г. Краснодар |
|
08 декабря 2015 г. |
Дело N А32-34714/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от органа, осуществляющего публичные полномочия, - территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае - Болгарчук Е.Д. (доверенность от 17.07.2015), в отсутствие представителя заявителя - администрации муниципального образования город-курорт Сочи, третьих лиц: Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Ящука Д.А., Есоян А.С., Гузевой Е.Н., Размадзе Б.Б., общества с ограниченной ответственностью "Сочиэлектросетьстрой", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.06.2015 (судья Мигулина Д.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2015 (судьи Сулименко О.А., Ефимова О.Ю., Илюшин Р.Р.) по делу N А32-34714/2011, установил следующее.
В рамках дел N А32-34714/2011, А32-34715/2011, А32-34717/2011 и А32-35124/2011 администрация муниципального образования город-курорт Сочи (далее - администрация) обратилась к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление) с требованиями о признании незаконным бездействия последнего, выразившегося в непринятии решения о передаче из федеральной в муниципальную собственность земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0402041:63 (площадь 608 кв. м, адрес: г. Сочи, Адлерский район, с. Веселое, 6); 23:49:0109028:15 (площадь 697 кв. м, адрес: г. Сочи, Лазаревский район, п. Лазаревское, пер. Павлова, 17); 23:49:0136005:9 (площадь 2401 кв. м, адрес: г. Сочи, Лазаревский район, с. Волковка, пер. Школьный, 12); 23:49:0407005:0132 (площадь 640 кв. м, адрес:
г. Сочи, Адлерский район, с. Черешня, 81); возложении на территориальное управление обязанности по принятию решения о передаче названных участков в муниципальную собственность.
Требования основаны на нормах Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"" (далее - Закон N 244-ФЗ).
Определением от 30.10.2012 дела N А32-34714/2011, А32-34715/2011, N А32-34717/2011, А32-35124/2011 объединены в одно производство с присвоением объединенному делу номера А32-34714/2011 (т. 4, л. д. 95). Этим же определением к участию в деле в качестве третьих лиц, на заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Есоян А.С. и Размадзе Б.Б.
К участию в деле в качестве третьих лиц, на заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены также Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), Ящук Д.А., Гузева Е.Н. и ООО "Сочиэлектросетьстрой" (далее - общество).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.04.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2013, требования администрации удовлетворены в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0109028:15. Отказ в удовлетворении остальной части требований мотивирован недоказанностью принадлежности участков с кадастровыми номерами 23:49:0136005:9, 23:49:0407005:0132 и 23:49:0402041:63 к землям курорта федерального значения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.09.2013 решение от 12.04.2013 и апелляционное постановление от 02.07.2013 в части удовлетворения исковых требований оставлены без изменения. В остальной части судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Окружной суд указал на необоснованность вывода о недоказанности факта нахождения земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0402041:63, 23:49:0407005:0132, 23:49:0136005:9 в границах округа санитарной охраны курорта, отметив, что суды не оценили сведения государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН), не установили источники сведений о нахождении этих участков в границах второй зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта, включенных в условия имеющихся в деле договоров аренды.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.04.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.08.2014, в удовлетворении требований отказано. При новом рассмотрении дела судебные инстанции установили, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0402041:63, 23:49:0136005:9 и 23:49:0407005:0132. Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402041:63 предоставлен в аренду Ящуку Д.А по договору от 13.04.2004 N 4910000976; с кадастровым номером 23:49:0407005:0132 - Есоян А.С. по договору от 16.01.2006 N 4910000896; с кадастровым номером 23:49:0136005:9 - обществу по договору от 01.11.2001 N 2346. По обращению органа местного самоуправления о передаче в муниципальную собственность земельных участков соответствующего решения не принято, что послужило основанием предъявления иска администрации в арбитражный суд. Суды исходили из норм Закона N 244-ФЗ, предусматривающих основания и порядок передачи земельных участков особо охраняемых природных территорий федерального значения из федеральной собственности в собственность муниципальных образований. Для передачи земельных участков из федеральной в муниципальную собственность необходимо два условия в совокупности: нахождение участка в границах округа санитарной охраны курорта федерального значения и регистрация права на участок за Российской Федерацией до вступления в силу Закона N 244-ФЗ. Исследуя вопрос о вхождении земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0402041:63 (г. Сочи, Адлерский район, с. Веселое, 6), 23:49:0136005:9 (г. Сочи, Лазаревский район, с. Волковка, пер. Школьный, 12), 23:49:0407005:0132 (г. Сочи, Адлерский район, с. Черешня, 81) в границы округа санитарной охраны курорта, суды установили, что в соответствии с Уставом города Сочи Лазаревскому внутригородскому району подчинен Волковский сельский округ, село Волковка, Адлерскому внутригородскому району - села Веселое и Черешня. Подчинение сельских округов городским имеет административный характер, указание на территориальное вхождение сельских округов в границы внутригородских округов Устав не содержит. Поскольку, как городские, так и сельские округа являются самостоятельными административно-территориальными единицами, суды пришли к выводу о том, что сельские округа не входят в состав территории городских округов Сочи. С учетом пояснений Управления Росреестра по Краснодарскому краю и ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Краснодарскому краю сведения, отраженные в кадастровом паспорте на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0136005:9 (о расположении его во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта), суды оценили критически и пришли к выводу о недоказанности администрацией права на передачу участков с кадастровыми номерами 23:49:0402041:63, 23:49:0136005:9 и 23:49:0407005:0132, отказав в удовлетворении иска (т. 6, л. д. 52, 92).
