г. Краснодар |
|
03 апреля 2014 г. |
Дело N А32-11649/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 апреля 2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 3 апреля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Мазуровой Н.С. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от органа, осуществляющего публичные полномочия - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) в лице филиала по Краснодарскому краю - Матвеевой А.А. (доверенность от 26.03.2013), в отсутствие заявителя - Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399), органов, осуществляющих публичные полномочия: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510), Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330), Министерства природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113) и третьего лица - открытого акционерного общества "Госземкадастрсъемка-ВИСХАГИ" в лице Южного филиала, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.09.2013 (судья Сумин Д.П.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2014 (судьи Тимченко О.Х., Ильина М.В., Фахретдинов Т.Р.) по делу N А32-11649/2013, установил следующее.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) обратился в арбитражный суд к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю (далее - кадастровая палата, орган кадастрового учета), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, Департаменту лесного хозяйства Краснодарского края (заменен на Министерство природных ресурсов Краснодарского края) с заявлением, в котором просил обязать орган кадастрового учета принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) о земельном участке с кадастровым номером 23:41:0706001:294, расположенном по адресу: Краснодарский край, Горячеключеской район, лесничество, путем внесения в ГКН соответствующих изменений в сведения о местоположении земельного участка.
Требования мотивированы выявленным фактом наложения земельного участка лесного фонда (с кадастровым номером 23:41:0706001:294) на земельный участок, находящийся в собственности Краснодарского края. Допущенная кадастровая ошибка (спорный участок поставлен на учет с декларативными границами) кадастровой палатой в порядке статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) не устранена.
Определением от 28.05.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО "Госземкадастрсъемка-ВИСХАГИ" в лице Южного филиала (л. д. 53).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.09.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2014, в удовлетворении заявления отказано.
Судебные инстанции установили, что Краснодарскому краю принадлежит на праве собственности земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:41:0706001:31 площадью 11 тыс. кв. м, расположенный по адресу: г. Горячий ключ, в границах ТОО "Дивногорское" (поставлен на кадастровый учет 28.12.2005). По информации органа кадастрового учета, сведения о земельном участке с кадастровым номером 23:41:0706001:294 площадью 1 616 950 кв. м, расположенном на территории Горячеключевского лесничества, внесены в ГКН в 2009 году как ранее учтенные с координатами характерных точек границ, определенными с точностью ниже нормативной. Право собственности на участок лесного фонда (кварталы 1-15) по адресу: Краснодарский край, г. Горячий Ключ, Горячеключевской сельский лесхоз, Дивногорское лесничество зарегистрировано за Российской Федерацией. По сведениям ГКН земельные участки с кадастровыми номерами 23:41:0706001:294 и 23:41:0706001:31 имеют наложение (пересечение границ), в связи с чем департаменту отказано в выдаче кадастрового паспорта на земельный участок, что послужило основанием для обращения департамента в суд с заявлением об исправлении кадастровой ошибки. Судебные инстанции исходили из того, что Законом о кадастре недвижимости (статья 28) исчерпывающе определен перечень случаев, когда сведения ГКН могут быть изменены в порядке исправления выявленных технических и кадастровых ошибок. Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек границ участков на основании сведений, содержащихся в правоподтверждающих документах (статья 38 Закона о кадастре). Иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество (пункт 2 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление от 29.04.2010 N 10/22)). Изменением сведений о границах и площади земельного участка с кадастровым номером 23:41:0706001:294 будут затронуты права его собственника (Российской Федерации). Оспаривание отказа органа кадастрового учета не приведет к восстановлению прав заявителя в связи с наличием спора о границах земельных участков (спора, подлежащего рассмотрению в исковом порядке с привлечением правообладателя участка к участию в деле в качестве ответчика). Суд первой инстанции указал, что предлагал департаменту высказаться о надлежащем способе защиты, обосновать наличие кадастровой ошибки (ошибки в сведениях ГКН об участке с кадастровым номером 23:41:0706001:294), представить кадастровые выписки смежных земельных участков (участка, с которым имеется пересечение). Однако департамент требования суда не выполнил, настаивая на удовлетворении требований заявленным способом. Апелляционный суд с учетом правовых подходов, содержащихся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 N 6002/2013, предлагал сторонам