1. Общие положения
1.1. Настоящий порядок взаимодействия органов исполнительной власти, правоохранительных органов и заинтересованных лиц в целях обеспечения информационной безопасности детской и молодежной среды в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - Порядок и ИТС соответственно) определяет задачи, правила и формы взаимодействия в ходе поиска, анализа и оценки информации открытого сегмента ИТС, а также принятия мер, направленных на профилактику противоправных и асоциальных явлений в детской и молодежной среде.
1.2. Порядок разработан в соответствии с законодательством Российской Федерации и основывается на положениях:
- Федерального закона от 23.06.2016 N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации";
- Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
- Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию";
- Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
- Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных";
- Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
- Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности";
- Указа Президента РФ от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации".
- Концепции информационной безопасности детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.12.2015 N 2471-Р;
- Закона Пермского края от 10.05.2017 N 91-ПК "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Пермском крае";
- Закона Пермского края от 07.07.2014 N 352-ПК "О системе профилактики детского и семейного неблагополучия в Пермском крае".
- Порядка по выявлению детского и семейного неблагополучия и организации работы по его коррекции, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 26.11.2018 N 736-п.
- Алгоритма организации взаимодействия и реагирования на выявленные факты деструктивного влияния информации, размещенной в сети "Интернет" на несовершеннолетних, утвержденного постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Пермского края от 29.04.2021 N 8.
1.3. Термины и определения, используемые в настоящем документе:
Мониторинг регионального общедоступного открытого сегмента сети Интернет (далее - Мониторинг) - комплекс операций по регулярному, целенаправленному поиску и анализу информационных процессов, происходящих в региональном общедоступном открытом сегменте сети "Интернет", результаты которого служат целям обеспечения безопасности детей и молодежи в Пермском крае.
Уполномоченная организация - отдел информационного обеспечения детской и молодежной среды в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" управления по работе с правоохранительными органами Министерства территориальной безопасности Пермского края.
Деструктивный контент - информационная продукция, распространяемая в сети Интернет, которая может причинить вред здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию детей и молодежи.
Противоправный контент - информационная продукция, факты распространения которой в сети Интернет содержат признаки противоправного деяния.
Информационная безопасность детей и молодежи - состояние защищенности детей и молодежи, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
Распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.
Доступ детей и молодежи к информации - возможность получения и использования детьми и молодежью свободно распространяемой информации.
Определения и термины, используемые в настоящем документе, о видах информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, о видах информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, запрещенной для распространения среди детей, а также распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, применяются в том значении, в каком они используются в статье 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статье 5 Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
1.4. Участниками (субъектами) взаимодействия в целях обеспечения информационной безопасности детей и молодежи Пермского края (далее - Субъекты взаимодействия) являются:
- Министерство территориальной безопасности Пермского края (далее - Уполномоченная организация);
- Министерство образования и науки Пермского края;
- Министерство по туризму и молодежной политике Пермского края 1;
- Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Пермскому краю;
- Главное Управление МВД России по Пермскому краю;
- ГУФСИН России по Пермскому краю;
- Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пермскому краю (далее - РКН);
- Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю;
- Департамент социальной политики Администрации губернатора Пермского края;
- Пермская региональная общественная организация "ПравДА вместе";
- Иные лица, учреждения и организации, участвующие в деятельности по поддержанию информационной безопасности детской и молодежной среды.
1.5. Деятельность Субъектов взаимодействия осуществляется на основе принципов:
- индивидуального подхода к каждому из выявленных случаев;
- конфиденциальности информации;
- соблюдения прав и законных интересов детей и молодежи.
1.6. Взаимодействие и реагирование на выявленные факты деструктивного влияния информации, размещенной в сети "Интернет" на несовершеннолетних осуществляется в рамках исполнения Алгоритма, утвержденного постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Пермского края от 29.04.2021 N 8.
2. Цели и задачи по обеспечению информационной безопасности детей и молодежи в Пермском крае
2.1. Целью деятельности Уполномоченной организации является организация и осуществление взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, исполнительными органами государственной власти Пермского края, органами местного самоуправления, иными учреждениями и организациями по обеспечению информационной безопасности детей и молодежи в сети Интернет.
