город Ростов-на-Дону |
|
21 августа 2015 г. |
дело N А32-34714/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Ефимовой О.Ю., Илюшина Р.Р.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Смородиной Ю.А.
в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом,
апелляционные жалобы Администрации муниципального образования город-курорт Сочи и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.06.2015 по делу N А32-34714/2011, принятое судьей Мигулиной Д.А., по заявлению Администрации муниципального образования город-курорт Сочи к заинтересованному лицу Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае при участии третьих лиц: Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Ящук Даниила Антоновича, Есоян Анжик Сергеевны, Гузевой Елены Николаевны, общества с ограниченной ответственностью "Сочиэлектросетьстрой", Рамадзе Бесик Бахвовича о признании незаконным бездействия
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования город-курорт Сочи (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - управление) о признании незаконным бездействия территориального управления, выразившегося в непринятии решения о передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0402041:63 (площадью 608 кв. м, по адресу: г. Сочи, Адлерский район, с. Веселое, 6); 23:49:0109028:15 (площадью 697 кв. м, по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, п. Лазаревское, пер. Павлова, 17), 23:49:0136005:9 (площадью 2401 кв. м, по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, с. Волковка, пер. Школьный, 12); 23:49:0407005:0132 (площадью 640 кв. м, по адресу: г. Сочи, Адлерский район, с. Черешня, 81), а также об обязании территориального управления принять решение о передаче указанных земельных участков в муниципальную собственность.
Заявленные требования мотивированы применением положений Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Есоян А.С., Размадзе Б.Б., Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Ящук Д.А., Гузева Е.Н. и ООО "Сочиэлектросетьстрой".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.04.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2013, требования администрации удовлетворены в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0109028:15. Отказ в удовлетворении остальной части требований мотивирован недоказанностью принадлежности участков с кадастровыми номерами 23:49:0136005:9, 23:49:0407005:0132 и 23:49:0402041:63 к землям курорта федерального значения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.09.2013 решение и апелляционное постановление в удовлетворенной части требований оставлены без изменения. В остальной части судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Суд кассационной инстанции указал на необоснованность вывода о недоказанности факта нахождения земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0402041:63, 23:49:0407005:0132, 23:49:0136005:9 в границах округа санитарной охраны курорта. Суды не оценили сведения государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН), не установили источники сведений о нахождении участков в границах второй зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта, включенных в условия имеющихся в деле договоров аренды.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.04.2014, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2014, в удовлетворении требований отказано.
При новом рассмотрении дела судебные инстанции установили, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0402041:63, 23:49:0136005:9 и 23:49:0407005:0132. Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402041:63 предоставлен в аренду Ящуку Д.А по договору от 13.04.2006 N 4910000976; с кадастровым номером 23:49:0407005:0132 - Есоян А.С. по договору от 16.01.2006 N 4910000896; с кадастровым номером 23:49:0136005:9 - ООО "Сочиэлектросетьстрой" по договору от 01.11.2001 N 2346. По обращению органа местного самоуправления о передаче в муниципальную собственность земельных участков соответствующего решения не принято, что послужило основанием для обращения администрации в арбитражный суд. Суды исходили из норм Закона N 244-ФЗ, предусматривающих основания и порядок передачи земельных участков особо охраняемых природных территорий федерального значения из федеральной собственности в собственность муниципальных образований. Для передачи земельных участков из федеральной в муниципальную собственность необходимо два условия в совокупности: нахождение участка в границах округа санитарной охраны курорта федерального значения и регистрация права на участок за Российской Федерацией до вступления в силу Закона N 244-ФЗ.