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.10.2014 решение от 30.04.2014 и постановление апелляционного суда от 09.08.2014 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином судебном составе. Окружной суд исходил из того, что суды не дали оценку сведениям ГКН и условиям договоров аренды о нахождении участков в границах второй зоны округа санитарной охраны курорта.
Решением от 23.06.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.08.2015, бездействие территориального управления, выразившееся в непринятии решения о передаче земельных участков из федеральной в муниципальную собственность, признано незаконным. На заинтересованное лицо возложена обязанность по принятию решения о передаче спорных земельных участков в муниципальную собственность муниципального образования город-курорт Сочи в месячный срок с момента вступления в законную силу судебного решения. Суды установили факт передачи земельного участка с кадастровым номером 23:49:0407005:0132 (новый номер 23:49:0407006:2392) в муниципальную собственность; в отношении участков с кадастровыми номерами 23:49:0402041:63, 23:49:0136005:9 доказано наличие совокупности предусмотренных Законом N 244-ФЗ условий для передачи их в муниципальную собственность. Поэтому бездействие территориального управления в отношении участков 23:49:0402041:63, 23:49:0136005:9 суд признал не соответствующим статье 1 Закона N 244-ФЗ и возложил обязанность на территориальное управление принять решение о передаче этих участков в муниципальную собственность (статьи 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)). Ссылки территориального управления на недействительность заключенных в отношении участков 23:49:0402041:63, 23:49:0136005:9 договоров аренды отклонены, поскольку данные обстоятельства не создают препятствий для передачи участков в муниципальную собственность в порядке, определенном Законом N 244-ФЗ.
В кассационной жалобе территориальное управление просит решение от 23.06.2015 и апелляционное постановление от 21.08.2015 в части удовлетворения заявленных требований отменить, отметив, что в отношении участков 23:49:0402041:63, 23:49:0136005:9 администрация с превышением полномочий заключила договоры аренды, являющиеся ничтожными сделками (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - Гражданский кодекс). Передача таких участков в собственность муниципального образования может привести к легализации ничтожных договоров аренды и будет способствовать нарушению требований федерального законодательства о порядке передачи земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения в муниципальную собственность. К такому выводу пришла прокуратура Краснодарского края в ходе проведенной проверки.
В судебном заседании представитель подателя жалобы поддержал доводы, изложенные в ней. Иные лица явку процессуальных представителей в арбитражный суд округа не обеспечили, извещены согласно статьям 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено на основании статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителя территориального управления, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402041:63 площадью 608 кв. м, расположенного по адресу: г. Сочи, Адлерский район, с. Веселое, 6, в ЕГРП внесены записи о регистрации права собственности Российской Федерации и права аренды в пользу Ящук Д.А., что подтверждается выпиской из ЕГРП от 16.06.2011 (т. 4, л. д. 9).
В ЕГРП зарегистрировано также право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0136005:9 площадью 2401 кв. м по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, с. Волковка, пер. Школьный, 12 и земельный участок с кадастровым номером 23:49:0407005:0132 площадью 640 кв. м по адресу: г. Сочи, Адлерский район, с. Черешня, 81; обременение данного права арендой в пользу Размадзе Б.Б. и Есоян А.С., соответственно. Указанные обстоятельства подтверждаются выписками из ЕГРП от 26.05.2011 и 22.11.2013 (т. 1, л. д. 9; т. 6, л. д. 16).