пояснить, какие изменения необходимо внести в ГКН в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:41:0706001:294. Суд апелляционной инстанции признал, что для обоснованного вывода о наложении земельных участков, установления размера площади наложения, необходимо проведение землеустроительной экспертизы в отношении спорных участков, которая подтвердит наличие необходимости внесения изменений в ГКН с указанием соответствующих координат и поворотных точек. В процессе разрешения спора суд первой инстанции предлагал сторонам рассмотреть вопрос о проведении землеустроительной экспертизы для определения возможности исправления сведений в ГКН избранным департаментом способом. Однако стороны не выразили намерений провести землеустроительную экспертизу. В пояснениях апелляционному суду департамент указал на возможность изменения в ГКН сведений в отношении спорного земельного участка возможно путем исключения участка с кадастровым номером 23:41:0706001:31 из границ земельного участка с кадастровым номером 23:41:0706001:294. Соответствующие действия могут быть совершены кадастровой палатой на основании содержащихся в межевом плане координат границ участка с кадастровым номером 23:41:0706001:31. Между тем, департамент в заявлении просил орган кадастрового учета внести изменения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:41:0706001:294, а не об исключении из границ указанного участка сведений о земельном участке с кадастровым номером 23:41:0706001:31. Учитывая недоказанность требований, а также установленный факт пересечения границ участков с кадастровыми номерами 23:41:0706001:294 и 23:41:0706001:31, апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции о невозможности разрешения спора избранным департаментом способом (л. д. 81, 119).
Департамент обжаловал решение от 23.09.2013 и апелляционное постановление от 29.01.2014 в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит указанные акты отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие сделанных судами выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Краснодарскому краю принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:41:0706001:31, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Горячий Ключ, в границах ТОО "Дивногорское". Указанный участок поставлен на кадастровый учет 29.12.2005, его границы являются ранее учтенными и определенными в соответствии с действующим законодательством. На данный земельный участок полностью накладывается участок с кадастровым номером 23:41:0706001:294, отнесенный к землям лесного фонда, что подтверждается решением органа кадастрового учета от 10.09.2012 об отказе в выдаче кадастрового паспорта земельного участка. По смыслу статей 7 и 38 Закона о кадастре недвижимости местоположение границ земельного участка является уникальной характеристикой объекта недвижимости. Определение местоположения границ земельного участка, должно отвечать требованию точности. По имеющейся в департаменте информации описание границ земельного участка при его постановке на кадастровый учет было подготовлено третьим лицом, кадастровый учет земельного участка лесного фонда производился без проведения межевания (без соответствующих геодезических координат, на основании чертежа границ земельного участка). Границы земельного участка с кадастровым номером 23:41:0706001:294 установлены с нарушением действующего законодательства. Департамент не согласовывал границы земельного участка с кадастровым номером 23:41:0706001:294. Наличие пересечения границ земельных участков, а также нарушение порядка согласования местоположения границ земельных участков является основанием для приостановления осуществления кадастрового учета, а в последующем - для отказа в постановке земельного участка на государственный кадастровый учет (статьи 26, 27 Закона о кадастре недвижимости). В нарушение приведенных норм орган кадастрового учета решения об отказе в постановке земельного участка с кадастровым номером 23:41:0706001:294 на государственный учет не принял. В данном случае имеет место кадастровая ошибка, которая подлежит исправлению органом кадастрового учета на основании решения суда (статьи 28 и 45 Закона о кадастре недвижимости, пункты 4, 18, 47 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42).
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель органа кадастрового учета возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на обоснованность выводов судебных инстанций о недоказанности требований и отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
Иные участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в суд кассационной инстанции не направили.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав представителя кадастровой палаты, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении кассационной жалобы следует отказать.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) зарегистрировано право собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:41:0706001:31 площадью 11 тыс. кв. м, расположенный по адресу: г. Горячий ключ, в границах ТОО "Дивногорское", участок N 370, примерно 1,4 км от с. Безымянное в юго-западном направлении (запись регистрации N 23-23-10/027/2006-540 от 08.06.2006), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09.06.2006 серии 23-АА N 761006 (л. д. 17).
