г.Калуга |
|
17 марта 2020 г. |
Дело N А83-17174/2018 |
Резолютивная часть объявлена 10 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Власова Е.В.,Лукашенковой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смольяниновой Т.Н.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Стар-плюс" (ОГРН 1149102100510, ИНН 9102049192, ул.Залесская, 78, ком.2, г.Симферополь, Республика Крым, 295021) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от администрации города Симферополя Республики Крым (ОГРН 1149102098749, ИНН 9102048470, ул.Горького, 15, г.Симферополь, Республика Крым, 295000) - Быковской С.Ю. (дов. от 29.11.2019, диплом),
от Управления торговли и бытового обслуживания населения администрации города Симферополя Республики Крым (ул.Самокиша, 30, г.Симферополь, Республика Крым, 295000 ) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от муниципального казенного учреждения Департамента развития муниципальной собственности администрации города Симферополя Республики Крым (ОГРН 1179102000032, ИНН 9102223179, ул.Толстого, 15, г.Симферополь, Республика Крым, 295000) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от Совета министров Республики Крым (ОГРН 1149102016414, ИНН 9102011424, проспект Кирова, д.13, г.Симферополь, Республика Крым, 295005) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от Государственного Совета Республики Крым (ОГРН 1149102026336, ИНН 9102017673, ул.Карла Маркса, д.18, г.Симферополь, Республика Крым, 295000) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от Симферопольского городского Совета Республики Крым (ул.Толстого, 15, г.Симферополь, Республика Крым, 295000) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стар-плюс" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 19.06.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2019 по делу N А83-17174/2018,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Стар-плюс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным постановления администрации города Симферополя от 17.10.2018 N 5049 "О демонтаже нестационарного торгового объекта, размещенного по адресу: Российская Федерация, Республика Крым, город Симферополь, улица Залесская, д.78 без правовых оснований, принадлежащего ООО "Стар-плюс".
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 19.06.2019, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2019, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение и постановление судов, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования, указывая на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
В отзыве на жалобу администрация города Симферополя выражает несогласие с доводами общества, считает, что основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на нее.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в отзыве на жалобу, выслушав пояснения принявшей участие в судебном заседании представителя администрации города Симферополя Республики Крым (далее - Администрация), суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов.
Как следует из материалов дела, в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Симферополь, утвержденной решением 26-й сессии Симферопольского городского совета I созыва от 20.08.2015 N 361(далее -Схема размещения НТО), между администрацией и обществом (хозяйствующий субъект) заключен договор на размещение нестационарного торгового объекта от 07.04.2016 N 117, согласно п.1.1. которого администрация предоставляет хозяйствующему субъекту право на размещение нестационарного торгового объекта (тип) -летняя площадка (площадью 150,0 кв.м) для осуществления торговой деятельности по адресному ориентиру в соответствии со Схемой размещения НТО г.Симферополь, ул. Залесская, 78, на срок с 7 апреля 2016 года по 7 апреля 2019 года.
В соответствии с пунктом 5.2. договора администрация имеет право досрочно, в одностороннем порядке расторгнуть договор по основаниям, перечисленным в п.п. 5.2.1. - 5.2.4. договора, в том числе выявление несоответствия объекта архитектурному решению (изменение внешнего вида, размеров, площади НТО, в ходе его эксплуатации, возведение пристроек, надстройка дополнительных антресолей и этажей).
Прокуратурой Центрального района города Симферополя в администрацию 27.06.2018 направлено требование о предоставлении информации о размещении пристройки на придомовой территории и принятых мерах по устранению размещения НТО по адресу: ул. Залесская, 78 в г.Симферополь, а также осуществить выход на место размещения НТО, сообщив, что прокуратурой района организована проверка по обращению Дума В.П. по вопросу нарушения земельного и градостроительного законодательства при размещении нестационарного торгового объекта, а также бездействии должностных лиц администрации г.Симферополя.
28.06.2018 администрация, ссылаясь на акты выявленных нарушений существенных условий договора от 07.04.2016, составленных управлением торговли и бытового обслуживания населения администрации города Симферополя 25.01.2017, 01.06.2017, 24.05.2018, 26.06.2018, уведомления о необходимости приведения в соответствие с условиями договора внешнего вида торгового объекта, направила в адрес общества уведомление о расторжении договора на размещение нестационарного торгового объекта от 07.04.2016 N 117 в одностороннем порядке на основании пункта 1 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 5.2. договора. Уведомление направлено обществу заказным письмом с уведомлением по адресу: 295021, Республика Крым, г.Симферополь, ул.Залесская, д.78, комната 2, указанному в ЕГРЮЛ.
06.09.2018 должностным лицом управления торговли и бытового обслуживания населения администрации города Симферополя по результатам обследования нестационарного объекта, размещенного на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым по адресу: г.Симферополь, ул.Залесская, 78 (далее- спорный НТО), составлен акт N 106.
