(руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования В.В. Кириллов)
1. Общие положения
1.1. Заключение Счетной палаты Российской Федерации по Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор или Служба) по результатам внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2012 год (далее - заключение Счетной палаты Российской Федерации по Росприроднадзору) подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (с изменениями) и стандартом финансового контроля СФК 203 "Последующий контроль исполнения федерального бюджета".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "СФК 203" следует читать "СГА 203"
Заключение Счетной палаты по Росприроднадзору подготовлено на основании одного контрольного мероприятия. По результатам контрольного мероприятия, проведенного Счетной палатой Российской Федерации (далее - Счетная палата), составлен один акт, подписанный без замечаний проверяемой стороны.
1.2. Бюджетная отчетность Росприроднадзора об исполнении федерального бюджета за 2012 год (далее - бюджетная отчетность) представлена 1 апреля 2013 года в Счетную палату Российской Федерации, что соответствует сроку представления годовой бюджетной отчетности, установленному статьей 264 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации (с изменениями).
Бюджетная отчетность Росприроднадзора за 2012 год составлена в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н, и соответствует структуре и бюджетной классификации, которые применялись при утверждении Федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов". Организация бюджетного учета осуществляется в соответствии с приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (с изменениями от 12 октября 2012 г. N 134н).
1.3. Правовыми нормативными актами, регулирующими функции Росприроднадзора как главного администратора средств федерального бюджета, являются: указы Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", от 20 мая 2004 г. N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти", постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. N 717 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору", Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 400 (в редакции от 24 марта 2011 г. N 210).
Приказом Росприроднадзора от 22 ноября 2011 г. N 857 (с изменениями от 15 декабря 2011 г. N 924) утвержден Сводный реестр подведомственных получателей бюджетных средств. По состоянию на 1 января 2012 года в Сводном реестре учтены центральный аппарат, 80 территориальных органов Росприроднадзора в субъектах Российской Федерации (8 Департаментов Росприроднадзора по федеральным округам и 72 управления по субъектам Российской Федерации) и 12 подведомственных бюджетных учреждений. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 г. N 533-р в ведение Росприроднадзора переданы два федеральных бюджетных учреждения, находящихся ранее в ведении Ростехнадзора - ФБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому федеральному округу" и ФБУ "Государственный научно-исследовательский институт промышленной экологии". По состоянию на 1 января 2013 года в Сводном реестре учтены: центральный аппарат, 80 территориальных органов Росприроднадзора в субъектах Российской Федерации и 14 подведомственных бюджетных учреждений.
2. Доходы, расходы и источники финансирования дефицита федерального бюджета, установленные Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", прогнозом поступлений доходов в федеральный бюджет и бюджетной росписью и их исполнение по бюджетной отчетности Росприроднадзора как главного администратора средств федерального бюджета и результатам проведенных Счетной палатой проверок
2.1. В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ и приложением N 4 к нему Росприроднадзор является главным администратором доходов по 12 кодам бюджетной классификации доходов федерального бюджета.
Приложением N 6 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 21 декабря 2011 г. N 180н, Росприроднадзор являлся администратором доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по 27 кодам бюджетной классификации доходов федерального бюджета.
Статьей 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен норматив в размере 100 % для зачисления в доход федерального бюджета денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации: о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации; за нарушение лесного законодательства, установленное на лесных участках, находящихся в федеральной собственности; за нарушение водного законодательства, установленного на водных объектах, находящихся в федеральной собственности.
Первоначальный прогноз поступлений администрируемых доходов в 2012 году в объеме 4 410,9 млн. рублей был направлен Росприроднадзором в Минфин России (письмо от 26 декабря 2011 г. N ОД-06-01-29/16983) по трем кодам бюджетной классификации:
- государственная пошлина за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий (код 1 08 07000 01 0000 110) - 145,0 млн. рублей;
- плата за негативное воздействие на окружающую среду (код 1 12 01000 01 0000 120) - 4 195,9 млн. рублей;
- платежи, взимаемые государственными и муниципальными органами (организациями) за выполнение определенных функций (код 1 15 02000 00 0000 140) - 70,0 млн. рублей.
В 2012 году Росприроднадзором фактически получены доходы в объеме 7 283,6 млн. рублей. Отклонение (в сторону увеличения) от прогнозных назначений составило 1 671,2 млн. рублей, или 29,8 процента. Наибольший показатель значится по коду доходов 1 12 01000010000 120 "Плата за негативное воздействие на окружающую среду" - 5 810,2 млн. рублей, или 79,8 % от суммы полученных доходов. В 2012 году установлено 28 отклонений от прогнозных показателей поступлений доходов в федеральный бюджет, из них 26 положительных и два отрицательных.
Нарушений в бюджетном учете и отчетности доходов федерального бюджета не установлено.
2.2. Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ Росприроднадзору предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 4 002,4 млн. рублей, в том числе по разделу 06 "Охрана окружающей среды" - 3 989,1 млн. рублей и разделу 10 "Социальная политика" - 13,3 млн. рублей.
Структура расходов федерального бюджета по Росприроднадзору в разрезе разделов - подразделов (далее - Рз-ПР) представлена в таблице.
(млн. рублей)
Наименование раздела, подраздела |
Код раздела, подраздела |
Утверждено федеральным законом |
Утверждено бюджетной росписью |
Лимиты бюджетных обязательств |
Кассовое исполнение |
Всего во Росприроднадзору |
|
4 002,4 |
4 166,7 |
4 166,7 |
4 123,5 |
Охрана окружающей среды |
0600 |
|
|
|
4 108,7 |
Сбор, удаление отходов и очистка сточных вод |
0602 |
- |
8,6 |
8,6 |
8,6 |
Охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания |
0603 |
1 217,5 |
|
1 281,7 |
1 281,3 |
Прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды |
0604 |
57,1 |
62,9 |
62,9 |
52,4 |
Другие вопросы в области охраны окружающей среды |
0605 |
2 714,4 |
2 798,6 |
2 798,6 |
2 764,7 |
Образование |
0700 |
- |
1,47 |
1,47 |
1,45 |
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации |
0705 |
- |
1,47 |
1,47 |
1,45 |
Социальная политика |
1000 |
13,3 |
13,3 |
13,3 |
13,3 |
Социальное обеспечение населения |
1003 |
13,3 |
13,3 |
13,3 |
13,3 |
Анализ структуры расходов федерального бюджета показывает, что в общем объеме средств федерального бюджета, предусмотренных Росприроднадзору в 2012 году, наибольшую долю занимают расходы по разделу 06 "Охрана окружающей среды" - 3 989,1 млн. рублей и подразделу 0605 "Другие вопросы в области охраны окружающей среды" - 2 714,4 млн. рублей.
Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ Росприроднадзору были предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 4 002,4 млн. рублей. В течение 2012 года бюджетные ассигнования были увеличены на 164,3 млн. рублей.
С учетом указанных изменений Ростехнадзору предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 4 166,7 млн. рублей.
Данные об изменениях бюджетной росписи Росприроднадзора представлены в таблице.