Исследуя вопрос о вхождении земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0402041:63 (г. Сочи, Адлерский район, с. Веселое, 6), 23:49:0136005:9 (г. Сочи, Лазаревский район, с. Волковка, пер. Школьный, 12), 23:49:0407005:0132 (г. Сочи, Адлерский район, с. Черешня, 81) в границы округа санитарной охраны курорта, суды установили, что в соответствии с Уставом города Сочи Лазаревскому внутригородскому району подчинен Волковский сельский округ, село Волковка, Адлерскому внутригородскому району - села Веселое и Черешня. Подчинение сельских округов городским имеет административный характер, указание на территориальное вхождение сельских округов в границы внутригородских округов Устав не содержит. Поскольку как городские, так и сельские округа являются самостоятельными административно-территориальными единицами, суды пришли к выводу о том, что сельские округа не входят в состав территории городских округов Сочи. С учетом пояснений Управления Росреестра по Краснодарскому краю и ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Краснодарскому краю сведения, отраженные в кадастровом паспорте на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0136005:9 (о расположении участка во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта), суды оценили критически. Судебные инстанции пришли к выводу о недоказанности администрацией права на передачу земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0402041:63, 23:49:0136005:9 и 23:49:0407005:0132, поэтому в удовлетворении требований отказали (т. 6, л.д. 52, 92).
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.09.2013 решение и апелляционное постановление отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела стороны представили суду доказательства передачи земельного участка с кадастровым номером 23:49:0407005:0132 (новый номер 23:49:0407006:2392) в собственность администрации, что подтверждается распоряжением территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае от 23.12.2014 N 870-Р (т.д. 7, л.д. 132) и актом приема-передачи от 23.12.2014 (т. д. 7 л.д. 134-136). Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимо имущество и сделок с ним от 25.05.2015 N 90-7221069 за муниципальным образованием город-курорт Сочи 06.02.2015 за регистрационным номером 23-23/05023/050/012/2015-339/4 зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0407006:2392 (т.д. 7 л.д. 137-138). Из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 23:49:0407006:2392 следует, что ранее присвоенный ему номер соответствовал номеру 23:49:0407005:0132 (т. 7 л.д. 106).
Вместе с тем представитель администрации настаивал на удовлетворении требований в полном объеме, в том числе в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0407005:0132.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.06.2015 бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, выразившееся в непринятии решения о передаче земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0402041:63 (площадью 608 кв. м, по адресу: г. Сочи, Адлерский район, с. Веселое, 6); 23:49:0136005:9 (площадью 2401 кв. м, по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, с. Волковка, пер. Школьный, 12), из федеральной в муниципальную собственность, признано незаконным. Указанным решением суд обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае принять решение о передаче земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0402041:63 (площадью 608 кв. м, по адресу: г. Сочи, Адлерский район, с. Веселое, 6); 23:49:0136005:9 (площадью 2401 кв. м, по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, с. Волковка, пер. Школьный, 12) в муниципальную собственность муниципального образования город-курорт Сочи в месячный срок с момента вступления в законную силу настоящего решения.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.06.2015 отменить, ссылаясь на ничтожность договоров аренды, заключенных в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 23:49:0402041:63, 23:49:0136005:9.
Администрация города Сочи обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.06.2015 отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что спорный земельный участок подлежит передаче в собственность муниципального образования город-курорт Сочи.
Отзыв на апелляционную жалобу представлен не был.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, в судебное заседание не явились, представителей не направили.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы проводилось в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402041:63 площадью 608 кв. м, расположенного по адресу: г. Сочи, Адлерский район, с. Веселое, 6, в ЕГРП 09.06.2006 внесены записи о регистрации права собственности Российской Федерации и права аренды в пользу Ящук Д.А., что подтверждается выписками из ЕГРП от 16.06.2011 (т. 4, л.д. 9) и от 12.05.2015 (т.д. 7 л.д. 122).
В ЕГРП зарегистрировано также право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0136005:9 площадью 2401 кв. м по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, с. Волковка, пер. Школьный, 12 (дата регистрации 28.06.2006); обременение данного права арендой в пользу Размадзе Б.Б. Указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из ЕГРП от 26.05.2011 (т. 1, л.д. 9).
