Регламент Европейской Комиссии 2022/1616 от 15 сентября 2022 г.
о переработанных пластиковых материалах и изделиях, предназначенных для контакта с пищевыми продуктами, а также об отмене Регламента (ЕС) 282/2008*(1)
Исправления:
Корригендум, ОЖ N L 244, 21.9.2022, стр. 70 (2022/1616)
(Действие Регламента распространяется на Европейское экономическое пространство)
Европейская Комиссия,
Руководствуясь Договором о функционировании Европейского Союза,
Руководствуясь Регламентом (ЕС) 1935/2004 Европейского Парламента и Совета ЕС от 27 октября 2004 г. о материалах и изделиях, предназначенных для контакта с пищей, и об отмене Директив 80/590/ЕЭС и 89/109/ЕЭС*(2), и, в частности, пунктами (h), (i), (k) и (n) второго подпараграфа Статьи 5(1) указанного Регламента,
Принимая во внимание следующие обстоятельства:
(1) В рамках плана действий по циркулярной экономике на 2015 год*(3) Европейская Комиссия определила увеличение переработки пластика в качестве важнейшей предпосылки для перехода к такой экономике и обязалась целенаправленно заниматься указанным сектором. В этой связи Европейская Комиссия приняла в 2018 году Европейскую стратегию для пластмасс в циркулярной экономике*(4), в которой представлены ключевые обязательства для действий на уровне Союза с целью ограничения неблагоприятных последствий загрязнения пластиком. Она направлена на расширение возможностей по переработке пластика в Союзе и увеличение содержание вторичного сырья в пластиковых изделиях и упаковке. Поскольку большая доля пластиковых упаковочных материалов используется в качестве упаковки для пищевых продуктов, политика может достичь своих целей только в том случае, если также увеличится содержание переработанного пластика в упаковке для пищевых продуктов.
(2) Необходимым условием для любого увеличения содержания вторичного сырья в упаковке пищевых продуктов и других материалах, контактирующих с пищевыми продуктами, остается необходимость обеспечения высокого уровня защиты здоровья человека. Однако отработанные пластиковые материалы и изделия, даже если они используются в пищевых целях, могут содержать загрязняющие вещества, связанные с этим использованием, которые потенциально могут поставить под угрозу безопасность и качество переработанных пластиковых материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами. Хотя такие пластиковые отходы вряд ли будут загрязнены относительно большим количеством специфических веществ, известных в качестве опасных для здоровья человека, как, например, в случае с пластмассами промышленного назначения, идентификация и уровень побочных загрязнений, которые могут присутствовать в собранной упаковке для пищевых продуктов, не определены, случайны, зависят от источника и метода сбора пластиковых отходов и могут варьироваться в зависимости от сбора. Следовательно, пластик всегда следует обеззараживать во время его переработки до уровня, при котором можно быть уверенным, что оставшиеся загрязняющие вещества не могут угрожать здоровью человека или иным образом влиять на пищевые продукты, если они используются для производства переработанных пластиковых материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами. Чтобы гарантировать, что потребители пищевых продуктов и операторы предприятий пищевой промышленности могут доверять обеззараженным материалам и что существует единая интерпретация степени обеззараживания, которая считается достаточной, обеззараживание переработанных пластиковых материалов и изделий, предназначенных для контакта с пищевыми продуктами, должно подчиняться единому набору правил.
(3) Регламентом (ЕС) 282/2008*(5) Европейской Комиссии уже установлены конкретные требования к процессам переработки, чтобы гарантировать, что переработанные пластиковые материалы и изделия, предназначенные для контакта с пищевыми продуктами, соответствуют Статье 3 Регламента (ЕС) 1935/2004. Регламент (ЕС) 282/2008, однако, не применялся ко всем технологиям переработки, поскольку исключал химическую деполимеризацию, использование обрезков и отходов, а также использование барьерных слоев из сферы своего применения. Использование переработанных пластиковых материалов в контакте с пищевыми продуктами, изготовленными по исключенным технологиям, в соответствии с указанным Регламентом подпадает под действие Регламента (ЕС) 10/2011*(6) Европейской Комиссии о пластиковых материалах и изделиях. Регламент (ЕС) 10/2011, однако, не обеспечивает четкой поддержки исключенных технологий, поскольку он не определяет правила для частично деполимеризованных веществ или олигомеров, обрезков и технологических отходов, а также ограничивает вещества, которые могут использоваться за функциональным барьером.