(млн. рублей)
Наименование Рз-Пр |
Коды |
Утвержденная бюджетная роспись |
Уточненная бюджетная роспись |
Отклонения |
|
Всего по Росприроднадзору |
|
|
4 002,4 |
4 166,7 |
164,3 |
Охрана окружающей среды |
06 |
00 |
3 989,1 |
4 151,9 |
162,8 |
Сбор, удаление отходов и очистка сточных вод |
06 |
02 |
- |
8,6 |
8,6 |
Охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания |
06 |
03 |
1 217,5 |
1 281,7 |
64,2 |
Прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды |
06 |
04 |
57,1 |
62,9 |
5,8 |
Другие вопросы в области охраны окружающей среды |
06 |
05 |
2 714,4 |
2 798,6 |
84,2 |
Образование |
07 |
00 |
- |
1,5 |
1,5 |
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации |
07 |
05 |
- |
1,5 |
1,5 |
Социальная политика |
10 |
00 |
13,3 |
13,3 |
0,0 |
Социальное обеспечение населения |
10 |
03 |
13,3 |
13,3 |
0,0 |
Проверкой установлено, что в течение 2012 года в ходе исполнения Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ в сводную бюджетную роспись на 2012 год внесены 52 положительных изменения на общую сумму 264,7 млн. рублей (51 изменение по Рз06 Пр00 "Охрана окружающей среды" на сумму 263,2 млн. рублей и одно изменение по Рз07 Пр05 "Профессиональная подготовка. Переподготовка и повышение квалификации" на сумму 1,5 млн. рублей), из них:
- по виду изменений 011 "изменения, вносимые в связи с принятием федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период" - три изменения по Рз06 Пр05 "Другие вопросы в области охраны окружающей среды" на сумму 45,4 млн. рублей;
- по виду изменений 012 "изменения, вносимые в связи с принятием федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период" - два изменения по Рз06 Пр05 "Другие вопросы в области охраны окружающей среды" на сумму 64,9 млн. рублей;
- по виду изменений 018 "изменения, вносимые в связи с распределением бюджетных ассигнований, зарезервированных на уплату налога на имущество организаций и земельного налога" - одно изменение по Рз06 Пр05 "Другие вопросы в области охраны окружающей среды" на сумму 0,7 млн. рублей;
- по виду изменений 030 "изменения, вносимые в связи с изменением состава или полномочий (функций) главных распорядителей, подведомственных им казенных учреждений) - 6 изменений по Рз06 Пр02 "Сбор и удаление отходов и очистка сточных вод" (одно изменение), по Рз06 Пр03 "Охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания" (два изменения), по Рз06 Пр04 "Прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды" (два изменения) и Рз07 Пр05 "Профессиональная подготовка. Переподготовка и повышение квалификации" (одно изменение) на общую сумму 91,6 млн. рублей;
- по виду изменений 050 "изменения, вносимые в связи с исполнением судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета" - 19 изменений по Рз06 Пр05 "Другие вопросы в области охраны окружающей среды" на общую сумму 2,2 млн. рублей;
- по виду изменений 082 "изменения, связанные с резервированием средств в составе утвержденных законом бюджетных ассигнований" - два изменения по Рз06 Пр05 "Другие вопросы в области охраны окружающей среды" на общую сумму 7,1 млн. рублей;
- по виду изменений 083 "изменения, вносимые в связи с перераспределением бюджетных ассигнований по основаниям, установленным законом" - одно изменение по Рз06 Пр05 "Другие вопросы в области охраны окружающей среды" на общую сумму 14,4 млн. рублей;
- по виду изменений 100 "изменения, вносимые в случае увеличения бюджетных ассигнований по отдельным разделам, подразделам, целевым статьям, видам расходов федерального бюджета за счет экономии по использованию в текущем финансовом году бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг" - 18 изменений по Рз06 Пр05 "Другие вопросы в области охраны окружающей среды" на общую сумму 38,4 млн. рублей.
Казначейским уведомлением от 14 декабря 2011 г. Росприроднадзору доведены утвержденное распределение бюджетных ассигнований в объеме 4 002,4 млн. рублей и лимиты бюджетных обязательств в объеме 3 947,7 млн. рублей.
В нарушение пункта 1 статьи 219.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная роспись, утвержденная Росприроднадзором 26 декабря 2011 года, не соответствует бюджетным ассигнованиям и утвержденным лимитам бюджетных обязательств, доведенным Минфином России до Росприроднадзора. Причиной указанного нарушения является несвоевременное утверждение Минприроды России Схемы размещения территориальных органов Росприроднадзора на 2012 год, в связи с чем на начало финансового года у Росприроднадзора отсутствовала утвержденная численность сотрудников на соответствующий финансовый год. Отсутствие документа, утверждающего численность сотрудников Росприроднадзора, привело к необходимости утверждения бюджетной росписи и доведению лимитов бюджетных обязательств до распорядителей бюджетных средств 26 декабря 2011 года только на I квартал 2012 года.
На основании доведенных до Росприроднадзора лимитов бюджетных обязательств на 2012 год для подведомственных распорядителей бюджетных средств доведены утвержденные лимиты бюджетных обязательств на 2012 год:
- от 26 декабря 2011 года (на I квартал) на общую сумму 2 008,1 млн. рублей, в том числе: по центральному аппарату - 1 430,1 млн. рублей и по территориальным органам - 577,9 млн. рублей;
- от 10 февраля 2012 года (на год) на общую сумму 3 637,8 млн. рублей, в том числе: по центральному аппарату - 1 430,1 млн. рублей и по территориальным органам - 2 207,7 млн. рублей.
Уточненные показатели бюджетной росписи Росприроднадзора на 2012 год утверждены 27 декабря 2012 года в объеме 4 166,7 млн. рублей, в том числе: по центральному аппарату - 1 556,0 млн. рублей и по территориальным органам - 2 610,7 млн. рублей.
На основании приказа Росприроднадзора от 9 февраля 2012 г. N 47 руководителями территориальных органов на основании выделенных лимитов бюджетных обязательств были утверждены сметы расходов федерального бюджета на 2012 год.
Бюджетная отчетность Росприроднадзора за 2012 год составлена на основании годовых отчетов территориальных органов Росприроднадзора.
Согласно бюджетной отчетности, общий объем фактических расходов за 2012 год составил 4 123,5 млн. рублей, или 98,96 % к утвержденным бюджетным назначениям, что подтверждено формой 0503127 "Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета".
Публичные нормативные обязательства, согласно пункту 25 части 2 статьи 24 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ, Росприроднадзору не предусмотрены.
Кассовые расходы Росприроднадзора в 2012 году составили 4 123,5 млн. рублей, или 98,96 % к утвержденным лимитам бюджетных обязательств (4 166,7 млн. рублей).
Структура кассовых расходов Росприроднадзора как главного распорядителя соответствует утвержденным уточненным показателям бюджетной росписи и лимитам бюджетных обязательств и представлена в таблице.
