Делегированный Регламент Европейской Комиссии 2020/691 от 30 января 2020 г.
о дополнении Регламента (ЕС) 2016/429 Европейского Парламента и Совета ЕС в отношении правил для аквакультурных хозяйств и перевозчиков водных животных*(1)
(Действие Регламента распространяется на Европейское экономическое пространство)
Европейская комиссия,
Руководствуясь Договором о функционировании Европейского Союза,
Принимая во внимание Регламент (ЕС) 2016/429 Европейского Парламента и Совета ЕС от 9 марта 2016 г. о трансмиссивных болезнях животных, внесении изменений и отмене некоторых актов в области здоровья животных (Закон о здоровье животных)*(2) и, в частности, Статьи 176(4), 181(2), 185(5), 189(1) и 279(2) указанного Регламента,
Принимая во внимание, что:
(1) Регламент (ЕС) 2016/429 устанавливает правила профилактики и контроля заболеваний животных, передающихся животным и людям, включая inter alia, правила для аквакультурных хозяйств и перевозчиков аквакультурных животных. Регламент (ЕС) 2016/429 также предусматривает право Европейской Комиссии принимать делегированные акты в целях дополнения некоторых несущественных элементов указанного Регламента. В связи с этим необходимо установить дополнительные правила для обеспечения бесперебойного функционирования системы, созданной в новых законодательных рамках Регламента (ЕС) 2016/429.
(2) В частности, правила, установленные в настоящем Регламенте, должны дополнять правила, уже установленные в Главе 1 Титула II Части IV Регламента (ЕС) 2016/429 в отношении одобрения аквакультурных хозяйств, содержащих аквакультурных животных, которые представляют значительный риск для здоровья животных, в отношении реестров аквакультурных хозяйств, которые должны вестись компетентными органами, и обязанностей операторов аквакультурных хозяйств и перевозчиков водных животных по ведению учета.
(3) Кроме того, настоящий Регламент принимает во внимание отмену Директивы 2006/88/ЕС Совета ЕС*(3) Регламентом (ЕС) 2016/429 с 21 апреля 2021 г. Регламент (ЕС) 2016/429 предусматривает, что хозяйства и операторы, зарегистрированные или одобренные в соответствии с указанной Директивой до даты применения Регламента (ЕС) 2016/429, считаются зарегистрированными или одобренными, как требуется, в соответствии с указанным Регламентом, и обязаны соблюдать установленные в нем соответствующие обязательства.
(4) Соответственно, правила, установленные в настоящем Регламенте, должны дополнять правила, установленные в Части IX Регламента (ЕС) 2016/429, в отношении необходимых переходных мер для защиты вытекающих из ранее действовавших актов Союза предоставленных прав и законных ожиданий заинтересованных лиц в отношении аквакультурных хозяйств.
(5) Поскольку все правила, установленные в настоящем Регламенте, относятся к аквакультурным хозяйствам и перевозчикам водных животных и применяются одновременно, они должны быть установлены в едином акте с многочисленными перекрестными ссылками для облегчения их применения в интересах прозрачности и во избежание дублирования правил. Это также соответствует подходу, принятому Регламентом (ЕС) 2016/429.
(6) Статья 176(1) Регламента (ЕС) 2016/429 предусматривает, что операторы аквакультурных хозяйств должны обращаться в компетентный орган для одобрения, если они содержат аквакультурных животных с целью перемещения таких животных в живом виде либо в виде продукции аквакультуры животного происхождения. Поскольку большое разнообразие аквакультурных хозяйств попадает в эту категорию, Статья 176(2) Регламента (ЕС) 2016/429 предусматривает, что государства-члены ЕС могут освобождать операторов определенных типов аквакультурных хозяйств от соблюдения требования об одобрении при условии, что такие аквакультурные хозяйства не представляют значительного риска заболевания. Кроме того, Статья 176(4) указанного Регламента предусматривает, что Европейская Комиссия может принимать делегированные акты, касающиеся частичных отступлений от требования об одобрении определенных типов аквакультурных хозяйств, опять же при условии, что такие аквакультурные хозяйства не представляют значительного риска.
