(руководитель - Н.Н. Антипина)
1. Общие положения.
1.1. Заключение Счетной палаты Российской Федерации (далее - Счетная палата) по Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) по результатам внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2012 год подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (с изменениями) и стандартом финансового контроля СФК 203 "Последующий контроль исполнения федерального бюджета".
Заключение Счетной палаты по Росреестру подготовлено на основании контрольного мероприятия, по результатам которого составлен акт, подписанный Росреестром без замечаний.
1.2. Бюджетная отчетность Росреестра как главного администратора средств федерального бюджета об исполнении федерального бюджета за 2012 год представлена в Счетную палату 26 марта 2013 г., что соответствует сроку представления годовой бюджетной отчетности, установленному статьей 264 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Бюджетная отчетность составлена в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н и соответствует структуре и бюджетной классификации, которые применялись при утверждении Федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов".
Организация бюджетного учета осуществляется в соответствии с Единым планом счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкцией по его применению, утвержденным приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н.
1.3. Полномочия, порядок образования и деятельность Росреестра определены Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" и постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", а также Регламентом, утвержденным приказом Росреестра от 28 февраля 2011 г. N П-52.
На начало 2012 года в систему Росреестра входили 82 территориальных органа Росреестра и 81 федеральное бюджетное учреждение (Кадастровая палата). В целях повышения эффективности деятельности федеральных бюджетных учреждений, осуществляющих оказание государственных услуг в сфере государственной регистрации прав и кадастрового учета, в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2011 г. N 473 "О реорганизации федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации" была проведена их реорганизация путем присоединения к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Росреестра" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра"). В связи с этим на конец 2012 года в систему Росреестра входили 82 территориальных органа и одно федеральное бюджетное учреждение - ФГБУ "ФКП Росреестра", имеющее в своем подчинении 81 обособленное подразделение в виде филиалов, не являющихся юридическими лицами.
В ведении Росреестра на начало 2012 года находилось четыре федеральных государственных унитарных предприятия (далее - ФГУП), на начало 2 квартала 2012 года - 34 ФГУПа. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 12 марта 2012 г. N 296 "Об открытом акционерном обществе "Роскартография" в целях сохранения, развития и обеспечения эффективного использования научно-производственного потенциала унитарных предприятий, осуществляющих деятельность в области геодезии и картографии, и удовлетворения потребностей Российской Федерации в картографической, навигационной и геодезической продукции большая часть этих предприятий преобразована в открытые акционерные общества, а ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" согласно распоряжению Росимущества от 23 декабря 2011 г. N 3301-р реорганизовано в форме присоединения к нему ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля". С учетом этих реорганизаций на конец года в ведении Росреестра имелось три федеральных государственных унитарных предприятия.
2. Доходы, расходы и источники финансирования дефицита федерального бюджета, установленные Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", прогнозом поступлений доходов в федеральный бюджет и бюджетной росписью по Росреестру, и их исполнение по бюджетной отчетности Росреестра и результатам проведенных Счетной палатой проверок.
2.1. Доходы федерального бюджета, администрируемые Росреестром.
2.1.1. Согласно приложению 4 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ Росреестр определен главным администратором доходов федерального бюджета по двум видам доходов: государственная пошлина за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество и сделок с ним и плата за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме. Также Приложением 4 за главными администраторами доходов федерального бюджета, в том числе и Росреестром, были закреплены иные доходы федерального бюджета, администрирование которых осуществлялось главными администраторами доходов федерального бюджета в пределах их компетенции.
2.1.2. Прогноз поступлений доходов, первоначально доведенный до Росреестра Минфином России составил 28 656,3 млн. рублей, в том числе: поступление государственной пошлины за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество и сделок с ним были предусмотрены в размере 27 700,0 млн. рублей (96,66 процента); плата за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, - 950,0 млн. рублей (3,32 процента).
В связи с внесением изменений в Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ (изменения в части корректировки прогнозных показателей доходов федерального бюджета в 2012 году вносились два раза) прогнозные показатели поступлений доходов федерального бюджета Росреестра были скорректированы в сторону увеличения на 3 392,1 млн. рублей и составили 32 048,4 млн. рублей, в том числе: поступление государственной пошлины за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество и сделок с ним - 29 500,0 млн. рублей (92,05 процента); плата за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, - 2 400,0 млн. рублей (7,49 процента).
Уточненная сумма прогнозных показателей поступления доходов федерального бюджета по отношению к первоначальной сумме прогноза увеличилась на 11,84 процента. Основным показателем по увеличению суммы прогнозных доходов являлся показатель по поступлению платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме (первоначальный прогноз - 950,0 млн. рублей, уточненный прогноз - 2 400,0 млн. рублей).
Прогноз по вышеуказанному показателю на 2012 год был составлен с учетом предполагаемых потерь федерального бюджета в связи с положениями Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в части межведомственного информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти. Как показала проверка, срок вступления в силу положений Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ, касающихся межведомственного информационного взаимодействия, постоянно изменялся, фактическое межведомственное информационное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти осуществлялось не на должном уровне.
2.1.3. Фактическое исполнение Росреестром федерального бюджета в части поступления доходов федерального бюджета в 2012 году составило 32 456,7 млн. рублей, что на 408,3 млн. рублей или 1,3 процента больше уточненных прогнозных показателей.
В 2012 году по отношению к 2011 году объем доходов федерального бюджета, администрируемых Росреестром, незначительно увеличился - на 36,9 млн. рублей или на 0,1 процента (в 2011 году показатель по доходам федерального бюджета составлял 32 419,8 млн. рублей).
Основными источниками доходов федерального бюджета за 2012 год являлись поступления от уплаты юридическими и физическими лицами государственной пошлины и других платежей за оказание услуг, входящих в сферу деятельности Росреестра, а именно:
- государственная пошлина за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество и сделок с ним (код классификации доходов 321 1 08 07020 01 0000 110) - 29 550,1 млн. рублей или 100,2 процентов от прогнозного показателя;
- плата за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме (код классификации доходов 321 1 13 01030 01 0000 130) - 2 732,9 млн. рублей или 113,9 процентов от прогнозного показателя.
Фактическое исполнение бюджетных назначений по прогнозируемым кодам классификации доходов не превышает диапазон 15 процентов, установленный приказом Минфина России от 13 апреля 2009 г. N 34н "Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета" (с изменениями и дополнениями).
2.1.4. Неиспользованные резервы поступлений доходов в федеральный бюджет не выявлены.
Задолженность по платежам в федеральный бюджет у Росреестра в связи со спецификой оказываемых платных услуг (предварительная оплата за совершаемые действия) отсутствует.