(4) Европейский орган по безопасности пищевых продуктов (далее - Орган) отметил, что невозможно предсказать идентификацию загрязняющих веществ, потенциально присутствующих в ПЭТ после потребления, используемых в качестве сырья для процесса переработки, и, следовательно, гарантировать, что они не являются генотоксичными*(7). Поскольку обоснование, которое применил Орган, может быть распространено на другие пластиковые отходы, то нельзя в целом предполагать, что другие потоки отходов свободны от определенных групп загрязняющих веществ без дополнительных научных данных. Следовательно, также нельзя предполагать, что можно оценить риск загрязнений таким же образом, как примеси оцениваются в соответствии с Регламентом (ЕС) 10/2011, или что смеси химически деполимеризованных материалов не содержат таких загрязнений или что пластиковые функциональные барьеры могут полностью содержать их. Следовательно, переработанный пластик, изготовленный по технологиям, которые исключены из сферы применения Регламента (ЕС) 282/2008, также не может использоваться в соответствии с Регламентом (ЕС) 10/2011.
(5) Следовательно, Регламент (ЕС) 282/2008 и Регламент (ЕС) 10/2011, вместе взятые, применяются не ко всем технологиям переработки пластика и переработанным пластиковым материалам и изделиям. По мере разработки новых инновационных технологий переработки пластика и роста рынка переработанного пластика отсутствие четко применимых и подходящих правил создает потенциальный риск для здоровья человека и препятствует инновациям. В этой связи для установления четких правил и устранения риска случайных загрязнений целесообразно заменить Регламент (ЕС) 282/2008 новыми правилами, под действие которых будут подпадать все существующие и будущие технологии переработки пластика.
(6) Регламент (ЕС) 10/2011 требует, чтобы вещества, используемые для производства пластиковых материалов и изделий, имели надлежащую чистоту и чтобы можно было идентифицировать оставшиеся примеси таким образом, чтобы подвергнуть оценке риска. Поскольку отдельные вещества могут быть очищены до уровня, подходящего для указанной цели, это, как правило, не ограничивает методы производства веществ, включенных в список разрешенных веществ Союза. Таким образом, также возможно производить эти вещества из любого источника, в том числе, следовательно, из отходов. Более того, вещества, произведенные из отходов и полученные с высоким уровнем чистоты, неотличимы от тех же веществ, произведенных иным способом. Следовательно, производство материалов и изделий из пластика с веществами, полученными с высоким уровнем чистоты из отходов, и которые включены в список Союза, установленный Регламентом (ЕС) 10/2011, или с некоторыми отступлениями, должно подпадать под действие указанного Регламента, в то время как другие вещества, в которых нельзя априори предполагать отсутствие случайных загрязняющих веществ или которые можно было бы легко исключить, включая смеси, олигомеры и полимеры, полученные из отходов, должны подпадать под действие настоящего Регламента. Чтобы избежать неопределенности в отношении того, какой Регламент применяется к определенной технологии переработки, в результате которой образуются вещества на промежуточной стадии переработки, вещества, подпадающие под действие Регламента (ЕС) 10/2011, должны быть четко исключены из сферы действия настоящего Регламента.
(7) В естественном языке широко и свободно используемая терминология, такая как "технология", "процесс", "оборудование" и "установка", может относиться к одним и тем же или сходным понятиям, и значение может совпадать в зависимости от контекста и пользователя. Для того чтобы прояснить объем и предмет обязательств, установленных в соответствии с настоящим Регламентом, целесообразно четко определить указанные понятия для целей настоящего Регламента. В частности, необходимо отличать "технологию переработки", которая охватывает общие концепции и принципы, с помощью которых загрязняющие вещества удаляются из отходов пластика, от "процесса переработки", который относится к описанию конкретной последовательности операций и оборудования, разработанного с использованием конкретной технологии переработки, и от "установки для переработки", которая должна относиться к фактическому физическому оборудованию, используемому для осуществления процесса переработки для производства переработанных пластиковых материалов и изделий.
(8) Настоящий Регламент требует обеззараживания пластика с помощью подходящей технологии вторичной переработки и включает в свою сферу применения использование химических технологий вторичной переработки. Однако когда речь идет об удалении загрязняющих веществ из веществ или смесей, а не из материалов, часто используется очистка вместо обеззараживания. Таким образом, когда химические технологии переработки применяются с целью удаления загрязняющих веществ из смесей или веществ, их можно рассматривать как направленные на достижение очистки, а не обеззараживания. Поскольку в этом случае обеззараживание пластика достигается посредством очистки, следует, однако, уточнить, что обеззараживание также включает очистку веществ или смесей.
