товар N 1), 10113090/100516/0001240 (часть товара N 1), 10113100/130916/0026600 (часть товара N 1), 10113110/260916/0054023 (часть товара N 1), 10113110/251016/0067433 (часть товара N 1), 10113110/071116/0072813 (часть товара N 1), 10113110/141116/0075598 (часть товара N 1), 10113110/211116/0078622 (часть товара N 1), 10113110/121216/0088062 (часть товара N 1), 10113110/260917/0127775 (товар N 2) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления помещен товар "лекарственные средства, состоящие из смешанных продуктов, используемых в терапевтических и профилактических целях, расфасованные в формы и упаковки для розничной продажи, предназначены для использования в ветеринарии":
- инсектоакарицидный ошейник "Килтикс@" в виде поливиниловой ленты желтого цвета со знаком "BAYER"; химический состав дв: 10% - пропоксур, 2,25 - флуметрин, вспомогательные компоненты - поливинилхлорид, диэтилгексилфтолат, стеариновая кислота, эпоксидированное соевое масло, ди-N-бутил адипат, оксид железа, краситель; назначение - противопозитарное лекарственное средство для уничтожения блох, вшей, власоевов и иксидовых клещей, паразитирующих на собаках, а также для защиты животных от их нападения; поставляются по 1 штуке в герметично закрытых полиэтиленовых пакетах в индивидуальной картонной коробке (вместе с инструкцией по применению). Производитель: "BAYER ANIMAL HEALTH GMBH" (Германия), товарный знак "BAYER";
- инсектоакарицидный ошейник в виде полимерной ленты "Форесто@" для кошек, предназначен для использования в качестве противопаразитарного лекарственного средства для уничтожения блох, вшей, власоедов и иксодовых клещей, паразитирующих на кошках, от их нападения. Представляет собой полимерную ленту серого цвета с нанесенным логотипом компании "BAYER" и 2 или 3 петлями для фиксации (упаковка также содержит три светоотражающих зажима, которые могут быть прикреплены к ошейнику на постоянной основе для того, чтобы животные были заметны в темноте). Состав: дв: имидаклоприд, флуметрин, вспомогательные компоненты: ди-N-бутил-адипат, пропиленгликоль; дикаприлокаприт, эпоксидированное соевое масло, стеариновая кислота, диоксид титана, черный железооксидный фермент, поливинил хлорид. Производитель: "BAYER ANIMAL HEALTH GMBH" (Германия), товарный знак "BAYER";
- ошейник "Больфо@..." в виде полимерной ленты для собак маленьких пород и кошек, представляет собой инсектоакарицидный лекарственный препарат для уничтожения блох, вшей, власоедов и иксидовых клещей, паразитирующих на собаках и кошках, а также для защиты животных от их нападения. Состав: дв: 94 мг/г - пропоксур; вспомогательные компоненты: дибутил адипат, диоктил фталат, полихлорвинил, краситель (оксид железа); упакован в герметично закрытых полиэтиленовых пакетах в индивидуальной картонной коробке (вместе с инструкцией по применению). Производитель: "BAYER ANIMAL HEALTH GMBH" (Германия), товарный знак "BAYER".
При декларировании заявлен код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС 3004 90 000 2, ставка ввозной таможенной пошлины - 3%, НДС - 10%, 18%.
На основании статьи 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) отделом таможенного контроля таможни после выпуска товаров проведена камеральная таможенная проверка в отношении общества по вопросу правильности классификации товара - "инсектоакарицидный ошейник...", по результатам которой установлено нарушение АО "Байер" правил классификации товаров при их таможенном декларировании, в связи с чем 13.02.2018 таможней в соответствии с основными правилами интерпретации 1 и 6 и (3в) вынесены решения по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС NN РКТ-10113000-18/000065 - РКТ-10113000-18/000105 в товарных подсубпозициях 3808 91 900 0 и 3808 91 300 0 (всего 41 решение по классификации товаров).