(млн. рублей)
Наименование Рз-Пр |
Коды |
Уточненная бюджетная роспись |
Кассовое исполнение |
Процент исполнения |
|
Всего по Росприроднадзору |
|
|
4 166,7 |
4 123,5 |
98,96 |
Охрана окружающей среды |
06 |
00 |
4 151,9 |
4 108,7 |
98,6 |
Сбор, удаление отходов и очистка сточных вод |
06 |
02 |
8,6 |
8,6 |
100 |
Охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания |
06 |
03 |
1 281,7 |
1 281,3 |
99,9 |
Прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды |
06 |
04 |
62,9 |
52,4 |
86,2 |
Другие вопросы в области охраны окружающей среды |
06 |
05 |
2 798,6 |
2 764,7 |
98,8 |
Образование |
07 |
00 |
1,47 |
1,45 |
98,2 |
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации |
07 |
05 |
1,47 |
1,45 |
98,2 |
Социальная политика |
10 |
00 |
13,3 |
13,3 |
100 |
Социальное обеспечение населения |
10 |
03 |
13,3 |
13,3 |
100 |
По состоянию на 1 января 2013 года неисполненные назначения в целом по Росприроднадзору составили 43,2 млн. рублей, или 1,04 % от лимитов бюджетных обязательств, из них:
- по Рз 06 ПР 03 "Охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания" - 0,4 млн. рублей, в том числе по ЦСР 4100100 - 0,4 млн. рублей;
- по Рз 06 ПР 04 "Прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды" - 8,8 млн. рублей, в том числе по ЦСР 0816900 - 8,8 млн. рублей;
- по Рз 06 ПР 05 "Другие вопросы в области охраны окружающей среды" - 33,9 млн. рублей, в том числе по ЦСР 0010400 - 5,7 млн. рублей; ЦСР 0010800 - 0,06 млн. рублей; ЦСР 0011500 - 25,3 млн. рублей; ЦСР 0013900 - 1,5 млн. рублей; ЦСР 5050000 - 1,4 млн. рублей;
- по Рз 07 ПР 05 "Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации" - 0,03 млн. рублей, в том числе по ЦСР 4280100 - 0,03 млн. рублей.
Росприроднадзор в 2012 году являлся государственным заказчиком ФЦП "Жилище" и двух Федеральных адресных инвестиционных программ.
Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ на реализацию ФЦП "Жилище" Росприроднадзору на 2012 год утверждены бюджетные ассигнования по Рз 10 "Социальная политика" ПР 03 "Социальное обеспечение населения", ЦСР 1008851 ВР 005 в объеме 13,3 млн. рублей. Единовременные субсидии на приобретение жилого помещения выданы трем работникам центрального аппарата Росприроднадзора в объеме 13,3 млн. рублей.
Проверкой установлено, что подтверждающие документы на использование субсидий представлены двумя государственными служащими Росприроднадзора.
Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ на реализацию Федеральной адресной инвестиционной программы по капитальному строительству объекта государственной собственности г. Санкт-Петербурга "Строительство I очереди экспериментального предприятия по переработке и захоронению промышленных токсичных отходов Санкт-Петербурга и Ленинградской области" Росприроднадзору на 2012 год были утверждены бюджетные ассигнования по Рз 06 "Охрана окружающей среды" Пр 05 "Другие вопросы в области охраны окружающей среды", ЦСР 1020101, ВР 522 в объеме 42,4 млн. рублей. Кассовое исполнение составило 100 процентов.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2012 г. N 232 и приказом Минприроды России от 5 августа 2011 г. N 669 между Росприроднадзором и Правительством Санкт-Петербурга 27 июня 2012 года было заключено Соглашение о предоставлении субсидии за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета бюджету г. Санкт-Петербурга на софинансирование объекта капитального строительства государственной собственности г. Санкт-Петербурга "Строительство I очереди экспериментального предприятия по переработке и захоронению промышленных токсичных отходов Санкт-Петербурга и Ленинградской области".
Пунктом 3.1.2 Соглашения предусмотрена обязанность Росприроднадзора осуществлять в рамках своих полномочий непосредственно или через свои территориальные органы контроль за целевым использованием правительством Санкт-Петербурга полученной из федерального бюджета субсидии.
В нарушение требований статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 3.1.2 Соглашения в 2012 году ни центральный аппарат Росприроднадзора, ни Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу не осуществляли контроль за целевым использованием указанных субсидий.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. N 717 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору", приказом Минфина России от 23 ноября 2011 г. N 159н и согласованной приемопередаточной ведомостью Росприроднадзор в 2012 году принял от Ростехнадзора бюджетные ассигнования по расходам федерального бюджета по Рз 06 ПР 02 "Сбор, удаление отходов и очистка сточных вод", ЦСР 1020601 "Взнос в уставной капитал открытого акционерного общества "Полигон", г. Томск", ВР 450 "Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам", КОСГУ 530 "Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале" на сумму 8,6 млн. рублей.
В соответствии с договором от 26 ноября 2012 г. N 01-13/780 "Об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций" осуществлена передача акций ОАО "Полигон" (г. Томск) Российской Федерации в количестве 860 000 штук на сумму 8,6 млн. рублей по номинальной стоимости одной акции 10 рублей.
Средства федерального бюджета в объеме 8,6 млн. рублей (взнос в уставный капитал) 11 декабря 2012 года перечислены на счет ОАО "Полигон" (г. Томск).
Росприроднадзору в 2012 году не выделялись средства на реализацию инвестиционных проектов за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.
В проверяемый период Росприроднадзор не принимал участие в реализации приоритетных национальных проектов, не получал и не использовал средства резервных фондов Президента Российской Федерации.
2.3. В соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ Росприроднадзор в 2012 году являлся главным администратором источников финансирования дефицита федерального бюджета без утвержденных бюджетных назначений. Доведение бюджетных данных по источникам финансирования дефицита федерального бюджета в разрезе кодов классификации источников финансирования дефицитов бюджетов до Росприроднадзора не производилось.
Согласно бюджетной отчетности Росприроднадзора (форма 0503127), исполнение по источникам финансирования дефицита бюджета через финансовые органы составило (-) 3 160,1 млн. рублей.
Источниками финансирования дефицита бюджета явились: увеличение счетов расчетов по дебетовому остатку счета 1 210 02 0000 - (-) 7 283,6 млн. рублей и уменьшение счетов расчетов по кредитовому остатку счета 1 304 05 000 - 4 123 504,3 тыс. рублей.
В ходе проверки разногласий в показателях бюджетной отчетности Росприроднадзора как главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета с показателями годового отчета об исполнении федерального бюджета за 2012 год и сводной бюджетной росписи (с учетом изменений) не установлено.
2.4. Проверкой установлены многочисленные нарушения бухгалтерской отчетности и бюджетного учета.
В нарушение части 2 пункта 2 статьи 12 и пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ перед началом составления годовой бюджетной отчетности не была проведена инвентаризация имущества и обязательств, числящихся на балансе центрального аппарата Росприроднадзора.
Проверка соответствия содержания форм и таблиц к бухгалтерской отчетности на соответствие их требованиям приказа Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н показала их формальный характер.
Так, в таблице N 2 "Сведения о мерах по повышению эффективности расходования бюджетных средств" указаны распорядительные документы, регулирующие повседневную деятельность Росприроднадзора и не имеющие непосредственного отношения к принятию конкретных мер по повышению эффективности расходования бюджетных средств. Таблица N 5 "Сведения о результатах мероприятий внутреннего контроля" не отражает результатов контрольных мероприятий, проведенных в 2012 году рабочей комиссией Росприроднадзора. В таблице N 6 "Сведения о проведении инвентаризации" отсутствуют результаты плановой инвентаризации имущества и обязательств Росприроднадзора.
В нарушение требований пункта 2.8.2 письма Федерального казначейства от 9 января 2013 г. N 42-7.4-05/2.1-3 "Об особенностях составления и представления годовой бюджетной отчетности и сводной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета за 2012 год" в таблице "Сведения о результатах деятельности" (форма 0503162) отсутствуют количественные показатели плановых и фактически выполненных Росприроднадзором мероприятий, в том числе результаты деятельности подведомственных бюджетных учреждений.
В нарушение пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ таблица N 3 "Сведения об исполнении текстовых статей закона (решения) о бюджете" (приложение к пояснительной записке (форма 0503160)) заполнена не полностью.