(9) Процессы переработки могут состоять из множества последовательных базовых операций, применяющих отдельное преобразование ("единичные операции"), но только некоторые из этих операций обеспечивают обеззараживание. Поскольку пластиковые отходы всегда должны подвергаться обеззараживанию и должны существовать четкие правила, применимые к обеззараживанию, операции по переработке, которые в совокупности обеспечивают обеззараживание, следует называть процессом обеззараживания и их следует отличать от операций, выполняемых до и после обеззараживания.
(10) Обеззараживание разграничивает переработанный пластик, который не подходит для контакта с пищевыми продуктами, от переработанного пластика, изготовленного пригодным для такого контакта, даже если оно ограничивается только микробиологической дезактивацией. Поэтому данный этап должен быть основным направлением официального контроля, осуществляемого в контексте настоящего Регламента. В зависимости от применяемой технологии и/или от того, каким образом организовано ее применение, обеззараживание может проводиться на объектах, которые традиционно рассматриваются как объекты по обращению с отходами, объекты по переработке отходов или объекты, где происходит переработка пластика. Для обеспечения единообразия и ясности в отношении роли объекта, на котором осуществляется обеззараживание в соответствии с настоящим Регламентом, такой объект следует последовательно называть объектом переработки.
(11) Учитывая важность контроля качества перерабатываемого материала для конечного качества и безопасности переработанных пластиковых материалов и изделий, а также для отслеживания, уместно точно определить понятие "партии", к которому применяются правила контроля качества.
(12) Принцип, лежащий в основе Регламента (ЕС) 1935/2004, заключается в том, что любой материал или изделие, предназначенные для прямого или косвенного контакта с пищевыми продуктами, должны быть достаточно инертными, чтобы исключить переход веществ в пищевые продукты в количествах, достаточных для того, чтобы поставить под угрозу здоровье человека или вызвать неприемлемое изменение состава пищевых продуктов или ухудшение его органолептических свойств. Таким образом, указанный принцип также применим к переработанным материалам, контактирующим с пищевыми продуктами. Однако в указанном Регламенте также разъясняется, что использование переработанных материалов и изделий следует поощрять только при условии установления строгих требований в отношении безопасности пищевых продуктов. Обеспечение безопасности пищевых продуктов включает в себя не только переход веществ, которые могут повлиять на здоровье человека или которые могут повлиять на качество пищевых продуктов, но также включает микробиологическую безопасность. Поскольку сырье для процессов переработки поступает из отходов, вероятность микробиологического загрязнения гораздо выше, чем у материалов и изделий, которые были недавно изготовлены из исходных веществ. Следовательно, настоящий Регламент должен гарантировать, что переработанные пластиковые материалы и изделия не только достаточно инертны, но и микробиологически безопасны.
(13) Опыт оценки процессов в соответствии с Регламентом (ЕС) 282/2008 показывает, что научные критерии и понимание, характерные для определенной технологии переработки, должны быть установлены до оценки отдельных процессов переработки с использованием данной технологии, поскольку недостаточное научное понимание уровней загрязняющих веществ на входе, а также функционирование технологии в противном случае могут оставить слишком много неопределенностей, чтобы Орган мог сделать вывод о безопасности этих отдельных процессов переработки. Опыт также показал, что другие технологии переработки могут с уверенностью гарантировать, что любой процесс переработки с их применением приводит к получению безопасного переработанного пластика, и что, следовательно, оценка каждого процесса переработки с использованием указанных технологий приносит мало пользы по сравнению с бременем, которое она представляет для коммерческих операторов и для Органа. Следовательно, целесообразно предусмотреть, что переработанные пластиковые материалы и изделия в принципе могут быть размещены на рынке только в том случае, если они были произведены с использованием технологии, которая достаточно хорошо изучена, чтобы позволить Европейской Комиссии принять решение о том, позволяет ли она в принципе перерабатывать отходы пластика в пластик, отвечающий требованиям Регламента (ЕС) 1935/2004 и о том, должно ли его использование подчиняться конкретным требованиям, в том числе в отношении того, достаточно ли различаются между собой процессы переработки, применяющие данную технологию, в отношении параметров обеззараживающей обработки или конфигурации процесса, чтобы требовать индивидуальной авторизации каждого из них для обеспечения безопасности и качества переработанного пластика, изготовленного с их применением.
