Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы граждан Д.А. Лисового и И.И. Лисовой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Граждане Д.А. Лисовой и И.И. Лисовая оспаривают конституционность подпункта "г" пункта 22 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение N 1 к Особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710; далее - Правила).
До внесения Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2020 года N 1042 в оспариваемое положение изменений оно устанавливало, что основанием для отказа в признании молодой семьи участницей соответствующей подпрограммы является ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала.
Действующая же редакция подпункта "г" пункта 22 Правил дополнена еще одним исключением из указанного общего правила: реализация ранее мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам, предусмотренных Федеральным законом от 3 июля 2019 года N 157-ФЗ "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния", также не является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятия ведомственной целевой программы.
Как следует из представленных материалов, в решении суда общей юрисдикции, оставленном без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, указано на отсутствие оснований для признания недействительным решения органа местного самоуправления от 30 марта 2020 года об исключении многодетной семьи заявителей из состава участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, поскольку они 24 декабря 2019 года реализовали право на улучшение жилищных условий с использованием мер государственной поддержки семей (оказана поддержка в погашении обязательств по ипотечному жилищному кредиту в размере 450 000 рублей). При этом суды отметили, что оспариваемое решение органа местного самоуправления принято с учетом действовавшего на тот момент законодательства, рассматриваемые же меры социальной поддержки являлись взаимоисключающими. Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации в передаче кассационной жалобы заявителей для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отказано.
По мнению заявителей, оспариваемое нормативное положение, будучи неопределенным, не соответствует Конституции Российской Федерации, поскольку оно вводит необоснованную дифференциацию в правах молодых семей в зависимости от времени получения ими мер государственной поддержки, предусмотренных Федеральным законом от 3 июля 2019 года N 157-ФЗ.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции (определения от 27 мая 2010 года N 738-О-О, от 14 июля 2011 года N 988-О-О, от 16 июля 2013 года N 1195-О, от 28 сентября 2017 года N 1972-О, от 19 декабря 2019 года N 3449-О и др.); общим же (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после его введения в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на отношения, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу (определения от 27 марта 2018 года N 680-О, от 28 июня 2018 года N 1565-О, от 25 марта 2021 года N 554-О и др.). Правительство Российской Федерации обладает аналогичным правом - подлежащим реализации в соответствии с конституционными принципами и гарантиями и с учетом требований федеральных законов - придать ретроспективное действие принимаемым им постановлениям.
Таким образом, оспариваемое нормативное положение само по себе не может расцениваться как нарушающее конституционные права в аспекте, указанном заявителями, которые осуществили свой выбор конкретной меры государственной поддержки в жилищной сфере, подлежавший реализации и повлекший правовые последствия согласно нормативному регулированию, действовавшему в соответствующий период.
Установление же и исследование фактических обстоятельств конкретного дела к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относятся.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Лисового Дмитрия Александровича и Лисовой Ирины Игоревны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 20 июля 2021 г. N 1532-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Лисового Дмитрия Александровича и Лисовой Ирины Игоревны на нарушение их конституционных прав подпунктом "г" пункта 22 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)