(7) Уровень риска, исходящего от аквакультурного хозяйства, зависит от деятельности такого аквакультурного хозяйства и от назначения и предполагаемого использования аквакультурных животных или произведенной в нем продукции аквакультуры животного происхождения. Некоторые аквакультурные хозяйства уже получили одобрение для различных целей, такие как аквакультурные хозяйства, которые были одобрены с точки зрения соблюдения правил гигиены в соответствии с Регламентом (ЕС) 853/2004 Европейского Парламента и Совета ЕС*(4). В определенных ситуациях аквакультурные хозяйства, такие как очистные и диспетчерские центры или районы вторичной высадки, получают моллюсков только из той эпидемиологической зоны, в которой находится само аквакультурное хозяйство. Таким образом, данные аквакультурные хозяйства представляют незначительный риск с точки зрения здоровья животных. Другие аквакультурные хозяйства также ведут деятельность с низким уровнем риска, такую как содержание аквакультурных животных исключительно для выпуска в дикую природу после того, как они произведены из маточного стада, происходящего из водоема, на котором расположено аквакультурное хозяйство, или содержание аквакультурных животных в экстенсивных прудах для потребления человеком или для выпуска в дикую природу.
(8) В настоящем Регламенте необходимо указать конкретные условия, при которых разрешается частичное отступление от требования об одобрении для аквакультурных хозяйств. В некоторых случаях отступления должны применяться только к аквакультурным хозяйствам, которые перемещают аквакультурных животных в пределах своего государства-члена ЕС, а не к аквакультурным хозяйствам, которые перемещают аквакультурных животных между государствами-членами ЕС. Однако во всех случаях отступления от требования об одобрении аквакультурных хозяйств следует рассматривать только тогда, когда компетентный орган завершил оценку риска, которая учитывает по крайней мере риск того, что аквакультурные животные в аквакультурном хозяйстве заразятся или распространят водную болезнь через воду или в результате перемещений, и когда риск был признан незначительным. Подробная информация о дополнительных факторах риска, которые компетентный орган может принять во внимание при такой оценке рисков, изложена в Главе 2 Части I Приложения VI к Делегированному Регламенту (ЕС) 2020/689 Европейской Комиссии*(5). Следовательно, дополнительные правила, установленные в настоящем Регламенте, должны соответствовать данным правилам, установленным в указанном Делегированном Регламенте.
(9) В то же время определенные другие виды аквакультурных хозяйств представляют значительный риск распространения болезней водных животных. Такие типы аквакультурных хозяйств должны быть конкретно описаны в настоящем Регламенте, и требования к операторам таких подлежащих одобрению аквакультурных хозяйств должны быть подробно описаны в настоящем Регламенте. К ним относятся аквакультурные хозяйства, содержащие декоративных аквакультурных животных в открытых объектах, а также в закрытых объектах, где структура перемещения такова, что торговля внутри Союза или с третьими странами потенциально представляет риск заболевания. Другими типами аквакультурных хозяйств, где риск распространения болезни должен быть снижен с помощью требования о получении одобрения компетентного органа, являются карантинные хозяйства, хозяйства, в которых содержатся виды-переносчики в изоляции до тех пор, пока они более не будут считаться переносчиками, а также суда и другие передвижные объекты, где происходит обработка аквакультурных животных или проводятся другие процедуры, связанные с животноводством.
(10) Статья 177 Регламента (ЕС) 2016/429 предусматривает, что компетентный орган должен предоставлять одобрение операторам для групп аквакультурных хозяйств. Таким образом, дополнительные правила, установленные в настоящем Регламенте, должны применяться к таким группам в случае необходимости и должны содержать подробную информацию о том, как правила должны применяться непосредственно к группе и внутри нее.
(11) Операторы всех аквакультурных хозяйств или групп аквакультурных хозяйств обязаны предоставлять информацию компетентному органу с целью получения одобрения в соответствии со Статьей 180 Регламента (ЕС) 2016/429. В этой связи операторы должны предоставить компетентному органу письменный план биозащиты, который будет рассмотрен в процессе одобрения. Данное требование должно применяться к отдельным аквакультурным хозяйствам и к группам аквакультурных хозяйств независимо от их размера, но сложность плана биозащиты должна зависеть от специфики определенного аквакультурного хозяйства или их группы, а также от мер, принятие которых требуется для снижения рисков, связанных с заболеванием.
(12) Определенные аквакультурные хозяйства и группы аквакультурных хозяйств должны на основании правил, установленных в Главе 1 Части I Приложения VI к Делегированному Регламенту (ЕС) 2020/689, участвовать в программе надзора, основанной на оценке рисков, которая вводится в действие компетентным органом в соответствии со Статьей 26 Регламента (ЕС) 2016/429. Без такого участия аквакультурные хозяйства или группы аквакультурных хозяйств не должны получать одобрение. В соответствии со Статьей 27 Регламента (ЕС) 2016/429 программа надзора, основанная на оценке риска, может учитывать программу, проводимую самими операторами в соответствии со Статьей 24, включая ветеринарные визиты, указанные в Статье 25 указанного Регламента. Программа надзора, основанная на оценке риска, также может проводиться одновременно с программой надзора, связанной с конкретными перечисленными заболеваниями, с целью максимально эффективного использования ресурсов.