В соответствии с пунктом 21 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289, в результате принятия решений по классификацией товаров 13.02.2018 таможней приняты решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ NN 10113110/030417/0037716, 10113110/060317/0024811, 10113110/010317/0022196, 10113110/270217/0020808, 10113110/270117/000741, 10113090/031215/0003830, 10113110/160117/0002850, 10113090/031215/0003834, 10113090/101215/0003910, 10113090/141215/0003954, 10113090/100316/0000633, 10113090/280316/0000791, 10113100/040516/0021462, 10113110/200716/0026798, 10113110/180717/0091292, 10113110/070817/0102011, 10113110/181217/0173533, 10113090/301115/0003779, 10113090/141215/0003956, 10113090/071215/0003873, 10113090/210316/0000728, 10113090/100516/0001240, 10113100/270616/0023543, 10113110/251016/0067433, 10113100/130916/0026600, 10113110/211116/0078622, 10113110/121216/0088062, 10113110/260917/0127775, 10113110/270117/0007645, 10113110/141116/0075598, 10113110/260916/0054023, 10113110/071116/0072813 (всего 32 решения о внесении изменений в ДТ).
При этом таможенный орган пришел к выводу о том, что в соответствии с инструкциями по применению вышеуказанных товаров инсектоакарицидный ошейник относится к инсектоакарицидным препаратам в виде полимерной или поливиниловой ленты, применяется для уничтожения блох, вшей, власоедов и иксодовых клещей, паразитирующих на кошках и собаках. Поскольку данные препараты - "инсектоакарицидный ошейник...", являясь комбинированным инсектицидным средством контактного действия, предназначен для полного уничтожения паразитов на шерсти животного, то целью его применения служит полная дезинфекция шерсти животного от блох и клещей, без какого-либо лечебного эффекта для организма животного, что в соответствии с Правилами 1 и 6, 3 (в) ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС позволяет классифицировать его в товарных позициях 3808 91 900 0 и 3808 91 300 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Общество не согласилось с данными выводами и обратилось в суд с указанным выше заявлением.
В силу статьи 20 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган принимает решение о классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов Таможенного союза.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены и введены в действие с 23.08.2012 единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза, которым предусмотрены Основные правила интерпретации (ОПИ ТН ВЭД).
Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам. Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями ОПИ ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей применения Правил также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (правила 1 и 6 ОПИ ТН ВЭД ТС).
В соответствии с правилами 1 и 6 ОПИ ТН ВЭД ТС для юридических целей классификация товаров осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам. Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями ОПИ ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей ОПИ 6 также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группа, если в контексте не оговорено иное.
В силу Правила 1 ОПИ ТН ВЭД наименования разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляются исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с положениями ОПИ ТН ВЭД.
Согласно правилу 6 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями правил 1, 2, 3, 4 и 5 при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей правила 6 также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное. Правила 1 - 5 применимы для классификации на уровне субпозиций в пределах одной и той же товарной позиции.
Таким образом, выбор конкретного кода ТН ВЭД основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
Для целей классификации товара используются тексты товарных позиций, дающие наиболее полное описание товара и отражающие наиболее полным образом его физические, химические особенности и область применения. При этом для целей правильного классифицирования товаров используются примечания к разделам или группам.
При классификации товара по ТН ВЭД последовательно должны применяться ОПИ ТН ВЭД, примечания к разделам, группам и субпозициям, дополнительные примечания и тексты товарных позиций номенклатуры, что, между тем, не исключает возможности при возникновении сомнений и спорных ситуаций использовать пояснения, содержащие толкование содержания позиций, терминов и другой информации, необходимой для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции номенклатуры.
Верховным Судом Российской Федерации в пункте 20 Постановления Пленума от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" разъяснено, что обоснованность классификационного решения проверяется судом исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД, при этом суду надлежит руководствоваться Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, а также принятыми в соответствии с ними на основании пунктов 6, 7 статьи 52 ТК ТС решениями (разъяснениями) Комиссии и (или) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, по классификации отдельных видов товаров, если такие решения и разъяснения относятся к спорному товару. Основанием для вывода о незаконности оспариваемого классификационного решения является неправильная классификация товара таможенным органом. В судебном акте, при наличии к тому достаточных доказательств, также может содержаться вывод о верности классификации, произведенной декларантом, и об отсутствии в связи с этим у таможенного органа предусмотренного пунктом 3 статьи 52 ТК ТС основания для принятия решения об иной классификации товара.