В нарушение приказа Минфина России от 28 декабря 2011 г. N 189н Росприроднадзором на 14 дней позже установленного срока представлены в Минфин России сведения о плановых и фактических показателях деятельности федеральных бюджетных учреждений.
В нарушение пункта 11 приказа Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н в таблице N 5 (форма 0503160) отсутствует информация о результатах проверок в 2012 году территориальных органов и подведомственных учреждений Росприроднадзора, субъектов Российской Федерации по использованию ими субвенций на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира (за исключением отнесенных к объектам охоты, а также водных биологических ресурсов).
3. Результаты проверки и анализа организации исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"
Порядок осуществления бюджетных полномочий администратора доходов федерального бюджета устанавливается актами Росприроднадзора, которые разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.1. В целях своевременного формирования и утверждения перечня администраторов доходов федерального бюджета Росприроднадзор руководствовался следующими приказами: от 22 февраля 2012 г. N 63 "Об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны, контроля и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета" (с изменениями); от 22 февраля 2012 г. N 64 "О наделении полномочиями главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов" (с изменениями); от 23 апреля 2012 г. N 183 "О наделении полномочиями главного администратора (администратора) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования" (с изменениями).
Проверкой установлено, что Росприроднадзором в установленном порядке представлялись аналитические материалы в Минфин России по исполнению федерального бюджета в части поступления доходов.
Сформированный прогноз поступлений доходов в федеральный бюджет в разрезе кодов классификации доходов бюджетов Российской Федерации в целом на год с поквартальной и помесячной разбивкой на 2012 год Росприроднадзором письмом от 26 декабря 2011 г. N ОД-06-01-29/16983 представлен в Минфин России своевременно (не позднее 31 декабря 2011 года).
В связи с принятием Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон о федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", предусматривающего изменения общей суммы доходов на 2012 год, Минфин России своим письмом от 26 ноября 2012 г. N 16-05-07/148 довел уточненные суммы доходов федерального бюджета на 2012 год, администрируемые Росприроднадзором (по 28 видам доходов) в объеме 5 612,5 млн. рублей.
Приказом Росприроднадзора от 22 февраля 2012 г. N 64 утвержден перечень территориальных органов Росприроднадзора, осуществляющих полномочия главных администраторов (администраторов) доходов федерального бюджета в количестве 80 территориальных органов и центрального аппарата Росприроднадзора, перечень источников доходов федерального бюджета, администрируемых территориальными органами Росприроднадзора по 24 кодам дохода, перечень иных источников доходов федерального бюджета, администрирование которых осуществляют территориальные органы Росприроднадзора в пределах компетенции по девяти кодам дохода, перечень источников доходов федерального бюджета, администрируемых центральным аппаратом Росприроднадзора по семи кодам дохода и перечень иных источников доходов федерального бюджета, администрирование которых осуществляет центральный аппарат Росприроднадзора в пределах компетенции по шести кодам дохода.
Нормативные правовые акты по осуществлению и наделению полномочиями администратора доходов федерального бюджета до территориальных органов доведены своевременно.
3.2. Изменения в сводную бюджетную роспись на 2012 год вносились в соответствии с требованиями приказа Минфина России от 3 декабря 2010 г. N 159н.
В 2012 году в сводную бюджетную роспись федерального бюджета внесено 89 изменений на общую сумму (по модулю) 365,1 млн. рублей, из них 52 положительных - на сумму 264,7 млн. рублей и 37 отрицательных - на сумму 100,4 млн. рублей.
В 2012 году нарушений в порядке использования образовавшейся экономии средств федерального бюджета не выявлено.
Изменений лимитов бюджетных обязательств в связи с блокировкой расходов на сумму нецелевого использования бюджетных средств федерального бюджета не установлено.
В течение 2012 года на основании пункта 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации в сводную бюджетную роспись на 2012 год Росприроднадзором внесено 19 изменений в связи с исполнением судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета на общую сумму 2,2 млн. рублей.
Проверкой не установлено нарушений в порядке доведения Федеральным казначейством казначейскими уведомлениями объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств до Росприроднадзора. Объем доведенных лимитов Росприроднадзору соответствует общему объему лимитов.
3.3. Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ бюджетные данные по источникам финансирования дефицита федерального бюджета на 2012 год до Росприроднадзора не доводились. Прогноз кассовых поступлений и кассовых выплат по источникам финансирования дефицита федерального бюджета на 2012 год Росприроднадзор не формирует.
4. Анализ подготовки Росприроднадзором нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" и выполнения статей Федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"
Росприроднадзор не имеет полномочий по разработке и утверждению нормативных правовых актов, так как находится в ведении Минприроды России.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1249 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" и в соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Росприроднадзор издал приказ от 22 февраля 2012 г. N 63 "Об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны, контроля и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания, бюджетных полномочий администратора доходов бюджетов бюджетной системы".
Тестовые статьи Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ исполнены Росприроднадзором в пределах его компетенции в полном объеме.
5. Результаты оценки качества управления государственными финансами Росприроднадзором
Оценка качества управления государственными финансами проведена в соответствии с Методическими рекомендациями по оценке качества управления государственными финансами главными администраторами средств федерального бюджета в части исполнения федерального бюджета за отчетный финансовый год, утвержденными решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 26 декабря 2008 года. Оценка качества управления государственными финансами осуществлена на основе совокупности критериев, характеризующих деятельность главных администраторов средств федерального бюджета. В зависимости от полученного значения критерия определяется номер группы, характеризующий уровень качества деятельности главного администратора средств федерального бюджета. Группа I характеризует высокое качество управления, группа II - хорошее качество управления, группы III и IV - удовлетворительное качество управления и группа V - неудовлетворительное качество управления.
5.1. В нарушение пункта 2.1 приказа Минфина России от 15 августа 2008 г. N 80н "О Порядке ведения Сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета" Росприроднадзором в Сводный реестр не внесены новые реквизиты для трех подведомственных Росприроднадзору бюджетных учреждений как участников бюджетного процесса.
Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ Росприроднадзору на 2012 год задание по поступлению доходов в федеральный бюджет не устанавливалось и сводной бюджетной росписью бюджетные назначения не доводились.
В 2012 году изменения в прогноз поступлений доходов в федеральный бюджет Росприроднадзором вносились два раза. Фактическое отклонение (в сторону увеличения) от прогноза доходов составило 1 671,2 млн. рублей, или 29,8 процента.
Возврат (возмещений) суммы уплаты процентов при нарушении срока возврата (возмещения) плательщику излишне уплаченных (взысканных) платежей в 2012 году не осуществлялся.
5.2. Оценка качества управления государственными финансами осуществлена на основе совокупности критериев, характеризующих деятельность главных администраторов средств федерального бюджета.
В зависимости от полученного значения критерия определяется номер группы, характеризующий уровень качества деятельности главного администратора средств федерального бюджета. При этом группа I характеризует высокое качество управления, группа II - хорошее качество управления, группа III и IV - удовлетворительное качество управления и группа V - неудовлетворительное качество управления.
Объем положительных изменений сводной бюджетной росписи к общей сумме кассовых расходов составляет 6,4 %, что относится к II группе.
Соотношение общей суммы внесенных изменений в результате образовавшейся экономии с суммой положительных изменений, внесенных в сводную бюджетную роспись (по главному распорядителю средств федерального бюджета), составляет 137,9 %, что относится к V группе.
Объем нераспределенных лимитов бюджетных обязательств в 2012 году отсутствует.
Объем неисполненных лимитов бюджетных обязательств и их соотношение с кассовыми расходами на конец 2012 года составили 1,05 %, что относится к III группе.