(14) На основании оценок, проведенных Органом по заявкам на получение авторизации, поданным в соответствии с Регламентом (ЕС) 282/2008, механическая переработка ПЭТ и циклы продукта в замкнутой и контролируемой цепи могут рассматриваться как надлежащие технологии переработки отходов пластика в пластик, отвечающие требованиям Статьи 3 Регламента (ЕС) 1935/2004, и должны быть установлены конкретные условия, касающиеся их использования. В частности, процессы механической переработки ПЭТ должны подлежать индивидуальной авторизации, поскольку серьезность и продолжительность обработки пластика, используемого при операциях обеззараживания, и, следовательно, их способность к обеззараживанию зависят от конкретной конфигурации этих процессов и, следовательно, требуют индивидуальной оценки на основе установленных критериев. И наоборот, нет необходимости требовать разрешения на отдельные процессы переработки, в которые пластик поступает только из замкнутой и контролируемой цепи, которая предотвращает загрязнение, поскольку в этом случае введение загрязняющих веществ в цепь контролируется в достаточной степени, чтобы гарантировать, что единственное загрязнение, поступающее из пластика, может быть удалено в любом случае с помощью необходимых простых процессов очистки и нагрева для переформовки материалов.
(15) Для обеспечения безопасности и качества переработанных пластиковых материалов и изделий должны быть установлены правила размещения указанных продуктов на рынке.
(16) Регламент (ЕС) 10/2011 устанавливает требования к составу, которые обеспечивают безопасное использование пластиковых материалов, контактирующих с пищевыми продуктами, в том числе, какие вещества разрешены для производства и пределы перехода веществ. Чтобы обеспечить тот же уровень безопасности переработанных пластиковых материалов и изделий, они должны иметь тот же состав, что и пластик, произведенный в соответствии с Регламентом (ЕС) 10/2011, и должны соответствовать ограничениям и спецификациям, таким как пределы перехода, установленные в указанном Регламенте.
(17) Для обеспечения прозрачности и облегчения контроля качества и прослеживаемости следует создать публичный реестр, содержащий информацию о переработчиках, установках по переработке отходов и процессах вторичной переработки, и регистрация в указанном реестре должна быть обязательным условием для размещения на рынке переработанных пластиковых материалов и изделий.
(18) В то время как Регламент (ЕС) 1935/2004 устанавливает конкретные правила маркировки материалов и изделий для информирования пользователей об их надлежащем использовании, таких правил в отношении последующей обработки обеззараженного пластика не существует. Однако в зависимости от степени обеззараживания к дальнейшей переработке и использованию переработанного пластика могут применяться определенные инструкции, такие как требования к смешиванию для достижения максимального содержания переработанного пластика или ограничения на его использование. Хотя такие инструкции должны передаваться с помощью документации, пластиковые материалы нелегко распознать в качестве требующих специальной обработки. Поэтому для предотвращения ошибок и облегчения контроля переработанный пластик также следует маркировать четко и разборчиво, чтобы гарантировать его правильное использование во время последующей обработки в соответствии с инструкциями переработчика.
(19) Чтобы гарантировать, что на протяжении всего процесса переработки пластмассовых материалов и изделий соблюдаются условия, обеспечивающие их безопасность и качество, а также для содействия обеспечению соблюдения и функционированию системы поставок следует установить правила работы на всех этапах переработки, от предварительной обработки до обеззараживания и последующей обработки. В частности, никогда не допускается превышать максимальные уровни загрязнения пластика, вводимого в процесс обеззараживания, при которых процесс может обеспечить достаточное обеззараживание, и, следовательно, следует быть уверенным, что качество вводимого материала неизменно соответствует полагающимся спецификациям. Следовательно, правила, изложенные в Регламенте (ЕС) 2023/2006*(8) Европейской Комиссии о надлежащей производственной практике, должны применяться при необходимости также к операциям по обращению с отходами, которые выполняются до процесса обеззараживания, и должны обеспечивать применение системы обеспечения качества. Однако учитывая разнообразие технологий переработки и процессов переработки, должна быть предусмотрена возможность принятия конкретных правил, дополняющих некоторые из этих общих правил или отступающих от них, с учетом конкретных возможностей технологии или процесса переработки.
(20) Кроме того, указанные общие правила, касающиеся функционирования всех стадий переработки, не следует применять в отношении технологий переработки, которые основаны на создании специальной схемы использования и сбора пластиковых материалов и изделий, в которой участвуют переработчики, предприятия пищевой промышленности и другие хозяйствующие субъекты и которая направлена на сведение загрязнения пластикового сырья к минимуму и, следовательно, на снижение требований к применяемому процессу обеззараживания. Поскольку безопасность переработанного пластика в этой связи зависит от предотвращения загрязнения и, следовательно, от правильного функционирования таких схем переработки, а не от обработки отходов и их последующего обеззараживания, уместно, чтобы в настоящем Регламенте были изложены правила их функционирования. В частности, для обеспечения ясности и единообразного применения схемы переработки только один субъект должен отвечать за управление ее общим функционированием и он должен нести ответственность за предоставление всем участвующим операторам обязательных указаний. Также следует обеспечить, чтобы участники, третьи стороны и контролирующие органы могли легко распознавать пластиковые материалы и изделия, которые должны использоваться в соответствии с конкретной схемой переработки.