В подсубпозиции 3808 91 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС классифицируются "Инсектициды, родентициды, фунгициды, гербициды, противовсходовые средства и регуляторы роста растений, средства дезинфицирующие и аналогичные им, расфасованные в формы или упаковки для розничной продажи или представленные в виде готовых препаратов или изделий (например, ленты, обработанные серой, фитили и свечи, и бумага липкая от мух): - инсектициды: - прочие".
- в подсубпозиции 3808 91 300 0 ТН ВЭД ЕАЭС классифицируются "Инсектициды, родентициды, фунгициды, гербициды, противовсходовые средства и регуляторы роста растений, средства дезинфицирующие и аналогичные им, расфасованные в формы или упаковки для розничной продажи или представленные в виде готовых препаратов или изделий (например, ленты, обработанные серой, фитили и свечи, и бумага липкая от мух): - инсектициды: - на основе карбаматов".
В соответствии с текстом товарной позиции 3808, определенной таможней, в нее включаются инсектициды, родентициды, фунгициды, гербициды, противовсходовые средства и регуляторы роста растений, средства дезинфицирующие и аналогичные им, расфасованные в формы или упаковки для розничной продажи или представленные в виде готовых препаратов или изделий (например, ленты, обработанные серой, фитили и свечи, и бумага липкая от мух).
То есть, квалифицирующими признаками для включения товара в товарную позицию 3808 ТН ВЭД являются следующие имеющиеся у него характеристики и свойства:
- товар относится к инсектицидам, родентицидам, фунгицидам, гербицидам, противовсходовым средствам и регуляторам роста растений, средствам дезинфицирующим и аналогичным им;
- товар расфасован в формы или упаковки для розничной продажи либо представлен в виде готового препарата или в виде изделия.
Согласно Пояснениям к товарной позиции 3808 ТН ВЭД ЕАЭС в данную товарную позицию включается ряд продуктов (кроме продуктов, имеющих характер лекарственных средств, включая ветеринарные лекарственные средства, товарная позиция 3003 или 3004), предназначенных для уничтожения патогенных микробов, насекомых (москитов, моли, колорадских жуков, тараканов и т.д.), мхов и плесени, сорняков, грызунов, диких птиц и т.д. Эти инсектициды, дезинфицирующие средства, гербициды, фунгициды и т.д. применяются путем разбрызгивания, опыления, присыпания, покрытия, пропитывания и т.д. или может потребоваться их сжигание. У вредителей они могут вызывать нейротоксические явления, желудочное отравление, удушье, непереносимость запаха и т.д.
В данную товарную позицию не включаются: (в) дезинфицирующие средства, инсектициды и т.д., имеющие характер лекарственных средств, включая лекарственные средства ветеринарного назначения (товарная позиция 3003 или 3004).
В подсубпозиции 3004 90 000 2 ТН ВЭД ЕАЭС классифицируются "Лекарственные средства (кроме товаров товарной позиции 3002, 3005 или 3006), состоящие из смешанных или несмешанных продуктов, для использования в терапевтических или профилактических целях, расфасованные в виде дозированных лекарственных форм (включая лекарственные средства в форме трансдермальных систем) или в формы или упаковки для розничной продажи: - прочие: - расфасованные в формы или упаковки для розничной продажи: - прочие";
Согласно Пояснениям к товарной позиции 3004 ТН ВЭД товары для включения в указанную товарную позицию должны быть предназначены для лечения каких-либо конкретных заболеваний и расфасованы в виде дозированных лекарственных форм либо в упаковки для розничной продажи.
В данную товарную позицию не включаются: (д) инсектициды, дезинфицирующие средства и пр. товарной позиции 3808, не предназначенные для внутреннего или наружного употребления в качестве лекарственных средств.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" лекарственные средства это вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий.