В рамках реализации Закона N 244-ФЗ Департамент имущественных отношений администрации города Сочи направил в Росимущество обращение о передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность земельных участков согласно прилагаемому перечню. В перечень земельных участков от 27.06.2011 N 23 включены участки с кадастровыми номерами 23:49:0402041:63, 23:49:0136005:9 и 23:49:0407005:0132 (т. 4, л.д. 37, 38).
Письмом от 10.08.2011 Росимущество поручило территориальному управлению провести проверку представленных администрацией документов, создать комиссию с целью проверки фактического пользования земельных участков и в случае наличия законных оснований принять решение о безвозмездной передаче земельных участков в муниципальную собственность.
Ссылаясь на бездействие территориального управления, администрация обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198 - 201 АПК РФ для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 95 и пунктом 1 статьи 96 Земельного кодекса Российской Федерации к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов, предназначенные для лечения и отдыха граждан. Земли особо охраняемых природных территорий могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.
Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ) в редакции, действовавшей на дату возникновения спорных правоотношений, особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Курортом является освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры (пункт 5 статьи 31 Закона N 33-ФЗ, статья 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - Закон N 26-ФЗ)) в редакции, действовавшей на дату возникновения спорных правоотношений.
В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны (пункт 2 статьи 32 Закона N 33-ФЗ).
Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей курорта (пункт 3 статьи 32 Закона N 33-ФЗ, статья 1 Закона N 26-ФЗ).
В случае, если земельный участок расположен за пределами округа санитарной (горно-санитарной) охраны, то оснований для отнесения его к землям курортов не имеется.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо собственность поселений, муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, по основаниям, предусмотренным частями 2 - 4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона N 244-ФЗ от 03.12.2008 в собственность поселений, муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, которые указаны в части 1 названной статьи и которые:
1) заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
2) предоставлены органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований либо созданным ими казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям;
3) предусматриваются федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Частью 4 статьи 1 Закона N 244-ФЗ предусмотрено, что из федеральной собственности в собственность муниципальных районов или городских округов наряду с земельными участками, которые указаны в части 3 данной статьи, передаются иные земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности, на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу названного Федерального закона, за исключением земельных участков, которые подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность поселений по основаниям, предусмотренным частями 2 и 3 названной статьи, и земельных участков, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу названного Федерального закона по основаниям, указанным в части 4 статьи 1 Закона N 244-ФЗ.
Исходя из положений части 11 статьи 1 Закона N 244-ФЗ к собственности муниципальных районов или городских округов наряду с земельными участками, которые указаны в части 10 названной статьи и находятся в границах курортов федерального значения, относятся иные земельные участки, право федеральной собственности, на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу названного Федерального закона, за исключением земельных участков, которые относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности поселений по основаниям, предусмотренным частями 8 - 10 настоящей статьи.
В силу пунктов 1 и 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432) правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое осуществляет свою деятельность на территории субъектов Российской Федерации непосредственно через территориальные органы.
Органом, осуществляющим полномочия Российской Федерации по распоряжению федеральным имуществом, находящимся на территории Краснодарского края, является территориальное управление.
Округа санитарной и горно-санитарной охраны включают в себя территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов. В составе округа выделяется до трех зон. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (статья 1 Закона N 26-ФЗ, пункт 11 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденного постановление Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1425).
Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 12.04.1993 N 4766-1 и Совета Министров Российской Федерации от 12.04.1993 N 337 "О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи" предусмотрено, что Сочинский курортный регион является курортом федерального значения; ему придан статус эколого-экономического района с элементами свободной экономической зоны рекреационного типа.
Распоряжением от 12.04.1996 N 591-р утвержден перечень особо охраняемых природных территорий побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение. Названным распоряжением курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов Анапы, Геленджика и Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение.
В соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) в ГКН в качестве дополнительных сведений об объекте недвижимости вносятся сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости, в том числе описание части объекта недвижимости, если такие ограничения (обременения) распространяются на часть объекта недвижимости, в объеме сведений, определенных порядком ведения ГКН.
Порядок ведения ГКН (утвержден приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42) предусматривает в составе структуры записи об объекте недвижимости сведения об учетном номере зоны с особыми условиями использования территорий, если земельный участок частично или полностью расположен в границах такой зоны с особыми условиями использования территорий (пункт 5 части 8 Порядка).
В силу пункта 3 части 2 статьи 14 Закона о кадастре недвижимости сведения, внесенные в ГКН, предоставляются в виде кадастрового паспорта объекта недвижимости.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о кадастре недвижимости сведения вносятся в ГКН органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном порядке документов. Поэтому отсутствие в ГКН сведений о местоположении границ зон с особыми условиями использования города Сочи само по себе не означает, что соответствующие зоны не установлены.
Границы округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта утверждены решением Сочинского исполнительного комитета от 06.04.1977 N 142 "О мероприятиях по улучшению санитарного состояния округа и зон горно-санитарной охраны Сочинского курорта", а также решением от 02.09.1987 N 455 "О согласовании проекта округа и зон санитарной охраны курорта Сочи".
Созданные ранее особо охраняемые природные территории и их охранные зоны сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ).
В ходе рассмотрения дела установлено, что Администрация города Сочи обратилась с заявлением о признании незаконным бездействия ТУ Росимущества по Краснодарскому краю и обязании управления предоставить в муниципальную собственность земельные участки с кадастровым номером 23:49:0109028:15, 23:49:0402041:63, 23:49:0136005:9 и 23:49:0407005:0132.
Установив нахождение земельного участка с кадастровым номером 23:49:0109028:15 в границах внутригородского района города Сочи и в одной из зон округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта федерального значения, отсутствие оснований для его отнесения к федеральной или региональной собственности, суд пришел к обоснованным выводам о наличии необходимых условий для передачи указанного участка в муниципальную собственность и о допущении управлением незаконного бездействия в принятии соответствующего решения.
Указанное обстоятельство установлено решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.04.2013, оставленным в данной части без изменения Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа, лицами, участвующими в деле не обжалуется.
Относительно земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0402041:63, 23:49:0136005:9 и 23:49:0407005:0132, администрация при обращении в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу указала на то, что право собственности на них зарегистрировано за Российской Федерацией до принятия Закона N 244-ФЗ. Факт государственной регистрации права федеральной собственности на указанные участки до вступления в законную силу указанного закона подтвержден имеющимися в деле выписками из ЕГРП.
Таким образом, на правоотношения сторон распространяются положения Закона N 244-ФЗ, в связи с чем, обстоятельства отнесения спорных участков к землям курортов является установленным.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402041:63 предоставлен в аренду Ящуку Д.А по договору от 13.04.2006 N 4910000976; с кадастровым номером 23:49:0407005:0132 - Есоян А.С. по договору от 16.01.2006 N 4910000896; с кадастровым номером 23:49:0136005:9 - ООО "Сочиэлектросетьстрой" по договору от 01.11.2001 N 2346.
Согласно пунктам 1.1 договоров аренды от 16.01.2006 и от 13.04.2006 (том 4, л.д. 108, 113) и кадастровых паспортов указанных участков следует, что участки с кадастровыми номерами 23:49:0402041:63 и 23:49:0407005:0132 расположены во второй зоне округа санитарной охраны курорта. Согласно пункт 6.6 сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города-курорта Сочи от 13.11.2013 земельный участок с кадастровым номером 23:49:0136005:9 расположен во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта (том 6, л.д. 8-10). По сведениям ГКН, отраженным в кадастровом паспорте от 31.10.2013 N 2343/12/13-951797 (том 6, л.д. 13-15), земельному участку с кадастровым номером 23:49:0136005:9 установлен особый режим использования земли (вторая зона округа горно-санитарной охраны курорта).