Из кадастрового паспорта от 29.12.2005 N 41/05-03-4171 следует, что участок с кадастровым номером 23:41:0706001:31 поставлен на государственный кадастровый учет в декабре 2005 года, площадь участка соответствует материалам межевания (л. д. 18, 19).
В ЕГРП зарегистрировано также право собственности Российской Федерации на участок лесного фонда (кварталы N N 1 - 15) площадью 24 370 тыс. кв. м по адресу: Краснодарский край, г. Горячий ключ, Горячеключевской сельский лесхоз, Дивногорское лесничество (запись регистрации 23-23-01/068/2006-191 от 29.05.2006), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30.05.2006 серии 23-АА N 706993 (л. д. 45).
Сведений о регистрации прав на земельный участок с кадастровым номером 23:41:0706001:294 (являющимся частью участка лесного фонда) ЕГРП не содержит, что следует из уведомления Управления Росреестра от 04.10.2012 (л. д. 16).
По информации кадастровой палаты (письма от 18.10.2012 и от 22.10.2012) земельный участок площадью 1 616 950 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Горячеключевской район, Горячеключевское лесничество, внесен в ГКН в 2009 году как ранее учтенный на основании заявления о внесении в ГКН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и документа с координатами характерных точек границ, определенными с точностью ниже нормативной. В ходе кадастрового учета участку присвоен кадастровый номер 23:41:0706001:294, установлено разрешенное использование - для ведения лесного хозяйства Ключевского участкового лесничества в составе Горячеключевского лесничества. Согласно представленной в дело кадастровой карте территории границы земельных участков с кадастровыми номерами 23:41:0706001:294 и 23:41:0706001:31 имеют пересечение. Межевое дело на земельный участок с кадастровым номером 23:41:0706001:294 в государственном фонде данных не зарегистрировано (л. д. 20 - 23).
Из описания земельного участка, выполненного в 2008 году ФГУП "Госземкадастрсъемка-ВИСХАГИ", следует, что в качестве документа-основания для образования земельного участка площадью 1 616 950 кв. м в кадастровом квартале 23:41:0706001 использовалось свидетельство о государственной регистрации права от 30.05.2006 серии 23-АА N 706993 (л. д. 38 - 44).
Решением кадастровой палаты от 10.09.2012 N 2343/5/12-270576 департаменту отказано в выдаче кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 23:41:0706001:31. Органом кадастрового учета выявлено пересечение границ земельного участка с кадастровым номером 23:41:0706001:31 с границами участка с кадастровым номером 23:41:0706001:294 (л. д. 14, 15).
Полагая, при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:41:0706001:294 допущена кадастровая ошибка, департамент обратился с заявлением, в котором просил обязать орган кадастрового учета принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях ГКН о данном земельном участке.
В силу статей 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), и разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", условиями удовлетворения требования о признании ненормативного акта недействительным, действий (бездействия) публичного органа незаконными, являются (одновременно) несоответствие их закону (иному правовому акту) и нарушение указанными актом, действиями (бездействием) прав (интересов) лица, обратившегося с таким заявлением.
Департамент просил суд обязать орган кадастрового учета принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях ГКН о земельном участке с кадастровым номером 23:41:0706001:294, путем внесения соответствующих изменений в сведения о местоположении данного участка.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о кадастре недвижимости государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в ГКН сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование (прекращение существования) такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
Описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок отнесено Законом о кадастре недвижимости (пункт 3 части 1 статьи 7) к числу сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости. Поэтому внесение в ГКН изменений в сведения о местоположении границ земельного участка означает изменение его характеристик как индивидуально-определенной вещи (объекта земельных и гражданских правоотношений).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 28 Закона о кадастре недвижимости кадастровой ошибкой признается воспроизведенная в ГКН ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в ГКН. Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Суд вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях ГКН по требованию любого лица, в том числе органа кадастрового учета (части 4 и 5 статьи 28 Закона о кадастре недвижимости).