2.1.5. Организация и ведение бухгалтерского учета, составление и представление бюджетной отчетности в части доходов федерального бюджета осуществлялись Росреестром в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", приказами Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" и от 6 декабря 2010 г. N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению". Учетная политика по организации и ведению бюджетного (бухгалтерского) учета в центральном аппарате утверждена приказом Росреестра от 19 апреля 2012 г. N П/167.
Учет поступлений доходов федерального бюджета осуществлялся по кодам классификации доходов, закрепленным за центральным аппаратом и территориальными органами правовыми актами Росреестра.
Данные проверенных и принятых к учету первичных учетных документов систематизировались по датам совершения операций и отражались накопительным способом в регистре бюджетного учета - журнале операций N 5 расчетов с дебиторами по доходам, который формировался в программном продукте "Администратор-Д". Обороты по операциям, отраженным в указанном журнале операций, ежемесячно переносились в Главную книгу.
Взаимодействие с Межрегиональным операционным управлением Федерального казначейства и органами Федерального казначейства осуществлялось в соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 5 сентября 2008 г. N 92н.
Годовая бюджетная отчетность Росреестра за 2012 год представлена в полном объеме предусмотренных форм и в сроки, установленные приказом Федерального казначейства от 12 ноября 2012 г. N 17н и составлена в порядке, определенном Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н.
2.2. Расходы федерального бюджета по Росреестру.
2.2.1. Расходы федерального бюджета определены Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ в общей сумме 44 063,7 млн. рублей, в том числе в разрезе разделов классификации расходов бюджетов: 01 "Общегосударственные вопросы" - 1,8 млн. рублей, 04 "Национальная экономика" - 43 964,1 млн. рублей, 10 "Социальная политика" - 97,8 млн. рублей.
2.2.2. Федеральными законами от 5 июня 2012 г. N 48-ФЗ и от 3 декабря 2012 г. N 247-ФЗ произведено уменьшение ассигнований в сумме 310,1 млн. рублей и 33,4 млн. рублей соответственно, в том числе в разрезе разделов и подразделов классификации расходов:
- Федеральным законом от 5 июня 2012 г. N 48-ФЗ: на реализацию соглашений с международными финансовыми организациями в связи с изменением курсовой разницы и планируемым объемом использования средств в 2012 году по подразделу 0412 - в сумме 505,9 млн. рублей, и в связи с экономией, образовавшейся в результате проведения и отмены ранее запланированных конкурсных процедур в сумме 220,5 млн. рублей. Одновременно ассигнования увеличены по подразделу 0108 на уплату членских взносов в бюджеты международных организаций в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2009 г. N 1190-р в сумме 0,1 млн. рублей, по подразделу 0412 - на проведение капитального ремонта здания центрального аппарата Росреестра в сумме 388,5 млн. рублей, по подразделу 1003 - в сумме 27,7 млн. рублей;
- Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 247-ФЗ: ассигнования уменьшены по подразделу 0412 - на реализацию соглашений с международными финансовыми организациями в связи с изменением курсовой разницы и планируемым объемом использования средств в 2012 году.
2.2.3. Доведенные до Росреестра показатели сводной бюджетной росписи соответствуют показателям ведомственной структуры расходов федерального бюджета по Росреестру, утвержденной статьей 7 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ.
В процессе исполнения федерального бюджета на 2012 год показатели сводной бюджетной росписи увеличены в общей сумме 758,7 млн. рублей.
Изменения в указанной сумме сложились за счет увеличения ассигнований на следующие цели:
- в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 января 2012 г. N 23-р по подразделу 0705 Росреестру выделены ассигнования в сумме 43,2 млн. на реализацию государственного заказа на профессиональную переподготовку и повышение квалификации;
- в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. N 189, на основании пункта 30 части 2 статьи 25 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ дополнительно выделены ассигнования в сумме 400,0 млн. рублей по подразделу 0411 на реализацию мероприятий Федеральной целевой программы "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 - 2020 годы";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пункта 30 части 2 статьи 25" следует читать "пункта 30 части 2 статьи 24"
- на основании пункта 30 части 2 статьи 24 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ дополнительно выделены средства в сумме 245,6 млн. рублей по подразделу 0412 на создание системы кадастра недвижимости, строительство объектов общегражданского назначения, жилья, инфраструктуры;
- на основании пункта 3 и 4 части 1 статьи 24 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ выделены средства в сумме 69,9 млн. рублей по подразделу 0412 на мероприятия в рамках административной реформы в сумме 2,4 млн. рублей, на обеспечение деятельности центрального аппарата - 1,0 млн. рублей, территориальных органов - 66,5 млн. рублей.
Изменения в показатели сводной бюджетной росписи за счет экономии бюджетных средств вносились с учетом действующих ограничений.
2.2.4. Бюджетные ассигнования на 2012 год в сумме 44 478,9 млн. рублей, соответствующие лимитам бюджетных обязательств, доведены Росреестру казначейскими уведомлениями.
Показатели сводной бюджетной росписи с учетом внесенных в течение года изменений превышают законодательно утвержденные показатели по Росреестру на 758,7 млн. рублей, в том числе по разделу 04 "Национальная экономика" на 715,5 млн. рублей, по разделу 07 "Образование" - 43,2 млн. рублей.
2.2.5. Бюджетная роспись расходов главного распорядителя бюджетных средств на 2012 год и на плановый период 2013 - 2014 годов подготовлена Росреестром в соответствии с приказом Минфина России от 23 ноября 2011 г. N 159н "Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета)" в общей сумме 44 478,9 млн. рублей.
Показатели бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств доведены Росреестром до подведомственных получателей бюджетных средств в установленные сроки.
2.2.6. Сводная бюджетная отчетность составлена Росреестром в порядке, определенном Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н, и представлена в Казначейство России в установленные им сроки.
2.2.7. Бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств на 2012 год Росреестру не предусматривались и не доводились.
2.2.8. Отражение расходов, произведенных Росреестром в сумме 43 422,2 млн. рублей (или 97,6 процента от утвержденных годовых бюджетных назначений), осуществлялось в проверяемом периоде в соответствии с требованиями Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (утверждены приказом Минфина России от 21 декабря 2011 г. N 180н) в разрезе функциональной классификации и кодов КОСГУ.
2.2.9. Неиспользованные объемы бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в 2012 году составили 1 056,6 млн. рублей (2,4 процента). Использование средств не в полном объеме объясняется следующими причинами:
- по разделу 0411: в результате проведения конкурсных процедур, расторжения заключенных контрактов по причине невозможности выполнения работ по ряду мероприятий Федеральной целевой программы "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 - 2020 годы" в связи с принятием Правительством Российской Федерации в конце 2012 года решения о введении государственной геоцентрической системы координат не использованы средства в сумме 72,4 млн. рублей;
- по разделу 0412: по расходам, связанным с реализацией соглашений с международными финансовыми организациями, в связи с осуществлением платежей в соответствии с заявками организаций, выполняющих работы в рамках заключенных договоров; по центральному аппарату и территориальным органам - по начислениям на выплаты по оплате труда по причине превышения предельной величины базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; результатам проведения конкурсных процедур; отменой командировок; изменением расчета налогооблагаемой базы по налогу на имущество; в связи с изменением работниками, проживающими в районах Крайнего Севера, ранее запланированного места отдыха не использованы средства в сумме 974,9 млн. рублей;
- по разделу 0705: по результатам исполнения государственных контрактов в сумме 9,3 млн. рублей.