2.2. В рамках совместной деятельности по обеспечению информационной безопасности Пермского края Субъекты взаимодействия с учетом компетенции решают следующие задачи:
2.2.1. Мониторинг ИТС, с целью выявления фактов распространения негативной, противоправной или деструктивной информации в детской и молодежной среде, источников распространения такой информации, лиц, подвергшихся ее влиянию, а также фактов противоправной и антиобщественной деятельности детей и молодежи в сети "Интернет" (далее - мониторинг).
2.2.2. Изучение и оценка степени вовлеченности детей и молодежи в деструктивные процессы и сообщества.
2.2.3. Профилактическая, просветительская работа, оказание методической помощи специалистам по работе с детьми и молодежью, психологическое консультирование.
2.3. Формы и правила участия Субъектов взаимодействия в решении задач по обеспечению информационной безопасности детей и молодежи Пермского края, определяются разделами 3-4 настоящего Порядка.
3. Организация мониторинга, с целью выявления фактов распространения негативной, деструктивной и противоправной информации среди детей и молодежи, источников распространения такой информации, лиц подвергшихся ее влиянию
3.1. Мониторинг ИТС проводится посредством проведения информационно-поисковых мероприятий в общедоступном открытом сегменте ИТС с целью выявления сообществ социальных сетей и мессенджеров, публикующих следующие материалы, пользователей распространяющих указанную информацию и лиц, подвергшихся ее влиянию:
- реклама асоциальных форм поведения, антисемейный и антишкольный контент;
- контент с признаками агрессивного "троллинга", "буллинга";
- суицидальный и депрессивный контент;
- пропаганда насилия и жестокости;
- пропаганда опасных для жизни и здоровья форм поведения;
- вовлечение детей и молодежи в криминальные (или опасные) субкультуры;
- "скулшутинг" (призывы и планирование расправы с одноклассниками, одногруппниками, педагогами);
- вовлечение детей и молодежи в сообщества, пропагандирующие нетрадиционные сексуальные отношения (ЛГБТ-сообщества);
- пропаганда экстремистской и террористической деятельности;
- пропаганда употребления психотропных веществ и наркотических средств;
- иные категории информации, запрещенные и ограниченные к распространению в Российской Федерации согласно Федеральному закону от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральному закону от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовному кодексу Российской Федерации.
3.2. Мониторинг ИТС осуществляется Субъектами взаимодействия (инициативно при наличии точки доступа и специализированного программного обеспечения, а также с использованием общедоступных поисковых систем ИТС), Уполномоченной организацией инициативно и по запросам Субъектов взаимодействия, направленным на электронную почту infbez@mtb.permkrai.ru или лично по адресу: г. Пермь, ул. Куйбышева, д. 10, офис 12.
3.3. В ходе мониторинга Уполномоченной организацией осуществляется изучение и учет найденных интернет-сообществ, изучение доступной информации об аккаунтах участников выявленных сообществ - жителей Пермского края, предварительная оценка их психоэмоционального состояния, на основе публикуемой ими информации.
3.4. В целях выявления фактов распространения негативной, противоправной или деструктивной информации в детской и молодежной среде департамент социальной политики Администрации губернатора Пермского края по запросу Уполномоченной организации предоставляет сведения, зарегистрированные в Единой информационной системе "Профилактика детского и семейного неблагополучия" (ЕИС "Траектория").
3.5. При обнаружении в ИТС противоправного контента, а также информации о лицах, осуществляющих его распространение, Уполномоченная организация в течение одного рабочего дня (допускается предварительное оперативное информирование иным способом) направляет письменное сообщение об обнаружении признаков противоправного контента соответствующему Субъекту взаимодействия:
3.5.1. Признаки пропаганды или осуществления экстремистской и террористической деятельности - в УФСБ России по Пермскому краю и ГУ МВД России по Пермскому краю;
3.5.2. Признаки пропаганды употребления психотропных веществ и наркотических средств, призывы к суициду, распространение детской порнографии, пропаганда ЛГБТ среди несовершеннолетних, пропаганда преступлений и обучение их совершению, распространение ложной информации об использовании Вооруженных Сил РФ и их дискредитацию, призывы к введению санкций в отношении России и ее граждан и юридических лиц - в ГУ МВД России по Пермскому краю.
