Приказ Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан от 1 марта 2022 г. N 144-осн
"Об утверждении руководства по соблюдению обязательных требований при осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора)"
В соответствии со статьей 46 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", приказываю:
1. Утвердить руководство по соблюдению обязательных требований при осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора) согласно приложению к настоящему приказу.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан от 13 января 2021 года N 4-осн "Об утверждении руководства по соблюдению обязательных требований при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра И.Н. Зарипова.
Министр |
Р.А. Кузюров |
Руководство
по соблюдению обязательных требований при осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора)
(утв. приказом Министерства лесного хозяйства РТ от 1 марта 2022 г. N 144-осн)
Настоящее руководство по соблюдению обязательных требований с разъяснением критериев правомерного поведения, новых требований нормативных правовых актов, а также необходимых для реализации таких нормативных правовых актов организационных, технических мероприятий при осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора) (далее - руководство по соблюдению обязательных требований) разработано в соответствии с пунктом 5 статьи 46 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", и имеет целью оказание информационно-методической поддержки в вопросах соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации, включая разъяснение отдельных его положений, выполнение которых, как свидетельствует практика, вызывает определенные затруднения и недопонимания.
1. Нормативно-правовое регулирование в сфере осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора)
1.1. Перечень нормативных правовых актов, регламентирующих соблюдение требований, определяющих порядок и условия осуществления федерального государственного лесного контроля (надзора):
Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 года N 200-ФЗ;
Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ;
Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ;
Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 года N 1614 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах";
постановление Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2020 года N 2047 "Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах";
постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 г. N 2128 "Об утверждении Правил определения характеристик древесины и учета древесины";
постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации";
приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 июля 2020 г. N 535 "Об утверждении Порядка заготовки, обработки, хранения и использования семян лесных растений";
приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 июля 2020 года N 534 "Об утверждении Правил ухода за лесами";
приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 ноября 2020 года N 911 "Об утверждении Правил заготовки живицы";
приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28 июля 2020 года N 496 "Об утверждении Правил заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов";
приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28 июля 2020 года N 494 "Об утверждении правил заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений";
приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28 июля 2020 года N 497 "Об утверждении Правил использования лесов для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений";
приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 июля 2020 года N 487 "Об утверждении Правил использования лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности";
приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 ноября 2020 года N 908 "Об утверждении Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности";
приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 июля 2020 года N 541 "Об утверждении Правил лесоразведения, состава проекта лесоразведения, порядка его разработки";
приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 апреля 2021 года N 303 "Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме";
приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 7 июля 2020 года N 417 "Об утверждении Правил использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых и Перечня случаев использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута";
приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10 июля 2020 года N 434 "Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута";
приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 21 августа 2017 года N 451 "Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет об использовании лесов, формы и порядка представления отчета об использовании лесов, а также требований к формату отчета об использовании лесов в электронной форме";
приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 21 августа 2017 года N 452 "Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении, формы и порядка представления отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении, а также требований к формату отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении в электронной форме";
приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 марта 2017 года N 78 "Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет об охране лесов от пожаров, формы и порядка представления отчета об охране лесов от пожаров, а также требований к формату отчета об охране лесов от пожаров в электронной форме, перечня информации, включаемой в отчет о защите лесов, формы и порядка представления отчета о защите лесов, а также требований к формату отчета о защите лесов в электронной форме";
приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22 июля 2020 года N 469 "Об утверждении Правил использования лесов для выращивания посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев)";
приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28 июля 2020 года N 495 "Об утверждении Правил использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов";
приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 1 декабря 2020 года N 993 "Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации";
приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 ноября 2020 года N 910 "Об утверждении Порядка проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопатологического обследования";
приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 2 июля 2020 года N 408 "Об утверждении Правил использования лесов для ведения сельского хозяйства и Перечня случаев использования лесов для ведения сельского хозяйства без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута";
приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 4 декабря 2020 года N 1014 "Об утверждении Правил лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений";
приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12 декабря 2017 года N 661 "Об утверждении Правил использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства и Перечня случаев использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства без предоставления лесных участков";
приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 июня 2016 года N 367 "Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки";
приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 ноября 2020 года N 909 "Об утверждении Порядка использования районированных семян лесных растений основных лесных древесных пород";
приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 ноября 2020 года N 912 "Об утверждении Правил осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов";
приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22 июля 2020 года N 468 "Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет об охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, формы и порядка представления отчета об охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, а также требований к формату отчета об охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия в электронной форме";
приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28 июля 2020 года N 496 "Об утверждении Правил заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов";
приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 июля 2020 года N 514 "Об утверждении Порядка производства семян отдельных категорий лесных растений";
Закон Республики Татарстан от 22 мая 2008 года N 22-ЗРТ "Об использовании лесов в Республике Татарстан".