Степень исполнения доведенных лимитов бюджетных обязательств составляет 1,04 %, что относится к II группе.
Соотношение кассовых расходов с показателями сводной бюджетной росписи с учетом изменений составляет 98,96 %, что относится к I группе.
Отношение кассовых расходов к показателям, утвержденным федеральным законом о федеральном бюджете, составляет 103 %, что относится к II группе.
5.3. Соотношение дебиторской задолженности по состоянию на конец отчетного периода к кассовым расходам отчетного периода составило 55,3 %, что относится к IV группе.
Сумма дебиторской задолженности за 2012 год увеличилась на 457,1 млн. рублей, или на 177,3 % (с 821,8 млн. рублей по состоянию на 1 января 2012 г. до 2 278,9 млн. рублей по состоянию на 1 января 2013 г.).
Основными причинами образования дебиторской задолженности являются: отсутствие платы в полном объеме за негативное воздействие на окружающую среду; просроченная дебиторская задолженность Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу, образовавшаяся в процессе реорганизационных мероприятий главных распорядителей в 2004 году; авансирование в декабре 2012 года расходов по оплате стоимости проезда к месту отпуска и обратно для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
Объем просроченной (нереальной к взысканию) дебиторской задолженности по состоянию на 1 января 2013 года составляет 232,6 млн. рублей. Указанная задолженность увеличилась на 1,1 млн. рублей, или на 0,5 % по сравнению с началом 2012 года (по состоянию на 1 января 2012 г. - 231,5 млн. рублей).
Доля дебиторской задолженности, нереальной к взысканию, в общей сумме дебиторской задолженности составляет 10,2 %, что относится к IV группе.
Соотношение кредиторской задолженности по состоянию на конец отчетного периода к кассовым расходам отчетного периода составило 0,95 процента.
Сумма кредиторской задолженности за 2012 год увеличилась на 24,1 млн. рублей, или на 161,1 % (с 14,9 млн. рублей по состоянию на 1 января 2012 г. до 39,0 млн. рублей по состоянию на 1 января 2013 г.).
Управление кредиторской задолженностью по расчетам с поставщиками и подрядчиками составляет 0,8 %, что относится к II группе.
Управление кредиторской задолженности по расчетам по платежам в бюджет составляет 0,09 %, что относится к I группе.
Причинами образования кредиторской задолженности явились: неоплаченные в срок выполненные работы по договорам на проведение государственной экологической экспертизы; коммунальные услуги, услуги транспорта и связи за декабрь 2012 года; депоненты по невыплаченной в срок заработной плате; частично невыплаченная за декабрь месяц 2012 года заработная плата с соответствующими произведенными начислениями на нее.
Объем просроченной (нереальной к взысканию) кредиторской задолженности по состоянию на 1 января 2013 года составил 0,3 млн. рублей. Указанная задолженность увеличилась на 0,6 млн. рублей, или на 0,5 %, по сравнению с началом 2012 года (по состоянию на 1 января 2012 г. - (-) 0,3 млн. рублей).
5.4. По состоянию на 1 января 2012 года в Росприроднадзоре отсутствовали неисполненные решения судебных органов по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета.
В течение 2012 года в территориальные органы Росприроднадзора поступило 128 судебных решений на сумму 8,72 млн. рублей за счет средств федерального бюджета.
В 2012 году по 123 исполнительным документам было взыскано за счет средств федерального бюджета 8,68 млн. рублей.
По состоянию на 1 января 2013 года в Росприроднадзоре не исполнено пять решений судебных органов на общую сумму 0,04 млн. рублей.
Взыскание за счет средств федерального бюджета по исполнительным документам составляет 0,2 %, что относится к II группе.
6. Анализ наличия, состояния и эффективности внутреннего государственного финансового контроля, осуществляемого Росприроднадзором как главным администратором средств федерального бюджета
Система внутреннего финансового контроля в Росприроднадзоре отсутствует. Отдельное подразделение внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля) в организационной структуре не предусмотрено.
Проверкой установлено, что приказом от 15 февраля 2012 г. N 55 "О создании рабочей группы по осуществлению внутреннего финансового контроля" создана рабочая группа, состоящая из двух сотрудников управления экономики и финансов Росприроднадзора.
В 2012 году рабочей группой с привлечением других специалистов центрального аппарата Росприроднадзора проведено 5 контрольных мероприятий: в одном территориальном органе и четырех подведомственных учреждениях Росприроднадзора. С целью предотвращения возникновения конфликта интересов на государственной службе, а также урегулирования возникающих конфликтов в территориальные органы направлена памятка Росприроднадзора для государственных служащих по вопросу о порядке урегулирования конфликта интересов на государственной службе (письмо Росприроднадзора от 28 декабря 2012 г. N АА-01-02-36/18007).
7. Анализ доходов, расходов и источников финансирования дефицита по приносящей доход деятельности по Росприроднадзору как главному распорядителю средств федерального бюджета и средств, поступающих во временное распоряжение федеральных казенных (бюджетных) учреждений
7.1. В соответствии со статьей 9.2 пункта 4 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"), а также приказа Минфина России от 5 сентября 2008 г. N 92н "Об утверждении порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" с 1 января 2012 года ФБУ выполняют работы, оказывают услуги, относящиеся к их основным видам деятельности, предусмотренной их учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях, а также осуществляют иные виды деятельности, если такая деятельность указана в их учредительных документах.
7.2. Росприроднадзором 4 июля 2012 года утвержден Ведомственный перечень государственных услуг (работ), оказываемых подведомственными Росприроднадзору федеральными бюджетными учреждениями, в котором в качестве основных видов деятельности перечислены государственные услуги.
Проверка показала, что в формулировках государственных услуг, указанных в разделах Ведомственного перечня, отсутствуют конкретные виды работ.
В нарушение пункта 5.1 постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. N 30, ФБУ "Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия" наделено правом выполнения государственных функций.
В нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 352 в Порядке определения нормативов затрат на оказание государственных услуг и содержание имущества, утвержденном Росприроднадзором приказом от 27 декабря 2011 г. N 945, отсутствуют примеры определения размера платы за оказание необходимой и обязательной услуги и периодичность пересмотра платы за оказание необходимой и обязательной услуги.
В нарушение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 352 в Росприроднадзоре отсутствует утвержденная Методика определения размера платы за оказание необходимых и обязательных услуг и предельные размеры платы за оказание необходимых и обязательных услуг, предоставляемых подведомственными федеральными бюджетными учреждениями.
Нормативные правовые акты Росприроднадзора не приведены в соответствие с указанным постановлением.
7.3. В соответствии с соглашениями ФБУ в 2012 году были перечислены средства федерального бюджета в виде субсидий в объеме 658,1 млн. рублей.