(13) Частота реализации мероприятий программы надзора, основанной на оценке риска, должна базироваться на ранжировании аквакультурных хозяйств после их оценки компетентным органом как хозяйств "высокого", "среднего" или "низкого" уровня риска. Факторы, которые должны приниматься во внимание и учитываться компетентным органом при ранжировании хозяйств по степени риска, а также частота проведения надзорных мероприятий, которая соответствует степени риска, установлены в Части I Приложения VI к Делегированному Регламенту (ЕС) 2020/689. Цель включения в программу надзора, основанную на оценке риска, аквакультурных хозяйств, которые содержат виды, не включенные в перечень, но которые участвуют в значительном объеме торговли и которые, следовательно, классифицируются как хозяйства "высокого риска", заключается в максимальном увеличении шансов выявления новых заболеваний и в увеличении эффективности борьбы с ними, если они появляются у аквакультурных животных таких не включенных в список видов.
(14) Поскольку программа надзора, основанная на оценке риска, также проводится в одобренных группах аквакультурных хозяйств, важно определить, как она должна выполняться на уровне группы, чтобы результаты программы надзора были эпидемиологически значимыми. Соответственно, в настоящем Регламенте должны быть установлены правила, касающиеся подхода, который компетентный орган должен применять к осуществлению такой программы надзора.
(15) Помимо требования к операторам представлять план биозащиты компетентному органу в рамках процедуры одобрения и помимо требования к некоторым аквакультурным хозяйствам участвовать в программе надзора, основанной на оценке рисков, подлежащие одобрению аквакультурные хозяйства также должны соответствовать определенным требованиям в отношении их объектов и оборудования. Следовательно, конкретное сочетание требований в отношении биозащиты, программы надзора, а также объектов и оборудования, которые применяются к конкретной категории аквакультурных хозяйств или к конкретной категории групп аквакультурных хозяйств, должно быть установлено в настоящем Регламенте.
(16) Статья 178 Регламента (ЕС) 2016/429 предусматривает, что операторы аквакультурных хозяйств, которые намерены получить статус специализированного аквакультурного хозяйства, могут перемещать аквакультурных животных в свои или из своих аквакультурных хозяйств только после того, как они получат от компетентного органа одобрение такого статуса в соответствии с правилами, установленными в указанном Регламенте. Поскольку такие аквакультурные хозяйства могут обмениваться аквакультурными животными между собой при соблюдении меньшего количества требований к перемещению, чем установлено для других типов аквакультурных хозяйств, целесообразно, чтобы у них был заключен контракт с ветеринарным врачом, который будет контролировать деятельность аквакультурного хозяйства и отвечать за его санитарный надзор с тем, чтобы аквакультурные хозяйства могли предоставлять друг другу надежные гарантии в отношении санитарных требований. Статья 181(2) Регламента (ЕС) 2016/429 предусматривает, что Европейская Комиссия принимает делегированные акты, устанавливающие дополнительные правила для одобрения таких аквакультурных хозяйств, и такие правила должны быть установлены в настоящем Регламенте.
(17) Статья 179 Регламента (ЕС) 2016/429 предусматривает одобрение аквакультурных хозяйств в отношение мер по борьбе с болезнями. Такие аквакультурные хозяйства создают условия для санитарного убоя и санитарной обработки водных животных, которые могут быть инфицированы перечисленным или новыми заболеваниями. Следовательно, они несут значительный риск заболевания и должны быть одобрены компетентным органом. В периоды, когда такие аквакультурные хозяйства принимают водных животных, которые инфицированы или в отношении которых есть подозрения в том, что они заражены перечисленным или новым заболеванием, они должны соблюдать строгие меры биозащиты с целью обеспечения того, чтобы возбудители заболеваний не попадали в открытые водоемы без соответствующей обработки. Статья 181(2) указанного Регламента предусматривает, что Европейская Комиссия принимает делегированные акты, устанавливающие дополнительные правила для одобрения таких аквакультурных хозяйств, и, соответственно, такие дополнительные правила должны быть установлены в настоящем Регламенте.