Приведенный перечень нормативных правовых актов не является исчерпывающим, так как существуют и иные подзаконные акты: постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные акты министерств и ведомств и т.д.
2. Круг лиц, в отношении которых устанавливаются обязательные требования
2.1. Лица, попадающие под соблюдение обязательных требований при осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора): физические лица, юридические лица, индивидуальные предприниматели.
3. Обязательные требования, определяющие порядок и условия осуществления федерального государственного лесного контроля (надзора)
3.1. Соблюдение требований правил пожарной безопасности в лесах (постановление Правительства РФ от 7 октября 2020 г. N 1614 "Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах").
Со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается:
использовать открытый огонь (костры, паяльные лампы, примусы, мангалы, жаровни) в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков (остатки древесины, образующиеся на лесосеке при валке и трелевке деревьев, а также при очистке стволов от сучьев, включающие вершинные части срубленных деревьев, откомлевки, сучья, хворост) и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев. В других местах использование открытого огня допускается на площадках, отделенных противопожарной минерализованной (то есть очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 метра. Открытый огонь (костер, мангал, жаровня) после завершения сжигания порубочных остатков или его использования с иной целью тщательно засыпается землей или заливается водой до полного прекращения тления;
бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло (стеклянные бутылки, банки и др.);
применять при охоте пыжи из горючих (способных самовозгораться, а также возгораться при воздействии источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления) или тлеющих материалов;
оставлять промасленные или пропитанные бензином, керосином или иными горючими веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату и другие горючие вещества) в не предусмотренных специально для этого местах;
заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя, использовать машины с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим;
выполнять работы с открытым огнем на торфяниках.
Запрещается засорение леса отходами производства и потребления.
Со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
Запрещается выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других горючих материалов (веществ и материалов, способных самовозгораться, а также возгораться при воздействии источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления) на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра.
Юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны:
хранить горюче-смазочные материалы в закрытой таре, производить в период пожароопасного сезона очистку мест их хранения от растительного покрова, древесного мусора, других горючих материалов и отделение противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра;
уведомлять при корчевке пней с помощью взрывчатых веществ о месте и времени проведения этих работ органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в пункте 4 настоящих Правил, не менее чем за 10 дней до их начала, прекращать корчевку пней с помощью этих веществ при высокой пожарной опасности в лесу;
соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования;
в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие использование лесов или имеющие объекты в лесу, перед началом пожароопасного сезона, а лица, ответственные за проведение массовых мероприятий в лесу, перед выездом или выходом в лес обязаны провести инструктаж своих работников или участников массовых мероприятий и других мероприятий о соблюдении требований настоящих Правил и предупреждении возникновения лесных пожаров, а также о способах их тушения.
Нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или административный штраф, предусмотренный статьей 8.32. КоАП РФ.
3.2. Соблюдение требований правил санитарной безопасности в лесах (постановление Правительства РФ от 9 декабря 2020 г. N 2047 "Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах").
Запрещается засорение леса, т.е. размещение на территории лесных участков отходов производства и потребления путем создания несанкционированных свалок, вывоза и сброса мусора, а также путем оставления неубранными мест привала туристов, отдыха граждан и т.п., поступлении вредных веществ в атмосферу и попадании их на древесно-кустарниковую растительность, почву земель лесного фонда в результате переноса по воздуху, выпадения осадков, оседания и т.п. или сбросов сточных вод, т.е. привнесении, выпуске, сливании и т.п. их в водные объекты, расположенные на территории земель лесного фонда, или непосредственно на земли, покрытые и не покрытые лесом, а также путем размещения отходов производства, т.е. устройства несанкционированных свалок, вывоза отходов и сброса их на территории земель лесного фонда, т.е. размещения на поверхности земли, занятой лесом, или на не покрытых лесом площадях.