2.2.10. В рамках реализации Федеральной адресной инвестиционной программы в 2012 году велось строительство (реконструкция) 7 объектов капитального строительства, из которых - 3 административных здания в проверяемом периоде введены в эксплуатацию, приобретено 4 объекта недвижимости для нужд территориальных органов Росреестра, средства в сумме 40,1 млн. рублей направлены на реконструкцию объекта в г. Самаре.
Незавершенное строительство на конец года составило 195,9 млн. рублей.
В ходе реализации Федеральной адресной инвестиционной программы образовалась экономия средств в общей сумме 15,8 млн. рублей, в основном за счет вновь введенного объекта строительства и в результате проведения конкурсных процедур, которые возвращены в федеральный бюджет. На начало и конец года кредиторская и дебиторская задолженности по средствам, выделенным на реализацию Федеральной адресной инвестиционной программы, не числились.
Росреестром в 2012 году осуществлялась реализация трех федеральных целевых программ: Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, Федеральной целевой программы "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 - 2020 годы", подпрограммы "Создание системы кадастра недвижимости (2006 - 2012 годы)" Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2008 годы)".
Согласно Федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в федеральном бюджете на 2012 год по Росреестру субсидии федеральным государственным гражданским служащим предусмотрены в общей сумме 125,4 млн. рублей. Росреестром эти средства выделены 39 служащим. Согласно отчету Росреестра о ходе реализации Федеральной целевой программы "Жилище", представленному в Минэкономразвития России, за счет выделенных средств служащими Росреестра приобретено 36 квартир и один дом общей площадью 3 719,7 кв. метра, общей стоимостью 114,6 млн. рублей.
На мероприятия, предусмотренные Федеральной целевой программой "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 - 2020 годы", израсходовано 249,9 млн. рублей (62,5 процента).
За счет ассигнований осуществлялись работы по созданию цифровых навигационных и топографических планов городов открытого пользования масштаба 1:10000 на территории федеральных округов Российской Федерации, созданию и обновлению цифровых навигационных и топографических карт открытого пользования для навигации. Проведена работа по уточнению и развитию геодезической сети, наблюдению на пунктах фундаментальной астрономо-геодезической сети в составе международной сети станций слежения, развитию высокоточной и спутниковой геодезической сети в федеральных округах. Работы на преобразование цифровых навигационных карт и планов в базу данных объектов местности для обеспечения их автоматизированного обновления с объемом финансирования 50,0 млн. рублей не проведены, так как в 2012 году в рамках заключенных государственных контрактов созданы лишь модели предполагаемой к созданию автоматизированной системы, которые не могли служить основой для реализации этого мероприятия.
На выполнение в 2012 году мероприятий подпрограммы "Создание системы кадастра недвижимости (2006 - 2012 годы)" Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2008 годы)" израсходовано 7 839,6 млн. рублей (99,7 процента). В 2012 году реализация подпрограммы завершилась.
2.2.11. За счет Инвестиционного фонда Российской Федерации, Федерального дорожного фонда средства Росреестру не выделялись.
2.2.12. На реализацию национальных проектов средства федерального бюджета Росреестру не предусматривались и не выделялись.
2.2.13. Из резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации средства Росреестру не выделялись.
2.3. Источники финансирования дефицита федерального бюджета, администрируемые Росреестром.
Приложением 5 к Федеральному закону от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ установлен перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, в состав которого включен Росреестр.
В связи с отсутствием законодательно установленных источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета на 2012 год бюджетные данные до Росреестра не доводились, прогноз кассовых поступлений и кассовых выплат не формировался.
Программой государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2012 год, утвержденной статьей 16 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ (приложение 36), было предусмотрено использование в 2012 году Росреестром привлеченных кредитов (займов) международных финансовых организаций в сумме 15,6 млн. долларов США в соответствии с соглашением о займе N 4826-0-RU МБРР по проекту "Развитие системы государственной регистрации прав на недвижимость".
В рублевом эквиваленте сумма планируемого в 2012 году использования средств займа была определена в размере до 486,8 млн. рублей, средств софинансирования - до 472,1 млн. рублей.
По состоянию на 1 января 2013 года кассовые расходы по проекту составили 267,6 млн. рублей, в том числе: по средствам займа - 134,3 млн. рублей; по средствам софинансирования - 133,3 млн. рублей, что отражено в представленных Росреестром в составе годовой бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2012 год сведениях о целевых иностранных кредитах (форма 0503167), а также в Отчете об исполнении бюджета (форма 0503127) в разделе "Источники финансирования дефицита бюджета" и в разделе "Расходы бюджета". Кроме того, в данном Отчете отражены взносы, перечисленные за участие в международных организациях, в сумме 1,9 млн. рублей, и средства, перечисленные в качестве гарантии участия в международной конференции, в сумме 0,04 млн. рублей.
Отрицательная курсовая разница составила 0,29 млн. рублей и образовалась в результате пересчета остатка средств в валюте на специализированном счете займа, что отражено в Отчете об исполнении бюджета (форма 0503127) в разделе "Источники финансирования дефицита бюджета".
Изменение остатков денежных средств федерального бюджета в проверяемом периоде составило 30,4 млн. рублей (отрицательная величина).
2.4. Консолидированная бюджетная отчетность Росреестра за 2012 год составлена в соответствии с требованиями Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н, с учетом изменений, внесенных приказом Минфина России от 29 декабря 2011 г., на основании бюджетной отчетности территориальных органов и находящихся в ведомственном подчинении Росреестра учреждений, и представлена в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства 21 марта 2013 г. по системе электронного документооборота.
По центральному аппарату Росреестра бюджетная отчетность за 2012 год составлена на основе данных Главной книги и других регистров бюджетного учета, фактов недостоверности отчетности не установлено. Фактов недостоверности бюджетной отчетности Росреестра в ходе проверки не выявлено.
3. Результаты проверки и анализа организации исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов".
3.1. Результаты проверки и анализа организации исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" и прогноза поступлений доходов в федеральный бюджет по доходам, закрепленным за Росреестром.
Росреестром как главным администратором доходов федерального бюджета в 2012 году были сформированы и утверждены приказами от 11 января 2012 г. N П/2 и от 29 декабря 2012 г. N П/622 перечни администраторов доходов федерального бюджета, подведомственных Росреестру.