(18) Определенные центры очистки, районы вторичной высадки и диспетчерские центры для живых моллюсков следует рассматривать как аквакультурные хозяйства, которые требуют одобрения в соответствии со Статьей 176(1) Регламента (ЕС) 2016/429. Те хозяйства, которые получают живых моллюсков за пределами их собственной эпидемиологической зоны, представляют более высокий риск распространения перечисленных или новых заболеваний и должны рассматриваться как хозяйства высокого риска в процессе одобрения. В связи с этим в настоящем Регламенте должны быть установлены дополнительные правила в этом отношении.
(19) Имплементационный Регламент (ЕС) 2018/1882*(6) Европейской Комиссии устанавливает определения для заболеваний категорий A, B, C, D и E и предусматривает, что правила профилактики заболеваний и борьбы с ними для перечисленных заболеваний, указанных в Статье 9(1) Регламента (ЕС) 2016/429, должны применяться к категориям перечисленных заболеваний для включенных в список видов и к группам включенных в список видов, указанных в таблице, приведенной в Приложении к Имплементационному Регламенту (ЕС) 2018/1882. В данной таблице предусмотрено, что определенные виды водных животных, которые перечислены в колонке 4, должны рассматриваться как переносчики только в том случае, если они содержатся в аквакультурном хозяйстве, где также содержатся виды, перечисленные в колонке 3, или в случае диких водных животных - когда они подвергались воздействию видов, перечисленных в колонке 3 в дикой среде обитания. Однако если указанные виды впоследствии будут содержаться изолированно от видов, перечисленных в колонке 3, и от зараженных источников воды в течение соответствующего периода времени, они более не должны рассматриваться как переносчики. Если указанный период изоляции не может быть обеспечен в карантинном хозяйстве, одобренном в соответствии со Статьей 15 настоящего Регламента, то вместо этого такие водные животные могут содержаться в аквакультурном хозяйстве другого типа, которое не имеет всех мер биозащиты, требуемых для карантинных хозяйств, но где они содержатся изолированно от потенциальных патогенов до тех пор, пока они более не будут рассматриваться как переносчики. Статья 181(2) Регламента (ЕС) 2016/429 предусматривает принятие Европейской Комиссией делегированных актов, устанавливающих дополнительные правила для одобрения таких аквакультурных хозяйств с учетом указанных требований. Соответственно, указанные требования должны быть изложены в настоящем Регламенте.
(20) Статья 185(5) Регламента (ЕС) 2016/429 уполномочивает Европейскую Комиссию принимать делегированные акты, касающиеся дополнительной информации, подлежащей включению в реестры зарегистрированных и одобренных аквакультурных хозяйств, которые ведутся компетентным органом, и публичного доступа к указанным реестрам. В соответствии с требованиями по защите данных, установленными в Регламенте (ЕС) 2016/679 Европейского Парламента и Совета ЕС*(7), информация, которая должна быть обнародована компетентным органом, должна отражать требования, установленные в Статье 185(2)(a), (c), (e) и (f) Регламента (ЕС) 2016/429, который, в свою очередь, в значительной степени отражает информацию, уже предоставленную государствами-членами ЕС в публичный реестр в соответствии с Решением 2008/392/EC*(8) Европейской Комиссии.
(21) Однако в публичный реестр компетентного органа также должна быть включена более конкретная информация о санитарном статусе каждого одобренного хозяйства, чтобы способствовать безопасной торговле и обеспечить, чтобы заинтересованные стороны знали, является ли данное аквакультурное хозяйство свободным от конкретного заболевания категории В или С, применяется ли по отношению к нему программа искоренения конкретного заболевания категории В или С, участвует ли оно в программе надзора за конкретным заболеванием категории С, или оно не обладает ни одним из данных санитарных статусов. Учитывая объем требований, установленных в настоящем Регламенте в отношении общедоступности информации об одобренных аквакультурных хозяйствах, настоящий Регламент должен отменить Решение 2008/392/ЕС.
(22) Статьи 186 и 187 Регламента (ЕС) 2016/429 устанавливают минимальные обязательства по ведению учета для операторов аквакультурных хозяйств. Поскольку водные животные, как правило, не поддаются индивидуальной идентификации, ведение учета в отношении их добычи и перемещения имеет решающее значение. Несмотря на то, что существуют некоторые общие элементы учета, который ведут операторы различных типов аквакультурных хозяйств, конкретные типы аквакультурных хозяйств должны вести учет, который является специфическим для них и для вида деятельности в сфере аквакультуры, которой они занимаются. Поскольку Статья 189(1) указанного Регламента предусматривает принятие Европейской Комиссией делегированных актов, устанавливающих дополнительные правила для обязанностей по ведению учета, в настоящем Регламенте должны быть изложены различные требования к ведению учета для каждого типа одобренного аквакультурного хозяйства.