Обследованием установлено, что по указанному адресу размещен нестационарный объект в виде пристройки к многоквартирному жилому дому, имеющий шесть входных дверей, изготовленный из металлопрофиля и металлопластика (застекленные металлопластиковые окна и двери), ориентировочной площадью 150 кв.м, владельцем объекта является ООО "Стар-плюс" на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта от 07.04.2016 N 117.
13.09.2018 на заседании комиссии по демонтажу (сносу) нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее - Комиссия) принято решение о демонтаже (сносе) объекта в связи с отсутствием правовых оснований для размещения.
Учитывая заключение Комиссии от 13.09.2018 N 13, акт обследования от 06.09.2018 N 106, администрацией города Симферополя принято постановление от 17.10.2018 N 5049, в соответствии с которым постановлено демонтировать принадлежащий ООО "Стар-плюс" нестационарный торговый объект, размещенный по адресу: город Симферополь, ул.Залесская, дом N 78 без правовых оснований (пункт 1), установлен срок ООО "Стар-плюс" для самостоятельного демонтажа - в течение семи рабочих дней с даты извещения (пункт 3), в случае неисполнения обществом пункта 3 постановления Департаменту городского хозяйства осуществить организацию принудительного демонтажа (сноса) НТО в соответствии с требованиями постановления Совета министров Республики Крым от 25.11.2014 N 465 ""О вопросах освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства".
Не согласившись с постановлением Администрации от 17.10.2018 N 5049, общество обратилось в арбитражный суд.
Суды, сославшись на пункт 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), статью 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N381-ФЗ), Схему размещения НТО, отказали в удовлетворении требования, не усмотрев нарушений заинтересованными лицами положений постановления Совета министров РК N465.
Пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее- Закон N381-ФЗ).
Статьей 10 Закона N 381-ФЗ предусмотрено, что размещение НТО на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Размещение НТО на территории муниципального образования городской округ Симферополь урегулировано соответствующей Схемой и Положением об организации размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденным решением 62-ой сессии I созыва Симферопольского городского Совета Республики Крым от 16.02.2017 N 1107 (далее -Положение N 1107).
Исходя из совокупности правовых положений федерального законодательства (ч.1 ст.39.36 ЗК РФ, ч.1 ст. 10 Закона N 381-ФЗ), нормативных актов субъекта РФ и муниципального образования городской округ г.Симферополь (постановление Совета министров Республики Крым от 23.08.2016 N 402, решения Симферопольского городского совета РК от 20.08.2015 N 361 и от 16.02.2017 N 1107) следует, что Схема размещения НТО определяет место расположения НТО, вид (киоск, павильон, иное сооружение), категорию товаров и (или) услуг. Правовым основанием для размещения НТО на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, является договор на размещение НТО, заключенный с применением определенной конкурентной процедуры или без таковой в случаях, определенных в нормативном акте.
В соответствии с пунктами 5.1, 5.2 Положения N 1107 нестационарные торговые объекты подлежат демонтажу по следующим основаниям: установка и эксплуатация НТО в нарушение требований настоящего Положения, в том числе в случае самовольного размещения НТО, а также нарушения условий Договора на размещение НТО. Демонтаж НТО осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Крым, муниципальными правовыми актами, договором.
Как установлено судом, в соответствии с пунктом 1.1. договора от 07.04.2016 обществу предоставлено право на размещение нестационарного торгового объекта (тип) летней площадки для осуществления торговой деятельности; специализация объекта: летняя площадка. Специализация объекта является существенным условием настоящего договора. Одностороннее изменение хозяйствующим субъектом специализации не допускается (п.1.4. договора).
Согласно п.5.2. договора Администрация имеет право досрочно, в одностороннем порядке расторгнуть договор по основаниям, указанным в п.п. 5.2.1.-5.2.4. договора, в том числе, нарушение хозяйствующим субъектом установленной в предмете договора специализации.
Согласно пункту 1 раздела II утвержденного приказом Министерства промышленной политики Республики Крым от 26.12.2014 N 129 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым схем размещения нестационарных торговых объектов, Порядка N307, под летней площадкой (кафе) следует считать специально оборудованное временное сооружение, в том числе при стационарном объекте торговли или общественного питания, представляющее собой площадку для размещения предприятия общественного питания для дополнительного обслуживания питанием и (или без) отдыха потребителей.
Судами на основании представленных администрацией в подтверждении законности оспоренного постановления N 5049, установлено, не отрицалось обществом, что согласно Схемы НТО и условиям договора по адресу ул.Залесская, дом 78 подлежала размещению летняя площадка, фактически размещен НТО в виде пристройки к многоквартирному жилому дому, не соответствующий утвержденному архитектурному решению объекта. Согласно архитектурного решения НТО предусмотрен один центральный вход в летнюю площадку, а по факту было установлено шесть входных дверей в отдельные помещения, являющиеся проходными для входа в цокольный этаж многоквартирного жилого дома, в которых осуществляют предпринимательскую деятельность ИП Николаев А.П. (эконом парикмахерская), ИП Ионина А.В. (магазин детских игрушек "Мой пятачок") ИП Османова Э.С. (кофейня), ООО Фармацевтическая фирма "Форма" (аптека), в проходе в аптеку по обе стороны размещены 2 роллета - закрыты (ателье, торговый уголок "все для шитья), ООО "Фемида" (сеть магазинов одежды "ФамилиЯ"), ИП Багдасарян Э.С. (магазин овощи-фрукты), в проходе в магазин установлено холодильное оборудование с витриной "Наша Ряба" ИП Богданов А.Ю. и витрина для реализации лотерейных билетов ИП Богачевская Ж.П.