Приказом Росреестра от 11 января 2012 г. N П/2 "Об утверждении перечней подведомственных Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии получателей бюджетных средств и администраторов доходов бюджета", вступившим в силу с 1 января 2012 года, утвержден перечень подведомственных Росреестру администраторов доходов бюджета, в соответствии с которым полномочиями по администрированию доходов бюджета наделены 82 территориальных органа и Росреестр, в связи с исполнением им функций администратора доходов. Согласований с Минфином России правового акта об осуществлении Росреестром полномочий администратора доходов федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. N 266 Росреестром не проводилось.
Приказом от 29 декабря 2012 г. N П/622 приказ Росреестра от 11 января 2012 г. N П/2 был признан утратившим силу и утвержден новый перечень, в соответствии с которым за 82 территориальным органом, находящимся в ведении Росреестра, закреплены полномочия администраторов доходов федерального бюджета, Росреестр из перечня был исключен.
Согласованный с Минфином России правовой акт об осуществлении Росреестром полномочий администратора доходов федерального бюджета был принят только в 2013 году - приказом от 15 апреля 2013 г. N П/145.
В течение 2012 года в части исполнения Росреестром полномочий администратора доходов бюджета, наделения полномочиями администратора доходов бюджета его территориальных органов и доведения порядка осуществления территориальными органами Росреестра полномочий администраторов доходов федерального бюджета, Росреестром применялись три правовых акта - приказы от 22 декабря 2011 г. N П/521, от 25 января 2012 г. N П/26 и от 29 декабря 2012 г. N П/622. В нарушение порядка, утвержденного постановлениями Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 995 и от 28 марта 2012 г. N 266, вышеназванные правовые акты: с Минфином России приказы от 22 декабря 2011 г. N П/521 и от 25 января 2012 г. N П/26 не согласовывались; перечни администрируемых доходов федерального бюджета, утвержденные приказами Росреестра от 22 декабря 2011 г. N П/521 и от 25 января 2012 г. N П/26, не содержали сведений о нормативных правовых актах Российской Федерации, являющихся основанием для администрирования конкретного вида платежа.
До территориальных органов вышеназванные правовые акты были доведены в установленные сроки.
3.2. Результаты проверки исполнения сводной бюджетной росписи по расходам федерального бюджета за отчетный финансовый год Росреестром.
Показатели сводной бюджетной росписи в указанной сумме были доведены до Росреестра письмом Минфина России от 13 декабря 2011 г. N 16-05-06/401.
Внесение изменений в ведомственную, функциональную и экономическую классификацию расходов, соответствующих положениям пункта 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации, производилось в течение проверяемого периода по представлениям Росреестра в порядке, определенном приказом Минфина России от 23 ноября 2011 г. N 159н. Содержание и объемы предлагаемых изменений в обращениях и в докладных записках департаментов Минфина России соответствовали основаниям для внесения изменений в сводную бюджетную роспись.
В ходе исполнения бюджета по отдельным статьям экономической классификации расходов образовалась экономия в общей сумме 784,5 млн. рублей:
- в результате проведения конкурсных процедур; - за счет командировочных расходов работникам центрального аппарата и территориальных органов в связи с изменением планов командировок;
- по оплате прочих расходов в связи с уменьшением запланированных расходов на уплату транспортного налога и государственных пошлин;
- в связи с уменьшением у части территориальных органов налогооблагаемой базы по налогу на имущество организаций в результате начисления амортизации и прочим основаниям.
Сэкономленные средства были направлены на обеспечение деятельности органов Росреестра.
Внесение изменений в показатели сводной бюджетной росписи за счет экономии бюджетных средств не привело к увеличению бюджетных ассигнований по соответствующему виду расходов более чем на 10 процентов от общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных Росреестру по данному виду расходов.
Изменений лимитов бюджетных обязательств на основании направления средств на оплату исполнительных актов судебных органов в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также на основании блокировки расходов по фактам выявленного Счетной палатой и Росфиннадзором нецелевого использования средств не установлено.
Исходя из сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств, Федеральное казначейство в течение проверяемого периода казначейскими уведомлениями осуществляло доведение до главного распорядителя объемов бюджетных ассигнований (в том числе бюджетных ассигнований в части расходов на публичные нормативные обязательства) и лимитов бюджетных обязательств в разрезе функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации. Бюджетные данные распределялись Росреестром между получателями и доводились до них расходными расписаниями в соответствии с требованиями приказа Минфина России от 30 сентября 2008 г. N 104н "О порядке доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня" (с изменениями).
3.3. Результаты проверки исполнения сводной бюджетной росписи по источникам финансирования дефицита федерального бюджета за отчетный финансовый год - Росреестром.
В связи с отсутствием законодательно установленных источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета на 2012 год бюджетные данные по источникам внутреннего финансирования дефицита до Росреестра не доводились, прогноз кассовых поступлений и кассовых выплат не формировался.
4. Анализ выполнения норм и положений федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов".
Информация об исполнении Росреестром статей Федерального закона от 30 декабря 2011 г. N 371-ФЗ в отчетности отсутствует, поскольку исполнителем по ним Росреестр не определен. Графиком подготовки нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ (поручения Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N ВП-П13-7298 и от 10 июля 2012 г. N ИШ-П13-3900), Росреестр в качестве ответственного исполнителя не определен.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "30 ноября 2011 г."
5. Результаты оценки качества управления государственными финансами главным администратором средств федерального бюджета.
Оценка поступлений доходов в 2012 году в Минфин России Росреестром предоставлялась согласно установленным в соответствии с Графиком подготовки и рассмотрения в 2012 году проектов федеральных законов, документов и материалов, разрабатываемых при составлении проекта федерального бюджета срокам.
Минфином России на стадии подготовки Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ до Росреестра были доведены прогнозные показатели поступлений доходов в федеральный бюджет на 2012 год. В части уточнения и корректировки прогнозные показатели доходов федерального бюджета Минфином России доводились до Росреестра два раза.
Оценка поступлений доходов в 2012 году в Минфин России Росреестром предоставлялась согласно установленным в соответствии с Графиком подготовки и рассмотрения в 2012 году проектов федеральных законов, документов и материалов, разрабатываемых при составлении проекта федерального бюджета, срокам.
Прогноз поступлений доходов, первоначально доведенный до Росреестра Минфином России с учетом параметров Федерального закона Российской Федерации от 30 ноября 2011 N 371-ФЗ, составил 28 656,3 млн. рублей, уточненные прогнозные показатели, скорректированные в сторону увеличения на 2 630,0 млн. рублей, составили 32 048,4 млн. рублей. Фактическое исполнение Росреестром федерального бюджета в части поступления доходов федерального бюджета в 2012 году составило 32 456,7 млн. рублей, что на 408,3 млн. рублей или 1,3 процентов больше уточненных прогнозных показателей, в том числе прогнозные доходы поступили в сумме 32 350,7 млн. рублей, непрогнозные доходы - в сумме 106,0 млн. рублей при утвержденных прогнозных показателях в сумме соответственно 31 973,5 млн. рублей и 74,9 млн. рублей.