Юридическим лицам и гражданам, осуществляющим использование лесов, в целях соблюдения правил санитарной безопасности в лесах необходимо:
уведомлять в 5-ти-дневный срок об обнаруженных погибших и поврежденных лесных насаждениях;
предотвращать загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса;
своевременно выполнять работы по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации;
не допускать уничтожение либо повреждение мелиоративных систем и дорог, расположенных в лесах;
не допускать уничтожение либо повреждение лесохозяйственных знаков, феромонных ловушек и иных средств защиты леса;
не допускать уничтожение (разорение) муравейников, гнезд, нор или других мест обитания животных;
не допускать ухудшения санитарного и лесопатологического состояния лесов при использовании лесов для рекреационных целей;
не допускать использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях, лесах, расположенных в водоохранных зонах;
не допускать разведение и использование растений, животных и других организмов, не свойственных естественным экологическим системам, а также созданных искусственным путем, без разработки эффективных мер по предотвращению их неконтролируемого размножения; и другие.
Нарушение правил санитарной безопасности в лесах влечет предупреждение или административный штраф, предусмотренный ч. 1 статьи 8.31 КоАП РФ.
Загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса влечет административный штраф или административное приостановление деятельности, предусмотренного ч. 2 статьи 8.31 КоАП РФ.
Действия (бездействие), предусмотренные частью 2 статьи 8.31 КоАП РФ, совершенные в защитных лесах, на особо защитных участках лесов, в лесопарковом зеленом поясе влекут административный штраф или административное приостановление деятельности.
3.3. Рубка насаждений, повреждение насаждений с нарушением требований законодательства.
В лесах запрещена рубка насаждений, повреждение лесных насаждений с нарушением требований законодательства.
Рубка - это отделение ствола дерева, стебля кустарника от корня. Способами рубки могут быть срубание, спиливание, подрезание и т.п.
Повреждение лесных насаждений, т.е. деревьев, кустарников или лиан, по объективной стороне может выражаться в раздроблении, смятии, уничтожении части дерева или кустарника (корневой системы, ветвей и т.п.) до прекращения роста или не влекущих прекращение роста. Степень повреждения не имеет значения для решения вопроса об административной ответственности. Способы повреждения могут быть разными: при рубке других деревьев, перемещении заготовленной древесины, устройстве стоянок для туристов и т.п. Повреждение может происходить в результате проезда транспорта, ведения строительных работ, лесозаготовительных работ, прогона скота и проч.
Самовольное выкапывание означает изъятие деревьев, кустарников и т.п. механическим способом без повреждения корневой системы с целью пересадки, осуществляемое без разрешения либо вопреки установленному запрету. Правонарушение считается оконченным с момента извлечения дерева, кустарника, лианы из почвы.
Юридическим лицам и гражданам в целях недопущения повреждения лесных насаждений необходимо оформлять необходимые документы (договоры аренды, проекты освоения лесов, получившие положительное заключение государственной экспертизы, договоры купли-продажи лесных насаждений, государственный контракт на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов, государственное задания на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов).
Объективную сторону составляют нарушения, связанные с рубкой или повреждением насаждений:
- без оформления необходимых документов (договора аренды, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов, государственного задания на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов);
- в объеме, превышающем разрешенный;
- с нарушением породного или возрастного состава;
- за пределами лесосеки.
- Объекты правонарушения: ст. ст. 16, 16.1, 29, 30 Лесного кодекса РФ, Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Статьей 8.28 КоАП РФ за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа.
3.4. Самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.
Нарушением является занятие и использование лесного участка в отсутствие специального разрешения на использование или проведение работ, оформленного в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.
Объективная сторона правонарушения может выражаться только в форме активных действий, направленных на фактическое завладение лесным участком или фактическое использование лесного участка.
Обязательным условием квалификации нарушения является занятие и использование лесного участка в отсутствие специального разрешения на использование или проведение работ, оформленного в соответствии с Лесным кодексом РФ. Надлежащим разрешением является разрешение на проведение отдельных видов работ в соответствии с условиями специальных разрешительных документов, выданных (согласованных) по установленным процедурам, в соответствии с условиями договоров аренды, безвозмездного срочного пользования, распоряжения о предоставлении в бессрочное пользование лесным участком, проектом освоения лесов, получившим положительное заключение государственной экспертизы, лесной декларацией, договором купли-продажи лесных насаждений (в случае заготовки древесины, заготовки елей и (или) деревьев других хвойных пород) для новогодних праздников.