Показатели поступлений от приносящей доход деятельности ФБУ, утвержденные планами финансово-хозяйственной деятельности учреждений, представлены в таблице:
(млн. рублей)
N |
Наименование бюджетного учреждения |
Утверждено |
Исполнено |
Процент исполнения |
1 |
ФБУ "ЦЛАТИ по Сибирскому ФО" финансирование произведено Ростехнадзором |
359,0 |
376,7 |
104,9 |
2 |
ФБУ "ЦЛАТИ по Уральскому ФО" |
387,9 |
383,7 |
98,9 |
3 |
ФБУ "Арктическая техмордирекция" |
2,0 |
1,0 |
50,7 |
4 |
ФБУ "Специнспекция "Тигр" |
- |
- |
- |
5 |
ФБУ "ФЦАО" |
94,9 |
87,8 |
92,4 |
6 |
ФБУ "ГосНИИЭНП" |
149,5 |
151,5 |
101,3 |
7 |
ФБУ "Балтийская техмордирекция" |
11,4 |
12,9 |
113,9 |
8 |
ФБУ "Камчатская техмордирекция" |
3,5 |
3,9 |
113,8 |
9 |
ФБУ "Северо-Каспийская техмордирекция" |
13,4 |
7,8 |
57,9 |
10 |
ФБУ "Тихоокеанская техмордирекция" |
4,5 |
5,4 |
120,6 |
11 |
ФБУ "Черноморо-Азовская техмордирекция" |
11,1 |
11,1 |
100,0 |
12 |
ФБУ "ЦЛАТИ по Дальневосточному ФО" |
157,4 |
153,4 |
97,4 |
13 |
ФБУ "ЦЛАТИ по Северо-Западному ФО" |
237,6 |
221,6 |
93,2 |
14 |
ФБУ "ЦЛАТИ по Южному ФО" |
250,4 |
253,6 |
101,3 |
|
ИТОГО: |
1 682,4 |
1 670,4 |
99,3 |
В нарушение пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. N 477 на всех отчетах отсутствует дата их утверждения и согласования.
Субсидии (658,1 млн. рублей) в общем объеме доходов ФБУ (2 328,5 млн. рублей) в 2012 году составили 28,3 процента.
Анализ доходов федеральных бюджетных учреждений за 2012 год показал, что техмордирекции (за исключением Северо-Каспийской) задания по приносящей доход деятельности выполнили полностью, однако их доля в общем объеме доходов ФБУ составляет всего 2,5 % (42,2 млн. рублей), а в общем объеме субсидий, выделенных на выполнение государственных услуг данным учреждениям (279,1 млн. рублей), составляет 15,1 процента.
Указанные данные свидетельствует об отсутствии потребности в платных услугах от техмордирекций со стороны физических и юридических лиц, а также о недостаточной организации работ со стороны руководства техмордирекций и Росприроднадзора по обеспечению предоставления услуг третьим лицам на платной основе.
По состоянию на 1 января 2012 года лицевые счета для учета операций по приносящей доход деятельности и средствам, поступающим во временное распоряжение федеральных бюджетных организаций, открытых федеральным бюджетным учреждениям в учреждениях Банка России и кредитных организациях, не отраженным на счетах в территориальных органах Федерального казначейства, отсутствуют.
8. Эффективность и результативность использования средств федерального бюджета и федеральной собственности Росприроднадзором
8.1. В соответствии с уточненной бюджетной росписью расходы федерального бюджета на 2012 год утверждены в объеме 4 166,7 млн. рублей.
Анализ расходования средств федерального бюджета на проведение научно-исследовательских работ (далее - НИР) показал, что Росприроднадзором средства федерального бюджета в объеме 82,9 млн. рублей использованы с нарушением предусмотренного статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принципа эффективности расходования бюджетных средств.
Несмотря на наличие в ведении Росприроднадзора научно-исследовательского института, осуществляющего научно-методическое сопровождение его деятельности, Росприроднадзором в 2012 году заключены договоры на сумму 40,5 млн. рублей на НИР по темам, не соответствующим полномочиям, возложенным на Росприроднадзор. В ряде случаев НИР дублируют аналогичные работы, проведенные в предыдущие годы.
В нарушение требований статьи 19.1 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в НИР отсутствует обоснование начальной (максимальной) цены контрактов.
В нарушение пунктов 5 и 9 постановления Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. N 477 "Об утверждении правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти" оценка заявок представлялась членами комиссии в виде табличного материала, в котором отсутствует номер регистрации и дата его представления.
В нарушение пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", пункта 4 постановления Государственного комитета СССР по науке и технике от 19 ноября 1987 г. N 435, подпункта 1 пункта 1 статьи 11 и подпункта 1 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ по ряду торгов победителями конкурсов назначались организации, у которых в Едином государственном реестре юридических лиц отсутствует деятельность, связанная с проведением научно-исследовательских работ.
Выборочный анализ использования в работе Росприроднадзора результатов НИР, осуществленных в 2011 году на общую сумму 42,4 млн. рублей, показал, что результаты работ в деятельности Росприроднадзора не используются.
Результатом выполнения в 2011 - 2012 годах 14 НИР явилась разработка информационных баз данных и компьютерного программного обеспечения. В нарушение подпунктов 2 и 5 статьи 258 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктов 5 - 7 приказа Минфина России от 27 декабря 2007 г. N 153н нематериальные активы (в виде программного обеспечения и информационных баз данных) в объеме 16,1 млн. рублей к бухгалтерскому учету не приняты.
В нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 4 мая 2005 г. N 284 "О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения", а также приказа Минобрнауки России от 17 декабря 2009 г. N 736 Росприроднадзор не осуществлял ведение базы данных результатов научно-технической деятельности и не направлял в Минобрнауки России необходимые сведения для ведения единого реестра результатов научно-технической деятельности.
В 2012 году средства федерального бюджета в объеме 14,5 млн. рублей (21,1 %), выделенных Росприроднадзору на проведение НИР, не использованы. В соответствии с изменениями, вносимыми в 2012 году в бюджетные ассигнования, Росприроднадзором были уменьшены бюджетные ассигнования на НИР на сумму 5,7 млн. рублей и были возвращены в объеме 8,8 млн. рублей в бюджет как неиспользованные. Указанное является нарушением пункта 4 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части планирования соответствующих расходов и свидетельствует о низком качестве исполнения полномочий главного распорядителя средств федерального бюджета.
В 2012 году Росприроднадзором размещение заказов на поставки товаров, оказание услуг для государственных нужд осуществлялось с нарушением действующего законодательства.
В нарушение требований статьи 22 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ в государственном контракте от 21 февраля 2012 г. N 0005 с ООО "Адиком Системс" на общую сумму 18,7 млн. рублей в конкурсной документации на проведение работы отсутствуют требования к качеству, техническим характеристикам оказываемых услуг и расчеты (другие способы обоснования) начальной цены контракта на выполнение работ. Документы, подтверждающие организацию Росприроднадзором контроля и учета реально выполненных ООО "Адиком Системс" работ в рамках государственного контракта от 21 февраля 2012 г. N 0005, отсутствуют, что свидетельствует о неэффективном использовании средств федерального бюджета.
В нарушение статьи 10 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ Росприроднадзором без проведения процедуры торгов (запрос котировок) осуществлены закупки одноименных товаров (превышающих 500,0 тыс. рублей в квартал) на общую сумму 2,3 млн. рублей.
В 2012 году проведены (31 961) торги и осуществлены другие способы размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд на общую начальную сумму 935,4 млн. рублей.
В нарушение пункта 1 статьи 73 Бюджетного кодекса Российской Федерации в 2012 году в центральном аппарате Росприроднадзора не велся реестр закупок малого объема.
Организация и осуществление ведомственного финансового контроля, предусмотренного статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, осуществлялись Росприроднадзором на низком уровне.
В 2012 году подведомственными Росприроднадзору центрами лабораторного анализа и технических измерений (далее - ЦЛАТИ) в нарушение Устава, предусматривающего проведение для Росприроднадзора лабораторных исследований бесплатно, ЦЛАТИ на платной основе выполнены лабораторные исследования для территориальных органов Росприроднадзора на сумму 4,8 млн. рублей, что свидетельствует о дополнительном финансировании учреждений за счет средств федерального бюджета.