Исполнение бюджетных назначений по прогнозируемым видам доходов по итогам 2012 года не превышает диапазон 15 процентов, установленный приказом Минфина России от 13 апреля 2009 г. N 34н.
Методические рекомендации Росреестра по расчету доходных источников федерального бюджета, утвержденные 13 ноября 2006 года, до настоящего времени не актуализированы.
По состоянию на 1 января 2013 года по данным оперативной отчетности невыясненные поступления составили 16,4 млн. рублей или 0,5 процента от общего объема поступлений в федеральный бюджет по главе 321.
Проанализировать соотношение объема невыясненных поступлений к кассовому исполнению по кодам классификации доходов в проверяемом периоде не представляется возможным до окончания проведения мероприятий по их уточнению в связи с отсутствием их идентификации и классификации.
Общая сумма осуществленных возвратов за 2012 год составила 948,5 млн. рублей (из них по центральному аппарату - 1,8 млн. рублей) или 2,9 процента от общего объема поступлений.
В течение 2012 года в сводную бюджетную роспись было внесено 142 изменения, из которых 69 - положительных изменений на общую сумму 1 871,9 млн. рублей. По результатам образовавшейся в течение года экономии в сводную роспись внесено 36 изменений в общей сумме 784,5 млн. рублей, соотношение которых к сумме произведенных кассовых расходов значительно меньше единицы (1,8 процента).
Бюджетная роспись расходов главного распорядителя бюджетных средств на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов была подготовлена, подписана и утверждена руководством Росреестра 16 декабря 2011 года, в соответствии с требованиями приказа Минфина России от 23 ноября 2011 г. N 159н.
Изменения в приказ Росреестра о порядке составления, утверждения и ведения бюджетной сметы в части исключения из него подведомственного учреждения (в связи с введением в действие Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ) своевременно не внесены.
Внесение изменений в сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета осуществлялось в порядке, определенном приказом Минфина России от 15 августа 2008 г. N 80н.
Приказом Росреестра от 11 января 2012 г. N П/2 утверждены Перечни подведомственных Росреестру получателей средств федерального бюджета и администраторов доходов.
В Реестр распорядителей и получателей по главному распорядителю средств федерального бюджета включено 83 бюджетополучателя. Оценить соответствие учредительных документов сводному реестру не представляется возможным, так как они находятся непосредственно на местах.
Сводная бюджетная отчетность составлена Росреестром в порядке, определенном Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н (с изменениями), и в соответствии с пунктом 10 указанной Инструкции представлена в Федеральное казначейство в установленные им сроки.
Объем неисполненных лимитов бюджетных обязательств отражен в отчетности в сумме 1 056,7 млн. рублей или 2,4 процента от произведенных кассовых расходов.
Кассовые расходы осуществлены в сумме 43 422,2 млн. рублей, что составило 98,5 процента от утвержденных Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ бюджетных ассигнований и 97,6 процента от бюджетных назначений, утвержденных сводной бюджетной росписью (с учетом изменений) в сумме 44 478,9 млн. рублей (соотношение составило 0,98 и 0,97 процента соответственно).
Поквартальное кассовое исполнение расходов Росреестра в 2012 году представлено в таблице.
Кварталы |
Сумма (тыс. рублей) |
Удельный вес в общем объеме кассовых расходов (%) |
1 |
9 337 773,8 |
21,5 |
2 |
6 075 668,9 |
14,0 |
3 |
15 044 058,3 |
34,6 |
4 |
12 964 745,5 |
29,9 |
Всего |
43 422 246,5 |
100 |
Отношение кассового исполнения расходов IV квартала к кассовому исполнению расходов I - III кварталов составило 1,4; 2,1; 0,9 соответственно.
Неравномерное расходование средств федерального бюджета в течение проверяемого периода объясняется объективными причинами: основное размещение заказов производится в основном в 1 квартале финансового года, а оплата поставок - в течение оставшегося периода; оплата отпусков сотрудников производится в основном в период с апреля по октябрь, в связи с чем в указанные сроки увеличиваются расходы по заработной плате.
Дебиторская задолженность по состоянию на 1 января 2011 года и на 1 января 2013 года составляла 1 330,1 млн. рублей и 453,5 млн. рублей соответственно, что свидетельствует о снижении задолженности на 867,6 млн. рублей или на 65 процентов. Сумма дебиторской задолженности по состоянию на 1 января 2013 года по отношению к кассовому исполнению составила 1 процент.
Кредиторская задолженность по состоянию на 1 января 2011 года и на 1 января 2013 года составляла 34,7 млн. рублей (отрицательная величина) и 16,4 млн. рублей (отрицательная величина) соответственно (отмечается уменьшение задолженности на 18,2 млн. рублей). Сумма кредиторской задолженности по состоянию на 1 января 2013 года по отношению к кассовому исполнению составила 0,1 процента.
Составление и представление сведений об исполнении судебных решений по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета и сводных сведений об исполнении судебных решений по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета осуществлялось в соответствии с требованиями приказа Минфина России от 7 июля 2005 г. N 84н, регламентирующего указанные процедуры.
Росреестр ежеквартально представлял в Федеральное казначейство на бумажном и электронном носителе. Сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета по форме, установленной приложением N 1 к указанному приказу (код формы документа 0521298), представлялись в сроки, установленные для сдачи бюджетной отчетности.
По состоянию на 1 января 2013 года оплата исполнительных листов произведена в общей сумме 106,6 млн. рублей за счет средств 2012 года. Остаток неисполненных обязательств по оплате исполнительных листов в сумме 0,2 млн. рублей образовался по причине недостаточного объема лимитов бюджетных обязательств на текущую деятельность.
Обращение взысканий на средства федерального бюджета по денежным обязательствам ФГБУ в 2012 году не производилось.
Документальное подтверждение результатов работ по контракту от 2 марта 2012 г. N 6Д стоимостью 109,9 млн. рублей, заключенному Росреестром с ЗАО "Ай-Теко" на выполнение работ по сопровождению и поддержанию в рабочем состоянии программного обеспечения автоматизированных систем АИС ЕГРП и АИС "Юстиция", в виде доработанного программного обеспечения отсутствует.