Таким образом, суды пришли к верному выводу, что объект, размещенный обществом, не соответствует типу объекта, который предусмотрен Схемой НТО и соответствующим договором.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 25.11.2014 N 465 утвержден Порядок демонтажа (сноса) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории муниципальных образований Республики Крым, который регламентирует деятельность администраций муниципальных образований, их структурных подразделений по осуществлению мероприятий, связанных с демонтажем (сносом) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов, неправомерно размещенных на территории муниципального образования (далее - Порядок N 465).
Согласно п. 4 постановления администрации города Симферополя от 16.06.2017 N 1995 уполномоченным органом по выявлению неправомерно размещенных нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым определено управление торговли и бытового обслуживания населения администрации города.
Как следует из пунктов 2.1 - 2.2, 3.1 - 3.5 Порядка N 465, выявление неправомерно размещенных нестационарных объектов осуществляется Уполномоченным органом при проведении мониторинга соответствия размещенных нестационарных объектов утвержденной схеме размещения нестационарных торговых объектов, факт выявления неправомерно размещенного нестационарного объекта оформляется актом по установленной форме, в течение десяти рабочих дней с даты составления акта обследования Уполномоченный орган направляет данный акт и документы, подтверждающие неправомерность размещения нестационарного объекта, в Комиссию по демонтажу (сносу) НТО, Комиссия рассматривает поступившие документы в течение тридцати рабочих дней с момента их поступления и выносит заключение на основании которого Администрация принимает постановление о демонтаже (сносе) нестационарного объекта.
Учитывая, что управлением торговли и бытового обслуживания населения администрации города Симферополя выявлен неправомерно размещенный нестационарный торговый объект по адресу г.Симферополь, ул.Залесская, 78, принадлежащий ООО "Стар-плюс", Администрация обоснованно рассмотрела этот объект как размещенный с нарушением утвержденной уполномоченным органом муниципального образования схемы размещения нестационарных торговых объектов, а также в нарушение условий договора от 07.04.2016 N 117, предоставляющего право на размещение нестационарного объекта, и в соответствии с Порядком N 465, постановлением администрации города Симферополя от 16.06.2017 N 1995 инициировала процедуру демонтажа незаконно размещенного НТО.
Суды установили, что оспоренное постановление от 17.10.2018 N 5049 принято администрацией при наличии предусмотренных Положением N 1107, Порядком N 465 оснований. Нарушений процедуры, предусмотренной указанным Порядком, судом не установлено.
Вопреки доводам жалобы, материалами дела подтверждено, судами установлено верно, что уведомление о расторжении договора на размещение нестационарного торгового объекта в одностороннем порядке от 28.06.2018 отправлено заказным письмом за номером 29500024746717 по надлежащему юридическому адресу общества: 295021, Республика Крым, г.Симферополь, ул.Залесская, д.78, комната 2, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, однако возвращено в адрес Администрации "в связи с истечением срока хранения".
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и содержащей толкование положений статьи 165.1 ГК РФ, юридически значимое сообщение, адресованное юридическому лицу, направляется по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим юридическим лицом. При этом необходимо учитывать, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не находится по указанному адресу (пункт 63). Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения (пункт 67).
Следовательно, риск неполучения уведомления, направленного по месту нахождения юридического лица, указанному в ЕГРЮЛ, лежит на самом юридическом лице, ненадлежащим образом организовавшим процесс получения и обработки входящей корреспонденции.
Таким образом, с учетом установленных фактических обстоятельств спора у судов отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных обществом требований, поскольку в силу статьи 198 АПК РФ судами не установлено несоответствия оспоренного постановления Администрации закону или иному нормативному правовому акту, нарушения прав и законные интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы подателя кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права, в связи с чем кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения и постановления судов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 19.06.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2019 по делу N А83-17174/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Е.В. Власов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и содержащей толкование положений статьи 165.1 ГК РФ, юридически значимое сообщение, адресованное юридическому лицу, направляется по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим юридическим лицом. При этом необходимо учитывать, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не находится по указанному адресу (пункт 63). Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения (пункт 67)."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17 марта 2020 г. N Ф10-3497/19 по делу N А83-17174/2018
Хронология рассмотрения дела:
17.03.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3497/19
22.10.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-156/19
29.08.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3497/19
26.08.2019 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-17174/18
19.06.2019 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-17174/18
22.04.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-156/19
27.11.2018 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-17174/18
08.11.2018 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-17174/18