(21) Даже если правило должно заключаться в том, что на рынок могут поступать только переработанные пластиковые материалы и изделия, произведенные с использованием технологий, которые были признаны надлежащими, для того чтобы разрешить и стимулировать развитие таких технологий, целесообразно авторизовать на строгих условиях и в течение ограниченного времени размещение на рынке переработанных пластиковых материалов и изделий, произведенных с использованием новых технологий. Это должно позволить разработчикам собирать данные по большому и репрезентативному количеству образцов, что необходимо для минимизации неопределенности в отношении характеристик используемого пластика и переработанных пластиковых материалов и изделий и что, следовательно, необходимо для оценки пригодности новой технологии и установления конкретных требований в соответствующих случаях.
(22) Однако должны быть установлены правила, гарантирующие, что переработанные пластиковые материалы и изделия, произведенные с использованием новых технологий, представляют минимальный риск и что возможность размещения таких материалов и изделий на рынке эффективно используется для сбора информации и опыта, позволяющих оценить технологию. Следовательно, перед размещением на рынке указанных переработанных материалов и изделий следует использовать всю доступную информацию о принципах, концепциях и методах, используемых в новой технологии, для минимизации рисков, а также данные об эффективности обеззараживания технологии должны быть доступными. В тех случаях, когда этих данных недостаточно для проверки надлежащего функционирования технологии, особенно когда обеззараживание не является основным или единственным принципом, используемым для достижения безопасности, следует разработать дополнительные тесты, основанные на особенностях новой технологии. Кроме того, для определения уровня загрязнения исходных материалов, а также остаточных уровней загрязняющих веществ в конечных материалах и изделиях и возможности их попадания в пищевые продукты следует установить правила, касающиеся, в частности, аналитического мониторинга переработанных пластиковых материалов и изделий, произведенных с использованием разрабатываемых технологий переработки, и потенциального присутствия опасных веществ. Чтобы охарактеризовать риск воздействия, такой мониторинг должен быть сосредоточен не только на средних уровнях, но и на оценке таких вопросов, часто ли определенные загрязняющие вещества встречаются в разных партиях или связаны ли они с конкретным источником? Более того, для обеспечения доверия, осведомленности общественности и контроля со стороны регулятивных органов в отношении разрабатываемых технологий важно, чтобы отчеты о безопасности материалов и о таком мониторинге были обнародованы.
(23) Для обеспечения того, чтобы возможность размещения на рынке переработанных пластмассовых материалов и изделий, произведенных с использованием новых технологий, оставалась ограниченной временем, необходимым для сбора информации и опыта, необходимых для оценки технологии, должны быть установлены правила, касающиеся начала такой оценки. Однако поскольку не исключено, что несколько разработчиков могут одновременно и независимо использовать аналогичные установки, основанные по существу на одной и той же технологии, должен существовать определенный уровень гибкости в отношении начала и объема оценки новой технологии, чтобы указанная оценка могла основываться на информации, полученной от всех заинтересованных разработчиков технологий.
(24) В случае наличия доказательств или указаний на то, что переработанные пластиковые материалы и изделия, переработанные с использованием подходящей технологии вторичной переработки или с использованием новой технологии, могут представлять угрозу для здоровья потребителей, Европейская Комиссия должна иметь возможность проанализировать технологию и безопасность производимых ею переработанных пластиковых материалов и изделий, а также принять соответствующие меры и немедленные действия по этому поводу.
(25) Поскольку настоящий Регламент в определенных случаях требует индивидуальной авторизации на процессы переработки, с этой целью должна быть установлена процедура. Указанная процедура должна быть аналогична процедуре авторизации нового вещества, изложенной в Регламенте (ЕС) 1935/2004, адаптированной по мере необходимости для индивидуальной авторизации процессов переработки. В частности, поскольку подготовка заявки на получение авторизации требует от заявителя глубоких знаний соответствующего процесса переработки, и во избежание подачи нескольких заявок на один и тот же процесс переработки целесообразно указать, что только бизнес-оператор, разработавший процесс переработки, а не любой переработчик, использующий его, может обратиться за авторизацией. Кроме того, поскольку авторизованные процессы переработки могут подвергаться незначительным и крупным техническим и административным изменениям в течение их жизненного цикла, настоящий Регламент должен обеспечивать ясность в отношении процедур, применимых к изменениям в разрешенных процессах переработки.