Согласно государственным контрактам от 28 августа 2012 г. N 88Д (исполнитель - ООО "Финтех") и от 14 декабря 2012 г. N 198Д Росреестром оплачены работы по модернизации и сопровождению АИС "Госзакупки" в сумме 5,0 млн. рублей и на приобретение сервера для функционирования системы в сумме 0,4 млн. рублей, а по контракту от 23 мая 2012 г. N 27Д/2012 оплачены услуги по сопровождению программного обеспечения ведения Единого государственного реестра саморегулируемых организаций и реестра арбитражных управляющих в центральном аппарате АИС "Государственные информационные реестры" в сумме 4,9 млн. рублей. В нарушение требований пунктов 1 и 6 постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 723 правовые акты о порядке и сроках ввода в эксплуатацию этих информационных систем Росреестром не приняты; в Реестре федеральных государственных информационных систем в установленном порядке системы не зарегистрированы. В нарушение требований пункта 7 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" права на составные части указанных систем не зарегистрированы. Следовательно, планирование, выделение и расходование средств федерального бюджета на их эксплуатацию в сумме 10,3 млн. рублей являлось неправомерным.
Предметом контракта от 21 ноября 2011 г. N 160Д стоимостью 64,0 млн. рублей определена разработка Единой федеральной информационной системы недвижимости первой очереди, включая доработку информационных систем ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости. В рамках данного контракта, согласно пункту 4.4 Технического задания, ставилась задача спроектировать и разработать Подсистему ведения кадастрового учета и регистрации прав. При этом отсутствовала какая-либо информация об отнесении разрабатываемой подсистемы к какой-либо конкретной созданной информационной системе, в рамках которой, в соответствии с Техническим заданием, предполагалось ее функционирование, то есть ожидаемый результат работ не соответствовал предмету контракта. Контрактом предполагалось также создание прикладного программного обеспечения. Представленные к проверке документы позволяют сделать вывод о том, что предусмотренные пунктом 9 Технического задания требования к порядку приема работ не выполнены, контроль исполнения условий контракта уполномоченными лицами не осуществлялся. В отчетных документах какая-либо информация о прикладном программном обеспечении отсутствует. Следовательно, условия контракта не выполнены, результаты работ по контракту в виде разработанной ЕФИСН и ППО отсутствуют. Однако согласно актам приема выполненных работ от 12 декабря 2011 г. N 1-160Д-2011 и от 23 июля 2012 г. N 2-160Д-2012, принятых от Росреестра С.А. Сапельниковым, результаты соответствуют Техническому заданию, недостатков работ не выявлено, их фактическое качество соответствует требованиям контракта, оплата произведена в полном объеме в сумме 64,0 млн. рублей, в том числе в 2012 году - 32,0 млн. рублей.
По контракту от 5 июня 2012 г. N 2012.52693 стоимостью 43,0 млн. рублей ОАО "РТКомм.РУ" приняло на себя обязательство по сопровождению комплекса технических средств для размещения портала государственных услуг, оказываемых Росреестром в электронном виде. Фактически в рамках контракта на технологической площадке исполнителя должен был быть размещен Комплекс технических средств (далее - КТС), на котором предусматривалась установка заказчиком системного и прикладного ПО, ППО (по всей видимости, речь шла о ППО, не разработанном в рамках контракта N 160Д), и специального ПО ЕФИСН; настройка программно-аппаратного комплекса ЕФИСН (ПАК ЕФИСН); проведение испытаний КТС ЕФИСН и услуги по сопровождению ПАК ЕФИСН. Требования контракта в части проверки готовности площадки и КТС к предоставлению услуг не выполнены. Какие-либо документы, подтверждающие выполнение работ по первому этапу, в Управлении информационных технологий и эксплуатации систем Росреестра отсутствуют. Несмотря на это работы, включающие проведение испытаний и опытной эксплуатации КТС ЕФИСН, оплачены в полном объеме, в сумме 14,3 млн. рублей. В отсутствие решения руководителя Росреестра на перемещение основных средств по условиям контракта было передано оборудование стоимостью 79,9 млн. рублей. В нарушение пункта 4.4.7 в срок, оговоренный контрактом, в Росреестр оборудование своевременно не возвращено. По документам Росреестра на технологическую площадку по адресу: г. Москва, Варшавское ш., д. 125, стр. 16 (в помещении размещается ООО "ТрастИнфо", с которым у Росреестра отсутствуют какие-либо оформленные отношения) передано оборудование стоимостью 260,1 млн. рублей. Проверкой выявлено отсутствие сервера стоимостью 41,1 млн. рублей. Оплата услуг по контракту, заявленных как выполненные ОАО "РТКомм.РУ" и принятые Росреестром, произведена в полном объеме в общей сумме 43,0 млн. рублей. Выявленные факты отражены в акте, составленном при посещении помещения по указанному адресу руководителем проверки Счетной палаты и представителем ФСБ России, включенным в инспекторскую группу.
В рамках контракта от 9 октября 2012 г. N 2012.128637 ООО "Синктел", в том числе для функционирования ЕФИСН, поставлено оборудование стоимостью 186,0 млн. рублей. При подготовке аукционной документации стоимость единицы поставляемого товара не указывалась. По отдельным позициям установлено многократное превышение стоимости поставленного оборудования по сравнению со стоимостью оборудования, размещенного для продажи в открытом доступе на Интернет-сайтах компаний, осуществляющих поставку оборудования, по отдельным позициям от 2 до 8 раз. Так, стоимость консоли управления комплексом завышена в 8,6 раза, коммутатора в 4,4 раза, дискового массива в 2,1 раза.
Выявленные нарушения в части порядка заключения Росреестром контрактов и приемки результатов работ по ним могут свидетельствовать о возможном наличии в Росреестре коррупционных рисков.
В рамках государственного контракта от 24 декабря 2012 г. N 172028 стоимостью 0,5 млн. рублей ООО "Центррегионстрой" в течение трех дней выполнил ремонтные работы в квартире, закрепленной за Росреестром по адресу: г. Москва, ул. Грина, д. 1, к. 6, кв. 29. Акты промежуточной приемки ответственных конструкций, отдельных этапов работ, а также акты освидетельствования скрытых работ, составление которых предусмотрено пунктом 6.7 контракта, не могли быть составлены, учитывая сроки, в течение которых (согласно акту о приемке выполненных работ) работы были выполнены. Кроме того, согласно календарному плану-графику выполнения работ срок исполнения контракта был определен в течение трех дней без определения этапов выполнения работ. Таким образом, есть все основания полагать, что работы либо не были выполнены в установленные сроки, либо выполнены с нарушениями требований нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в сфере строительства.
Объемы бюджетного финансирования на приобретение тех или иных видов товаров и услуг экономически не обосновывались; начальная (максимальная) цена контрактов, являющаяся отправной точкой при определении экономии, достигнутой при размещении заказа, определялась, исходя из выделенных лимитов бюджетных обязательств. В нарушение требований статьи 19.1 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ расчеты начальной цены контрактов в документации отсутствовали.