Оценивая доводы сторон и доказательства, представленные ими в обоснование своих требований и возражений, в том числе инструкции к спорному товару, досье для регистрации ошейников, регистрационные удостоверения на лекарственные препараты для ветеринарного применения, мнения специалистов, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что классификация товара по коду ТН ВЭД ЕАЭС 3808 91 000 0 и 3808 01 300 0 произведена таможней неверно, поскольку спорный товар является лекарственным препаратом, применяемый как для профилактики, так и для лечения животных (собак) от заражения блохами, личинками блох; препарат эффективен в отношении личинок, куколок и взрослых клещей; для лечения заражения вшами/власоедами; препарат обеспечивает репеллентное (отпугивающее) действие в отношении заявленных видов клещей, таким образом, препятствуя паразитам высасывать кровь животных, и тем самым, опосредованно содействуя в снижении риска передачи трансмиссивных болезней; ошейники могут способствовать в лечении собак, зараженных чесоточным зуднем, приводя к полному выздоровлению по истечении трех месяцев применения средства.
При этом доводы таможенного органа о том, что решениями Комитета по гармонизированной системе, принятыми на 50-й и 51-й сессии Всемирной таможенной организации, выражено мнение, что химически обогащенный ошейник для собак, имеющий в своем составе, в том числе, пропоксур, а также пропитанный инсектицидом и акарицидом для защиты собаки от блох и клещей, поставляемый для розничной продажи, в соответствии с правилами интерпретации 1 и 6 классифицируется в подсубпозиции 3808 91, и данные решения являются обязательными для применения в настоящем деле, поскольку Российская Федерация присоединилась к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983, отклонены судами (далее - Конвенция о ГС) со ссылкой на то, что принимаемые Комитетом по Гармонизированной системе Классификационные мнения не имеют обязательной силы, Комитет по ГС не обладает компетенцией по принятию юридически обязательных для государств - участников Конвенции о ГС актов.
Между тем судами не учтено следующее.
Согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
В силу общепризнанного принципа международного права pacta sunt servanda, нашедшего свое закрепление, в частности, в статье 27 Венской конвенции о праве международных договоров от 23.05.1969, соблюдение действующих договоров предполагает необходимость их добросовестного выполнения.
Международная Конвенция по Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (совершена в Брюсселе 14.06.1983, далее - Конвенция) возлагает на Российскую Федерацию как государство - участника данного международного договора обязанность обеспечивать соответствие применяемых таможенно-тарифных и статистических номенклатур Гармонизированной системе (далее также - Гармонизированная система описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации).
Обязательность применения Гармонизированной системы в Российской Федерации, кроме того, вытекает из пункта 2 статьи 25 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014), согласно которому Гармонизированная система описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации является основой ТН ВЭД Евразийского экономического союза.
Применение Гармонизированной системы включает в себя обязательное использование ее Основных правил интерпретации (пункт 1 статьи 3 Конвенции).
Статьи 6 - 7 Конвенции также предусматривают учреждение Комитета по Гармонизированной системе, одной из функций которого является разработка пояснений, классификационных решений и прочих рекомендаций, необходимых для интерпретации Гармонизированной системы. Названные рекомендации, в соответствии со статьей 8 Конвенции, имеют цель обеспечить единообразную интерпретацию и применение Гармонизированной системы, подготавливаются в ходе сессии Комитета по Гармонизированной системе, с участием уполномоченных представителей государств и после своего принятия считаются утвержденными Всемирной таможенной организацией.
Поскольку рекомендации по классификации товаров принимаются Всемирной таможенной организацией в соответствии с полномочиями, возложенными на нее Конвенцией, соблюдение принципа добросовестного исполнения этого международного договора предполагает уважительное отношение к интерпретационным актам (актам официального толкования), исходящим от Комитета по Гармонизированной системе.
С учетом этого в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" указано, что неправильная классификация товара таможенным органом является основанием для вывода о незаконности оспариваемого классификационного решения, и при проверке обоснованности классификационного решения судами могут учитываться рекомендации (разъяснения) по классификации товаров, данные Всемирной таможенной организацией в соответствии со статьей 7 Конвенции, в отношении которых Российская Федерация не заявила об отказе в их применении.
Таким образом, участники внешнеэкономической деятельности имеют правомерные ожидания в отношении того, что осуществляемая в соответствии с Гармонизированной системой классификация товаров, имеющая значение, в том числе, для определения размера таможенных платежей, будет носить объективный, предсказуемый и прозрачный характер, унифицированный в большинстве государств мира, и не будет зависеть от усмотрения таможенных органов, что являлось бы недопустимым в публичных правоотношениях.