3.6. С целью оценки степени вовлеченности детей и молодежи Пермского края в деструктивные процессы и сообщества, УФСБ России по Пермскому краю и ГУ МВД России по Пермскому краю информируют Уполномоченную организацию о результатах рассмотрения полученной информации.
3.7. В целях обеспечения ограничения доступа пользователей к противоправному контенту, информацию о нем Уполномоченная организация направляет также на официальный сайт Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (eais.rkn.gov.ru) 2.
3.8. При получении сообщения об обнаружении информации, содержащей деструктивный контент, о лицах, ее распространяющих и подвергнутых ее влиянию, орган принявший сообщение (см. Приложение N 1 к настоящему Порядку), в пределах своей компетенции организует работу по профилактике и предупреждению возможных правонарушений, связанных с вовлечением детей и молодежи в асоциальные формы поведения.
3.9. Информационные материалы, полученные по результатам мониторинга, передаются между Субъектами взаимодействия в электронном виде с сопроводительным письмом в условиях, обеспечивающих безопасность передачи сведений о персональных данных.
3.10. Для обеспечения выполнения задачи по мониторингу общедоступного открытого сегмента ИТС с целью выявления фактов распространения противоправного и деструктивного контента, источников распространения такой информации и лиц, подвергшихся ее влиянию, Уполномоченная организация может привлекать сторонние организации и учреждения (НКО, волонтеры).
4. Изучение и оценка степени вовлеченности детей и молодежи в деструктивные процессы и сообщества
4.1. Изучение причин и условий, способствующих антиобщественному поведению и совершению правонарушений детьми и молодежью в ИТС, изучение и оценка степени вовлеченности детей и молодежи в деструктивные процессы и сообщества проводится Уполномоченной организацией ежегодно с целью принятия управленческих решений в сфере информационной безопасности детской и молодежной среды в ИТС.
4.2. Уполномоченная организация может проводить аналитические исследования по вопросам, касающимся компетенции отдельных или нескольких Субъектов взаимодействия.
4.3. В целях обеспечения качества аналитических исследований Субъекты взаимодействия по запросу Уполномоченной организации предоставляют информацию, касающуюся вопросов аналитического исследования в пределах своей компетенции.
5. Просветительская деятельность, оказание методической помощи специалистам, психологическое консультирование
5.1. Субъекты взаимодействия в рамках своей компетенции проводят профилактические и просветительские мероприятия для детей, молодежи, родителей, специалистов социальной сферы и правоохранительных структур с целью снижения влияния информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей и молодежи, в различных форматах, в том числе индивидуально и в группе. Мероприятия могут проводиться Субъектами взаимодействия офлайн и онлайн, в рамках своего ведомства или совместно, а также с приглашением на мероприятие представителей конкретного Субъекта взаимодействия. Мероприятия должны быть направлены на профилактику негативного влияния информации, размещенной в ИТС на детей и молодежь Пермского края.
5.2. Субъекты взаимодействия в рамках своей компетенции вправе изучать и применять на территории Пермского края положительный опыт других субъектов Российской Федерации в сфере противодействия распространению противоправного и асоциального контента в ИТС и вовлечения детей и молодежи в асоциальное поведение.
1 С 01.01.2023 - Агентство по делам молодежи Пермского края (Указ Губернатора Пермского края от 27.10.2022 N 102).
2 Мероприятия по блокировке контента, содержащего признаки экстремизма и терроризма проводятся строго после проведения соответствующей проверки и принятия процессуального решения подразделениями ГУ МВД России по Пермскому краю, в целях исключения возможности утраты доказательств противоправной деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Порядок Министерства территориальной безопасности Пермского края "Порядок взаимодействия органов исполнительной власти, правоохранительных органов и заинтересованных лиц в целях обеспечения информационной безопасности детской и молодежной среды в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Текст порядка опубликован не был