Также, судом установлено, что в силу статьи 2.1 Закона Краснодарского края от 01.04.2004 N 679-КЗ (ред. от 03.06.2009) "Об установлении границ муниципального образования город-курорт Сочи и наделении его статусом городского округа", в состав муниципального образования город-курорт Сочи входят такие населенные пункты, как: село Веселое; село Волковка; село Черешня, к которым территориально относятся земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0402041:63, 23:49:0136005:9 и 23:49:0407005:0132 соответственно.
Таким образом, представленные материалы дела свидетельствуют о том, что установленные для применения положений Закона N 244 требования к заявленным для передачи в собственность муниципального образования земельным участкам, в рассматриваемом случае соблюдены.
Спорные земельные участки находятся в границах курорта федерального значения г. Сочи, относятся к особо-охраняемой природной территории, право собственности Российской Федерации на них было зарегистрировано до вступления в законную силу Закона N 244-ФЗ, в связи с чем они подлежат передаче муниципальному образованию городу-курорту Сочи в муниципальную собственность.
Представленными в материалы дела распоряжением территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае от 23.12.2014 N 870-Р (том 7, л.д. 132) и актом приема-передачи от 23.12.2014 (том 7 л.д. 134-136), подтверждается факт передачи земельного участка с кадастровым номером 23:49:0407005:0132 (новый номер 23:49:0407006:2392) в собственность администрации. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимо имущество и сделок с ним от 25.05.2015 N 90-7221069 за муниципальным образованием город-курорт Сочи 06.02.2015 за регистрационным номером 23-23/05023/050/012/2015-339/4 зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0407006:2392 (т.д. 7 л.д. 137-138). Из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 23:49:0407006:2392 следует, что ранее присвоенный ему номер соответствовал номеру 23:49:0407005:0132 (том 7 л.д. 106).
Таким образом, судом установлен факт передачи земельного участка с кадастровым номером 23:49:0407005:0132 (новый номер 23:49:0407006:2392) в муниципальную собственность, а в отношении спорных земельных участков с кадастровыми номерами: 23:49:0402041:63, 23:49:0136005:9 имеется в наличии совокупность установленных Законом N 244-ФЗ условий для передачи в муниципальную собственность, в связи с чем бездействие территориального управления в отношении данных земельных участков является незаконным и нарушает права заявителя по делу.
Довод территориального управления о том, что заключенные в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 23:49:0402041:63, 23:49:0136005:9 договоры аренды является недействительным, судом апелляционной инстанции отклоняется, так как обстоятельства, на которые ссылается управление не создают препятствия для передачи земельного участка в муниципальную собственность в порядке, определенном Законом N 244-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы администрации судебной коллегией признаются несостоятельными, противоречащими представленным материалам дела.
Доводы апелляционных жалоб не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Исследовав представленные материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что судом первой инстанции верно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права (ч. 2 ст. 65 АПК РФ).
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы управления и отмены решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.06.2015 по делу N А32-34714/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-34714/2011
Истец: Администрация г. Сочи, Администрация муниципального образования город-курорт Сочи
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
Третье лицо: Гузева Елена Николаевна, Гузеева Елена Николаевна, Есоян Анжик Сергеевна, ООО "Сочиэлектросетьстрой", Рамадзе Бесик Бахвович, ТУ ФА ПО УГИ по КК, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Ящук Даниил Анатольевич, Ящук Даниил Антонович, ТУ ФАУГИ по КК, ТУФА по УГИ по г. Москва
Хронология рассмотрения дела:
08.12.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8506/15
21.08.2015 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13275/15
23.06.2015 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-34714/11
21.10.2014 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7843/14
09.08.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11212/14
30.04.2014 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-34714/11
09.09.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4950/13
02.07.2013 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7299/13
12.04.2013 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-34714/11