8.2. В Росприроднадзоре в 2012 году отсутствовали ведомственные целевые программы.
8.3. В связи с тем, что формулировка утвержденных видов государственных услуг в Ведомственном перечне носит общий, не конкретный характер, в отчетах, представленных федеральными бюджетными учреждениями, полностью отсутствует информация, какие конкретно и в каком объеме государственные услуги выполнялись ФБУ. Детальный анализ отчетов ФБУ за 2012 год, представленных в территориальные управления Росприроднадзора (например, по ФБУ "ЦЛАТИ по ЮФО"), показал, что в рамках исполнения государственных заданий учитываются в том числе работы, не имеющие отношения к деятельности учреждения.
Все отчеты о выполнении ФБУ государственных услуг в рамках выделенных субсидий приняты Росприроднадзором без замечаний, что свидетельствует об отсутствии контроля со стороны Росприроднадзора и является нарушением пунктов 9, 10, 11 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В отчете ФБУ "Специнспекция "Тигр" отсутствует информация об объеме и видах работ, выполненных подразделением ФБУ, находящимся в г. Москве и в г. Владивостоке, что свидетельствует об использовании субсидии в объеме 16,9 млн. рублей с нарушением предусмотренного статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принципа эффективности использования бюджетных средств.
В нарушение пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. N 477 на всех отчетах федеральных бюджетных учреждений о финансово-хозяйственной деятельности отсутствует дата их утверждения и (или) согласования.
Объем фактически выделенных субсидий подведомственным ФБУ составил 71,8 млн. рублей, или 100 % по отношению к бюджетной росписи.
Подведомственными Росприроднадзору ФБУ выделенные им субсидии на финансовое обеспечение государственных заданий на оказание государственных услуг использованы полностью.
8.4. Инвентаризацией объектов государственной собственности, проведенной в течение 2012 года в территориальных органах и подведомственных федеральных бюджетных учреждениях Росприроднадзора, установлено наличие 1 269 объектов недвижимого и особо ценного движимого имущества.
Росприроднадзор как главный распорядитель бюджетных средств не осуществлял финансовый контроль за эффективностью использования территориальными органами и подведомственными учреждениями федеральной собственности.
Так, в нарушение статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" территориальными органами и подведомственными учреждениями Росприроднадзора не оформлено право собственности и право оперативного управления на 135 объектов недвижимости.
В нарушение статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации не зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на 15 участков (16 % от их общего числа).
В нарушение требований пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ в центральном аппарате Росприроднадзора отсутствуют необходимые правоустанавливающие документы на закрепление площади 2 407,1 кв. метров в здании, расположенном по адресу: ул. Баррикадная, д. 4/6.
Территориальными органами и подведомственными учреждениями Росприроднадзора в нарушение предусмотренного статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принципа эффективного использования бюджетных средств были израсходованы средства федерального бюджета на содержание закрепленного за ними имущества в объеме 0,5 млн. рублей, в том числе:
- налог на имущество за неиспользуемые территориальными органами и подведомственными ФБУ объекты жилого фонда - 0,1 млн. рублей;
- транспортный налог и страховые премии по ОСАГО за неиспользуемые территориальными органами автомобили - 0,4 млн. рублей.
В Росприроднадзоре в 2012 году по сравнению с 2011 годом ухудшилась ситуация с обеспечением сохранности государственного имущества в территориальных органах и подведомственных учреждениях Росприроднадзора. Так, в течение года задолженность по возмещению ущерба увеличилась на 1,3 млн. рублей (на начало года остаток задолженности по возмещению ущерба составлял 4,6 млн. рублей, на конец года - 5,9 млн. рублей).
9. Анализ реализации стратегических целей и приоритетов Российской Федерации, определенных программными документами органов государственной власти Российской Федерации
9.1. Анализ выполнения Плана мероприятий Росприроднадзора по повышению эффективности бюджетных расходов в 2012 году показал следующее.
В 2012 году Росприроднадзор не выступал от имени публично-правовых образований, так как специального поручения федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации установлено не было. Росприроднадзор не участвовал в законотворческой работе Минприроды России по внесению изменений в федеральные законы, так как не является субъектом законодательной инициативы.
План Росприроднадзора по повышению эффективности бюджетных расходов на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов разработан в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке и реализации отраслевых (ведомственных) планов повышения эффективности бюджетных расходов, утвержденными приказом Минфина России и Минэкономразвития России от 23 декабря 2010 г. N 182н/674.
Результативность бюджетных расходов в сфере деятельности Росприроднадзора определяется по степени достижения целей, решения тактических задач, поставленных перед Росприроднадзором, по уровню показателей затрат и результатов контрольно-надзорной деятельности в отчетном и плановом периоде, эффективностью использования бюджетных расходов, а также теми мерами, которые Росприроднадзор принимает для повышения качества бюджетного процесса.
Анализ ряда отчетных данных отчета Росприроднадзора по повышению эффективности бюджетных расходов показал следующее.
Раздел 1 "Оптимизация расходных обязательств Российской Федерации".
В связи с передачей функций в области обращения с отходами в ведение Росприроднадзора в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. N 717 Ростехнадзором переданы бюджетные ассигнования для осуществления взноса в уставный капитал ОАО "Полигон" г. Томска в объеме 8,6 млн. рублей.
За счет сокращения материальных затрат на содержание Росприроднадзора приведены в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2011 г. N 39 "О предельной численности и фонде оплаты труда федеральных государственных служащих и работников центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти" фонд оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов Росприроднадзора при передаче отдельных полномочий от Ростехнадзора.
Раздел 2 "Внедрение программно-целевых методов государственного управления".
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 2552-р утверждена государственная программа "Охрана окружающей среды".
Росприроднадзором осуществляются мониторинг достижения запланированных и конечных результатов и подготовка отчета о ходе реализации и оценке эффективности мероприятий государственных программ Российской Федерации в части, касающейся Росприроднадзора.
Раздел 3 "Повышение качества и эффективности исполнения государственных функций".
Ежегодно в рамках подготовки предложений по формированию проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период Росприроднадзором проводится работа по выявлению и ликвидации избыточных (дублирующих) государственных функций по осуществлению полномочий Росприроднадзора.
Росприроднадзор осуществлял оказание 17 видов государственных услуг. В 2012 году Росприроднадзором обеспечена возможность подачи заявителем заявления на предоставление государственных услуг в электронном виде с Единого портала государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru).
Раздел 4 "Повышение эффективности управления государственным имуществом".
Росприроднадзором изданы приказы по Службе, принятые к исполнению.
Раздел 5 "Повышение качества и эффективности оказания государственных услуг (выполнение работ)".
Выполнены мероприятия по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Перечень подведомственных учреждений Росприроднадзора направлен в Федеральное казначейство. Уставы ФБУ "ЦЛАТИ по Сибирскому ФО" и ФБУ "Государственный научно-исследовательский институт промышленной экологии" (далее - ФБУ "ГОСНИИЭНП") утверждены соответствующими приказами Росприроднадзора.
Раздел 6 "Оптимизация численности и совершенствования системы материального стимулирования федеральных государственных служащих".
В результате проведенных в 2012 году мероприятий по оптимизации структуры и предельной численности территориальных органов Росприроднадзора было сокращено 587 служащих (10 %). Экономия средств федерального бюджета в объеме ассигнований на оплату труда высвободившихся в результате сокращения численности работников Росприроднадзора составила 106,5 млн. рублей.
Раздел 7 "Оптимизация государственных закупок".