Кадастровая палата в пояснениях указала, что кадастровая ошибка исправляется на основании заявления правообладателя земельного участка (по решению суда) при предоставлении межевого плана, подготовленного уполномоченным лицом (кадастровым инженером). Без предоставления правообладателем (заявителем) межевого плана с уточненными (измененными) координатами (указанием поворотных точек) в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:41:0706001:294, судебный акт будет неисполнимым. Удовлетворение требований в заявленном департаментом виде приведет к исключению из ГКН сведений о границах земельного участка, принадлежащего Российской Федерации на праве собственности (л. д. 48, 107).
Часть 1 статьи 66 Кодекса обязывает участвующих в деле лиц представлять доказательства. Эта обязанность основана на положениях статьи 65 Кодекса, в силу которой каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Каждому участнику процесса гарантируется право представить доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Кодекса).
Неисполнение лицом, участвующим в деле, процессуальной обязанности по доказыванию обстоятельств, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, влечет для риск наступления последствий такого своего поведения (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.03.2012 N 12505/11).
В определениях от 17.04.2013, от 28.05.2013 и от 06.08.2013 суд первой инстанции предлагал департаменту документально обосновать требования (подтвердить наличие кадастровой ошибки в сведениях ГКН о местоположении земельного участка с кадастровым номером 23:41:0706001:294). Кроме того, заявителю предлагалось указать смежных правообладателей (землепользователей), права которых могут быть затронуты судебным актом об исправлении кадастровой ошибки и представить актуальные сведения (кадастровую выписку, кадастровый паспорт) на земельный участок, принадлежащий Краснодарскому краю. Департаменту предлагалось также рассмотреть вопрос о возможности назначения по делу судебной землеустроительной экспертизы для подтверждения (опровержения) заявленных доводов о наличии кадастровой ошибки (предложить экспертное учреждение).
Однако в нарушение положений процессуального закона о представлении доказательств (статьи 65 и 66 Кодекса) соответствующие документы департаментом в суд первой инстанции представлены не были. Заявитель не ходатайствовал перед судом о проведении землеустроительной экспертизы с целью установления факта кадастровой ошибки в сведениях ГКН о местоположении земельного участка с кадастровым номером 23:41:0706001:294.
Изучив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, оценив представленные в обоснование этих доводов (возражений) доказательства, суд первой инстанции установил следующее. Право собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:41:0706001:31 площадью 11 тыс. кв. м по адресу: г. Горячий Ключ, в границах ТОО "Дивногорское" зарегистрировано в ЕГРП за Краснодарским краем (запись регистрации N 23-23-10/027/2006-540 от 08.06.2006). За Российской Федерацией в ЕГРП зарегистрировано (запись регистрации 23-23-01/068/2006-191 от 29.05.2006) право собственности на участок лесного фонда (кварталы NN 1 - 15) площадью 24 370 тыс. кв. м по адресу: Краснодарский край, г. Горячий Ключ, Горячеключевской сельский лесхоз, Дивногорское лесничество, из которого образован участок площадью 1 616 950 кв. м с кадастровым номером 23:41:0706001:294 (описание земельного участка). По информации кадастровой палаты (письма от 18.10.2012 и от 22.10.2012) границы земельных участков с кадастровыми номерами 23:41:0706001:294 и 23:41:0706001:31 имеют пересечение.
Исходя из установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований, в том числе и в связи с документальной неподтвержденностью департаментом наличия кадастровой ошибки в сведениях ГКН о местоположении земельного участка с кадастровым номером 23:41:0706001:294.