(26) Поскольку установки для переработки сложны, а их конфигурация и эксплуатация могут зависеть от многих параметров и процедур, чтобы облегчить мониторинг соответствия со стороны самих переработчиков и эффективные аудиты в рамках официального контроля, целесообразно требовать, чтобы переработчики, эксплуатирующие установки для обеззараживания, имели в наличии документ, в котором стандартизированным образом кратко излагаются процессы эксплуатации, контроля и мониторинга такой установки, а также установки по переработке, частью которой она является, таким образом, чтобы продемонстрировать соответствие настоящему Регламенту.
(27) Обеззараживание переработанного пластика должно подвергаться проверке и контролю со стороны компетентных органов. Под действие Регламента (ЕС) 2017/625 Европейского Парламента и Совета ЕС об официальном контроле и других официальных мероприятиях, проводимых с целью обеспечения применения законодательства в области пищевых продуктов и кормов*(9), также подпадает официальный контроль материалов, контактирующих с пищевыми продуктами, и, следовательно, указанный Регламент также включает в себя установки для обеззараживания. Однако, хотя указанный Регламент предусматривает общие правила официального контроля, в нем не излагаются какие-либо конкретные процедуры контроля за установками обеззараживания. В этой связи для обеспечения единообразного применения официальных мер контроля за установками обеззараживания независимо от того, где они расположены, целесообразно определить соответствующие методы контроля, а также правила, определяющие, когда переработанный пластик следует считать не соответствующим настоящему Регламенту.
(28) Чтобы гарантировать, что переработанный пластик и переработанные пластиковые материалы и изделия используются надлежащим и отслеживаемым образом переработчиками и предприятиями пищевой промышленности, к партиям переработанного пластика должна прилагаться декларация о соответствии, чтобы установить данные переработчика, происхождение переработанного пластика и предоставить инструкции для преобразователей и конечных пользователей относительно его использования. Чтобы гарантировать, что этот документ может быть понят единообразно всеми, кто его получает, операторы должны быть обязаны использовать заранее определенный шаблон.
(29) Переработанные пластиковые материалы и изделия в настоящее время поступают на рынок в соответствии с национальными правилами. В этой связи следует предусмотреть положения, гарантирующие, что переход к настоящему Регламенту будет плавным и не нарушит существующий рынок переработанных пластиковых материалов и изделий. В частности, должна быть предусмотрена возможность в течение ограниченного времени подавать заявки на получение авторизации на существующие процессы переработки при условии получения индивидуальной авторизации в соответствии с настоящим Регламентом и продолжать размещать на рынке переработанный пластик, а также переработанные пластиковые материалы и изделия, произведенные с помощью этих процессов переработки, до завершения процедуры авторизации. Заявки, поданные в соответствии с Регламентом (ЕС) 282/2008, касающимся таких процессов переработки, должны рассматриваться как заявки, поданные в соответствии с настоящим Регламентом. Заявки, поданные в соответствии с Регламентом (ЕС) 282/2008, касающиеся процессов переработки, не подлежащих индивидуальной авторизации в соответствии с настоящим Регламентом, должны быть аннулированы, поскольку нет оснований для разрешения соответствующих процессов в соответствии с настоящим Регламентом.
(30) Переработчикам, применяющим в своих текущих операциях по переработке технологии, которые не указаны в списке надлежащих технологий переработки, должно быть предоставлено достаточное время для рассмотрения вопроса о том, хотят ли они развивать эту технологию дальше для включения технологии в список подходящих или иным образом прекратить использование этих операций по переработке для производства пластиковых материалов и изделий. Следовательно, размещение на рынке переработанного пластика, а также переработанных пластиковых материалов и изделий, произведенных с помощью процессов переработки и установок, основанных на этих технологиях, и в соответствии с действующими национальными правилами, должно быть разрешено в течение ограниченного времени.
(31) В том случае, если операторы решат развивать технологию дальше для включения технологии в список надлежащих, согласно настоящему Регламенту потребуются уведомление о технологии и назначение разработчика. Однако процедура уведомления потребует в процессе ее осуществления подробного обоснования безопасности данных переработанных пластиковых материалов и изделий, а также публикации отчета на их основе. В то время как операторы, уже использующие эти технологии, должны иметь информацию о безопасности переработанных пластиковых материалов и изделий, изготовленных из них, требования, которые настоящий Регламент устанавливает к таким отчетам, являются обширными. Поскольку получение требуемой дополнительной информации может занять значительное время, то целесообразно разрешить этим разработчикам предоставлять указанную информацию в течение нескольких месяцев после уведомления.