В целях реализации Закона N 244-ФЗ Департамент имущественных отношений администрации города Сочи направил в Росимущество обращение о передаче из федеральной в муниципальную собственность земельных участков согласно прилагаемому перечню. В перечень земельных участков от 27.06.2011 N 23 включены участки 23:49:0402041:63, 23:49:0136005:9 и 23:49:0407005:0132 (т. 4, л. д. 37, 38).
Письмом от 10.08.2011 Росимущество поручило территориальному управлению провести проверку представленных администрацией документов, а также фактического пользования земельных участков и в случае наличия законных оснований принять решение о безвозмездной передаче земельных участков в муниципальную собственность (т. 4, л. д. 33, 34).
Ссылаясь на бездействие территориального управления, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением в порядке главы 24 Кодекса.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют закону (иному нормативному правовому акту) и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения таких требований необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие таких решений, действий (бездействия) закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (часть 4 статьи 200, часть 2 статьи 201 Кодекса).
Спор возник в связи с уклонением территориального управления от принятия решения о передаче земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0136005:9, 23:49:0407005:0132 и 23:49:0402041:63 в муниципальную собственность в порядке, предусмотренном Законом N 244-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона N 33-ФЗ (в редакции Закона N 244-ФЗ) особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и в соответствии с федеральным законом подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
Порядок передачи таких земельных участков урегулирован Законом 244-ФЗ.
Согласно частям 1 и 4 статьи 1 Закона N 244-ФЗ из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо собственность поселений, муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу данного Закона.
Передача указанных земельных участков осуществляется в порядке, установленном федеральным законом, с учетом особенностей, предусмотренных частью 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ (часть 5 статьи 1). В указанной норме закреплено, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, обязан принять решение о передаче из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность земельных участков, указанных в частях 1 - 4 данной статьи, в двухмесячный срок с даты поступления соответствующего предложения органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
В части 7 статьи 1 Закона N 244-ФЗ предусмотрено, что земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу данного Закона, относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселений, муниципальных районов или городских округов по основаниям, предусмотренным частями 8 - 11 данной статьи.
Из приведенных положений следует, что соблюдение процедуры, предусмотренной частями 5 и 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ (принятие уполномоченным органом решения о передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность), требуется в отношении тех участков, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу данного Закона (декабрь 2008 года).
При разрешении спора судебные инстанции установили факт передачи земельного участка с кадастровым номером 23:49:0407005:0132 (новый номер 23:49:0407006:2392) в муниципальную собственность, что подтверждается распоряжением территориального управления от 23.12.2014 N 870-Р (т. 7, л. д. 132) и актом приема-передачи от 23.12.2014 (т. 7 л. д. 134 - 136). Согласно выписке из ЕГРП от 25.05.2015 N 90-7221069 за муниципальным образованием город-курорт Сочи 06.02.2015 за регистрационным номером 23-23/05023/050/012/2015-339/4 зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0407006:2392 (т. 7, л. д. 137, 138). Из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 23:49:0407006:2392 следует, что ранее присвоенный ему номер соответствовал номеру 23:49:0407005:0132 (т. 7, л. д. 106). Поэтому в удовлетворении требований администрации о признании незаконным бездействия территориального управления и возложении на последнее обязанности по принятию решения о передаче в муниципальную собственность данного участка суды первой и апелляционной инстанций отказали.
В указанной части решение и апелляционное постановление участвующими в деле лицами не обжалуются, поэтому кассационной инстанцией не проверяются (часть 1 статьи 286 Кодекса).
При разрешении спора суды установили, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0402041:63, 23:49:0136005:9 расположены на территории курорта. Материалы дела подтверждают, что эти участки находятся во второй зоне округа горно-санитарной охраны. Право собственности Российской Федерации зарегистрировано в ЕГРП до момента вступления в силу Закона N 244-ФЗ. Поэтому для возникновения права муниципальной собственности на эти земельные участки требуется соблюдение процедуры, предусмотренной частями 5 и 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о соблюдении органом местного самоуправления закрепленного Законом N 244-ФЗ порядка обращения о передаче участков в собственность муниципального образования.
Поэтому бездействие территориального управления в отношении этих участков суды признали не соответствующим статье 1 Закона N 244-ФЗ, возложив на территориальное управление обязанность принять решение о передаче в муниципальную собственность спорных земельных участков (часть 2, пункт 3 части 5 статьи 201 Кодекса).
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Доводы подателя жалобы о недействительности ранее заключенных администрацией договоров аренды проверялись судебными инстанциями, признаны несущественными и не влияющими на разрешение спора о передаче земельных участков на основании норм Закона N 244-ФЗ.
Окружной суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемых решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в жалобе. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлено.
Заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.06.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2015 по делу N А32-34714/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.