Объект нарушения: право собственности на лес и установленный порядок управления лесным фондом. Непосредственным предметом посягательства являются: участки лесного фонда - участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью. Нарушаются ст. ст. 7, 8, 9, 24, 25, 41, 45, 71, 72 Лесного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 7.9 КоАП РФ самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков - влечет административный штраф.
3.5. Нарушение правил использования лесов.
Нарушение правил использования лесов включают в себя все нарушения, предусмотренные правилами заготовки древесины, таких как:
использование русел рек и ручьев в качестве трасс волоков и лесных дорог;
повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв;
захламление лесов промышленными и иными отходами за пределами лесосеки на смежных с ними 50-метровых полосах;
повреждение дорог, мостов, просек, осушительной сети, дорожных, гидромелиоративных и других сооружений, русел рек и ручьев;
оставление завалов (включая срубленные и оставленные на лесосеке деревья) и срубленные зависшие деревья;
повреждение или уничтожении подроста, подлежащего сохранению;
уничтожение или повреждении граничных, квартальных, лесосечных и других столбов и знаков;
рубка и повреждение деревьев, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению в соответствии с Правилами заготовки древесины и лесным законодательством Российской Федерации, в том числе источников обсеменения и плюсовых деревьев (в границах лесосеки);
заготовка древесины по истечении разрешенного срока (включая предоставление отсрочки), а также заготовка древесины после приостановления или прекращения права пользования лесным участком;
оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке;
вывозка, трелевка древесины в места, не предусмотренные проектом освоения лесов или технологической картой лесосечных работ;
невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки;
уничтожение верхнего плодородного слоя почвы вне волоков и погрузочных площадок;
выполнение работ (санитарно-оздоровительных мероприятий на основании государственного контракта и государственного задания) без технологической карты (за исключением выполнения лесосечных работ гражданами, осуществляющими заготовку древесины для собственных нужд для целей отопления); повреждении лесных насаждений, растительного покрова и почв;
несоблюдения условий технологической карты, а также документов, являющихся основанием для производства лесосечных работ;
нарушение последовательности лесосечных работ: порядка проведения подготовительных, основных и заключительных лесосечных работ, в том числе приведение в состояние, пригодное для использования по назначению, лесных дорог, имевшихся до осуществления лесосечных работ, нарушенных мостов, просек, водотоков, ручьев, рек;
нарушения, при заготовке лекарственных растений, пней, бересты, коры деревьев и кустарников, хвороста, веточного корма, еловой, пихтовой, сосновой лапы, камыша, тростника и подобных лесных ресурсов, а также пищевых ресурсов при осуществлении предпринимательской деятельности и для собственных нужд: в запрещенных местах; с превышением объемов; в неустановленные сроки;
использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки.
Статьей 8.25 КоАП РФ за нарушение правил использования лесов предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или административного штрафа.
Часть 4 статьи 8.25 КоАП РФ утратила силу (Федеральный закон от 17 июня 2019 года N 141-ФЗ).
3.6. Самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства (приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 2 июля 2020 года N 408 "Об утверждении Правил использования лесов для ведения сельского хозяйства и Перечня случаев использования лесов для ведения сельского хозяйства без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута"), уничтожение лесных ресурсов.
За действия по:
уничтожению лесной подстилки, мха и других недревесных лесных ресурсов (технологии сбора мха, лишайников и т.п.; чрезмерного сбора этих растений, приводящего к утрате способности их воспроизводства; вытаптывания; выжигания; насыпки грунта, и другое;
размещению ульев и пасек, заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов и сбор лекарственных растений (в запрещенных для этого местах; неразрешенными способами или приспособлениями; с превышением объемов; в неустановленные сроки; сбор, заготовка и реализация пищевых ресурсов, в отношении которых это запрещено.
Статьей 8.26 КоАП РФ "Самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов" предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа.
3.7. Невыполнение в установленный срок законного предписания об устранении выявленного нарушения лесного законодательства.
За невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный лесной контроль (надзор), организации, уполномоченной в соответствии с Федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль, статьей 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа.
Юридическим лицам и гражданам необходимо исполнять предписания об устранении выявленных нарушений в установленный срок, либо направлять ходатайства о продлении до истечения срока, установленного в предписании.