(32) В соответствии с настоящим Регламентом после определенной даты может оказаться невозможным размещение на законной основе на рынке переработанных пластиковых материалов и изделий, изготовленных на определенной установке по переработке. Однако у предприятий пищевой промышленности все еще могут быть запасы таких переработанных пластиковых материалов и изделий или, возможно, они уже будут задействованы для упаковки пищевых продуктов. Поскольку эта ситуация не вызвана непосредственными соображениями безопасности и эти переработанные пластиковые материалы и изделия были размещены на рынке под контролем национальных органов власти, следует избегать пищевых отходов и нагрузки на предпринимателей, осуществляющих деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, и им должно быть разрешено использовать указанные переработанные пластиковые материалы и изделия для упаковки пищевых продуктов и размещения их на рынке, пока запасы указанной продукции не будут исчерпаны.
(33) Среди тех технологий переработки, которые подпадают под действие настоящего Регламента и которые не перечислены в качестве надлежащих технологий переработки, производство переработанных пластиковых материалов и изделий, в которых переработанный пластик используется за пластиковым функциональным барьером, требует особого рассмотрения, поскольку несколько сотен установок по переработке в настоящее время уже производят переработанные пластиковые материалы и изделия с помощью данной технологии. Переработанные пластиковые материалы и изделия, изготовленные по указанной технологии, до сих пор поступали на рынок при условии соблюдения Регламента (ЕС) 10/2011 и подлежали контролю со стороны национальных компетентных органов. Представленная информация об этих материалах не рассеивает сомнений в их фактическом соответствии указанному Регламенту. В частности, имеется недостаточная информация о способности применяемых функциональных барьеров предотвращать попадание в пищевые продукты загрязняющих веществ, содержащихся в переработанном пластике, в течение длительного периода времени. Следовательно, данная технология пока не должна быть признана надлежащей технологией переработки. Однако в отличие от других технологий, которые должны рассматриваться как новые для целей настоящего Регламента, основные принципы данной технологии уже поняты. Это позволяет внести конкретные изменения в правила о новых технологиях, касающиеся использования данной технологии до принятия решения о ее пригодности, и, в частности, добавить требование о проверке эффективности принципа барьера. Таким образом, хотя, с одной стороны, учитывая количество существующих установок, не представляется необходимым требовать мониторинга всех этих установок по переработке для получения достаточных данных об уровнях загрязнения, с другой стороны, учитывая, что на основе уже имеющихся знаний существуют сомнения относительно способности функциональных барьеров предотвращать переход загрязняющих веществ в долгосрочной перспективе, размещение на рынке переработанных пластиковых материалов и изделий, изготовленных по указанной технологии, целесообразно при условии проведения дополнительных испытаний, гарантирующих такую способность.
(34) Настоящий Регламент требует, чтобы определенные операторы по обращению с отходами, участвующие в сборе пластика, а также операторы, участвующие в дальнейших операциях в рамках предварительной обработки, создали сертифицированную систему контроля качества для обеспечения качества и прослеживаемости поступающего пластика. Поскольку указанным операторам требуется время для полной подготовки к такой сертификации, им должно быть предоставлено достаточное время для адаптации к этому требованию.
(35) Чтобы обеспечить единообразное и адекватное применение аналитических методов, настоящий Регламент требует, чтобы переработчики, которые контролируют уровни загрязняющих веществ в рамках своей деятельности по разработке новых технологий, участвовали в квалификационных тестах. Поскольку в настоящем Регламенте это требование устанавливается впервые, указанные квалификационные тесты требуют дальнейшей адаптации к положениям настоящего Регламента и лабораториям требуется время для организации своего участия. Следовательно, должно быть предоставлено достаточно времени для того, чтобы такие тесты на квалификацию могли быть адаптированы и организованы.
(36) Регламент (ЕС) 282/2008 должен быть отменен.
(37) Меры, предусмотренные в настоящем Регламенте, соответствуют заключению Постоянного Комитета по растениям, животным, пищевым продуктам и кормам,
приняла настоящий Регламент:
Настоящий Регламент является обязательным во всей его полноте и непосредственно применяется во всех государствах-членах ЕС.
Совершено в Брюсселе, 15 сентября 2022 г.
От имени Европейской Комиссии
Председатель
Ursula VON DER LEYEN
------------------------------
*(1) Commission Regulation (EU) 2022/1616 of 15 September 2022 on recycled plastic materials and articles intended to come into contact with foods, and repealing Regulation (ЕС) 282/2008 (Text with EEA relevance). Опубликован в Официальном Журнале (далее - ОЖ) N L 243, 20.9.2022, стр. 3.
*(2) ОЖ N L 338, 13.11.2004, стр. 4.
*(3) COM(2015) 614, в последней редакции.
*(4) COM (2018) 28, в последней редакции.