В нарушение требований статьи 73 Бюджетного кодекса Российской Федерации Росреестром реестр малых закупок не велся.
Данный подход к размещению заказов влечет заключение контрактов по экономически необоснованным ценам, а также не ведет к оптимизации расходов федерального бюджета и противоречит требованиям статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающей принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств.
6. Анализ наличия, состояния и эффективности внутреннего государственного финансового контроля, осуществляемого Росреестром.
Внутренний финансовый контроль в Росреестре в период с января по декабрь 2012 года осуществлялся Контрольно-ревизионным управлением, находившимся в непосредственном подчинении руководителя Росреестра. Подразделение состояло из четырех отделов, два из которых непосредственно осуществляли проверку финансово-хозяйственной деятельности получателей бюджетных средств. Штатная численность подразделения составляла 23 единицы (3,4 процента от общей численности работников центрального аппарата), фактическая - 17 человек. Годовое денежное содержание подразделения в 2012 году составило 12,4 млн. рублей.
С декабря 2012 года внутренний финансовый контроль осуществляется Отделом методологической работы и контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Финансово-экономического управления, что не обеспечивает независимость выполнения данным подразделением своих полномочий.
Штатная численность вновь созданного подразделения составляет 9 единиц (1,3 процента от общей численности работников), фактическая - 6 человек. Все сотрудники отдела имеют высшее образование, у пяти из них имеются свидетельства о повышении квалификации, двое прошли обучение в течение проверяемого периода. Дипломами докторов, кандидатов экономических наук работники подразделения не обладают.
В ФГБУ "ФКП Росреестра" внутренний финансовый контроль возложен на подразделение с фактической численностью работников в количестве 2 человек (штатной - 4 единицы), которое начало функционировать с декабря 2012 года. В декабре на его содержание израсходовано 0,3 млн. рублей. В территориальных органах подразделений внутреннего финансового контроля не имеется.
Внутренний финансовый контроль в центральном аппарате Росреестра осуществляется на основании Положения о требованиях к деятельности по осуществлению государственного финансового контроля, утвержденного приказом Минфина России от 25 декабря 2008 г. N 146н, Инструкции об организации и проведении проверок в Росреестре, утвержденной приказом Росреестра от 18 ноября 2009 г. N 363 и Порядка проведения проверки эффективного использования бюджетных средств территориальными органами Росреестра, утвержденного распоряжением Росреестра от 15 августа 2012 г. N Р/87.
Проверки осуществляются на основании Плана-графика.
В 2012 году контрольным подразделением проведено 18 контрольных мероприятий. Проведение проверок в центральном аппарате ведомственными актами не предусмотрено.
Объем выявленных в проверяемом периоде нарушений по сравнению с 2011 годом снизился на 35 процентов (2011 год - 397,9 млн. рублей, 2012 год - 258,9 млн. рублей). Объем выявленных нарушений по результатам внешнего финансового контроля увеличился на 37 % (2011 год - 111,7 млн. рублей, 2012 год - 178,3 млн. рублей). По результатам проведения внутреннего контроля выявлено нарушений на 80,6 млн. рублей больше, чем при проведении внешних мероприятий.
Экономическая целесообразность проведения проверок не рассчитывалась.
Критерии оценки результативности контрольной деятельности в целом, а также работы каждого работника финансового контроля в 2012 году в Росреестре не установлены. Система управления рисками при планировании проверок в Росреестре не разработана. Ведомственный акт, регулирующий процедуры и порядок осуществления мониторинга результатов деятельности подведомственных бюджетополучателей также не разработан. Документальное подтверждение систематического контроля качества контрольной деятельности в Росреестре отсутствует.
Взаимодействие подразделения внутреннего контроля с органами государственного финансового контроля не осуществляется.
7. Анализ доходов, расходов и источников финансирования дефицита по приносящей доход деятельности по Росреестру и средств, поступающих во временное распоряжение федеральных казенных (бюджетных) учреждений.
Генеральные разрешения на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, разрешения на открытие территориальным органам Росреестра и подведомственным ему учреждениям лицевых счетов по учету этих средств в территориальных органах Казначейства России действовали до 1 января 2012 года.
Во временное распоряжение Росреестра в 2012 году поступали платежи в качестве гарантии обеспечения исполнения государственных контрактов, а также единовременные субсидии на приобретение жилых помещений. Остаток средств, находящихся во временном распоряжении на лицевых счетах, открытых в органах Казначейства России, на конец 2012 года составил 40,5 млн. рублей, в том числе по центральному аппарату - 18,1 млн. рублей.
8. Эффективность и результативность использования средств федерального бюджета и федеральной собственности по Росреестру.
В ходе проверки расходования Росреестром средств федерального бюджета выявлены нарушения требований Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ в части отсутствия экономического обоснования начальной цены контрактов и ее расчетов в конкурсной (аукционной) документации. Данный подход к размещению заказов влечет заключение контрактов по экономически необоснованным ценам, а также не ведет к оптимизации расходов федерального бюджета и противоречит требованиям статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающей принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств.
Отмечаются следующие нарушения, выявленные в ходе проверки центрального аппарата Росреестра.
В нарушение требований статьи 73 Бюджетного кодекса Российской Федерации реестр малых закупок (до 100,0 тыс. рублей) не велся.
В нарушение требований пункта 27 постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365 План информатизации на 2012 год в Росреестре не утверждался, в связи с чем правовые основания для финансирования всех мероприятий по информатизации отсутствовали.
В нарушение требований пункта 38 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н, информационные системы к бюджетному учету не приняты. В отсутствие зарегистрированных в установленном порядке информационных систем осуществлены работы по их модернизации и сопровождению в общей сумме 10,0 млн. рублей.
Кроме того, в отсутствие документов, подтверждающих создание нематериальных активов, по соответствующему счету бюджетного учета отражены капитальные вложения в нематериальные активы в общей сумме 522,3 млн. рублей.
В бюджетном учете Росреестра не отражена стоимость нематериальных активов, созданных за счет средств федерального бюджета в рамках мероприятия 107 "Создание автоматизированной системы ведения мониторинга базы данных информации об объектах местности и обновления открытых цифровых навигационных карт и планов" Федеральной целевой программы "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 - 2020 годы".
В отсутствие документального подтверждения выполнения работ по созданию программного обеспечения и сопровождения различных информационных систем произведена их оплата в общей сумме 184,9 млн. рублей. В связи с неисполнением обязательств по контракту от 5 июня 2012 г. N 2012.52693 по договору поручительства не взысканы средства в сумме 10,8 млн. рублей.
Выявлен факт передачи объектов движимого имущества общей стоимостью 260,1 млн. рублей, являющихся федеральной собственностью, коммерческим организациям в отсутствие решения руководителя Росреестра.