3.8. За действия, либо бездействие гражданина, должностного лица или юридического лица, обязанных представить определенную информацию, но не представивших ее или представивших неполную, искаженную информацию, а именно если лицо:
полностью игнорирует исполнение своей обязанности;
несвоевременно представляет в государственный орган (должностному лицу) соответствующие сведения, круг которых установлен законом или необходимых для осуществления госорганом (должностным лицом) возложенных на него законом функций (при осуществлении им своей деятельности). Если сведения выходят за рамки указанного круга, то непредставление их не образует состава данного правонарушения;
представляет в государственный орган (должностному лицу) упомянутые выше сведения, но либо в неполном объеме (например, лишь часть требуемой информации) либо в искаженном виде (недостоверная информация).
Согласно статьи 19.7 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, статьей 8.32.1, частью 5 статьи 14.5, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, частью 1 статьи 14.46.2, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.7.13, 19.8, 19.8.3 КоАП РФ влечет предупреждение или административный штраф.
3.9. Нарушение требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней.
Нарушением требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней (нарушение правил определения характеристик древесины и учета древесины (постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 г. N 2128 "Об утверждении Правил определения характеристик древесины и учета древесины") являются нарушения, связанные с несоответствием: объема древесины, породного состава, сортиментного состава.
Юридическим лицам и гражданам в целях предотвращения нарушений требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней необходимо:
осуществлять транспортировку древесины с оформленным в установленном лесным законодательством порядке сопроводительным документом:
иметь при себе сопроводительный документ;
не нарушать правила заполнения сопроводительного документа (постановление Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2021 г. N 2214 "Об утверждении формы электронного сопроводительного документа на транспортировку древесины и продукции ее переработки, состава сведений, включаемых в электронный сопроводительный документ на транспортировку древесины и продукции ее переработки, а также требований к формату и порядку заполнения электронного сопроводительного документа на транспортировку древесины и продукции ее переработки").
Статьей 8.28.1 КоАП РФ за нарушение требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа с конфискацией древесины и (или) транспортных средств, являющихся орудием совершения административного правонарушения, либо без таковой.
3.10. За действия по уничтожению (разорению) на землях лесного фонда: муравейников; гнезд; нор; других убежищ животных, статьей 8.29 КоАП РФ "Уничтожение мест обитания животных" предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или административного штрафа.
3.11. За действия по уничтожению (приведению в непригодное состояние полностью), либо повреждению (частично непригодными для использования по назначению): сенокосов; пастбищ; дорог; просек; иных объектов лесной инфраструктуры, статьей 8.30 КоАП РФ "Уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ" предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа.
3.12. За правонарушения, выраженные в виде действий, направленных на уничтожение или повреждение лесоустроительных или лесохозяйственных знаков или указанной на них информации, предусмотрена административная ответственность по статье 7.2 КоАП РФ "Уничтожение или повреждение специальных знаков" в виде административного штрафа.
Примечание. К лесоустроительным и лесохозяйственным знакам относятся: столбы квартальные, квартальные указательные, граничные хозяйственные, визирные, визирные указательные, на пробных площадях, внутренней ситуации, лесосечные (деляночные), на площадях лесовосстановительных мероприятий, прочие лесохозяйственные столбы; колья пикетные и для закрепления центра площадок при измерительно-перечислительной таксации, обследовании естественного возобновления и лесных культур.
В качестве натурных знаков могут применяться: столбы деревянные и железобетонные, металлические или пластмассовые таблички, каменные пирамиды и глыбы, колья, отметки на деревьях (ОСТ 56-44 80 Знаки натурные лесоустроительные и лесохозяйственные. Типы, размеры и общие технические требования).
3.13. За действия (бездействия) лиц по воспрепятствованию законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с Федеральными законами на осуществление государственного надзора, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, предусмотрена административная ответственность по статье 19.4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа или дисквалификация на срок от шести месяцев до одного года.
Юридические лица в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ при проведении проверок обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
3.14. Правонарушением, предусматривающим административную ответственность за самовольное занятие земельного участка, являются общественные отношения, возникающие в области владения, пользования и распоряжения землями, составляющими их отдельно взятыми участками, а также отношения, направленные на обеспечение охраны права собственности на данные земли.
Действиями, направленными на установление доминирующего положения лица на спорном земельном участке, являются:
самовольное занятие земельного участка, выражающееся в размещении на нем каких-либо сооружений, строений, в возведении ограждений, иных препятствий для затруднения доступа к данному участку лиц, имеющих законное право на владение, пользование или распоряжение им;
использование земельного участка путем его засевания сельскохозяйственными, однолетними или многолетними, а также иными видами растений.