Суд апелляционной инстанции при проверке доводов департамента учел правовые позиции, изложенные в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 N 6002/2013. Суд установил, что в результате кадастровых работ подготовлен межевой план земельного участка с кадастровым номером 23:41:0706001:31. При этом межевой план на земельный участок с кадастровым номером 23:41:0706001:294 в деле отсутствует, межевое дело на этот участок не зарегистрировано в государственном фонде данных. Следовательно, для обоснованного вывода о наличии кадастровой ошибки необходимо проведение землеустроительной экспертизы в отношении названных земельных участков, которая подтвердит (опровергнет) необходимость (возможность) внесения в ГКН измененных сведений (с указанием координат и поворотных точек).
Учитывая отсутствие намерения сторон провести землеустроительную экспертизу (несмотря на неоднократные предложения суда первой инстанции о ее проведении), апелляционный суд предложил сторонам пояснить, какие изменения следует внести в ГКН в отношении участка с кадастровым номером 23:41:0706001:294.
Департамент в пояснениях к жалобе указал, что внесение в ГКН сведений в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:41:0706001:294 возможно путем исключения земельного участка, принадлежащего Краснодарскому краю (кадастровый номер 23:41:0706001:31), из границ участка с кадастровым номером 23:41:0706001:294. Указанные действия могут быть совершены на основании координат границ земельного участка с кадастровым номером 23:41:0706001:31, содержащихся в межевом плане, предоставленном ранее органу кадастрового учета (л. д. 109, 110). Однако в заявлении, поданном в суд, департамент просил внести в ГКН изменения в сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:41:0706001:294, а не об исключении из ГКН участка с кадастровым номером 23:41:0706001:31.
Признав, что заявителем не доказано наличие кадастровой ошибки, суд апелляционной инстанции отказал департаменту во внесении изменений в сведения ГКН о местоположении спорного земельного участка (кадастровый номер 23:41:0706001:294).
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.02.2013 N 12925/12 сформулирована правовая позиция, согласно которой даже при наличии вещного спора в ситуации, когда действия регистрирующего органа совершены с нарушением требований закона, соответствующие действия могут быть оспорены. Заявленное в подобной ситуации требование подлежит разрешению по существу в установленном порядке, но решение по такому делу, в том числе и при наличии спора о праве, не должно привести к нарушению прав на имущество иных лиц.
С учетом имеющихся в деле доказательств судебные инстанции обоснованно исходили из того, что удовлетворение заявленного департаментом требования в данном случае может привести к нарушению прав и законных интересов на имущество (земельный участок) правообладателя (Российской Федерации). Поэтому такой спор не может быть разрешен в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений (глава 24 Кодекса).
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Приведенные департаментом доводы кассационной инстанцией не принимаются. Представленным заявителем доказательствам дана оценка судами первой и апелляционной инстанций (статья 71 Кодекса), которые не признали их достаточными для достоверного вывода о наличии кадастровой ошибки в сведениях ГКН в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:41:0706001:294.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанций (часть 2 статьи 287 Кодекса).
Исходя из приведенной нормы и правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 16191/11 и от 24.07.2012 N 17382/11, у кассационной инстанции отсутствуют процессуальные основания для иной оценки доказательств, исследованных судами первой и апелляционной инстанций, либо установления фактических обстоятельств, ранее отвергнутых судебными инстанциями.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены (изменения) решения и апелляционного постановления по доводам, изложенным в кассационной жалобе. Нарушения норм процессуального права, в том числе предусмотренные частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлены.
Заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.09.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2014 по делу N А32-11649/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.02.2013 N 12925/12 сформулирована правовая позиция, согласно которой даже при наличии вещного спора в ситуации, когда действия регистрирующего органа совершены с нарушением требований закона, соответствующие действия могут быть оспорены. Заявленное в подобной ситуации требование подлежит разрешению по существу в установленном порядке, но решение по такому делу, в том числе и при наличии спора о праве, не должно привести к нарушению прав на имущество иных лиц.
...
Исходя из приведенной нормы и правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 16191/11 и от 24.07.2012 N 17382/11, у кассационной инстанции отсутствуют процессуальные основания для иной оценки доказательств, исследованных судами первой и апелляционной инстанций, либо установления фактических обстоятельств, ранее отвергнутых судебными инстанциями."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 апреля 2014 г. N Ф08-1573/14 по делу N А32-11649/2013