*(5) Регламент (ЕС) 282/2008 Европейской Комиссии от 27 марта 2008 г. о переработанных пластиковых материалах и изделиях, предназначенных для контакта с пищевыми продуктами, и об изменении Регламента (ЕС) 2023/2006 (ОЖ N L 86, 28.3.2008, стр. 9).
*(6) Регламент (ЕС) 10/2011 Европейской Комиссии от 14 января 2011 г. о пластиковых материалах и изделиях, предназначенных для контакта с продуктами питания (ОЖ N L 12, 15.1.2011, стр. 1).
*(7) Научное заключение о критериях, которые следует использовать для оценки безопасности процесса механической переработки для получения переработанного ПЭТ, предназначенного для использования в производстве материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, Журнал EFSA 2011; 9 (7): 2184.
*(8) Регламент (ЕС) 2023/2006 Европейской Комиссии от 22 декабря 2006 г. о надлежащей производственной практике для материалов и изделий, предназначенных для контакта с пищевыми продуктами (ОЖ N L 384, 29.12.2006, стр. 75).
*(9) Регламент (ЕС) 2017/625 Европейского Парламента и Совета ЕС от 15 марта 2017 г. об официальном контроле и других официальных мероприятиях, проводимых с целью обеспечения применения законодательства в области пищевых продуктов и кормов, правил, касающихся здоровья и благосостояния животных, защиты растений, продукции для защиты растений, и о внесении изменений в Регламенты (ЕС) 999/2001, (ЕС) 396/2005, (ЕС) 1069/2009, (ЕС) 1107/2009, (ЕС) 1151/2012, (ЕС) 652/2014, (ЕС) 2016/429 и (ЕС) 2016/2031 Европейского Парламента и Совета ЕС, Регламенты (ЕС) 1/2005 и (ЕС) 1099/2009 Совета ЕС и Директивы 98/58/ЕС, 1999/74/ЕС, 2007/43/ЕС, 2008/119/ЕС и 2008/120/ЕС Совета ЕС, об отмене Регламентов (ЕС) 854/2004 и (ЕС) 882/2004 Европейского Парламента и Совета ЕС, Директив 89/608/ЕЭС, 89/662/ЕЭС, 90/425/ЕЭС, 91/496/ЕЭС, 96/23/ЕС, 96/93/ЕС и 97/78/ЕС Совета ЕС и Решения 92/438/EЭС Совета ЕС (ОЖ N L 95, 7.4.2017, стр. 1).
*(10) Директива 2008/98/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 19 ноября 2008 г. об отходах и отмене ряда Директив (ОЖ N L 312, 22.11.2008, стр. 3).
*(11) Регламент (ЕС) 178/2002 Европейского Парламента и Совета ЕС от 28 января 2002 г. об установлении общих принципов и требований продовольственного законодательства, об учреждении Европейского органа по безопасности пищевых продуктов, а также об установлении процедур в отношении безопасности пищевых продуктов (ОЖ N L 31, 1.2.2002, стр. 1). Текст в редакции Регламента (ЕС) 1642/2003 (ОЖ N L 245, 29.9.2003, стр. 4).
*(12) Регламент (ЕС) 852/2004 Европейского Парламента и Совета ЕС от 29 апреля 2004 г. о гигиене продовольственных товаров (ОЖ N L 139, 30.4.2004, стр. 1).
*(13) Регламент (ЕС) 182/2011 Европейского Парламента и Совета ЕС от 16 февраля 2011 г., устанавливающий правила и общие принципы относительно механизмов контроля государствами-членами ЕС выполнения Европейской Комиссией имплементационных полномочий (ОЖ N L 55, 28.2.2011, стр. 13).
*(14) Как определено в Решении 97/129/ЕС, ASTM D7611 или GB/T 16288-2008.
*(15) В оригинале данная таблица не содержит информацию - прим. перевод.
*(16) Регламент (ЕС) 10/2011 Европейской Комиссии от 14 января 2011 г. о пластиковых материалах и изделиях, предназначенных для контакта с продуктами питания. Действие Регламента распространяется на Европейское экономическое пространство (ОЖ N L 12, 15.1.2011, стр. 1).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Регламент Европейской Комиссии 2022/1616 от 15 сентября 2022 г. о переработанных пластиковых материалах и изделиях, предназначенных для контакта с пищевыми продуктами, а также об отмене Регламента (ЕС) 282/2008
Опубликование:
Переводчик - Хайретдинов Р.А.
Вступает в силу на двадцатый день после опубликования в Официальном Журнале Европейского Союза.
Статьи 6(3)(c) и 13(2) применяются с 10 октября 2024 г.
Текст перевода официально опубликован не был; текст Регламента на английском языке опубликован в Официальном Журнале (далее - ОЖ) N L 243, 20.9.2022, стр. 3.