В целях совершенствования системы планирования и порядка организации государственных закупок приказом Росприроднадзора от 4 апреля 2012 г. утвержден план-график государственных закупок для нужд Росприроднадзора, во исполнение которого размещение заказов на товары (работы, услуги) для государственных нужд осуществляется путем электронных аукционов. Экономия средств федерального бюджета, образовавшаяся в 2012 году при проведении торгов и других способов размещения заказов (с учетом несостоявшихся 183 закупок), составила 90,9 млн. рублей, или 9,7 процента.
Раздел 8 "Повышение энергетической эффективности".
Здания, строения и сооружения, используемые для размещения бюджетных учреждений, подведомственных Росприроднадзору, оснащаются приборами учета используемых энергоресурсов и осуществляется ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Раздел 9 "Повышение качества финансового менеджмента".
В 2012 году 40 работников финансово-экономических подразделений Росприроднадзора повысили квалификацию.
Раздел 10 "Создание и совершенствование процедур внутреннего контроля".
Приказом Росприроднадзора от 25 января 2012 г. N 17 утвержден План основных организационных мероприятий центрального аппарата Росприроднадзора на 2012 год". В 2012 году проведено 14 проверок деятельности территориальных органов.
В целях реализации решений по оптимизации функций государственного управления и повышения эффективности их обеспечения Росприроднадзором:
- разработана информационная система "Программно-технологический комплекс "Госконтроль", используемая при предоставлении государственных услуг в электронном виде;
- получено программно-техническое средство ведомственного сегмента СМЭВ, необходимое для обеспечения взаимодействия с системой межведомственного электронного взаимодействия с целью обеспечения защиты канала передачи данных при предоставлении государственных услуг;
- разработаны и согласованы с ведомствами-поставщиками информации 13 технологических карт межведомственного взаимодействия, на основании данных которых осуществляется межведомственное электронное взаимодействие при предоставлении государственных услуг Росприроднадзора с десятью федеральными органами государственной власти Российской Федерации: Федеральным казначейством, Федеральной налоговой службой, Росреестром, Ростехнадзором, Роспотребнадзором, Росрыболовством, ФТС России, ФМБА, Росводресурсами, Ространснадзором;
- разработаны и зарегистрированы в Минкомсвязи России 3 электронных сервиса межведомственного взаимодействия (SID0003215, SID0003249, SID0003250), необходимых для получения информации при предоставлении государственных услуг Минрегиона России, Минсельхоза России, Ростехнадзора, Роснедр и Росалкогольрегулирования;
- разработан, зарегистрирован и протестирован электронный сервис межведомственного взаимодействия (SID0003485), необходимый для предоставления информации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Росприроднадзор в 2012 году обеспечил возможность подачи заявителем заявлений на получение 17 государственных услуг Службы с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций).
10. Анализ подготовки и реализации нормативных правовых актов, необходимых для выполнения Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"
Росприроднадзором в 2010 - 2012 годах были разработаны и утверждены в установленном порядке нормативно-правовые акты, необходимые для реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ. Внесены изменения в Уставы ФБУ "ЦЛАТИ по Сибирскому ФО" и ФБУ "ГОСНИИЭНП".
11. Анализ выполнения целей и задач, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 594, N 596 - 601, N 604 - 606, а также эффективности использования средств федерального бюджета, выделенных на реализацию указов в ходе исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"
Вопросы, обозначенные в указах Президента Российской Федерации N 594, 596 - 600, 605, не относятся к компетенции Росприроднадзора.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" приказом Росприроднадзора от 28 ноября 2012 г. N 634 за сотрудниками центрального аппарата и территориальных органов Росприроднадзора закреплена ответственность за повышение качества оказания государственных услуг.
В соответствии с приказом от 6 сентября 2012 г. N 474 проведен выборочный мониторинг качества предоставления государственных услуг, оказываемых территориальными органами Росприроднадзора по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам.
Планом мероприятий Росприроднадзора на 2012 - 2013 годы по внедрению принципов системы "Открытое правительство" предусмотрено мероприятие, направленное на развитие и совершенствование оказания государственных услуг Росприроднадзора.
12. Анализ выполнения предложений Счетной палаты, содержащихся в представлении, направленном в Росприроднадзор по результатам проверки бюджетной отчетности за 2010 год, показал, что Росприроднадзором учтены замечания Счетной палаты. На постоянной основе ведется работа по устранению выявленных нарушений и недостатков
По результатам проверки Счетной палатой исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2011 год не было выявлено финансовых нарушений, но были установлены нарушения в части распоряжения, управления и использования федерального имущества, закрепленного за Росприроднадзором. Вышеуказанные нарушения не были устранены в полном объеме и имели место в 2012 году. Также в ходе проверки были выявлены финансовые нарушения, указанные в представлениях Счетной палаты по результатам проверок в 2010 и 2011 годах.
13. Выводы
1. Бюджетная отчетность Росприроднадзора об исполнении федерального бюджета за 2012 год является достоверной и соответствует результатам проведенного контрольного мероприятия.
2. Бюджетные ассигнования, предусмотренные Росприроднадзору уточненной бюджетной росписью в 2012 году, составили 4 166,7 млн. рублей, кассовое исполнение - 4 123,5 млн. рублей, или 98,9 % к утвержденным лимитам бюджетных обязательств, неисполненные назначения составили 43,2 млн. рублей, или 1,1 % от лимитов бюджетных обязательств.
3. В ходе исполнения Росприроднадзором федерального бюджета за 2012 год были допущены нарушения законодательства на общую сумму 199,1 млн. рублей, из которых 126,1 млн. рублей израсходованы неэффективно.
4. В 2012 году Росприроднадзором размещение заказов на поставки товаров, оказание услуг для государственных нужд осуществлялось с нарушением действующего законодательства.
5. Организация и осуществление ведомственного финансового контроля, предусмотренного пунктом 11 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, осуществлялись Росприроднадзором на низком уровне.
6. В 2012 году Росприроднадзор не осуществлял надлежащий контроль за эффективным использованием федеральной собственности.
14. Предложения
1. Направить представление Счетной палаты Российской Федерации Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, в котором предложить следующее:
- исключить практику заключения государственных контрактов по научно-исследовательским работам, результаты которых не могут использоваться в деятельности Росприроднадзора;
- принять к бухгалтерскому учету нематериальные активы (в виде программного обеспечения и электронных баз данных), полученные в результате исполнения НИР по государственным контрактам 2011 - 2012 годов;
- принять необходимые меры по соблюдению требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и других нормативных правовых актов и не допускать неэффективного использования средств федерального бюджета;
- обеспечить выполнение требований Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", не допускать нарушений при осуществлении государственных закупок;
- принять меры по соблюдению порядка формирования и финансового обеспечения государственного задания;
- исключить факты неэффективного использования закрепленного на праве оперативного управления государственного имущества;
- обеспечить регистрацию права бессрочного пользования земельными участками и права оперативного управления зданиями и сооружениями;
- принять меры по организации мероприятий ведомственного внутреннего финансового контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета в подведомственных учреждениях;
- осуществлять бюджетный и бухгалтерский учет в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и нормативными актами Минфина России;
- привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения в ходе исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".
2. Заключение о результатах внешней проверки направить в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, а также в Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии и Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.
Аудитор |
М.В. Одинцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Счетной палаты РФ от 3 июня 2013 г. N ЗКМ-78/10-03 о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2012 год в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (утв. Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 24 мая 2013 г. N 24К (915), п. 52))
Опубликование:
-