Противоправными деяниями являются:
занятие и использование земельного участка в случае отсутствия документов, подтверждающих право пользования, владения или распоряжения данным земельным участком;
занятие и использование земельного участка при отсутствии документов, предоставляющих право на осуществление хозяйственной деятельности в пределах границ такого земельного участка.
Статьей 7.1 КоАП РФ за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок предусмотрен административный штраф.
3.15. За самовольную уступку права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом, а равно самовольная мена земельного участка статьей 7.10 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа.
Действия, направленные на неурегулированное в установленном законом порядке отчуждение прав пользования указанными объектами для извлечения связанных с этим преимуществ и выгод ненадлежащим лицом либо лицом, не оформившим соответствующие документы это:
самовольная уступка права пользования лесным участком - действия по передаче лесного участка в субаренду в отсутствие письменного согласования Комитетом уступки права пользования лесным участком;
самовольная мена лесного участка - действия, заключающихся в фактической смене, арендатора, иного пользователя без прохождения установленной законом процедуры юридического оформления и получения надлежащего правоустанавливающего документа.
3.16. Нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению (приказы Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 4 декабря 2020 года N 1014 "Об утверждении Правил лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений", от 30 июля 2020 года N 541 "Об утверждении Правил лесоразведения, состава проекта лесоразведения, порядка его разработки").
Юридическим лицам и гражданам в целях недопущения нарушения правил лесовосстановления и лесоразведения необходимо:
не нарушать сроки и технологии (методы) выполнения работ по лесовосстановлению и лесоразведению;
соответствовать требованиям к используемому для лесовосстановления посадочному материалу (качество, высота и диаметр стволика у корневой шейки);
соответствовать требованиям к молоднякам, площади которых подлежат отнесению к землям, занятым лесными насаждениями, для признания работ по лесовосстановлению завершенными (возраст, количество деревьев главных лесных древесных пород, средняя высота);
не использовать при лесовосстановление нерайонированных семян (не соответствующих требованиям, установленным в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 1997 года N 149-ФЗ "О семеноводстве") и иное.
За несоблюдение вышеуказанных норм статьей 8.27 КоАП РФ "Нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению" предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа.
3.17. За осуществление охоты в общедоступных охотничьих угодьях, расположенных на землях лесного фонда, в отсутствие разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданное в установленном порядке (в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), нарушение условий, предусмотренных разрешением, заключающееся в добыче объектов животного мира в неуказанных в ней местах, не в том количестве и т.п. статьей 7.11 КоАП РФ "Пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами без разрешения" предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа.
3.18. За невыполнение лицом, возложенных на него обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, в результате проведения различных работ, статьей 8.7 КоАП РФ "Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв" предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа.
Под невыполнением обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования их по целевому назначению, понимается бездействие лица, обязанного заботиться о состоянии земель, заключающееся в несовершении предусмотренных законом, договором аренды или субаренды, решением о предоставлении земель для тех или иных целей, во временное пользование действий. В качестве таких обязанностей может рассматриваться, например, рекультивация земель - комплекс мероприятий технического и биологического характера, направленных на восстановление нарушенных земель, возобновление обитания животных, растений, микроорганизмов.
Несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению - действия, направленные на приведение временно занимаемых земель в пригодное состояние, совершенные после истечения срока, на который они были предоставлены договором аренды, если этот срок не был продлен в установленном порядке. Так, земли должны быть приведены в порядок по завершении изыскательских работ, в том числе проводимых путем почвенных, агрохимических, геоботанических, геоморфологических, геологических, химических и иных необходимых обследований.
Рекультивация нарушенных земель при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
3.19. Совершение действий, направленных на использование земельного участка без соблюдения установленного для него режима эксплуатации, сознательного изменения его целевого назначения, т.е. использовании лесного участка не по целевому назначению, не в соответствии с теми целями, видами использования лесов, для которых они предоставлены, а также невыполнение или несвоевременном выполнении обязанностей по приведению лесного участка в состояние, пригодное для ведения лесного хозяйства (например, при окончании срока договора аренды) являются нарушениями законодательства, за которые статьей 8.8 КоАП РФ "Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению" предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан от 1 марта 2022 г. N 144-осн "Об утверждении руководства по соблюдению обязательных требований при осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора)"
Текст приказа опубликован не был
Приказом Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан от 26 мая 2023 г. N 275-ОСН настоящий документ признан утратившим силу