Кроме того, информация о нахождении основных средств стоимостью 219,1 млн. рублей в Росреестре отсутствует. Также в нарушение требований пункта 46 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н, две приобретенные единицы основных средств приняты к бюджетному учету как один объект стоимостью 41,1 млн. рублей, которого нет в наличии.
Условиями контракта от 7 декабря 2012 г. N 194Д предусматривалось выполнение работ, входящих в функции соответствующего управления Росреестра. Средства на оплату работ в сумме 14,5 млн. рублей израсходованы неэффективно.
Согласно сведениям, представленным Управлением делами Росреестра об используемых в 2012 году территориальными органами Росреестра и федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Росреестра" объектах недвижимости, из 2 411 объектов, закрепленных на праве оперативного управления, право оперативного управления оформлено на 2 360 объектов (или 98 процентов), что в основном обусловлено длительностью процесса подготовки и согласования документов по регистрации имущества.
Проверить организацию и полноту учета федерального имущества, закрепленного за Росреестром на праве оперативного управления, в ходе данной проверки не представляется возможным в связи с нахождением документов непосредственно в подразделениях, входящих в систему Росреестра.
Из 2 677 объектов недвижимости, переданных в безвозмездное пользование, правоустанавливающие документы по состоянию на 1 января 2013 года оформлены на 2 589 объектов (или 96 процентов), что в основном обусловлено необходимостью переоформления и пролонгации договоров безвозмездного пользования.
В пользовании территориальных органов Росреестра и ФГБУ "ФКП Росреестра" находится 80 земельных участков, из которых правоустанавливающие документы оформлены на 79 участков (или 98 процентов).
Сведениями о полноте представления территориальными органами Росреестра в территориальные управления Росимущества данных об имеющемся федеральном имуществе центральный аппарат Росреестра в проверяемом периоде не располагал.
9. Анализ реализации стратегических целей и приоритетов Российской Федерации, определенных программными документами органов государственной власти Российской Федерации.
9.1. Выполнение Плана мероприятий по реализации в 2012 году Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов к компетенции Росреестра не относится.
9.2. Средства федерального бюджета для реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года, основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и отраслевых стратегий в отчетном периоде Росреестру не выделялись.
10. Анализ подготовки нормативных правовых актов, необходимых для исполнения Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" и мониторинг его реализации.
В целях реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" и мониторинга его реализации Росреестром изданы приказы, регулирующие деятельность подведомственного ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в части определения перечня предоставляемых им услуг; определения нормативных затрат на оказание государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества. Определены виды и перечень особо ценного движимого имущества, переданного подведомственному ФГБУ; в его устав внесены изменения в части определения цены крупной сделки и стоимости отчуждаемого или передаваемого имущества в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 537 "О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения".
11. Анализ выполнения целей и задач, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 594, N 596 - 601, N 604 - 606, а также эффективности использования средств федерального бюджета, выделенных на реализацию указов в ходе исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов".
Средства на реализацию целей и задач, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, а также на реализацию указов в ходе исполнения Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ, Росреестру не предусматривались и не выделялись.
12. Анализ выполнения предложений Счетной палаты, содержащихся в представлениях, направленных Росреестру в 2012 году.
В 2012 году по итогам проведенных контрольных мероприятий Счетной палаты направлено два представления:
- по результатам проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2011 год от 23 мая 2012 г. N ПР 03-95/03-01: из девяти пунктов плана мероприятий по устранению нарушений и недостатков не выполнен один пункт: не разработан порядок списания просроченной дебиторской задолженности (причина - отсутствие разработанного Минфином России типового порядка); два пункта выполнены частично (вопрос передачи в социальный жилищный фонд жилых помещений, построенных в рамках реализации ФЦП "Жилище", согласован с администрацией городского округа Химки Росреестр в феврале 2013 года; в декабре 2012 года приняты к учету 4 информационные системы, в Реестре информационных систем не зарегистрированные);
- от 11 января 2013 г. N ПР 03-5/03-05 по результатам проверки эффективности расходования средств федерального бюджета на преобразование системы подведомственных Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии федеральных учреждений и передачу им отдельных полномочий и проверки эффективности использования данных государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в целях ведения реестра федерального имущества, массовой оценки недвижимого имущества и расчета базы для налогообложения в 2010 - 2011 годах и истекшем периоде 2012 года: план мероприятий по устранению нарушений и недостатков в настоящее время находится на реализации.
13. Выводы.
13.1. В 2012 году Росреестр исполнял функции главного администратора средств федерального бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", регламентирующим ее деятельность, другими законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Бюджетная отчетность составлена в соответствии с требованиями Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н, и соответствует структуре и бюджетной классификации, которая применялась при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и плановый период.
13.2. Прогнозные показатели по доходам Росреестра установлены Минфином России в сумме 28 656,3 млн. рублей. Фактические поступления в доход федерального бюджета составили 32 456,7 млн. рублей.
13.3. Расходы средств федерального бюджета произведены в сумме 43 422,2 млн. рублей или 97,6 процента от годовых бюджетных назначений.
13.4. По состоянию на 1 января 2012 года назначения по бюджетным ассигнованиям и лимитам бюджетных обязательств не исполнены в сумме 1 056,6 млн. рублей, что составило 2,4 процента от суммы произведенных кассовых расходов.
13.5. Дебиторская и кредиторская задолженности по состоянию на 1 января 2013 года носили текущий характер.
13.6. В течение года за счет бюджетных средств исполнено 545 решений по денежным обязательствам на сумму 106,6 млн. рублей. Задолженность по неисполненным решениям по состоянию на 1 января 2013 года в сумме 0,2 млн. рублей образовалась в связи с отсутствием бюджетных ассигнований на момент предъявления к оплате исполнительных листов (конец декабря 2012 года).
13.7. Выделенные средства расходовались Росреестром на достижение основных целей - реализацию государственной политики по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
13.8. Нецелевого расходования средств федерального бюджета не установлено.
13.9. Нарушения и недостатки выявлены выборочной проверкой Росреестра как получателя средств федерального бюджета. Общая сумма выявленных нарушений составила 583,9 млн. рублей.
14. Предложения.
14.1. Направить представление в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
14.2. Направить обращение в Следственный комитет Российской Федерации.
14.3. Направить заключение Счетной палаты Российской Федерации о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2012 финансовый год в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" в Совет Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам, Комитет Государственной Думы по вопросам собственности, Первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Шувалову И.И., в Следственный комитет Российской Федерации (с приложением копии акта проверки).
Аудитор |
И.В. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Счетной палаты РФ от 3 июня 2013 г. N ЗКМ-80/03-01 по результатам внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2012 год в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (утв. Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 24 мая 2013 г. N 24К (915), п. 28))
Опубликование:
-