(23) Статья 188 Регламента (ЕС) 2016/429 устанавливает минимальные обязательства по ведению учета для перевозчиков водных животных, предназначенных для аквакультурных хозяйств и водных животных, которые перемещаются между местами обитания. Перевозчики водных животных представляют особый риск для распространения заболеваний, и крайне важно, чтобы указанные операторы вели учет для обеспечения прослеживаемости водных животных, которых они перевозят, а также для предоставления документальных доказательств того, что они применяют соответствующие меры биозащиты. Соответственно, настоящий Регламент должен предусматривать дополнительные правила в отношении их обязательств по ведению учета.
(24) Настоящий Регламент должен применяться с 21 апреля 2021 г. в соответствии с датой применения Регламента (ЕС) 2016/429,
Приняла настоящий Регламент
Настоящий Регламент является обязательным в полном объеме и подлежит прямому применению в государствах-членах ЕС.
Совершено в Брюсселе 30 января 2020 г.
От имени Совета ЕС
Председатель
Ursula VON DER LEYEN
------------------------------
*(1) COMMISSION DELEGATED REGULATION (EU) 2020/691 of 30 January 2020 supplementing Regulation (EU) 2016/429 of the European Parliament and of Council as regards rules for aquaculture establishments and transporters of aquatic animals (Text with EEA relevance). Опубликован в Официальном журнале (далее - ОЖ) N L 174, 3.6.2020, стр. 345.
*(2) ОЖ N L 84, 31.3.2016, стр.1.
*(3) Директива 2006/88/EC Совета ЕС от 24 октября 2006 г. о ветеринарных требованиях в отношении аквакультурных животных и продуктов из них и о профилактике и контроле определенных болезней аквакультурных животных (ОЖ N L 328, 24.11.2006, стр. 14).
*(4) Регламент (ЕС) 853/2004 Европейского Парламента и Совета ЕС от 29 апреля 2004 г. об установлении специальных гигиенических правил для пищевых продуктов животного происхождения (ОЖ N L 139, 30.4.2004, стр. 55.
*(5) Делегированный Регламент (ЕС) 2020/689 Европейской Комиссии от 17 декабря 2019 г. о дополнении Регламента (ЕС) 2016/429 Европейского Парламента и Совета ЕС в отношении правил надзора, программ искоренения заболеваний и статуса зоны, свободной от некоторых перечисленных и новых заболеваний (см. стр. 211 настоящего ОЖ).
*(6) Имплементационный Регламент (ЕС) 2018/1882 Европейской Комиссии от 3 декабря 2018 г. о применении правил контроля и профилактики некоторых болезней в отношении категорий перечисленных болезней и об установлении перечня видов и групп видов, представляющих значительный риск для распространения таких перечисленных болезней (ОЖ N L 308, 4.12.2018, стр. 21).
*(7) Регламент (ЕС) 2016/679 Европейского Парламента и Совета ЕС от 27 апреля 2016 г. о защите физических лиц при обработке персональных данных и о свободном обращении таких данных, а также об отмене Директивы 95/46/EC (Общий Регламент о защите персональных данных) (ОЖ N L 119, 4.5.2016, стр.1).
*(8) Решение 2008/392/EC Европейской Комиссии от 30 апреля 2008 г. об имплементации Директивы 2006/88/EC Совета ЕС в отношении информационной страницы в Интернете для предоставления доступа к информации о предприятиях по производству аквакультуры и уполномоченных перерабатывающих предприятиях с помощью электронных средств (ОЖ N L 138, 28.5.2008, стр.12).
*(9) Регламент (ЕС) 1069/2009 Европейского парламента и Совета ЕС от 21 октября 2009 г. об установлении правил в отношении субпродуктов животного происхождения и производных продуктов, не предназначенных для употребления человеком, и об отмене Регламента (EC) 1774/2002 (Регламент о субпродуктах животного происхождения) (ОЖ N L 300, 14.11.2009, стр. 1).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Делегированный Регламент Европейской Комиссии 2020/691 от 30 января 2020 г. о дополнении Регламента (ЕС) 2016/429 Европейского Парламента и Совета ЕС в отношении правил для аквакультурных хозяйств и перевозчиков водных животных
Переводчик - Пантелеева Д.В.
Вступает в силу на двадцатый день после опубликования в Официальном Журнале Европейского Союза
Текст перевода официально опубликован не был; текст Регламента на английском языке опубликован в Официальном Журнале (далее - ОЖ) N L 174, 3.6.2020, стр. 345