С учетом изложенного отказ судов учитывать при разрешении спора разъяснения Всемирной таможенной организации, на которые ссылался таможенный орган, не может быть признан правильным.
Делая вывод о том, что спорный товар является лекарственным препаратом, применяемым как для профилактики, так и для лечения животных (собак) от заражения блохами, суд исходил из наличия регистрационных удостоверений в отношении спорного товара.
В соответствии с пунктом 26 статьи 4 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" регистрационным удостоверением подтверждается факт государственной регистрации лекарственного препарата, необходимой для его ввода в гражданский оборот на территории Российской Федерации.
Регистрационное удостоверение лекарственного препарата выдается уполномоченными органами в области здравоохранения и используется для целей контроля обращения товаров на территории государств-членов Таможенного союза, отнесенных данными органами к лекарственным средствам, и не может служить основанием для классификации товара по ТН ВЭД ТС.
На 21 сессии Комитета по ГС в Брюсселе (42.100 E. HSC/21/March 98) рассматривался вопрос применения регистрационных документов органов, уполномоченных в области здравоохранения в качестве основания при классификации товаров по ГС.
Комитетом по ГС не было поддержано предложение об использовании регистрационного удостоверения национального органа в области здравоохранения в качестве основания для классификации товара по ГС как лекарственного средства. Комитет по ГС указал: "одного факта регистрации в национальных органах здравоохранения недостаточно для признания товара медикаментом, подобный подход к классификации приведет к отсутствию единообразия из-за того, что национальные органы здравоохранения используют при регистрации различные стандарты. Таким образом, регистрация в органах здравоохранения не может являться единственным критерием классификации".
Кроме того, из регистрационных удостоверений, представленных в материалы дела следует, что спорный товар предназначен для борьбы с экопаразитами собак и кошек, а указания на то, что он предназначен для лечения каких-либо конкретных заболеваний животных в них не содержится.
Отсутствуют указания на лечение спорным товаром заболеваний животных и в инструкциях по применению.
В связи с чем вывод судов о том, что спорный товар является лекарственным препаратом, применяемый как для профилактики, так и для лечения животных (собак), не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает, что при рассмотрении дела суды неполно исследовали доказательства, не установили все фактические обстоятельства дела, имеющие значение для разрешения спора по существу, по делу требуются дополнительное исследование и повторная оценка доказательств.
Вместе с тем установление фактических обстоятельств дела, исследование и оценка доказательств является прерогативой суда первой инстанции и апелляционного суда.
Арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Поскольку в нарушение требований Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды не исследовали надлежащим образом обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, фактически не дали оценку всем доводам сторон и представленным ими доказательствам, то обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 30.04.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2019 по делу N А62-4062/2018 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Смоленской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А.Радюгина |
Судьи |
Ю.В.Бутченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку рекомендации по классификации товаров принимаются Всемирной таможенной организацией в соответствии с полномочиями, возложенными на нее Конвенцией, соблюдение принципа добросовестного исполнения этого международного договора предполагает уважительное отношение к интерпретационным актам (актам официального толкования), исходящим от Комитета по Гармонизированной системе.
С учетом этого в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" указано, что неправильная классификация товара таможенным органом является основанием для вывода о незаконности оспариваемого классификационного решения, и при проверке обоснованности классификационного решения судами могут учитываться рекомендации (разъяснения) по классификации товаров, данные Всемирной таможенной организацией в соответствии со статьей 7 Конвенции, в отношении которых Российская Федерация не заявила об отказе в их применении.
...
В соответствии с пунктом 26 статьи 4 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" регистрационным удостоверением подтверждается факт государственной регистрации лекарственного препарата, необходимой для его ввода в гражданский оборот на территории Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 30 октября 2019 г. N Ф10-4411/19 по делу N А62-4062/2018
Хронология рассмотрения дела:
01.02.2023 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4411/19
03.11.2022 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5887/2022
25.05.2021 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4411/19
02.02.2021 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5408/20
28.07.2020 Решение Арбитражного суда Смоленской области N А62-4062/18
18.11.2019 Определение Арбитражного суда Смоленской области N А62-4062/18
30.10.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4411/19
08.07.2019 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4013/19
30.04.2019 Решение Арбитражного суда Смоленской области N А62-4062/18